Конспект урока
по теме «Вот они – нашей дороги строители!»
ФИО учителя Соменко Ирина Владимировна
Место работы МБОУ СОШ №7 города Костромы
Должность учитель русского языка и литературы
Предмет русский язык
Класс 6 класс
Тема урока «Вот они - нашей дороги строители!»
Учебник под редакцией В.Я.Коровиной
Тип урока Комбинированный урок Цель урока: показать отношение Н.А. Некрасова к людям труда и их угнетателям; помочь учащимся представить картины и людей, в них изображённых; учить выразительному чтению стихотворения
Задачи урока:
Образовательные:
Обозначить главную тему поэзии Н.А.Некрасова;
Определить место стихотворения «Железная дорога» в творчестве поэта;
Познакомить со структурой стихотворения;
Акцентировать внимание на время, в которое создавалось стихотворение;
Выявить непреходящее значение стихотворения
Развивающие:
Развивать умения языкового анализа поэтического текста, расширение словарного запаса;
Развитие речи учащихся;
Формировать умения анализировать, выбирать главное, делать вывод, высказывать свое мнение
Воспитательные:
Работать над совершенствованием связной устной речи, культурой речи ;
Воспитывать любовь к родному краю, к литературе
Оборудование: распечатки заданий, проектор, аудиозапись стихотворения
Формы работы учащихся: лекция учителя,фронтальная беседа, работа в парах. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Время
( мин.)
| Деятельность
учителя
| Деятельность ученика
| 1
| Оргмомент.
| 1 мин
| Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
| Приветствие. Подготовка учащихся к уроку.
Запись в тетради даты и вида работы.
| 2
| Мотивационный момент. Эмоциональный старт.
| 3 мин
| Этот человек пошел против воли своего отца. Отказался поступать на военную службу. Не смог сдать экзамены в университет. Лишился материальной поддержки отца, сам зарабатывал себе на жизнь. «Ровно три года, вспоминал он позже, - я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не просто плохо, не только впроголодь, но и не каждый день». Бладая твердым характером, он дал себе слово «не умереть на чердаке», Бедствия, выпавшие на его долю, нашли отражение в его поэзии, страстной и страдальческой.
Ребята, как вы думаете, о творчестве какого поэта мы сегодня поговорим?
Сайд 1
|
О творчестве Н.А.Некрасова
| 3
| Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме
| 4 мин
| Ребята, что вы знаете о Некрасове?
Какие произведения поэта нам известны? О чем они?
Слайды 2,3,4
|
| 4
| Формулирование темы и цели урока.
| 5 мин
| Ещё одно стихотворение о человеческих муках и страданиях - «Железная дорога». С чего начинается стихотворение?
Прочитайте его
Зачем нужен эпиграф?
О чем мы узнаем из эпиграфа?
А кто такой граф, мог ли он один построить железную дорогу? Сформулируйте тему нашего урока
Я чуть-чуть подкорректирую ваши варианты и запишу тему цитатой из текста: «Вот они – нашей дороги строители!». Запишите тему к себе в тетрадь.
Слайд 5
Какова цель урока?
| С эпиграфа
Ва н я (в кучерском армячке).
Папаша! кто строил эту дорогу?
П а п а ш а (в пальто на красной подкладке), Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Разговор в вагоне
В нем заключается тема произведения
О железной дороге, которую построил граф
Богатый, знатный человек. Нет
Варианты детей
Проанализировать стихотворение «Железная дорога» и ответить на вопрос «Кто является настоящим строителем железной дороги?»
| 5
| Организация восприятия и осмысления новой информации
| 5 мин
| Стихотворение «Железная дорога» воспроизводит картины строительства железной дороги между Петербургом и Москвой в 1842-1852 годах.
Руководить строительством Николай 1 поручил графу Петру Андреевичу Клейнмихелю, деспотичному, жестокому человеку. На постройке дороги работали тысячи чернорабочих, нанятых главным образом из крестьян. Отношение к ним было бесчеловечное: получали они за тяжёлую, каторжную работу в среднем около трех рублей в месяц, у них не было необходимой одежды и обуви. За малейшее ослушание их жестоко наказывали плетьми. Чтобы щегольнуть перед царем быстротою стройки, Клейнмихель не щадил здоровье и жизни рабочих. Сотни и тысячи их умирали от недоедания, болезни, холода.
Работа с картинами на слайдах
Слайды 6, 7
|
Описывают людей на картинах и тяжесть их труда
| 6
| Восприятие и осознание нового материала
| 11 мин
| История, описанная Некрасовы в эпиграфе, произошла на самом деле. Однажды он ехал в поезде и услышал разговор отца с сыном. Испытав на себе все тяготы жизни, он не смог промолчать и оставить мальчика в «обоянии», т.е. в неведении, не стал скрывать правду. Давайте послушаем, какую правду Некрасов открывает ребенку.
|
Слушают стихотворение (аудиозапись из фонохрестоматии к учебнику по литературе)
| 7
| Осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
| 3 мин
| Кто, по мнению Некрасова, построил железную дорогу?
Какими предстают перед нами истинные строители железной дороги?
| Отвечают на вопросы учителя.
Воспринимают ответы других, корректируют свою точку зрения.
| 8
| Работа с художественной деталью (в парах)
| 7 мин
| Сейчас объединитесь в пары и поработайте с заданием на карточке: «Каким увидел народ Н.А.Некрасов». На эту работу 4 минуты
Проверим
Слайд 8
С помощью какой части речи поэт сумел нарисовать живую картину тяжёлой жизни и бесправие строителей дороги?
Найдите эти глаголы
| В парах участвуют в обсуждении содержания материала, анализируют художественные детали, заполняют кластер
Выразительные глаголы «надрывались», «мерзи», «мокли», «болели», «грабили», «секло», «давила» делают картину более зримой, конкретизирует образы.
| 9
| Обобщение изученного на уроке
| 5 мин
| Кто же является истинными строителями железной дороги?
Столько сил люди потратили, а что получили взамен?
Получается, что Некрасов написал стихотворение только для того, чтобы показать какую-то безысходность в жизни крестьян, их обездоленность, бесправие.Зачем же в эпиграф поэт вставляет разговор генерала и мальчика Вани?
| Отвечают на вопросы учителя.
Воспринимают ответы других, корректируют свою точку зрения.
Стихотворение впрямую обращено к детям, образуя разговор с мальчиком Ваней. Посвящение подчеркивает, что единственно возможный собеседник в данном случае — ребенок. Когда вмешается генерал, категорически и безапелляционно отрицающий роль народа, рассказчик произносит только одну фразу: «Я говорю не для вас, а для Вани...» С генералом говорить нечего, он не заслуживает спора и правды, а вот дети еще не безнадежны, они могут многое понять. На них надеется Некрасов, в них он видит залог бессмертия народа. | 10
| Домашнее задание.
| 1 мин
| Прочитать поэму «Дедушка»
| Записывают домашнее задание в дневник
|
ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку по теме «Вот они – нашей дороги строители!» |