1
| Что такое
изобразительное
искусство.
|
| Ознакомительный урок.
Дать детям представление об изобразительном искусстве, его роли в жизни людей, познакомить с терминами «художник», «художественная галерея», «мастерская художника», «зритель».
| Нарисовать то,
что умеем и любим рисовать.
| Личностные:
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты
в познавательной сфере — начало понимания значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; в ценностно-эстетической сфере — умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного в 1 классе); проявление устойчивого интереса художественным традициям своего и других народов;
| Цветные кра-
ски, цветные
карандаши
| Произвольный – по выбору учащихся
| Зрительный ряд: образцы работ знаменитых художников
в разных материалах и жанрах; детские работы по те урока.
Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Картинки с выставки».
| 1
|
2
| Превращаем
точку и линию
в рисунок.
Что за линия
такая?
|
| Знакомство с видом изобразительного искусства — графика, её выразительными средствами
(точка, линия, тон).
| Нарисовать
дождик.
| Гелиевые
ручки, графитный или
угольный карандаш
| Точка, штрих,
линия
| Зрительный ряд: образцы
работ знаменитых художников в графике (с примерами
использования различных
средств графики), детские
работы по теме урока.
| 1
|
3
| Учимся рисовать кистью
|
| Знакомство с видом изобразительного искусства — живопись, материалы жи-
вописи (акварельные, гуашевые краски), приемами работы кистью (пятно, мазки, линия) на основе
приемов росписи.
| Нарисовать
цветы.
| Гуашевые и
акварельные
краски, круг-лые кисти
| Различные при-
емы работы ки-
стью
| Зрительный ряд: образцы работ знаменитых художников
живописцев (масло, акварель, гуашь), приемы работы кистью, детские работы по теме урока.
Литературный ряд: стихи о птицах.
Музыкальный ряд:
Ю. Визбор «Под небом голубым, есть город золотой»,
П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Вальс цветов».
| 1
|
4
| Из пятна
получаем птицу
|
| Продолжение знакомства
с выразительными средствами графики (пятно, силуэт), закрепление работы кистью.
| Нарисовать
птицу по образцу городецкой
росписи.
| Гуашь черно-
го, красного,
белого цветов, круглые
кисти
| Работа кистью
по силуэту, использование
приемов работы кистью
точка, линия,
капля
| Зрительный ряд: образцы работ по Городецкой росписи
(птицы, конь) приемы работы кистью, детские работы по теме урока.
Литературный ряд: стихи о птицах.
Музыкальный ряд: детская песенка «Кто же такие птички?»
| 1
|
5
| Зима, весна,
осень, лето — все это три основных цвета
|
| Знакомство с цветом как основой языка живописи, тремя основными цветами, приемами заливки
краской большой поверхности листа.
Знакомство с понятием «светлота» и «насыщенность цвета».
| Нарисовать сказочную страну,
в которой живет
одна из красок.
| Гуашевая
или акварельная краска одного
цвета (синий
или красный,
или желтый)
с включением белой и
черной кра-
сок, плоские
и круглые
кисти
| Работа кистью
методом заливки по всей
поверхности листа
| Зрительный ряд: образцы работ художников в теплом,
холодном колорите с доминированием одного из основных цветов, приемы заливки листа
краской и смешения основных цветов с белилами и черной
краской, фотографии пейзажей, где наглядно видно доминирование одного из цветов
(пустыня, закат, море и т.д.), детские работы по теме урока.
Литературный ряд: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», стихи по теме.
Музыкальный ряд: М. Чюрленис «Море».
| 1
|
6
| Радуга
|
| Продолжение знакомства с цветом как основой языка живописи, знакомство
с производными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый) и их оттенками.
| Нарисовать
радугу.
| Гуашевые
краски, кру-
глые и пло-
ские кисти
| Работа на па-
литре методом
смешения кра-
сок
| Зрительный ряд:образцы работ художников и фотографии
с изображением пейзажа с радугой, таблицы по цветоведению, детские работы по теме урока.
Литературный ряд: С. Я. Маршак стихотворение «Радуга».
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Времена года», Шопен «Ноктюрн».
| 1
|
7
| Веселые
и грустные цвета
|
| Закрепление ранее полученных знаний по цвету, знакомство с возможностью цвета создавать настроение, эмоциональный настрой.
| Нарисовать
окружение веселого или грустного сказочного
персонажа.
| Гуашевые и
акварельные
краски, кру-
глые и пло-
ские кисти.
| Учащиеся, смешивая краски, с
помощью цвета
изображают настроение этого
персонажа.
| Зрительный ряд: образцы работ художников наиболее ярко передающие эмоциональный настрой с помощью цвета; таблицы по цветоведению; детские работы по теме урока.
Литературный ряд: стихи о цветах; яркие, выразительные образы.
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский «Щелкунчик» («Вальс цветов») увертюра к «Спящей красавице».
| 1
|
8
| Падают, падают
листья
|
| Знакомство с приемами работы с натуры, понятием «форма» предмета,
закрепление умений работать с цветом с помощью карандашей и красок.
| Нарисовать с
помощью натуры осенние листья различных
деревьев.
| Краски, цвет-
ные каранда-
ши, круглые
и плоские
кисти.
| Рисование
осенних листьев с натуры,
работа карандашом и кистью.
| Зрительный ряд: образцы работ художников с изображением осеннего натюрморта; таблицы по цветоведению, пособие с этапами рисования
листьев различных деревьев
с натуры; детские работы по теме урока.
Литературный ряд: фрагмент стихотворения И. Бунина «Листопад».
Музыкальный ряд: Ф.Шопен «Ноктюрн», П.
| 1
|
9
| Золотая осень
|
| Знакомство с понятием «композиция», развитие умения работать в команде.
| Выполнить коллективное панно.
| Краски и
цветная бумага, круглые и
плоские кис-
ти, ножницы,
клей.
| Учащиеся рисуют или вырезают из цветной бумаги
листья различной формы.
| Зрительный ряд: образцы
работ художников с изображением осеннего пейзажа;
схемы композиционных построений; пособие с этапами рисования.
| 1
|
10
| Картина, которую можно
«увидеть»
руками
|
| Знакомство с видом изобразительного искусства — скульптура, понятием «рельеф», с приемами работы пластилином (раскатывание сплющивание, отщипывание, сгибание).
Продолжение знакомства с понятием «композиция».
| Вылепить ре-
льефным кон-
туром осенний
( сказочный )
пейзаж (можно
с включением
персонажей) на картоне.
| Пластилин,
цветной кар-
тон, стеки.
| Заполнение поверхности
картона законченным рельефным изображением.
Приемы работы с пластилином (раскатывание
сплющивание,
отщипывание,
сгибание).
| Зрительный ряд: образцы работ художников РТ, РФ, мира
(скульптура), пособие «Приемы работы пластилином»,
детские работы по теме урока.
Литературный ряд: произведения о животных (отрывки):
Чарушин, Пришвин, Бианки, Есенин.
Музыкальный ряд: С.С. Прокофьев «Петя и волк».
| 1
|
11
| Сказочная
птица
|
| Продолжение знакомства с понятием «объем» как языка скульптуры.
Знакомство с выразительными возможностями разнофактурной бумаги; понятием «коллаж».
Начальные навыки объемной работы с бумагой.
| Выполнить в
технике объемной аппликации
или коллажа
сказочную птицу.
| Цветная и
разнофактур-
ная бумага,
ножницы
клей.
| Вырезание, наклеивание, совмещение фактуры и цвета
бумаги.
| Зрительный ряд: образцы
ДПИ с изображением птиц, фотографии и иллюстрации
различных нарядных и сказочных птиц; детские работы по теме урока
Литературный ряд: фрагменты из сказок «Иван Царевич и серый волк», «Конёк горбунок» Ершова; раздел
о Жар-птице. Птица Сирин, Птица Гамаюн – фольклорные персонажи.
Музыкальный ряд: И.Ф. Стравинский «Петрушка».
| 1
|
12
| Игрушка «Вкусная пластика»
|
| Знакомство с понятием круглая скульптура, различными видами формы народных игрушек (дымковская, каргопольская, татарская-актюбинская и т.д.).
| Выполнить из
теста фигурки животных и
людей (на при-
мере народной игрушки).
| Работа с
пластилином
| Приемы работы
пластилином)
скатывание
оттягивание,
вдавливание,
прищывание
примазывание,
скручивание и
плетение
| Зрительный ряд: образцы,
фотографии и иллюстрации
народных игрушек; пособие с приемами работы пластилином;
Литературный ряд: стихи
об игрушках (С.Я. Маршак,
А.Барто). Рассказы о животных (С.Томсон, Е. Чарушин).
Музыкальный ряд: И.Ф. Стравинский «Петрушка», народные плясовые мелодии, желательно обратить внимание
учащихся на звучание отдельных инструментов, таких как гармонь, рожок, балалайка и т.п.
| 1
|
13
| Как рождается
узор
|
| Первоначальное знакомство с понятием «стилизация».
| Выполнить де-
коративную
композицию из
стилизованных
изображений
ромашки, колокольчика, тюльпана и т.д.
| Гелиевая
ручка, графитный карандаш.
| Превращение
реалистичной
формы цветка
в стилизован-
ное изображе-
ние. Линейный
рисунок.
| Зрительный ряд: образцы
произведений народных мастеров с простыми орнаментами; пособие по стилизации
цветов и растений; детские работы по теме урока.
Литературный ряд: Г.Блинов «Чудо-кони, чудо-птицы». А. Бар-
то «Барабанщик», стихи об орнаментах, узорах.
Музыкальный ряд: Г.В. Свиридов «Время вперёд», «Метель», И.С.Бах «Шутка»
| 1
|
14
| Украшаем
игрушку
|
| Знакомство с простейшими
орнаментальными мотивами на примере украшения народных игрушек (дымковская, каргопольская, татарская-актюбинская и т.д.).
| Расписать вы-
лепленную ранее фигурку.
| Гуашевые
краски, кру-
глые и плос-
кие кисти.
| Использование
приемов рабо-
ты кистью (кап-
ля, точка, ли-
ния и т.д.) при
украшении
| Зрительный ряд: образцы,
фотографии и иллюстрации
народных игрушек; пособие
с приемами работы кистью;
детские работы по теме урока.
| 1
|
15
| Узор — это
украшение
|
| Знакомство с понятиями
«ритм» и «чередование» в
орнаменте. Развитие навыков составления орнаментальной
композиции в полосе.
Получение первичных навыков работы с бумагой: складывание, вырезание и
т.д.
| Изготовить за-
кладку для книги.
| Цветная бу-
мага, гуашь
(на выбор),
н о ж н и ц ы
клей, кисти.
| Вырезание
наклеивание,
последователь-
ное нанесение
узора.
| Зрительный ряд: образцы,
фотографии и иллюстрации
изделий народных мастеров
ДПИ; пособие «Орнамент
в полосе, круге, квадрате и т.д.»; детские работы по теме урока.
Литературный ряд: стихи о морозных узорах, цветах и украшениях.
Музыкальный ряд: классическая музыка со звучанием отдельных инструментов по выбору педагога.
| 1
|
16
| Морозные
узоры
|
| Закрепление знаний о закономерностях построения орнамента.
Знакомство с понятиями «узор», «декор» в природе.
| Нарисовать
зимний узор,
украшающий
зимнее окно.
| 1 вариант:
белая гуашь,
цветная бу-
мага;
2 вариант:
в о с к о в ы е
мелки (свеча), акварельные краски, белая бумага, кисти
| Сопоставление
рукотворного
узора с природ-
ным (роса, пау-
тина, морозные
узоры на окнах
и т.д.), работа
кистью.
| Зрительный ряд: фотографии явлений природы (роса,
паутина, морозные узоры и т.д.), образцы изделий народных мастеров ДПИ (хохлома,
урало-сибирская роспись и т.д.), детские работы по теме урока.
Литературный ряд: стихотворения о зиме.
Музыкальный ряд: И.Ф. Стравинский «Петрушка», народные хороводные песни (русские и татарские).
| 1
|