Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20
с углубленным изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНА на заседании школьного МО учителей начальных классов
Протокол
от « 25» июня 2013г.
№ _____
| СОГЛАСОВАНА заместитель директора
по УВР
_______Кондратенко О.И. (подпись)
от « 25» июня 2013г.
| РАССМОТРЕНА на заседании педагогического совета
школы
Протокол
от 29» августа 2013г.
№ 1
| УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ
«СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов»
Приказ «31» августа 2013г.
№ 405-р
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу
« В мире книг»
3 класс
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации программы:1год
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа клуба «В мире книг» составлена на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы» (под редакцией Н.Ф. Виноградовой)-М: Вентана – Граф, 2012.-192с.
Общие цели начального общего образования по учебному курсу «В мире книг»
1)понимание литературы как явления национальной и мировой культуры;
2)осознание значимости чтения для личного развития.
На основании приказа по школе «О режиме и графике работы школы
№ 353-р от 22.08.2013г. число учебных недель в 2013-2014 году составляет 34 рабочие недели (34 ч), поэтому в рабочую программу внесены изменения.
№ п/п
| Наименование раздела (темы)
| Кол-во часов в примерной (авторской) программе
| Кол-во часов в рабочей программе
| Обоснование
| 1
| Дети — герои книг
| 3ч
| 4ч
| Приобретение жизненного опыта на примерах поступков героев детских книг; умение оценивать поведение героев с точки зрения морали
| Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской.
Формы организации учебного процесса: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли II .Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Цель данного курса внеурочной деятельности «В мире книг»:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг.
Задачи:
- расширять литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов;
- формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
Преемственность курса внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Содержание клубных занятий создает условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На клубных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. III. Описание места курса внеурочной деятельности «В мире книг» в учебном плане.
Программа во втором классе рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий один раз в неделю. В 2013-2014 учебном году число учебных недель составляет 34 рабочие недели (34 ч), поэтому в рабочую программу внесены изменения.
№
п/п
| Наименование темы
| Количество часов в авторской программе
| Количество часов в рабочей программе
| 1
| История книги. Библиотеки
| 4ч
| 4ч
| 2
| По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
| 3ч
| 3ч
| 3
| Книги-сборники. Басни и баснописцы
| 3ч
| 3ч
| 4
| Книги о родной природе
| 3ч
| 3ч
| 5
| Книги Л.Н. Толстого для детей
| 3ч
| 3ч
| 6
| Животные — герои детской литературы
| 4ч
| 4ч
| 7
| Дети — герои книг
| 3ч
| 4ч
| 8
| Книги зарубежных писателей
| 2ч
| 2ч
| 9
| Книги о детях войны
| 3ч
| 3ч
| 10
| Газеты и журналы для детей
| 3ч
| 3ч
| 11
| «Книги, книги, книги...»
| 2ч
| 2ч
|
| ИТОГО:
| 33ч
| 34ч
| В рабочую программу добавлен 1 ч по теме «Дети — герои книг». IV. Описание ценностных ориентиров внеурочной деятельности «В мире книг».
Содержание программы клуба «В мире книг» создает возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа клуба «В мире книг» – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержания занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информация о книге как из ее аппарат, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опят и эрудицию. V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире книг».
В результате освоения программы клуба «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
VI. Содержание программы курса внеурочной деятельности «В мире книг»
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Сказители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и JI.H. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон- Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги...» (2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?».
Универсальные учебные действия:
работать с книгой-сборником басен И. Крылова;
сравнивать басни по структуре и сюжету;
выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
собирать информацию для библиографической справки об авторе;
составлять таблицу жанров произведений писателя;
выполнять поисковую работу по проекту;
презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
находить по каталогу нужную книгу;
заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
писать отзыв о книге или героях книги;
пользоваться библиографическим справочником;
рассматривать и читать детские газеты и журналы;
находить нужную информацию в газетах и журналах;
собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
готовить материал для классной и школьной газеты;
пользоваться электронными газетами и журналами.
VII. Тематическое планирование
«В мире книг» 3 класс
34 ч
| № п/п
| Наименование раздела программы, тема
| Часы учебного времени
| Характеристика деятельности обучающихся (основные учебные умения и действия
| Плановые сроки прохождения учебного материала
| Примечание
| по плану
| фактически
|
|
| История книги. Библиотеки
| 4ч
| уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д
выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
собирать информацию для библиографической справки об авторе;
составлять таблицу жанров произведений писателя;
выполнять поисковую работу по проекту;
презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
находить по каталогу нужную книгу;
заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
писать отзыв о книге или героях книги;
пользоваться библиографическим справочником;
рассматривать и читать детские газеты и журналы;
находить нужную информацию в газетах и журналах;
собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
готовить материал для классной и школьной газеты;
пользоваться электронными газетами и журналами.
|
|
|
|
| Книги-сборники былин, легенд, сказов.
| 1
|
|
|
|
| Первые книги. Библия. Детская библия.
| 1
|
|
|
|
| Летописи. Рукописные книги.
| 1
|
|
|
|
| История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. Игра «Обслужи одноклассников»
| 1
|
|
|
|
| По дорогам сказок. Сказки народные и литературные
| 3ч
|
|
|
|
| Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина».
| 1
|
|
|
|
| Сказки бытовые, волшебные, о животных.
| 1
|
|
|
|
| Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская». Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
| 1
|
|
|
|
| Книги-сборники. Басни и баснописцы
| 3ч
|
|
|
|
| История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги- сборника.
| 1
|
|
|
|
| Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами.
| 1
|
|
|
|
| Герои басен. Инсценирование басен.
| 1
|
|
|
|
| Книги о родной природе
| 3ч
|
|
|
|
| Родные поэты.
| 1
|
|
|
|
| Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.
| 1
|
|
|
|
| Проект «Краски и звуки поэтического слова».
| 1
|
|
|
|
| Книги Л.Н. Толстого для детей
| 3ч
|
|
|
|
| Книги Л.Н. Толстого для детей.
| 1
|
|
|
|
| Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на¬родных сказок.
| 1
|
|
|
|
| Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах). Проект
| 1
|
|
|
|
| Животные — герои детской литературы
| 4ч
|
|
|
|
| Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.
| 1
|
|
|
|
| Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».
| 1
|
|
|
|
| Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере¬водчики рассказа. Отзыв.
| 1
|
|
|
|
| Художники-иллюстраторы книг о животных.
| 1
|
|
|
|
| Дети — герои книг
| 4ч
|
|
|
|
| Дети — герои книг. Типы книг.
| 1
|
|
|
|
| Книги-сборники произведений о детях.
| 1
|
|
|
|
| Литературная игра «Расскажи о героях детских книг — твоих сверстниках».
| 1
|
|
|
|
| Проект «Расскажи о любимом писателе».
| 1
|
|
|
|
| Книги зарубежных писателей
| 2ч
|
|
|
|
| Книги зарубежных писателей.
| 1
|
|
|
|
| Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях.
| 1
|
|
|
|
| Книги о детях войны
| 3ч
|
|
|
|
| Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация
| 1
|
|
|
|
| Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».
| 1
|
|
|
|
| Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).
| 1
|
|
|
|
| Газеты и журналы для детей
| 3ч
|
|
|
|
| Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале.
| 1
|
|
|
|
| Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.
| 1
|
|
|
|
| Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.
| 1
|
|
|
|
| «Книги, книги, книги...»
| 2ч
|
|
|
|
| Создание классной газеты «Книгочей».
|
|
|
|
|
| Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея.
| 1
|
|
|
|
VIII. Описание материально-техническоего обеспечения образовательного процесса
№ п/п
| Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения.
| Количество
|
| Книгопечатная продукция
| 1.
2..
3.
| Основная литература
Волина, В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.-448С.
Кочурова, С.Н. Большой сюрприз для «классной» компании.-Ярославль. «Академия развития»-2002.-220с.
Леднев, В.С. Содержание образования: Учебное пособие.-М.: Высшая школа, 1989.-360С
|
1 (100%)
1 (100%) 1 (100%)
|
| Литература дополнительная:
Лютова, О.А. «Литературные игры и праздники в начальной школе» (методическое пособие) –М.: ТЦ Сфера, 2006.
Михайлова, М.А. Детские праздники.-Ярославль. «Академия развития»-2000.-240с.
Пахомова, Е.М. Классный час в начальной школе//Начальная школа.-1985.-№5.-С.62-63.
|
1 (100%) 1(100%)
| Печатные пособия
| 1.
| Комплект таблиц "Литературное чтение 3 класс" (16 таблиц):
1. На острове Буяне. Фольклор.
2. Какие бывают загадки.
3. Пословицы.
4. Сказки народные и литературные.
5. Иван Андреевич Крылов.
6. Александр Сергеевич Пушкин.
7. Иван Сергеевич Тургенев.
8. Стихи русских поэтов о родной природе.
9. Лев Николаевич Толстой.
10. Стихи о Родине.
11. Читаем о братьях наших меньших.
12. Читаем о детях и для детей
13. Зарубежные сказочники.
14. Книги о животных.
15 . Зарубежные сказочники.
16. По страницам любимых книг.
| 1 (100%)
| 2.
| Портреты выдающихся русских и советских писателей (15 штук):
Х.К.Андерсен
В.Гримм
Я.Гримм
П.П.Ершов
И.А.Крылов
Д.Н.Мамин-Сибиряк
С.Я.Маршак
С.В.Михалков
Н.Н.Носов
К.Г.Паустовский
Ш.Перро
А.С.Пушкин
А.Н.Толстой
К.Д.Ушинский
К.И.Чуковский
| 1 (100%)
| Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
| Электронные учебные пособия
| 1.
| Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. Литературное чтение. 3 класс.
| 1(100%)
| Технические средства
| 1.
| Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
| 1(100%)
| 2.
| Магнитная доска.
| 1(100%)
| 3.
| Персональный компьютер с принтером.
| 1(100%)
| 4.
| Мультимедийный проигрыватель.
| 1(100%)
| Оборудование класса
| 1.
| Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
| 14 (100%)
27 (100%)
| 2.
| Стол учительский
| 1 (100%)
| 3.
| Компьютерный стол
| 1 (100%)
| 4.
| Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр
| 2(100%)
| 5.
| Сенсорные кресты
| 2(100%)
| |