№
п/п
| Тема урока
| Количество часов
| Предметное содержание
| Требования к уровню подготовленности учащихся
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее
задание
| Формируемые УУД
| Формирование библиографических умений
|
Устное народное творчество (16 часов)
|
1.
| «Произведения фольклора»
Загадки. Какие бывают загадки. В.Даль «Старик-годовик» (загадка-сказка)
Доп. чтение: загадки
| 1
| Понятие о загадке. Виды загадок. Выразительное чтение загадок наизусть
| Знать:
– жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;
– особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);
– различия жанров.
Уметь:
– называть произведения и выделять их особенности;
– определять тему и
жанр произведения;
– называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных);
– определять главную мысль сказки;
– делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды;
– сравнивать сказки (былины) разных народов;
– самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;
– характеризовать особенности речи сказителя;
– использовать при чтении средства выразительности: темп, пауза, интонация;
– работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлением, аннотацией
|
| Хрестоматия, с. 3, чтение; тетрадь № 1, с. 7, задание 3
| Регулятивные: самостоятельная организация рабочего места, определение темы, цели, учебных задач, планирование, взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка.
Познавательные: ориентация в учебнике, отбор необходимых источников информации, анализ, сравнение, составление плана.
Коммуникативные: участие в диалоге, аргументация собственного мнения, чтение вслух и про себя текстов, понимание прочитанного, пересказ.
Личностные: освоение личностного смысла учения, принятие базовых ценностей: «добро», «справедливость».
| Работа с аппаратом учебника
|
2.
| «Произведения фольклора»
Пословицы. Какие бывают пословицы.
Доп. чтение: пословицы
| 1
| Пословица, темы пословиц. Особенности построения пословиц. Конкурс «Знаток русских пословиц и загадок»
|
| Хрестоматия, с. 4–5, чтение, выполнение заданий; т., с. 9, з.5
|
|
3-4
| Русские народные сказки.
"Самое дорогое", "Про Ленивую и Радивую"
| 2
| Присказка. Виды присказок. Рассказывание
знакомых сказок с разными присказками.
Определение смысла ( главной мысли) сказки.
Рассказывание сказки от лица одного из героев
| Присказка, зачин, концовка сказки. Выделение языковых средств художественной выразительности.
| Учебник, с. 13–22, пересказ; тетрадь, с. 11, задание 5
| Работа со справочниками с целью толкования слов
|
5.
| Слушание и работа с детскими книгами. Сказки о животных.
Доп. чтение:
русская народная сказка
"Лиса и Котофей Иваныч "
| 1
| Повторение. Слушание русской народной сказки о животных. Работа с книгой-сборником. Предисловие, послесловие
|
| Хрестоматия, с. 26–31, выполнение заданий; тетрадь, с. 14, задание 1
| Работа с книгой: предисловие, послесловие
|
6.
| Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»
Доп.чтение: башкирская народная сказка «Умная внучка» (в пересказе А.Платонова)
| 1
| Особенности сказок с загадками, развитие сюжета.
Сравнение героев положительных и отрицательных.
Сравнение русской народной сказки с башкирской народной сказкой в обработке А.Платонова
| деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям
| Учебник, с. 22–27, чтение, выполнение заданий; тетрадь, с. 17, задание 5
|
|
7-8
| Волшебные сказки. Русская народная сказка "Царевич Нехитер-Немудёр".
О присказках
| 2
| Понятие: волшебные сказки. Их особенности:
чудеса, превращения, повторы, борьба добра и зла.
Выразительное чтение эпизодов о чудесах.
Рассказывание сказки. Сравнение бытовых и
волшебных сказок
| Понятие: волшебные сказки. Герои сказки. Развитие событий и их последовательность.
| Учебник, с. 28–37, художественный пересказ; тетрадь, с. 20, задание 7
| Работа с аппаратом книги
|
9.
| Слушание и работа с детскими книгами. «Сказки народов России»
Доп. чтение:
Русская народная сказка "Елена
Премудрая", чукотская народная сказка "Девушка и месяц"
| 1
| Слушание русской народной сказки "Елена
Премудрая". Сравнение книг с народными сказками
| деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям
| Хрестоматия, с. 31–38, 98–106, пересказ по выбору; тетрадь, с. 21, задания 5, 7
|
|
10.
| Малые формы фольклора: скороговорки, потешки. Какие бывают скороговорки
| 1
| Дополнительное чтение из хрестоматии
скороговорок, потешек. Понятие «скороговорка».
Особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Конкурс "Знаток малых жанров русского фольклора"
|
| Учебник, с. 37–38, задания 2, 3.
Хрестоматия, с. 4, 6–7; тетрадь, с. 23, задание 4
| Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке.
|
11.
| Обобщение по разделу. Рубрика "Проверьте себя".
| 1
| Выполнение заданий в учебнике и тетради. Поиск информации в учебнике , учебной хрестоматии, словаре-справочнике «Книгочей». Входная текущая проверка навыка чтения вслух
| Устное народное творчество
| Чтение сказок из рубрики «Книжная полка»
| Работа с книгами: тип книги, выходные данные, аннотация
|
12-14
| Былины. "Добрыня и Змея", "Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Алеша Попович и Тугарин Змеевич", "Вольга и
Микула"
| 3
| Понятие о былине как жанре устного народного творчества. Сравнение былин в обработке и былин в пересказе. Былинные герои: их внешний вид, поступки, миссия. Особенности
жанра: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпитеты, гиперболизация.
| Рассказывание былин по плану, обучение художественному рассказыванию
отдельных эпизодов.
Понятия былинный герой, сказитель
| Уч, с. 39–43, чтение, пересказ; т, с. 28, з. 6
Уч, с. 43–49, з. 5, 6; т, с. 29, з. 4
Уч, с. 49–55, з. 5; т, с. 30, з. 1; с. 31, з. 3
| Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке.
|
15.
| Слушание и работа с детскими
книгами. Былины.
Доп. чтение:
"Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча", "Первый бой Ильи Муромца", "Алеша
Попович". Рубрика «Книжная полка «Былины»»
| 1
| Слушание былины "Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча". Сравнение ее с былиной "Добрыня и Змея". Рассматривание книг с былинами. Работа с элементами книги: титульный лист, содержание.
| Сравнение былин
| Хрестоматия, с. 7–24, чтение; тетрадь, с. 34, задание 7
| Работа с элементами книги: титульный лист, содержание
|
16.
| Урок-обобщение по разделу
| 1
| Выполнение заданий в учебнике и тетради. Мини –проект «Былинные герои» (работа в группах)
|
| Дополнительное чтение из рекомендованного списка
| Работа с книгой (выходные данные, аннотация)
|
Басни (5 часов)
|
17-18
| Басни Эзопа и И.А. Крылова. Эзоп «Лисица и виноград». И.Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и Лисица».
Доп.чтение: Эзоп «Ворон и Лисица»
| 2
| Басни с «бродячими» сюжетами. Сравнение басен. Структура басен. Понятие «аллегория». Особенности жанра.
| Знать:
-литературоведческие понятия: басня, мораль;
– о структуре басни;
– о художественных особенностях басни.
Уметь:
– правильно называть басни из круга детского чтения;
– различать сказку и басню;
– сравнивать героев басни;
– выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;
– выразительно читать басни с листа и наизусть;
– работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать
| Структура и худ. особенности басни (иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор).
| Учебник,
с. 58–60, выразительное чтение; тетрадь, с. 37, задание 5
Учебник, с. 60–62, выразительное чтение наизусть.
| Регулятивные: определение темы, цели, учебных задач, планирование, взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка.
Познавательные: ориентация в учебнике, анализ, сравнение, обобщение.
Коммуникативные: участие в диалоге, аргументация собственного мнения, понимание прочитанного.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических
| Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке
|
19.
| Басни И.А. Крылова.
Доп.чтение: И.Крылов «Волк и Ягненок», «Крестьянин и Работник»
| 1
| Понятия: аллегория, мораль, вступление. Выразительное чтение басен. Сравнение басен: структура, мораль
| Упражнение в выразительном чтении
| Дополнительное чтение из рекомендованного списка
|
|
20.
| Слушание и работа с детской книгой. Басни.
Доп. чтение:
Эзоп "Голубь, который хотел пить", "Бесхвостая Лиса", А.Е.Измайлов "Филин и Чиж"
| 1
| Слушание басен Эзопа, И.А.Крылова,
А.Е.Измайлова. Книги "Басни И.А.Крылова",
"Русские баснописцы", "Басни Эзопа». Составление краткой аннотации к книге по образцу.
| Упражнение в выразительном чтении
| Хрестоматия, с. 107–110, чтение; тетрадь, с. 2, 3
| Работа с аппаратом книги: обложка, титульный лист, внутритекстовые иллюстрации, аннотация.
|
21.
| Басни. Рубрика «Проверьте себя»
| 1
| Выполнение заданий в учебнике и рабочей тетради. Самопроверка и самооценка работы.
| выставка прочитанных книг. Конкурс чтецов
| Доп.чтение басен, составление аннотации
| Работа с книгами басен.
|
Произведения А. С. Пушкина (10 часов)
|
22-23
| Произведения
А. С. Пушкина. «У лукоморья дуб зеленый…» Доп.чтение. А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
| 2
| Слушание отрывка из поэмы (читает учитель). Беседа о прослушанном отрывке. Эпитеты, устойчивые эпитеты. Понятие об олицетворении. Подготовка выразительного чтения
| Знать:
– литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм.
Уметь:
– находить сходства и различия литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения);
– ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста;
– находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи
| Представление об эпитетах, устойчивые эпитеты
| Учебник,
с. 63–65, выразительное чтение наизусть
|
| работа с текстом и текстовой иллюстрацией. Упражнения в выразительном чтении: определение задач чтения, наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения
|
24-26
| Сказки А.С. Пушкина. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (в сокращении)
| 3
| Сравнение "Сказки о царе Салтане…" с русской народной сказкой "Царевич Нехитер-Немудёр": схожесть сюжетов, героев, чудес и превращений.
Наблюдение в сказке за изменением состояния моря, движения кораблика и изменением настроения автора
| Жанр произведения: литературная сказка в стихах
| Учебник, с. 65–95, выразительное чтение; тетрадь, с. 51, задание 8
Заучивание отрывка
|