Скачать 222.84 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет философскийКафедра наук о культуре Программа дисциплины «Современный литературный процесс» для направления 031400.62 «Культурология» -- подготовка бакалавра Автор -- И.В. Кукулин, кандидат филологических наук (ikukulin@yandex.ru) Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ ________________________________ Председатель Зав. кафедрой _____________________________ ________________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г Утверждена УС факультета _________________________________ Преамбула Цель данного курса – рассказать о наиболее заметных течениях, влиятельных авторах и важнейших произведениях в русской литературе 1990—2000-х годов и дать историческую контекстуализацию обсуждаемых в рамках курса художественных явлений. Поэтому смысл слова «современный» в названии этого курса понимается расширительно: «точкой отсчета» мы выбираем 1968 год, который по многим причинам можно считать началом новейшей истории СССР и Европы: влиянием событий, произошедших в этом году («Пражская весна» и вторжение войск ОВД в ЧССР, демонстрация советских диссидентов на Красной площади, «студенческие революции» во Франции, ФРГ и США, расцвет контркультуры, массовые демонстрации против войны во Вьетнаме и в защиту прав меньшинств в США), определяются многие политические, эстетические и общественные движения, актуальные вплоть до настоящего момента; более того, даже некоторые принципиально новые тренды явно или неявно определяют себя через отношение к ценностям, провозглашенным или проблематизированным в 1968 году. Однако предлагаемый курс все же не основан на идее просто представить новейшую историю русской литературы: его «сюжетным центром» является литературный процесс 2000-х. Поэтому при отборе произведений, созданных на русском языке после 1968 года, мы исходили из необходимости ознакомить студентов, с одной стороны, с произведениями, оказавшими, на наш взгляд, существенное влияние (прямое или опосредованное) на нынешнюю русскую литературу или, напротив, с «заглохшими ветвями» литературной эволюции – с произведениями, новаторскими для своего времени, но не имеющих никаких аналогов в современной словесности. В этом смысле отбор произведений для курса является намеренно не-универсальным, и некоторые, даже значительные произведения в программу не включены. Задача курса – дать слушателям представление о динамике развития основных родов литературы (прозы, поэзии, драматургии), учитывающее все три ветви, на которые была искусственно разделена русская литература в ХХ веке: легальная литература метрополии; литература эмиграции; неподцензурная литература метрополии. Мы полагаем, что возможно выделить общие эстетические и социокультурные проблемы, позволяющие обсуждать эти три ветви в рамках одного курса. Несмотря на то, что после 1991 года внешние препятствия для разделения русской литературы исчезли, последствия этого разделения до сих пор оказывают значительное влияние на литературный процесс. В качестве исследовательской литературы студентам предлагаются как собственно аналитические статьи, так и наиболее значимые рецензии на обсуждаемые произведения.
Форма отчетности: Форма основного зачета – устная. При приеме зачета учитывается работа студента на семинарах. Базовый учебник или ридеры: В качестве учебников по данному курсу могут быть использованы книги: |