Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации22.05.2014
Размер0.75 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Уральский колледж бизнеса, управления и технологии красоты»

Отделение бизнеса, управления и информационных технологий

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИИ «ПАРИКМАХЕР»

Выпускная квалификационная работа по специальности

050501 – Профессиональное обучение


Исполнитель:




студент гр. 513ПО

Боровкова А.А


Руководитель:


Преподаватель

ЮдинаС. В.


К защите допущена

«_____»_____________2013г.

Заместитель директора по УР

___________ /С.О.Калганова







Екатеринбург 2013

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ........................................................................................................5

    1. Понятие «познавательная активность»…………..………...…..…..5

    2. Уровни познавательной активности……………………..……...….6

    3. Методы, способствующие повышению познавательной активности учащихся на занятиях производственного обучения......................9

    4. Понятие урок в педагогике…...........................................................21

    5. Понятие «эвристика» и «эвристический метод»…………………27

ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ...........................................................................41

2.1 Методические рекомендации по использованию нестандартных уроков на занятиях производственного обучения…..………………………...41

ГЛАВА 3 ОПЫТНО – ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ПРИМЕНЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ……………………………...51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...............58

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ………………………..……………..60

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………..….62

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...63

Введение
С древних времен педагоги ищут способы наиболее эффективного обучения детей, ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения студентов. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно - преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.

Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

При изучении педагогической литературы было выявлено противоречие между, необходимостью повышения познавательной активности подростков и недостаточной разработанностью средств реализации данного процесса на уроках производственного обучения. Поиски путей разрешения выявленного противоречия послужили основанием для формулировки темы нашего исследования «Повышение познавательной активности учащихся на уроках производственного обучения по профессии «Парикмахер».

Объект исследования: образовательный потенциал курса дисциплины «производственное обучение».

Предмет исследования: повышение познавательной активности подростков на занятиях производственного обучения по профессии «Парикмахер».

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия повышения познавательной активности учащихся на занятиях производственного обучения по профессии «Парикмахер».

Задачи исследования:

  • уточнить содержание и сущность понятия «познавательная активность учащихся».

  • проанализировать специфику процесса развития познавательной активности подростков на занятиях производственного обучения по профессии «Парикмахер»;

  • выявить педагогические средства повышения познавательной активности подростков на занятиях производственного обучения по профессии «Парикмахер».

  • обосновать содержание и дидактическое обеспечение процесса повышения познавательной активности подростков на занятиях производственного обучения по профессии производственного обучения по профессии «Парикмахер»;

  • представить результаты диагностики эффективности повышения познавательной активности подростков на занятиях производственного обучения по профессии «Парикмахер».

База исследования: исследование проводилось на базе Уральского колледжа бизнеса, управления и технологи красоты города Екатеринбурга переулок Саранинский д.6. с 11марта по 19 апреля января 2013 года. В исследовании принимали участие 20 учеников группы 145 ПО-ПР.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

1.1 Понятие «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе

Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации познавательной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, В.И. Лозовая), взаимоотношений детей со сверстниками и учителем (Т.А. Борисова, Н.П. Щербо); роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся (А.А. Андреев, Т.Н. Разуваева, Ю.И. Щербаков, Ю.Н. Кулюткин, Л.П. Хитяева. Е.А. Сорокоумова, Л.К. Гребёнкина).

Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности (М.А. Данилов, А.А. Люблинская, В.К. Буряк, Т.И. Шамова), как естественное стремление ребенка к познанию (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности (П.Т. Джамбазка, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Н.А. Половникова), как свойство или качество личности (Т.А. Ильина, А.И. Раев, Г.Ц. Молонов, А.З. Иоголевич, Т.Д. Сарториус, З.Ф. Чехяова, Г.И. Щукина).

Опираясь на приведённые точки зрения, а также на работы М.И. Лисиной, A.M. Матюшкина и Т.Д. Сарториус, убедительно доказывающие, что познавательная активность является формируемым качеством личности, мы определяем познавательную активность как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности [16].

Несмотря на значительное внимание, уделяемое проблеме исследователями, на сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная система выделения показателей, критериев познавательной активности.
1.2 Уровни познавательной активности

Рассмотрим уровни познавательной активности.

Низкий уровень. Учащимся с данным уровнем познавательной активности не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи эти учащиеся не проявляют заинтересованности, готовности включиться в работу, не приступают к выполнению без подсказки или напоминания учителя, одноклассников. Обычно не имеют высоких оценок по основным учебным дисциплинам. Занимаясь с этой группой педагог должен помнить о том, что они медленно включаются в работу. Их активность постепенно тает. Не следует предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой, в момент ответа не перебивать и не задавать неожиданных и каверзных вопросов на «понимание». Непросто, но желательно установить добрые отношения с такими учащимися. Основным приемом помогающим наладить эти отношения являются «эмоциональные поглаживания»: обращение, к ученику только по имени, похвалы, одобрение, добрый, ласковый тон и т.д. В классе, где учащиеся с нулевым уровнем познавательной активности большинство. Учителю можно посоветовать проводить минутки психологической разгрузки или «эмоциональной подзарядки». Использовать шутки, загадки, скороговорки.

Средний (относительно-активный) уровень. У учащихся данного уровня заинтересованность проявляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами преподавания. Такие ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Эпизодически они могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами. Внимание таких учащихся можно «держать» вопросами, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задать 5-6 вопросов по теме урока. Ученикам с относительно-активным уровнем присуща торопливость. Поэтому они готовы воспользоваться планом ответа, рисунком-подсказкой, таблицей, опорным сигналом и т.д. Как и для учащихся с нулевым уровнем активности, для этих школьников важную роль играет эмоциональная поддержка. Эмоционально-интеллектуальную атмосферу необходимо поддерживать на протяжении всего урока.

Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает педагог. Именно на таких учеников опирается учитель при изучении новой темы: эти школьники выручают его трудных учебных ситуациях (открытые уроки, посещение администрации и т.д.) Главное учебное достоинство этих учащихся – стабильность. Но если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися, такие ученики начинают скучать на уроке. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Основными приемами, стимулирующими учащихся с исполнительно-активным уровнем можно назвать все проблемные частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Этапы уроков с проблемным заданием, включают несколько общих моментов:

  • постановка проблемного задания: вопрос, задача, ситуация;

  • анализ условий, необходимых для решения проблемной задачи;

  • поиск способа решения проблемы;

  • проверка результата

Проблемная задача существенно отличается от учебной, прежде всего тем, что не имеет готового однозначного ответа. Но проблемные ситуации трудно организовать на каждом уроке. Поэтому можно предложить создавать на уроках особые ролевые ситуации. Они могут быть различными. Ребята могут подключаться к оцениванию устных и письменных ответов одноклассников, т.е. брать на себя роль «эксперта». На ученика можно возложить роль «наблюдателя», который следит за темпом урока, «мудреца», который подводит итог занятию. Основная стратегия учителя в работе с учащимися с активным уровнем познания заключается в том. Чтобы побуждать ученика к само активности в учении.

Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, отличается от всего вышесказанного. Проблема состоит не только в том, чтобы выделить способных учащихся, но и в том, чтобы помочь остальным учащимся открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Помочь в этом могут приемы, стимулирующие творческую деятельность в целом и специальные творческие уроки. Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности. Творчество невозможно без развития образного мышления, воображения. Существуют определенные приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение. В качестве творческого тренинга можно предлагать для школьников такие задачи. Называются три слова: круглый, красный, кислый. Нужно за 5 минут придумать не менее пяти предметов и явлений, которым были бы свойственны все три определения. В ходе работы учитель может сделать вывод преобладании в классе того или иного уровня творческого воображения. Выделяют три уровня: начальный, при котором называются готовые существующие в природе материалы и явления (рябина, калина, яблоня и т.п.), средний, когда предлагаются предметы или явления, подвергшиеся воздействию человека (витамины, таблетки, леденцы и т.п.) и высокий, основанный на образном восприятии, который максимально отражает личное, субъективное отношение человека к называемому явлению (грустный индеец, отличник, солнце на закате). В результате подобной работы педагог имеет представление о том, над каким видом творческого воображения можно поработать в будущем. При проведении урока с учетом уровней познавательной активности предусматривается не менее 4 основных моделей.

Урок может быть линейным (с каждой группой по очереди), мозаичным (включение в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи), активно ролевым (подключение учащихся с высоким уровнем активности для подключения остальных) или комплексным (совмещение всех предложенных вариантов). Главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения учащихся на уровне их потенциальных возможностей.

Стратегия учителя, создающего активную познавательную атмосферу, заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентации сознания учащегося: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром.
1.3. Методы, способствующие повышению познавательной активности учащихся на занятиях производственного обучения

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы) [1]. Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Словесные методы.

Занимают ведущее место в системе методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учениками проблемы и указать пути их решения. Слово активизирует воображение, память, чувства учеников. Словесные методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, работа с дидактическими материалами.

Рассказ - устное образное, последовательное изложение небольшого по объему материала. Метод изложения учебного материала отличается от объяснения тем, что он носит повествовательный характер и применяется при сообщении ученикам фактов, примеров, описании событий, явлений, при характеристике исторических деятелей, ученых и т.д. Рассказ может сочетаться с другими методами: объяснением, беседой, упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией наглядных пособий, опытов, диафильмов и кинофрагментов, фотодокументов.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение - это монологическая форма изложения. Объяснение характеризуется тем, что оно носит доказательный характер и направлено на выявление существенных сторон предметов и явлений, характера и последовательности событий, на раскрытие сущности отдельных понятий, правил, законов.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее распространенным методам дидактической работы.

Лекция, как метод обучения представляет собой последовательное изложение учителем темы или проблемы, при котором раскрываются теоретические положения, законы, сообщаются факты, события и дается анализ их, раскрываются связи между ними.

Метод дискуссии. Применяют по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

Метод самостоятельной работы с учебником. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа учителя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации. Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы [2].

Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

Организуют самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося. Здесь есть свои требования:

  • текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать);

  • нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся. Многие учителя, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами [3]. Их условно делят на три типа:

Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем:

  • карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план;

  • карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы;

  • карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений:

  • карточка с вопросами для размышлений;

  • карточка с расчетной задачей;

  • карточка с заданием выполнить рисунок.

Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений:

  • карточка с немым рисунком;

  • тестовые задания.

В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ [4].

Методы проблемного изложения.

Основой данных методов является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей [5]. В зависимости от уровня познавательной активности учеников, степени сложности проблемных ситуаций и способов их решения различают следующие методы проблемного обучения:

Сообщающее изложение с элементами проблемности. Этот метод предполагает создание единичных проблемных ситуаций незначительной сложности. Учитель создает проблемные ситуации лишь на определенных этапах урока, с тем, чтобы вызвать интерес учеников к изучаемому вопросу, сконцентрировать их внимание на своих словах и действиях. Проблемы решаются по ходу изложения нового материала самим учителем. При использовании в обучении данного метода роль учеников довольно пассивна.

Познавательное проблемное изложение. Суть данного метода состоит в том, что учитель, создавая проблемные ситуации, ставит конкретные учебно-познавательные проблемы и сам в процессе изложения материала осуществляет показательное решение поставленных проблем. Здесь на личном примере учитель показывает ученикам какими приемами и в какой логической последовательности следует решать проблемы, возникшие при данной ситуации. На таком уроке учитель использует широкий круг методических приемов - создание проблемной ситуации с целью постановки и решения учебно-познавательной проблемы: объяснение, рассказ, применение технических средств и наглядных учебных пособий.

Диалогическое проблемное изложение. Учитель создает проблемную ситуацию. Решение проблемы идет совместными усилиями учителя и учеников. Наиболее активная роль учеников проявляется на тех этапах решения проблемы, где требуется применение уже известных им знаний. Этот метод создает довольно широкие возможности для активной творческой, самостоятельной познавательной деятельности учащихся, обеспечивает тесную обратную связь в обучении, ученик привыкает высказывать свои мнения вслух, доказывать и отстаивать их, что, как нельзя лучше, воспитывает активность его жизненной позиции [6].

Эвристический или частично-поисковый метод применяется тогда, когда учитель ставит цель обучить учеников отдельным элементам самостоятельного решения проблемы, организовать и вести силами учеников частичный поиск новых знаний. Поиски решения проблемы осуществляются либо в виде определенных практических действий, либо путем наглядно - действенного или абстрактного мышления - на основе личных наблюдений или информации, полученной от учителя, из письменных источников и т.д.

Исследовательский метод. В деятельности учителя при применении исследовательского и эвристических методов мало отличий. Оба метода с точки зрения построения их содержания идентичны. Как и эвристический, так и исследовательский методы предполагают постановку учебных проблем и проблемных задач; управление учителем учебно-познавательной деятельностью учеников, а ученики в том и другом случае усваивают новые знания, в основном путем решения учебных проблем [7].

Практические методы.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учеников. Этими методами формируются практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения. Под данным методом понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения или повышения его качества.

Творческие работы. Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей учеников, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач.

Лабораторные работы - это проведение учениками по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учениками каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Практическое занятие - одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. Практическое занятие предполагает выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателей одной или нескольких практических работ.

Наглядные методы обучения.

Это такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстрированных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Помимо методов также используются следующие приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:

  • прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

  • прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

  • прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

  • прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;

Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:

  • эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу;

  • сократический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения;

  • исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

Приемы развития познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

  • прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.

Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

  • компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).

  • задания распределять самим учителем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.

  • оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.

  • давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Развитие познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях [8].

Принципы развития познавательной деятельности учащихся.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Если необходимо не только понять и запомнить, но и практически овладеть знаниями, то естественно, что познавательная деятельность учащегося не может, не сводится только к слушанию, восприятию и фиксации учебного материала. Вновь полученные знания он пробует тут же мысленно применить, прикладывая к собственной практике и формируя, таким образом, новый образ профессиональной деятельности. И чем активнее протекает этот мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее его результат. У учащегося начинают более устойчиво формироваться новые убеждения и конечно же пополняется профессиональный багаж учащегося. Вот почему развитие учебно-познавательной деятельности в учебном процессе имеет столь важное значение [9].

Наряду с методами, существуют принципы развития познавательной деятельности учащихся. Их выбор, так же как и выбор методов обучения должен определяться с учетом особенностей учебного процесса.

Принцип проблемности является основополагающим. Суть его состоит в том, чтобы путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося, такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью преподавателя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках преподавателя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления. Самое главное, что содержание проблемного материала должно подбираться с учетом интересов учащихся. Одной из главных задач обучения является формирование и совершенствование умений и навыков, в том числе умения применять новые знания [10].

Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

Принцип взаимообучения является не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения [11].

Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер.

Принцип индивидуализации является важным для любого учебного процесса важным. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

  • состав аудитории (комплектование групп)

  • адаптация к учебному процессу

  • способность к восприятию нового и т.п.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса [12].

Принцип самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Принцип мотивации. Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить [13].

Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы развить познавательную активность учащихся [14].

По-видимому, следует идти по пути универсального сочетания и применения методов обучения с целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие - подчиненное положение. Одни методы в большей степени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач. Отметим и то, что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность. Пожалуй, это сравнимо с отсутствием хотя бы одного из компонентов, даже в очень малой дозе, в составе лекарственного препарата (это снижает или вовсе изменяет его лечебные свойства).

Таким образом, основными методами, способствующими развитию познавательной активности учащихся на занятиях производственного обучения по профессии «Парикмахер», являются:

  • метод самостоятельной работы учащихся;

  • метод познавательного проблемного изложения;

  • эвристический или частично-поисковый метод;

  • исследовательский метод обучения;

  • метод творческих работ;

  • практический метод;

  • наглядные методы.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск