Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 131.94 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.05.2014
Размер131.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Современный урок русского языка

О.О. Королькова,

учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 4,

кандидат филологических наук, доцент НГПУ

Цель моей педагогической деятельности – формирование любви к русскому языку, развитие языкового чутья, орфографической зоркости и, как следствие, применение лингвистических знаний, культура речи, свободное владение языком.

Это не только цель моей работы, это и требование времени, зафиксированное во ФГОС. В Примерной Основной образовательной программе общеобразовательного учреждения для начальной школы говорится, что «в результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении… потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий» [1, с. 47].

Эти положения реализуются в каждом уроке, являясь его основной идеей.

К современному уроку в рамках конкурса «Мой лучший урок в начальной школе» предъявлялись следующие требования, которые были критериями оценки занятия членами жюри:

  • реализация деятельностного подхода на уроке;

  • применение современных образовательных технологий;

  • создание условий для активной самостоятельной деятельности обучающихся;

  • решение задач формирования культуры ЗиБОЖ;

  • нацеленность на духовно-нравственное воспитание и развитие;

  • использование информационно-коммуникационных технологий;

  • применение современных средств и способов оценивания.

Перечисленные критерии являются этапами проектирования урока русского языка.

На первом этапе проектирования определяются тема урока, форма его проведения, цели, задачи и структура.

Форма проведения, цели, задачи и структура урока определены его типом – урок формирования новых знаний – и темой «Значение заимствованных слов»[2].

Цели урока формирования новых знаний – актуализация имеющихся знаний, знакомство обучающихся с новым материалом и применение его на практике.

Данный урок имел 3 группы целей: предметные, метапредметные и личностные.

1. Предметные цели.

1.1. Активизировать знания обучающихся о заимствованных словах.

1.2. Познакомить учеников с различными способами определения лексического значения заимствованных слов (состав слова, подбор синонимов, обращение к этимологическому словарю и словарю иностранных слов).

1.3. Формировать у обучающихся умение адекватно использовать заимствованные слова в определенных языковых ситуациях в устной и письменной речи.

2. Метапредметные цели. Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

2.1. Познавательные УУД.

2.1.1. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

2.1.2. Использование различных способов поиска и анализа информации в соответствии с познавательными задачами.

2.1.3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

2.2. Коммуникативные УУД.

2.2.1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе.

2.2.2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

2.2.3. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

2.2.4. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2.3. Регулятивные УУД.

2.3.1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2.3.2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Личностные цели. Формирование личностных УУД.

3.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося.

3.2. Развитие этических чувств, доброжелательности.

3.3. Формирование чувства сопричастности к сохранению чистоты русского языка как средства общения.

3.4. Формирование представлений о явлениях, происходящих в словарном составе языка.

В структуре урока формирования новых знаний выделяются такие этапы, как:

  • актуализация знаний;

  • формулирование темы и цели урока (работа с таблицей «Я знаю – я хочу узнать – источники информации»);

  • работа по теме урока;

  • итог урока (рефлексия, завершение работы над таблицей, новая проблема);

  • домашнее задание (проект).

Тема урока – «Значение заимствованных слов», следовательно, объект изучения – словарный запас русского языка. Материал урока позволяет формировать чуткое отношение к русскому языку, культуру речи (узнать значение заимствованных слов, знакомимся с русскоязычными синонимами, анализируем ситуации корректного использования слов), коммуникативные навыки (презентация своих мини-проектов), прочный орфографический навык на основе анализа, сопоставления языкового материала (этимология слов помогает понять написание слов, найти однокоренные слова, обогатить словарный запас).

Следующий важный этап – выбор педагогических технологий, позволяющих достичь предполагаемые цели.

«Технология обучения – системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения;

  • содержание обучения;

  • средства педагогического взаимодействия;

  • организация учебного процесса;

  • ученик, учитель;

  • результат деятельности» [3, с. 23].

Для данного урока были выбраны следующие технологии:

проблемного обучения;

ТРКМЧП;

проектной деятельности;

использования исторического материала;

разноуровневой дифференциации;

смены видов деятельности;

ИКТ.

«Создание проблемной ситуации требует, прежде всего, интересного для школьника вопроса, ведущего к необходимости сдвига в развитии. Проблемный вопрос содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в форме противоречия, не очевидно разрешимого для учеников. Проблемный вопрос одновременно должен быть задачей, увлекательной для ученика, отвечать его потребностям, входить в круг его интересов и вместе с тем соответствовать природе художественного произведения, логике науке о литературе. Вопрос проблемного характера возникает как бы в точке пересечения логики науки и интересов ученика» [3]. Сказанное верно и для процесса обучения в начальной школе. Так, на данном уроке проблемная ситуация была создана следующим образом.

В ходе картинного диктанта обучающиеся записали две группы слов:

Земляника, медведь, береза.

Карандаш, пенал, тетрадь.

Далее была организована проблемная ситуация.

Объясните значение записанных слов.

Почему легко было объяснять значение слов первой группы?

Эти слова исконно русские или общеславянского происхождения, а русский язык – один из славянских языков. (Земляника – собственно русское слово, «земляная ягода»; медведь – общеславянское слово; «едящий мед», «медоед»; береза – общеславянское слово, дерево названо по цвету коры.)

Почему сложно объяснить значение слов второй группы?

В них трудно выделить части слова. Эти слова пришли к нам из других языков. Это заимствованные слова: карандаш – тюркское слово, означает «черный камень»; пенал – от латинского слова «перо»; тетрадь – произошло от древнегреческого слова, означавшего «четвертая часть листа».

Таким образом, мы вышли на тему и проблему урока.

Значит, над какой проблемой мы будем работать на уроке? Сформулируйте тему урока.

Тема урока – «Значение заимствованных слов».

Тема сформулирована. На следующем этапе необходимо сформулировать цели урока с помощью ТРКМЧП.

«Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма… В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Вторая стадия – «осмысление» – содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Третья стадия – «рефлексия» – размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний» [4] .

На этапе формулирования целей урока мы обращаемся к таблице, которая позволяет актуализировать имеющиеся знания, поставить цели, найти пути решения. В ходе урока постепенно заполняется последний столбец, а в конце урока проводится рефлексия с помощью всей таблицы.

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Где найду информацию?

Что я узнал?













В процессе работы над новым материалом применялись технологии использования исторического материала и проектно-исследовательской деятельности (выяснение этимологии заимствованных слов, значения иноязычных слов и морфем).

«Технология проектной деятельности – это технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы. Данная технология требует от самого участника деятельности стать «продуктом» собственной активности, «вырастить» компетенции на каждом этапе проектирования» [6]. Она позволяет формировать у младших школьников исследовательские, коммуникативные, оценочные, информационные, рефлексивные и менеджерские умения.

Проиллюстрируем сказанное следующим фрагментом урока.

В учебнике было написано, что из других языков мы заимствуем суффиксы. Я вам предлагаю по группам провести исследование.

1. Попробуйте в данных на карточках словах выделить суффиксы и определить их значение (шахтёр, билетёр, контролёр; баянист, пианист, тракторист).

2. Докажите на своих примерах, что вы правы.

Суффиксы -ёр и -ист – это суффиксы профессий, они имеют значение «лицо».

Одна из актуальных проблем современного общества – сохранение здоровья школьников, в связи с чем в настоящее время особое внимание уделяется использованию здоровьесберегающих технологий, формированию у обучающихся здорового и безопасного образа жизни. «Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии»… можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения» [7].

Младшему школьнику для сохранения физического здоровья нужны физминутки, для сохранения психического здоровья нужна уверенность в своих силах. Полноценное обучение невозможно без положительной мотивации. Когда ребенок хочет учиться? Когда ему интересно и посильно, когда то, что узнает, ему необходимо. Значит, нужно создать ситуации интереса, удивления, уверенности в своих силах, поиска и успеха.

Приемы создания таких ситуаций:

  • проблема;

  • поддержка товарищей и учителя;

  • яркие слайды презентации, объединяющей весь урок;

  • разноуровневые задания;

  • тщательно продуманная система заданий (как традиционных, так и новых) и оценивания.

Проиллюстрируем сказанное фрагментом урока.

Перед выполнением задания по нахождению в тексте заимствованных слов, детям была предложена такая помощь.

Можете ли вы сами найти заимствованные слова в тексте? Что вам поможет выполнить задание?

Конечно, словари. Обратитесь к «Толковому словарю» на с.143.

Упражнение 2 вы будете выполнять вместе с соседом.

«Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение. Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие» [8].

Технологию разноуровневой дифференциации можно использовать при выполнении такого задания.

Прочтите самостоятельно задание упражнения 3, выберите понравившееся предложение и запишите его в тетрадь.

Исполнитель ролей в театре или кино – это… Объявление о спектакле или концерте – это… Нижний этаж зрительного зала в театре с местами для зрителей – это… Здание со сценой, где ставят спектакли – это…

Подумайте, можно ли в вашем предложении обойтись без заимствованного слова. Попробуйте заменить его русскими синонимами. Обоснуйте свой вывод.

Подводя итог урока, мы снова обратились к таблице, провели рефлексию своей деятельности.

Вернемся к нашей таблице. Какую цель мы ставили в начале урока? Можно ли считать, что мы достигли ее?

Как бы вы оценили свою работу на уроке? Кто считает, что он сегодня работал на «отлично»? Кто считает, что мог бы работать лучше?

Домашнее задание можно задавать такое, чтобы оно было своеобразным «мостиком» к следующему уроку, новой проблемой, мотивом для дальнейшего изучения темы, общения по поводу изученного.

На следующем уроке мы будем писать приглашение на детский праздник. Работать можно в группах по 4-5 человек или индивидуально. В упражнении 4 есть слова из французского и немецкого языка, которые мы должны включить в приглашение. Дома поработайте со словарями: найдите значение этих слов и подберите к ним русские слова-синонимы. Подумайте, на какой праздник вы хотите пригласить детей, как вы оформите пригласительный билет.

У меня есть несколько вариантов оформления и текстов приглашений. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Распределитесь на группы и обсудите, что вам нужно подготовить.

Современный урок невозможен без использования ИКТ, поэтому необходимо сказать несколько слов и об этой технологии. «Любая педагогическая технология это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит, составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его [9]. Е.В. Беляков предостерегает, что «существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам» [9], следовательно, учителю необходимо решить проблему соотношения наглядности и информативности преподносимого материала, понять, что ИКТ – это технологии обучения и развития, а не развлечения.

Каким же должен быть итог урока? Для меня – это горящие глаза детей, их любовь к русскому языку. А если будет любовь к языку, то обязательно будут прочные знания.

Список литературы


1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 204 с.

2. Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. Ч. 2. М.: Вентана-Граф, 2010.

3. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 448 с.

4. Куколева Н.К. Технология проблемного обучения. URL: http://festival.1september.ru/articles/608111/ (дата обращения: 06.08.2013).

5. http://www.thl.narod.ru/3/ttt.htm (дата обращения: 06.08.2013).

6. http://school21.yaguo.ru/portfolio/kotova/doc/texnologia.html (дата обращения: 06.08.2013).

7. Павлова М. Здоровьесберегающие технологии в образовании. URL: http://zdorovayashkola.ru/zzt/zzt (дата обращения: 06.08.2013).


8. Васильева Т.С., Елемесова И.А. Использование технологии разноуровневой дифференциации в условиях начальной школы. URL: http://festival.1september.ru/articles/501471/ (дата обращения: 06.08.2013).

9. Беляков Е.В. Понятие информационно–коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе. URL: http://belik5.narod.ru/IKT_new.htm (дата обращения: 06.08.2013).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск