Скачать 77.19 Kb.
|
Кузнецовская основная общеобразовательная школа Урок – закрепление по теме «Лексика» Учитель: Адаменко О. К. Русский язык – 6 класс Цели урока:
Тип урока: урок – обобщение и закрепление изученного материала. Форма урока: урок – КВН. Оборудование: раздаточный материал, тетради, рисунки, творческие работы, толковые словари, магнитофон. Продолжительность: 1 урок. Ход урока. (Учащиеся входят в класс, исполняя первый куплет песни В. Шаинского) Мы начинаем КВН. Для чего? Для чего? Чтоб не осталось в стороне никого, никого. Хоть не решить нам всех проблем, Не решить всех проблем, Пусть станет радостнее всем, Веселей станет всем! Вступительное слово учителя: - Дорогие друзья! Сегодня мы проводим не обычный урок, а урок – КВН по теме «Лексика». Прошу занять соответствующие места. Сегодня в нашем Клубе Весёлых и Находчивых 2 команды, которые нам сейчас представятся. Пожалуйста. Представление 1-ой команды: - Мы – «АКВАЛАНГИСТЫ»! Наш девиз: ПУСТЬ НАШИ ЛАСТЫ НАС НЕ ПОДВЕДУТ! И В РУССКОМ ЯЗЫКЕ, КАК В МОРЕ, ПОЧУВСТВУЕМ СЕБЯ В РОДНОМ ПРОСТОРЕ! В нашей команде: Лингвист - ……………., Переводчик - ………….., Индеец «Острая стрела» - …………., Знаток Толкового словаря - ………… Представление 2-ой команды: - Мы – «БАХИЛЫ» Наш девиз: В ДОРОГЕ ПО СТРАНЕ НЕЗНАНЬЯ ПОМОГУТ НАМ БАХИЛЫ НАШИ И НЕ НАТРУТ МОЗОЛЕЙ! В нашей команде: Лингвист - ……………., Переводчик - ………….., Индеец «Соколиный глаз» - …………., Знаток Толкового словаря - ………… Учитель: В качестве эксперта – наблюдателя к нам приехала госпожа Лексика (ученица). Задание № 1: объясните, с каким лексическим понятием связано название вашей команды. ( 1-ая команда: аквалангисты – это заимствованное слово, вошедшее в наш язык из латинского языка) Лексика: Приведите примеры заимствованных слов с начальным АКВА-. (акваланг, аквариум, акварель, аквамарин, акваланг) (2-ая команда: бахилы – это диалектное слово, которое употребляется только в определённой местности) Лексика: Приведите примеры диалектных слов. (пуня, бульба, бурак, буераки, козюльки) Конкурс «ПЕРЕВОДЧИК»: кто быстрее заменит все слова в предложении синонимами.
(Доктор выписал больному таблетки. – Разъярённая вьюга замела тропинки) «Перевёртыш Конкурс»: замените в словосочетаниях главное слово другим словом так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении. Вопрос сеньоре Лексике: Напомните, пожалуйста, ребятам, когда слово приобретает переносное значение? ……………………………………………..
Конкурс «Слух охотника»: каждая команда должна на слух запомнить из текста как можно больше фразеологизмов и записать их в тетрадь. Вопрос сеньоре Лексике: напомните, какие слова называются фразеологизмами? ……………………………………………………………… Учитель (читает текст): «Прозвенел звонок на урок математики. Сейчас, ой-ё-ёй, учитель спросит домашнее задание, а я не выучил правило. Сергей Петрович открыл журнал, а у меня мурашки по коже бегают, ведь я задачу не решил. В дневнике и так двоек куры не клюют, хоть пруд пруди. Спросили мою соседку Таньку с красивыми веснушками. Она, конечно, не ударила в грязь лицом и дала волю языку, поэтому и пятёрку получила. И тут, как в воду глядел, спросили меня. Я встал и набрал в рот воды. «Что ж ты молчишь, как рыба в воде»? – спросил учитель. «Можно я завтра формулу расскажу»? – умоляю я. «Ох, опять ты меня завтраками кормишь, учишься спустя рукава», - говорит учитель и ставит мне «два». И пошёл я домой как в воду опущенный, а дома опять отец мне шею намылит, и я буду лить крокодиловы слёзы». (проверка) Конкурс «Следствие ведут знатоки»: прослушайте текст, докажите, о какой профессии идёт речь, слова-доказательства выписать в тетрадь.
Конкурс «Эрудит»: угадайте слово по толкованию его лексического значения. Слова запишите.
Лексики (задаёт вопросы командам): Какие слова называются общеупотребительными? Какие слова называются профессиональными? Конкурс «Словари» (задание даётся заранее командам): дайте полную информацию о данном слове (команды используют сведения о слове как о части речи, его ЛЗ, пословицы и поговорки с данным словом, высказывания, стихи, песни и т. д.)
Конкурс «Угадай»: о каком языковом явлении говорится в стихотворении Я. Козловского «Вы откуда, молодцы?» (учитель читает) День вступил в свои права, Постучались в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо? Предо мною близнецы. Я спросил их: вы откуда Появились молодцы? Отвечают мне слова: - Заверяем, голова, Что и раньше с нами встречи Ты имел наверняка. Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, Потому не торопись, Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки, Смысл запрятан в серединке. Схожим лицам вопреки Мы по смыслу далеки. (Об омонимах) - Каждая команда нарисует омонимы к предложенным словам.
Конкурс «Острый глаз»: найдите в тексте устаревшие слова, подчеркните их.
Лексика: выполните моё задание – к записанному на доске устаревшему слову подберите соответствующий рисунок, обозначающий современное слово (рисунок Лексика готовит заранее).
Лексика (задаёт вопросы командам): Какие слова называются неологизмами? Какие слова называются устаревшими? Учитель: Молодцы! Все команды отлично справились с заданиями. А теперь подведём итоги (итог, команды получают призы) Учитель: Дома напишите мини-сочинение на тему «Зачем нужно изучать Лексику?» Учитель: Страна РУССКОГО ЯЗЫКА большая. Не забывайте её. Тем более что она обращается к вам с песенкой. (учитель поёт песню под музыку) Медленно минуты уплывают вдаль, И урок наш подошёл к концу. Ну, а расставаться нам немного жаль, Вы пришлите мне по письмецу. Припев: Звёздочкой, звёздочкой Та страна светится, Что называется русским языком. Каждому, каждому В будущем, верится, Будет легко шагать Вместе с языком. Пусть уроки языка запомнятся Навсегда, и каждому из вас Будут помогать мои знакомые Словари и книги каждый раз. Припев: тот же. |