Скачать 39.67 Kb.
|
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК НА ТЕМУ «ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА». 5 КЛАСС 2010 год Урок русского языка. 5 класс Тема: «Заимствованные слова». Цель урока: учащиеся должны: знать: 1) почему слова из одного языка проникают в другой? Какими путями? 2) Что происходит с иностранными словами в русском языке? 3) Каково отношение общества к заимствованным словам? уметь: пользоваться словарями (этимологическим, толковым, словарем иностранных слов) Воспитательная цель урока: привитие интереса к родному языку. Эпиграф к уроку: «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга». Ход урока. I.Вступительное слово учителя ( о теме и цели урока) Задание. Прослушайте текст «Sport in England». - Какова тема текста? - Почему вы так решили? Ведь текст прозвучал на иностранном языке? Далее прослушивается текст о спорте на немецком языке. - Какова тема текста? - Почему вы так решили? Ведь текст прозвучал на немецком языке (Ребята обмениваются мнениями). Вывод: в русском языке есть слова, заимствованные из других языков. - Как они к нам попали? Дети делают сообщения о времени проникновения в наш язык немецких и английских слов. Вокзал, бойкот, комбайн – из английского. Лодырь, ягдташ (охотничья сумка), верстак – из немецкого. - Почему же слова из одного языка проникают в другой? (Дети высказывают свое мнение). - А что происходит с иностранными словами, когда они попадают в русский язык? Показать эти процессы на примерах. jazz –джаз; cowboy – ковбой; die klasse – класс; cakes – кекс. Обобщение: Слово осваивается: 1) графически; 2) фонетически; 3) грамматически; 4) лексически. И все-таки по некоторым элементам можно узнать, откуда пришло слово. Из английского: Дж – джаз -инг – митинг -мен – спортсмен Из немецкого: - Шт, -шп – в начале слова; -ман, -мейстер, -бург – на конце. Задание. Разделите слова на группы в зависимости от их происхождения. Смокинг, штаб, митинг, пиджак, штольня, почтмейстер, спортсмен, ужин, штабель, Оренбург, штраф, спиннинг, вундеркинд, гроссмейстер, джельтмен. - Как можно проверить себя? - Где можно узнать о происхождении слов? Учитель знакомит детей с этимологическим словарем, со словарем иностранных слов, с пометами в толковом словаре. Задание. Работа с учебником. Найти в толковом словаре в учебнике заимствованные слова. А заимствованные слова – это хорошо или плохо? (Учитель вводит элементы дискуссии) - Понятны ли вам слова: маркетинг, консенсус, паритет? Вывод: благодаря заимствованию из других языков, русский язык становится богаче, угрозы для него не составляет, т.к. заимствованных слов всего 10%. Интернациональная лексика облегчает научные, культурные и политические связи, контакты. Обратить внимание учащихся на то, что иностранные слова в речи надо использовать правильно, умеренно. II.Работа с таблицей. Русский язык Английский язык Немецкий язык Мать mother Mutter Нос nose Nase Волк wolf Wolf Сестра sister Schwester Сын son Sohn Чтение слов подготовить самому учителю или детям. Похожие слова почти одинаково звучат и в некоторых других знакомых нам языках. Учитель рассказывает о родстве индоевропейских языков. - А как вы думаете, кто скорее поймет англичанина – немец или русский? Почему? Учитель рассказывает о германской и славянской ветвях индоевропейских языков. - И все же каков каждый язык? - Он неповторим, по-своему богат и прекрасен. А незнание чужого языка порой приводит к недоразумению. Подстерегают они даже опытного переводчика. Однажды переводчикам поручили перевести текст из «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя. «Она сплетничала, и ела вареные бураки по утрам, и отлично хорошо ругалась, - и при всех этих разнообразных занятиях лицо ее ни на минуту не изменило своего выражения, что обыкновенно могут показывать одни только женщины». Переходя из рук в руки, текст получился нелепым и смешным: «Выпив компот, она выбросила из хижины старье, а он радостно забил в там-там». Из 34 слов оригинала к финишу пришло только одно. Даже в самом лучшем переводе текст теряет что-то свое, национальное, неповторимое. Поэтому надо серьезно изучать язык, чтобы понять народ, который на нем говорит. III.Подведение итогов работы. IV.Оценка деятельности на уроке. Домашнее задание: §15. Выписать из художественных произведений 4 предложения с заимствованными словами и попытаться ответить, из каких языков они пришли. |