Скачать 60.25 Kb.
|
МБОУ СОШ № 20 город Шахты Ростовской области Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса на тему: «Буквы а и о в корнях -лаг- – -лож-, -раст- – -ращ- – -рос-» (урок закрепления изученного материала) Разработала учитель русского языка и литературы высшей категории Дмитренко Ольга Геннадьевна I. Организационное начало урока Цели урока:
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем изучение чередования корней на уроках русского языка. Тема урока: «Буквы а-о в корнях –лаг- -лож- , -раст- -ращ- -рос-.» Цели проговаривает учитель, и они записаны на доске. II. Актуализация знаний. – Какое правило мы изучили на предыдущем уроке? – Правило правописания букв а-о в корнях –лаг- -лож- , -раст- -ращ- -рос-. Проговаривание правила учащимися класса III. Закрепление изученного материала 1. Словарная диктовка. Комментированное письмо. Пол…жить на полку, город Р…стов, отр…сль хозяйства, морские водор…сли, распол…гать запасами, сберечь пор…сль, переходный возр…ст, богатая р…стительность, предл…гать услуги, выр…стить в саду, сл…жить вещи, выр…щенные помидоры, зеленый р…сток, удобно распол…житься, написать изл…жение, устье зар…сло, р…стущие в глуши, кратко изл…жить, произр…стать в полях, зар…сли крыжовника, тропа зар…стает, мир р…стений. 2. Работа с сигнальными карточками у учащихся. – Ребята, сейчас я буду называть слова с корнями с чередованием, а вы поднимаете ту карточку с корнем, которому это слово соответствует. На столах у ребят карточки с корнями лаг лож раст ращ рос Учитель называет слова, учащиеся поднимают карточки, проговаривают правило по цепочке и записывают слова в тетради. Перерастать, водоросль, растительность, предположение, безотлагательно, слагаемое, возлагать, положение, росток, отраслевой, выращенный, предрасположение, ростовщик, расти, отрастать, Ростов, переложить. 3. Устно составьте с данными словами словосочетания. – Что не является словосочетанием? – Слово с предлогом. – Слово с союзом. – Слово с частицей. – Грамматическая основа предложения. – Однородные члены предложения. Два словосочетания графически разбираются на доске. Например: сущ сущ (В.п.) числ. сущ. 4. Работа над текстом. Раздаточный материал, или текст проецируется на доску. Расставить недостающие знаки препинания, вставить пропущенные буквы. К водопаду мы предпол…гали отправиться на ра..вете но вышли поз..но. Со…нце уже пекло бе…пощадно. Д… рога к горам т…нулась по берегу моря. Под ногами хрустели черные водор…сли. Волны выбр..сили их на берег а со…нце высушило. К вечеру добрались до ущелья. Товарищ… предл…жил …делать …десь остановку. Мы распол…жились у скалы. Подножие ее было покрыто густой р…стительностью. В зар…слях кустов мы увидели р…скошные цветы. Но вот солнце спряталось и сразу спустились сум…рки. Мы разл…жили вещи у костра и приготовились к ночлегу. Задания к тексту: а) Выпишите из текста только те слова, которые относятся к изучаемой теме. Предлагали, водоросли, предложил, расположились, растительностью, зарослях, разложили. б) Выделите грамматические основы во втором абзаце. Составьте схемы. К вечеру добрались до ущелья. [=]. Товарищ предложил сделать здесь остановку. [- =]. Мы расположились у скалы. [ - =]. Подножие ее было покрыто густой растительностью. [ - =]. В зарослях кустов мы увидели роскошные цветы. [ - =]. в) Синтаксический разбор первого предложения из третьего абзаца. Но вот солнце спряталось, и сразу спустились сумерки.[ - = ], и [ = - ]. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений: 1-простое, двусоставное, распространенное; 2-простое, двусоставное, распространенное). г) Определите тему текста и озаглавьте его. Варианты ответов: – Тема красоты природы. – Тема отношения путешественников к видам природы. Варианты заголовков: – «Долгожданный ночлег» – «Удивительное путешествие» – «Красота любимых мест». д) Назовите изобразительно-выразительные средства в тексте. С помощью чего писатель рисует такую яркую картину окружения путников? Эпитеты: черные(водоросли), густой(растительностью), раскошные(цветы). 5. Обобщающее задание. Спишите, распределяя слова в две колонки, вставляя пропущенные буквы, объясняя выбор гласной в корне. Слова проецируются на экран.
Растущий, сократить-краткий, располагаться, удивляться-диво, очаровать-чары, растение, росток, полагаю, заросло, далекий-даль, изложение, вырастают, отрасль, роса-росы, роскошный-роскошь. 6. Взаимопроверка. IV. Итог урока. – Над какой темой сегодня работали? – Достигли ли мы целей урока? Выставление оценок с комментариями. V. Домашнее задание. Составить словарную диктовку из 15 словосочетаний с чередующимися гласными в корне. |