Скачать 122.2 Kb.
|
II. Опрос, подготовка к восприятию нового материала - 10-12 мин. III. Объяснение новой темы - 12-14 мин. IV. Закрепление нового материала - 5-7 мин. V. Домашнее задание - 1-2 мин. VI. Итоги урока - 1-2 мин. 7. Ход урока 1. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Сегодня мы с вами изучаем новую тему, название я обозначу позднее. 2. - Послушайте отрывок из поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Потом мы с вами запишем под диктовку и выполним задания к нему. Но для начала давайте вспомним вообще, о чем эта поэма (Царский опричник Кирибеевич соблазняет жену купца Калашникова, Алену Дмитриевну, и за это купец вызывает того на бой, в котором убивает своего соперника ударом в левый висок. За это царь приказал казнить Степана Парамоновича Калашникова) - Хорошо. Я зачитаю вам и мы запишем отрывок из начала III части, перед началом поединка: Над Москвой (обст) великой (опр), златоглавою (опр), Над стеной (обст) кремлевской белокаменной Из-за дальних лесов (обст), из-за синих гор (обст), По тесовым кровелькам играючи (дпчо), Тучки серые разгоняючи (дпчо), Заря алая подымается; Разметала (сказ) кудри золотистые, Умывается (сказ) снегами рассыпчатыми, Как красавица (сравн.обор), глядя в зеркальце (дпчо), В небо чистое смотрит, улыбается. Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася? - Прочитайте со знаками препинания и объясните их (см. выше, обозначения: обст. - обстоятельство, опр. - определение, подл - подлежащее, сказ. - сказуемое, дпчо - деепричастный оборот, сравн. обор. - сравнительный оборот, прил. - приложение, обр. - обращение) - Скажите, какие изобразительно-выразительные средства использовал автор в этом отрывке? (Эпитеты: кудри золотистые, снега рассыпчатые, златоглавая Москва; сравнения: заря как красавица; олицетворение: заря смотрит, улыбается) - Найдите в этом отрывке сложные слова (Златоглавая, белокаменный) - Проведите устный словообразовательный разбор этих слов (Златоглавая - злат-ая глав-а, сложение слов; белокаменная - из белого камня, сложение слов) - Какой частью речи является слово «разгоняючи», выделите суффикс (Деепричастие, суффикс -юч-, устаревшая форма слова) - Какой частью речи является слово «рассыпчатый», выделите суффикс, найдите слово, от которого оно образовано (Прилагательное, суффикс -чат-, от «рассыпать») - Выпишем два предложения и проведем их синтаксический разбор с характеристикой ( Тучки серые разгоняючи (обст), заря (подл) алая (опр) подымается (сказ). Уж (частица) зачем (союз) ты (подл), алая заря, просыпалася (сказ)?). 1-е предложение: по цели высказывания - повествовательное, по эмоциональной окраске - невосклицательное, по количеству грамматических основ - простое, по количеству членов - двусоставное, по полноте высказывания мысли - полное. 2-е предложение: вопросительное, восклицательное, простое, двусоставное, полное, нераспространенное, осложнено обращением) 3. - «Алая заря», ребята, в этом предложении выделяется запятыми и будет являться обращением - это словосочетание, которое называет того, к кому обращается. В.В. Бабайцева предлагает нам выделять обращения вот таким образом: vvvvv - Какие вы еще можете привести цитаты из художественных произведений, где встречались бы обращения? Кто вспомнит пять цитат пяти разных авторов, получает за урок в журнал оценку «отлично» (Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы; Восстань, пророк, и виждь, и внемли!; Петрушка, вечно ты с обновкой!; Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!; Прощай, немытая Россия!; Россия, нищая Россия.. и др.) - Хорошо. Еще раз обратим внимание на то, что обращения у нас выделяются на письме запятыми. Отметим также, что обращения часто употребляются в диалогах и в предложениях с прямой речью. Работа с учебником. - Прослушайте два примера из комедии Гоголя «Ревизор»: 1. «Эх, ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека», 2. «А! Здорово, соколики! Что, голубчики, как поживаете? Что, самоварники, аршинники, жаловаться?». Какое отношения к говорящему прослеживается в первой и во второй репликах? (В первой - пренебрежение, во второй - ирония) 4. - Укажите, какую функцию выполняет слово ДРУГ в этих предложениях.( 1.Не сбылись, мой друг (обр), пророчества пылкой юности моей. 2. Старый друг (подл) лучше новых двух. 3. Платон мне друг (сказ), но истина дороже. 4. Друг мой милый (обр), друг сердечный (обр), я тогда не знал себя. 5. Ты не будешь строг, читатель-друг (прил)! 6. Друг... (назывное предложение) Как хорошо, если он рядом с тобой в трудную минуту. 7. Новый журнал называется «Друг» (обст). 8. В журнале «Друг» (прил) много интересного) 5. На дом - упражнение 350 (подчеркнуть слова, употребляющиеся в переносном значении) и упражнение 347 - оно нетрудное. Прямая речь и ее замена косвенной. ЦЕЛИ:
ХОД УРОКА Работа идёт в группах по 3 –4 человека со взаимопроверкой и объяснением нового материала друг другу, а затем защита своей работы в классе. В группе сильный ученик выполняет роль учителя – консультанта. ЗАДАНИЕ 1. 1. Спиши предложения, расставляя знаки препинания. А. У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет шаловливо С добрым утром! Б. Гроза будет сказал Федя посматривая на облака. В. Я знаю проговорила она вас не убедишь. 2. Объясни постановку знаков препинания товарищу, выслушай его объяснения. 3. Составь схемы последнего и первого предложения. ЗАДАНИЕ 2. Прочитай внимательно теоретический материал. Если тебе что-то непонятно, обратись к учителю или своему консультанту.
Рассмотри предложенные примеры, разберись, как происходит замена прямой речи косвенной. (Работа проходит под руководством ученика–консультанта. Комментирование идёт по цепочке вслух). Обрати внимание на выделенные слова в прямой речи и на то, как они заменяются в речи косвенной.
После работы с таблицей учитель может проверить знание и понимание теоретического материала по таблице, предложенной в задании 2. А теперь переходим к практической части. Закрепи свои знания! Замени прямую речь косвенной.
ЗАДАНИЕ 3. Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.
Проверь правильность выполнения задания по опорной карточке. Обрати внимание на возможные варианты. ОК.
За эту часть работы ученики получают оценки в карточки учёта, которые выглядят так:
ЗАДАНИЕ 4. Исправь ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Объясни, чем вызваны эти ошибки.
Подводим итог. На дом: найти в текстах художественной литературы 8 предложений с прямой речью и перестроить их в предложения с косвенной речью. ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ. Цели урока: 1. Образовательные: дать понятие прямой речи,знать определение прямой речи, уметь подбирать слова автора и прямую речь, составлять предложения и схемы данных предложений,уметь расставлять знаки препинания. 2. Развивающие:развивать творческое мышление,активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся. 3. Воспитательные:способствовать воспитанию личностных качеств,творческой активности. Оборудование: интерактивная доска,карточки, слайды с текстами, карточки с цифрами, пустые бланки для ответов Методы обучения: наглядный,практический,словесный Ход урока: І. Организационный момент Объявление темы урока, целей и задач урока. ІІ. Объяснение новой темы Говорящий или пишущий может вставить в текст,созданный им самим ,чужой текст.Такой чужой текст принято называть чужой речью. Чужая речь – это как бы текст в тексте, речь в речи. Чужая речь может быть представлена как прямая или косвенная речь. Прямая или косвенная речь – основные способы передачи чужой речи. Прямая речь – это чужая речь,переданная дословно, без изменений. Предложение с прямой речью состоит из: СЛОВ АВТОРА ПРЯМОЙ РЕЧИ Например: 1.Классный руководитель сказал: « Завтра состоится родительское собрание.» 2.« Завтра состоится родительское собрание,» - сказал классный руководитель 3.« Завтра состоится родительское собрание,- сказал классный руководитель,- явка родителей обязательна» ІІІ. Словарная работа: словарик терминов a) Прямая речь b) Слова автора c) Кавычки,тире,двоеточие d) Косвенная речь Схемы предложений: 1. А: «П». А: «П?» А: «П!». 2. «П,» - а. «П?» - а. «П!» - а. 3. «П, - а, -п». «П? – а. - П». «П! – а. -П». ІV. Тренировочная работа. (Учащийся выходит к доске, записывает под диктовку предложения,составляет схемы предложений.) 1. «Пока у меня стучит сердце, - сказал Павка, - меня не оторвать от партии.» «П, -а,-п» 2. «Я хотел бы быть партизаном!» -сказал Олег товарищам. «П!»-а. 3. Жухрай, подняв руку, произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и важного дела». А: «П». V. Работа по учебнику Упр.310 Найдите в тексте прямую речь и слова автора. Скажите, как по отношению к словам автора расположена прямая речь. Порядок разбора предложения с прямой речью: 1. Выдели прямую речь и слова автора 2. Определи место прямой речи по отношению к словам автора. 3. Составь схему предложения с прямой речью. 4. Объясни знаки препинания. 5. Разбери предложения, составляющие прямую речь и слова автора. VІ. Творческая работа Прочитайте выразительно текст. Укажите предложения с прямой речью. ...Мать спросила: «Куда ты, Филипок, собрался?» - «В школу»,- ответил Филипок. «Ты еще мал, не ходи», - сказала мать и оставила сына дома. VІІ. Самостоятельная работа Работа по карточкам: 1. Сделайте полный разбор предложений с прямой речью по схеме. a) Отец попросил сына: «Принеси мне газету». b) «Я сегодня иду в театр», сказал он родителям. VІІІ. Подведение итогов. 1) Что нового узнали на уроке? 2) Что такое прямая речь? 3) Как прямая речь выделяется на письме? 4) Как можно определить место прямой речи по отношению к словам автора? ІХ. Домашнее задание: Выписать из текста 2 предложения с прямой речью. |