Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 94.71 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации23.05.2014
Размер94.71 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Полтавская битва (сообщение).

2 месяца шведы провели под Полтавой (схема), в бесконечных штурмах пытались овладеть этой русской крепостью, где были сосредоточены большие запасы продовольствия и боеприпасов. Падение Полтавы открывало бы им дорогу на Москву и могло побудить к выступлению против России Турцию и Крымское ханство. И тогда Пётр решил дать под Полтавой генеральное сражение. Русские войска заняли позицию на правом берегу реки Ворсклы у деревни Яковцы на равнине (схема). Эта позиция была выбрана самим Петром 1. Левый фланг русских войск прикрывал густой лес, правый фланг был открытым, с тыла находился обрывистый берег Ворсклы (схема). Русские построили 10 земельных укреплений – редутов (схема), находящихся друг от друга на расстоянии ружейного выстрела, поставили охрану на переправе через Ворсклу. Т. е. атаковать русские войска Карл 12 мог только в лоб. К тому времени русская армия стала грозной силой: 40 тыс. человек и 102 орудия; шведы имели около 30 тыс. воинов и 39 орудий, но Карл рассчитывал на стремительную штыковую атаку. Он накануне сражения в своей речи к солдатам и офицерам призвал к завоеванию России, овладению её богатствами, а офицеров после сражения пригласил на пир в шатры русского царя. Перед грозной битвой Пётр также обратился к войскам: «Не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь своя не дорога, только бы жили Россия и российское благочестие, слава и благосостояние!». В 2 часа ночи 27 июня шведы устремились на русские позиции. Мощным ударом они прорвались сквозь редуты (схема), но отступили под ударами русской артиллерии. «И грянул бой, Полтавский бой…». Петровская армия вышла из лагеря и построилась в 2 линии: в центре – пехота, на флангах – кавалерия (схема). Примерно также расположились и шведы (схема). В 9-м часу утра сражение началось. Основной удар шведов обрушился на левый фланг русских (схема). Нависла угроза прорыва фронта. Пётр 1 лично возглавил контратаку и повёл в бой 2-й батальон новгородцев. Одна пуля пробила Петру шляпу, другая застряла в седле его коня, третья попала в золотой крест, висевший у царя на груди. Завязалась жестокая рукопашная схватка. Мощный артиллерийский огонь остановил и обескровил шведов. Не выдержав натиска русских, шведы обратились в бегство (схема). Напрасно Карл взывал к своим солдатам: «Шведы! Шведы! Остановитесь, что вы делаете?!». Полтавская битва завершилась блестящей победой русской армии, шведы были разбиты (их потери составили: убитыми – 9334 солдата и офицера, 2874 – пленных; у русских потери в 7 раз меньше – 1345 убитых, 3290 раненых), а Карл 12 бежал в Турцию.

Вот как описывает эту битву А.С.Пушкин: (выразительное чтение)

Горит восток зарею новой.

Уж на равнине, по холмам

Грохочут пушки! Дым багровый

Кругами всходит к небесам

Навстречу утренним лучам.

Полки ряды свои сомкнули.

В кустах рассыпались стрелки.

Катятся ядра, свищут пули!

Нависли хладные штыки…

Сыны любимые победы!

Сквозь огнь окопов рвутся шведы;

Волнуясь конница летит,

Пехота движется за нею

И тяжкой твёрдостью своею

Её стремление крепит.

И битвы поле роковое

Гремит! Пылает здесь и там!

Но явно счастье боевое

Служить уж начинает нам!

Тесним мы шведов рать за ратью…

8.

Северная война.

Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.; определить значение Северной войны для России; оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне.

  2. Содействовать формированию у обучающихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.

  3. Способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.

Ход урока.

  1. Организационный момент, приветствие, вступительное слово.

- Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучение раздела «Россия при Петре 1».Наш урок посвящён событиям 18 в. – знаменитой Северной войне, в которой участвовала Россия. Тема урока: «Северная война».

  1. Целеполагание, план урока.

- Ребята, исходя из названия темы, скажите: Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? Что мы должны узнать на уроке и какие поставить задачи?

- Итак, цель сегодняшнего урока заключается в том, чтобы рассмотреть основные события Северной войны 1700-1721 гг., её итоги и значение для России.

- Какими путями, методами, средствами мы можем достичь эту цель? (Работа с учебником, с историческими материалами-документами, наглядный материал, карточки, работа в группах и индивидуально, схемы сражений…).

- Мы будем рассматривать эту тему по такому плану:

1.Международная обстановка и начало Северной войны. 2.Реформа армии. 3.Полтавская битва. 4.Прутский поход. 5.Победы русского флота. 6.Ништадтский мир.

3. Изучение нового материала.

1. - Итак, перенесёмся мысленно в 18 в. Швеция к началу века была самым могущественным государством Северной Европы. Она стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». Это вызвало враждебность к Швеции отдельных государств. У России также был свой счёт к Швеции.

- Задание классу: по ходу просмотра видео-ролика о начале Северной войны ответьте на вопросы (группы получают карточки):

1.Когда, с какой целью был заключён Северный союз и какие страны в него вошли?

2.Какие цели в этой войне ставил Пётр 1?

3.Назовите причины поражения русских войск под Нарвой.

1.1699 г. – Россия, Дания, Саксония.

2.Пётр 1 рассчитывал вернуть исконно русские земли (во время Смуты Швеция отняла у России побережье Финского залива) и обеспечить выход к Балтийскому морю.

3. – Шведский король Карл 12 пришёл на помощь осаждённым, а Пётр 1, наоборот, оставил войско, передав командование герцогу Фон Круи.

- Значительную часть русского войска составляли неопытные новобранцы.

- Русскими войсками командовали офицеры-иностранцы, которых солдаты часто не понимали, не доверяли им, а порой и просто ненавидели.

- Укреплённый русский лагерь был растянут на 7 с лишним вёрст, т.е. невыгодно расположен.

- Когда шведы неожиданно ворвались в лагерь, у россиян началась паника, переросшая в бегство.

- Не хватало пороха и ядер, неблагоприятные погодные условия и разбитые дороги, в которых застревали обозы.

- Шведы захватили все русские пушки, а своего металла в России было недостаточно.

- Вывод: таким образом, под Нарвой проявилось превосходство шведов как в технической, так и тактической подготовке армии.

2. – После поражения России под Нарвой шведский король Карл 12 думал, что с Россией покончено и стал вести боевые действия против Польши. В Швеции в честь победы под Нарвой отлили медали с изображением бегущего и плачущего русского царя.

Вопрос классу: - Как вы думаете, почему Карл 12 решил, что Россия войну уже проиграла? (- Русские потеряли 8 тыс. солдат, шведы – 3 тыс., к тому же армия Петра осталась без артиллерии).

- Однако шведы очень рано праздновали победу. Пётр 1 воспользовался передышкой, чтобы усилить русскую армию.

Задание классу: - Используя п.2 пр.14 «Реорганизация армии» (с. 106), назовите меры, принятые Петром 1 для усиления русской армии (2-3 мин.).

  1. – Замена стрелецких войск регулярной армией (основа её – Семёновский и Преображенский полки).

  2. - Введение рекрутского набора и пожизненной службы (1699 г.), что привело к значительному росту численности армии.

  3. – Создание военных заводов на Урале. Чтобы ускорить дело, царь издал знаменитый указ: снять колокола с церквей и перелить их в пушки, мортиры, гаубицы; за короткое время было получено больше 300 орудий).

  4. – Создание военных учебных заведений (десятки школ), отправка дворян учиться за границу. В Европе нанимали специалистов для строительства заводов, корабельных верфей, для обучения солдат.

  5. - Принятие «Устава воинского» (1716 г.) и «Устава морского» (1720 г.).

  6. – 1708 г. – Начало строительства флота на Балтике.

- Итак, все эти реформы Петра привели к тому, что армия стала регулярной, боеспособной и сильной. И это привело к первым победам.

- (карта) В 1702 г. русская армия штурмом овладела Нотебургом (Орешком) в устье Невы. Учитывая ключевую роль этого города при выходе на Балтику, Пётр переименовал его в Шлиссельбург («ключ-город»).

- В 1703 г. на Неве был заложен Санкт-Петербург. Сначала это была крепость для обороны от шведов, а через 50 лет Санкт-Петербург стал блестящей столицей, соперничавшей красотой с Венецией, а роскошью с Версалем.

3. - Усиление позиций России вызвало опасения Карла 12. Он, ведя активные военные действия, против Августа 2, вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение на территорию России.

- (карта) 28 сентября 1708 г. у д. Лесной произошло крупное сражение Северной войны, в котором русские войска (12 тыс. человек) разгромили 16-тыс. корпус шведского генерала Левенгаупта. Это поражение стало роковым для шведской стороны. Они потеряли более 9 тыс. убитыми и ранеными, а также обоз. Карл 12 остался без резервов и боеприпасов. Соединение сил Карла 12 и Левенгаупта, на которое так рассчитывал шведский король, так и не состоялось. Эту победу Пётр 1 назвал «матерью Полтавской баталии».

(Запись в тетради)27 июня 1709 г. – Полтавская битва.

- Задание: - прослушав сообщение (индивид. зад.), дайте ему вашу оценку…

ответы обучающихся;

затем – выразительное чтение отрывка о сражении (инд. зад.).

- Вывод: - Итак, Полтавская битва стала крупнейшим, генеральным сражением Северной войны, и победа в ней означала разгром Швеции на суше.

- Но, несмотря на победу под Полтавой, война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин этого в том, что России, кроме Швеции, противостояла ещё и Турция, объявившая войну России в 1710 г. Она вошла в историю под названием Прутский поход.

4. (карта) – В 1711 г. Пётр 1 во главе войска вышел навстречу туркам. Турецко-крымская армия, в несколько раз превосходящая по численности и количеству орудий, окружила русский лагерь на реке Прут (карта). Атаки турок были отбиты, но положение русской армии становилось всё тяжелее. Не хватало воды и продовольствия, кончались боеприпасы, но и враг нёс большие потери. В этой сложной ситуации Пётр пошёл на переговоры. Обе стороны были довольны миром.

(карта) – По его результатам Россия возвращала Турции крепость Азов, обещала не вмешиваться в польские дела и пропустить Карла 12 в Швецию. К Чёрному морю России выйти не удалось. Но Петру удалось сохранить армию, знамёна, оружие и артиллерию, а также все завоевания в Прибалтике. Русские колонны торжественно, в полном боевом порядке, под бой барабанов покинули свой лагерь.- Переходим к завершающим пунктам плана

5-6. -Неоднозначные итоги Прутского похода уже не могли повлиять на превращение России в великую державу. Но после победы под Полтавой требовалось разбить шведов ещё и на море. Рассмотрим завершающую стадию войны, т. е. решающие морские сражения и мирный договор.

- Сегодня мы с вами разделились на 3 группы военных экспертов, и сейчас каждая из групп, используя исторические документы-материалы, по плану-заданию раскроет свой вопрос (- Гангутское сражение; - Гренгамский бой; и - Ништадтский мир).

Групповая работа (каждая группа изучает выданные документы-материалы по вопросам: - Гангутское сражение; - Гренгамский бой; - Ништадтский мир, и отвечает на вопросы плана-задания. Время: 5 минут). После ответа каждой из групп – просмотр отрывка по соответствующему вопросу из д\ф «300 лет Полтавской битве. Битва за Балтику» (закрепление материала).

Вывод: - Итак, Северная война завершилась победой России. Россия стала империей. На Балтике появился мощный русский флот. Это означало не просто присоединение новых территорий и выход к морю, а подключение России к мировому рынку.

4. Заключительный этап урока (рефлексия). Проанализировать выполнение целей и задач, поставленных в начале урока.

- Итак, ребята, какая сегодня стояла перед нами цель? - рассмотреть основные события Северной войны 1700-1721 гг., её итоги и значение для России.

-Добились ли мы ее? (высказывания учащихся).

Д\З – 1) – для всех: изучить п\ф 14, вопросы №1,2,4 – устно; Составить хронологическую таблицу «Основные события Северной войны» - в тетради.

2) - *: - задание №5 (стр. 114) - (проблемное, повышенного уровня сложности).

3) – индивидуально: а) подготовить ответ «Роль Петра 1 в победе под Полтавой» (использовать дополнительный материал); б) вопросы к документам №1,2 (стр.114-115).

В завершении обучающиеся заполняют листы само- и взаимооценки, а также таблицы с отзывами об уроке.

  1. Начинаем разбирать 1 вопрос, группы получают карточки с вопросами, даю задание: по ходу просмотра видео-ролика о начале Северной войны ответьте на вопросы…

Люда – 366. Начало Северной войны. (Сначала и заканчивая словами «…разделаться со своим главным врагом – Августом». Время окончания – 04.16.).

  1. Переходим к завершающим пунктам плана (5 и 6). Групповая работа (каждая группа изучает выданные документы-материалы по вопросам: - Гангутское сражение; - Гренгамский бой; - Ништадтский мир и отвечает на вопросы плана-задания. После ответа каждой из групп – просмотр отрывка по соответствующему вопросу из д\ф «300 лет Полтавской битве. Битва за Балтику».

- 1 группа (Гангутское сражение) – 300 лет Полтавской битве. 3. Битва за Балтику. Со времени 08.58. до 10.08.

- 2 группа (Гренгамский бой) – Со времени 17.47. до 18.42. («…начать мирные переговоры»).

- 3 группа (Ништадтский мир) – Со времени 19.12. до 19.48. («…границы, существовавшей до Столбовского мира»).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск