© МОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева _____________________________________________________________________________ Конспект урока
Тема
| «России первая любовь» (по произведениям И.Пущина «Записки о Пушкине», М.Цветаевой «Мой Пушкин»)
| Класс
| Учебник
| Программа
| 8
| Учебник-хрестоматия в 2-х частях, авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв и др.
| Программа под редакцией В.Я.Коровиной
М. «Просвещение»,2005
| Урок №
| Разработал
| 1
(по теме)
| Меньшикова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы
|
| Планирование
| авторское
| Цели урока
| выявить глубину восприятия самостоятельно прочитанных произведений;
пробудить интерес к литературе о Пушкине;
показать силу творческого воздействия личности поэта.
| Применяемые технологии
| Microsoft Power Point
| Применяемые формы работы
| Слово учителя, сообщения учащихся, чтение наизусть, заочная экскурсия, беседа
|
| План урока
| Время
| 1.
| Работа над «Записками о Пушкине» И. Пущина.
| 10 мин.
| 2.
| Заочная экскурсия в Царскосельский лицей
| 4 мин.
| 3.
| Работа над очерком М.Цветаевой «Мой Пушкин».
| 7мин.
| 4.
| Слово о читателях.
| 2 мин.
| 5.
| Знакомство с людьми, испытавшими на себе творческое влияние поэта:
|
| а) рассказ о Наде Рушевой и её рисунках, напоминающих пушкинскую графику;
| 5мин.
| б) слово о С.С.Гейченко;
| 2мин.
| в) заочная экскурсия в Михайловский заповедник;
| 5 мин.
| г) слово об Андрее Дементьеве.
| 3 мин.
| 6.
| Домашнее задание (по выбору)
Сочинение-миниатюра «Мой Пушкин»
Сочинение-рассуждение «В чём, по-вашему, бессмертие поэта?»
| 2 мин.
| Уж таковы
у творчества законы,
И Пушкин,
высоко стоящий над Москвой,
Нет,
не один,
Его сегодня миллионы –
У каждого
он свой,
Неповторимо свой. .
Н. Доризо
Ход урока
| Пункт плана №1 Работа над «Записками о Пушкине» И. Пущина.
| Работа учителя
| № слайда
| Работа учащихся
| Объявление темы, цели, плана урока.
Работа с эпиграфом.
Задачи обращения к литературе о Пушкине.
| №1-4
|
| Рассказ о Лицее, об отношении Пушкина и его друзей к своей «школе», о значении лицейского периода в жизни поэта.
Пушкин и Пущин.
Пущин и Костромской край.
| №5
|
| Беседа по прочитанному.
| №6
| Что запомнилось Пущину в Пушкине?
Что запомнилось из описания открытия Лицея?
А что запомнилось вам из устройства Лицея и распорядка жизни в нём?
Что показалось вам интересным и полезным и вы хотели бы увидеть это в нашей школе?
Какие трудности в Лицее были у Пушкина? Почему они возникли? Смог ли Пушкин преодолеть их?
| №7
| Как и при каких обстоятельствах был замечен дар Пушкина? Как относились к его дару учителя?
| №8
| Почему будущие декабристы не пожелали ввести Пушкина в тайное общество?
Как для себя решил вопрос Пущин о том, прав ли он и его друзья, не пожелавшие ввести Пушкина в тайное общество?
| №9
| Какими были отношения лицеистов после окончания Лицея?
| Пункт плана №2 Заочная экскурсия в Царскосельский лицей
|
| №10-12
| Заочная экскурсия в Царскосельский лицей, подготовленная учащимся.
| Пункт плана №3 Работа над очерком М.Цветаевой «Мой Пушкин».
| Рассказ о М.Цветаевой.
| №13
| Обмен впечатлениями от прочитанного:
Каким настроением проникнута работа Цветаевой о Пушкине?
Каково первое впечатление Марины от Пушкина?
Чей голос услышали вы: взрослого или ребёнка?
Мерилом чего стал для Марины «памятник Пушкина»?
Что особенно поразило вас в этой книге?
|
Пункт плана №4 Слово о читателях.
| Слово о читателях.
Иногда можно услышать:
« Не понравился писатель, не заинтересовал поэт…» А может, причина в нас самих? Хорошие ли мы читатели?
|
| Какие вам нравится книги: понятные или не очень?
Вы всегда стараетесь понять прочитанное, дойти до его сути
О чём говорят произведения поэта.
| Пункт плана №5 Знакомство с людьми, испытавшими на себе творческое влияние поэта.
| Пушкин жив для нас. Он продолжает и сейчас питать нас своей творческой энергией. Каждый человек, впустивший в своё сердце поэта, сам становится человеком творческим. Не обязательно писать стихи, можно вдохновенно строить дома, создавать одежду, придумывать новые игрушки, писать интересные школьные учебники. Важно всё делать с любовью, сердечно. Очень хочется познакомить вас с такими людьми. Они разные.
|
|
| Надя Рушева. Судьба её счастливая и трагичная. 6 марта 1969 года, когда Наде исполнилось 17 лет, жизнь её казалось, только начинающаяся, оборвалась… кровоизлияние в мозг. Осталось 10 тысяч рисунков, и в них – Надя, её интересы мысли, чувства…
Надя любила литературу. Об этом говорят её рисунки.
Особое место в творчестве Н. Рушевой занимает Пушкиниана, начатая ею в 7 лет с рисунков к «Сказке о царе Салтане».
Старейший пушкинист А.И.Гессен вспоминал: « …Я дал ей две свои первые главы книги о Пушкине…Через месяц мы снова встретились. В её папке лежало более 70 рисунков. Откуда такое ясновидящее проникновение в дух и настроение Пушкина и его эпохи?..»
| №4
| Какое чувство вызывают у вас эти рисунки?
| Слово о С.С.Гейченко
| №15
|
|
Заочная экскурсия в Михайловский заповедник.
Звук: упр.61(отрывок из произведения К.Паустовского). Е.И.Никитина «Русская речь 8-9класс»
М. «Просвещение»1995
|
№16-23
|
| Слово о А.Дементьеве.
| №24
| Чтение наизусть стихотворения А.Дементьева «А мне приснился сон…»
|
| №24
| В чём, по-вашему, бессмертие поэта?
| Пункт плана №6 Домашнее задание
|
| №25
| Домашнее задание (по выбору)
миниатюра «Мой Пушкин»
Сочинение-рассуждение «В чём, по-вашему, бессмертие поэта?»
| Литература
| «Записки о Пушкине» И.И.Пущин. М, «Детская литература»,1969
«Избранное» М.И.Цветаева. М, «Просвещение»1989
СD – диск: Мультимедиа энциклопедия «А.С.Пушкин в зеркале двух столетий»
«Русская речь.8-9 класс» Е.И.Никитина. М, «Просвещение»,1995
«Уроки литературы в 8 классе» под редакцией Е.А.Евлампиевой. Чебоксары,1998
Журнал «Литература в школе» №8-1998, №5-2000
Журнал «Русский язык и литература в учебных заведениях УССР» №9-1991
|
Урок отмечен поощрительным призом на областном конкурсе мультимедийных проектов в номинации «Урок с использованием ИКТ». |