УРОК – ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА
10 класс
Обобщающий урок по творчеству И.С. Тургенева и А.Н. Островского
Цель:
Формировать у учащихся понятия эпохи, в которую жили писатели.
Учить учащихся видеть особенности литературного творчества. Проверить знания биографии произведения писателя.
Воспитать у учащихся интерес к русской литературе.
Методы: игра.
Оборудование:
Портреты писателей.
Грамзаписи (романсы Тургенева, Прокофьева).
Карточки.
ХОД УРОКА
Создать две команды, выбрать капитана, группу «Сопричастность» – шесть человек.
Звучит мелодия-романс на слова Тургенева.
Задание: Кто первый из команд назовет автора слов в известной опере, и начинает игру.
Магистры (2-3 учителя) оценивают каждый ответ по 5-ти бальной системе.
| Группа «Сопричастность» получает задание.
| ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ КАРТОЧЕК:
Где прошли детские годы И.С. Тургенева?
Какие факты жизни и какие люди воспитывали в Тургеневе любовь к родине и к своему народу?
Какие произведения И.С. Тургенева ты знаешь?
Почему так сказал Белинский: «Тургенев зашел к народу с такой стороны, с какой до него ни кто не заходил»?
Общественно-политические и эстетические взгляды Базарова (в каждой карточке пять заданий).
КОМАНДЫ, ВНИМАНИЕ!
Прочитать слова Островского написанные на доске: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку, для сцены создали свой особый мир». Кому принадлежат эти слова? (И. Гончарову»
Команды, ответившая верно начинает первой.
ВОПРОСЫ КОМАНДАМ:
I. Назовите произведения А.Н. Островского, не менее 5. («Свои люди сочтемся», «Гроза», «Бесприданница», «Бедность – не порок», «На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы»).
| I. Назовите героев драмы.
| II. В каких журналах печатал свои произведения Островский? («Современник» – 6 пьес, «Отечественные записки» – 13 пьес).
| II. Кому принадлежат высказывания: «Островский ударил по болячке, пропущенной до него в литературе»? (Огарев)
|
КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ
Обе команды выбирают художников, которые рисуют одного из героев по произведениям Тургенева, Островского.
III. Назовите две критические статьи, посвященные драме «Гроза». Кто был автором? (Добролюбов «Луч света в темном царстве», «Темное царство»).
| III. Критики о романе «Отцы и дети» (Писарев «Реалисты» «Базаров»)
|
КОКУРС ДУЭЛЯНТОВ И СЕКУНДАНТОВ
Заключается в следующем: каждая команда представляет сцену или диалог двух героев. Другая отгадывает произведение и наоборот. «Сражаются» в знании художественных произведений, авторов.
IV. Тургенев много и плодородно сотрудничает в области драматургии (с 1840 г.) Какие пьесы вы знаете? («неосторожность», «Безденежье», «Холостяк», «Месяц в деревне»)
| IV. За что был сослан Тургенев в 1852 г. (За «Записки охотника», некролог Гоголю)
| V. «В будущий вторник исполнится 7 лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас… И мне радостно сказать Вам… что встретить Вас на своем пути - было величайшим счастьем моей жизни». Кому адресовано это письмо? (П. Виардо)
| V. Критик о И.С. Тургеневе сказал, что лучшим памятником ему был бы кусочек разбитой цепи на мраморной плите. Почему он так сказал? (Свяжите с биографией).
|
БЮРО ЛИТЕРАТУРНЫХ НАХОДОК
Кто из ваших героев забыл свои вещи?
Гитара - Огудалов
Маникюрный набор – Н. Петрович
Ключи – Катерина
Птица «Галка» – Базаров дарит Аркадию
VI. Чьим другом был Бакунин? Где с ним встретился?
| VI. Назовите произведения Тургенева, названные именем главного героя («Параша», «Андрей Колосов», «Рудин», «Ася»)
| VII. У кого из героев Тургенева были белокурые волосы, длинные и густые не скрывали выпуклость просторного черепа?
| VII. Кому было подарено кольцо с вырезанным на камне сфинксом? (П. Петровичем княгине)
| VIII. Кому посвящается роман «Отцы и дети»?
| VIII. Как называется место, куда приезжает молодое поколение в романе «Отцы и дети».
| IX. Кто из героев называет себя старинным знакомым Базарова и даже учеником, обязан перерождением? (Ситников)
| IX. «Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, сны, верила в юродивого, домовых, в молодости была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась по французски, но в течении многолетних странствий со своим мужем расплылась и позабыла про музыку и французский язык». Кто эта героиня? (Арина Васильевна Базарова)
|
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Получают по конверту, отгадывают «Кто это?». Важную роль сыграл в жизни писателя (Белинский).
X. Он старается внушить всем и каждому, что он не принадлежит к числу руженеров и отсталых бюрократов, что он не оставлял без внимания ни одного, важнейшего проявления общественной жизни. Метил в государственные люди. О ком идет речь? (О Матвее Ильиче Колязине - сыне Колязина под попечительством которого некогда были братья Кирсановы).
| X. Назовите имя и отчество Базарова? (Евгений Васильевич).
|
ХУДОЖНИКИ ЗАЩИЩАЮТ СВОЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПАМЯТНИК
XI. Продолжите следующую мысль из произведения: «Николай Петрович представил его Базарову. П. Петрович наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся… (но руки не подал и положил ее обратно в карман).
| XI. Продолжите следующую мысль: «Ваш брат, дворянин дальше благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь и уж воображаете себя модами, а мы драться хотим. Ты славный малый… (но ты все-таки мякенький, либеральный барин).
|
Группа «Сопричастность» сдает задания и участвует в соревновании команд.
XII. Музыкальный конкурс. На каком инструменте играют? Кто из героев романа «Отцы и дети» любил в свободное время играть на этом инструменте? (Николай Петрович).
| XII. Звучит романс. Как называется? На чти слова написан?
|
ЛИТЕАРТУРНОЕ ЛОТО
Кому принадлежат слова?
XIII. Как вы понимаете название романа «Отцы и дети»? (Название говорит о борьбе 2-х направлений и социально-политических взглядов. В основе-конфликт).
| XIII. О чем был спор Базарова с Павлом Петровичем? (Об искусстве, народе, судьбе России, философии, культуре, общественном строе).
| Магистры анализируют ответы, оценивают. Присваивают I, II место. Награждаются книгами капитаны команд. |