Скачать 123.82 Kb.
|
Тверская гимназия № 44 Преподавание элективного курса «История зарубежной литературы». Темы уроков:
В связи с возрастанием социальных, политических, экономических и культурных контактов между нациями и народами в настоящее время особую актуальность приобрёл вопрос о соотношении национального и общечеловеческого в искусстве. В круг предметов, изучаемых в современной школе входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углублению гуманитарных знаний учащихся, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нём отечественной литературы. В рамках становления новой системы образования Тверским государственным университетом для старших классов рекомендована программа курса «История зарубежной литературы», разработанная учителем Тверской гимназии № 44 Даниленко Светланой Геннадиевной. Структура курса определяется общепринятой периодизацией истории западноевропейской литературы. Выбор автора для изучения творчества обусловлен индивидуальным своеобразием, передающим своеобразие эпохи, его вкладом в мировое художественное развитие. Характерные особенности развития как русской, так и зарубежной литературы преломлены в концепции человека, возможные толкования которой отражены у авторов разных художественных ориентаций, принадлежавших к различным эстетическим программам. Аспекты понимания человека и личности в их соотношении с государством, обществом, историей многовариантны: от человека абсурдного и трагического до его полной противоположности. Трагическое мироощущение, технократизированное сознание, кризис гуманистических идеалов – ключевые понятия, утверждённые XX веком в истории человечества. Достижения науки и техники вступают в противоречие с биологической природой человека. Творчество Франца Кафки может считаться символическим для своего века. Одна из важнейших тем искусства XX века – отчуждение как итог буржуазной цивилизации, подавившей человека в государстве. Тема философская и центральная для мироощущения Ф.Кафки. Предложенные уроки позволяют проследить, как проблемы предшествующего художественного развития воспроизводятся в рамках эстетического плюрализма в XX веке. Знакомство с произведениями зарубежной литературы в старших классах позволяет пристальнее взглянуть на ведущие философские проблемы, затрагиваемые русской литературой.
Особенности общественного сознания рубежа веков. Эстетический плюрализм. I. Подготовительный этап. Основные вопросы. -Причины изменений в сфере эстетического в начале XXв. Чем объясняется художественный плюрализм рубежа веков? -Какие реалии повлияли на общественное сознание рубежа веков? -Каким образом меняются прежние реалистические стандарты. -Какие факторы влияют на реалистический тип художественного мышления XX в.? -XXв. и модернизм. Почему новый этап литературного развития характеризуется художественными экспериментами? -Какие новые темы пришли в литературу XXв.? -Почему проблемы человека становятся актуальными в XXв.? Задание на уроке: записать тезисы, составить план лекции, конспектирование.
Неудовлетворённость существующими художественными представлениями. Источники декаданса: - антогонизм искусства и буржуазного общества. - кризис позитивизма, утрата доверия к рационалистическому мышлению. - эскапизм – настроение безнадёжности, пессимизма, страха, желание уйти от действительности. - панэстэтизм.
Ф Иной уровень научного осмысления мира и человека: психоанализ Фрейда, экзистенциализм, взлёт веры в человека и разочарование в просветительской формуле гуманизма. Социальная действительность, войны, диктаторские перевороты, национально-освободительная революции, левые худ.течения, авангардизм, иррационализм. акторы, повлиявшие на реалистический тип художественного мышления в XX в. Изменение прежних стандартов и соотношения описательности, подражательности и вымысла, индивидуализации и типизации в реализме.
а) поток сознания; б) деформация; в) суггестивность; г) абсурд. 8) Утрата жанровой нормативности в структуре романа. (диффузия жанровых разновидностей: научно-фантастического и политического, детективного и философского, семейного и авантюрного). 9) Поворот от социума к личности, от типического к индивидуальному. 10) Акцентировка философского начала, притчеобразность. Традиция. -Преданность высокому гуманистическому идеалу; -Оптимистичный взгляд на историю и человека; -Соседство условно-метафорической и фантастической форм с описательными (повторяющими мир зеркально); -направленность на самые коренные и глубинные социальные и духовные проблемы человеческого бытия. Вывод: Реализм XX в. – живой развивающийся метод, обладает могучей способностью ассимилировать, не поступаясь при этом собственной сущностью. Внимание: Граница между реализмом и модернизмом достаточно проблематична, ибо модернизм в чистом виде не встречается. Он является неотъемлемой частью художественной панорамы XXв.
XX век вошёл в историю культуры как век эксперимента, посягавшего на вековые традиции и незыблемые каноны. Круг понятий и проблем. -Модернизм – нереалистические явления в искусстве, следующие за декадансом (фр.modern – новейший, modo – только что). -Экспрессионизм – разновидность модернизма (фр.expression – выражение). -Очуждение – термин, введённый в эстетический оборот Б.Брехтом. Процессы и ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности, её условиям, средствам, результатам, самому себе. -Абсурд – характеристика человеческого существования в условиях смыслоутраты, связанной с очуждением личности от общества, от истории, от себя самой. Трагический разлад человека с миром. Человек жаждет единства, согласия с миром, но мир не откликается на его «зов». -Поток сознания – приём изображения человеческой психики прямо «изнутри» как сложного и текущего процесса. Внимание: Главная тема искусства XX века – очуждение, как итог цивилизации, подавившей человека в государстве. Предшественники модернизма. -«Цветы зла» Ш.Бодлера, программы чистого искусства. -Прециозная поэзия, маньеризм. -Фрески Иеронима Босха. Результат деятельности модернистов. -Подвергнута критике неизбежность подражания прекрасному. Отправная точка эстетики – безобразное. -Отказ от гармонических пропорций – деформация – произведения искусства не похожи на классические образцы. Общие черты модернистских течений. -утрата точки опоры, мотив богооставленности; -разрыв с традиционным мировоззрением христианской Европы; -деформация мира и художественного текста в произведении; -утрата целостной модели мира всякий раз заново по произволу художника; -пессимистические воззрения на прогресс и историю; -стремление художника не отражать объективную реальность, а самовыражать себя; -нарушение гармонии вешней и внутренней жизни. Домашнее задание: 1. – по желанию (1 или 2) 1 уровень. 1) Подумать над вопросом: «В чём достижения и значение модернизма?» 2 уровень. 2) Подготовить сообщение на тему: «Экспрессионизм как разновидность модернизма». 2. Всем. В зависимости от выполненного задания, найти в произведении черты модернизма, экспрессионизма. 3. Найти в «Словаре литературоведческих терминов» понятие «абсурд». См. «Философский словарь».
а) Слово учителя. Мы говорили о том, что на рубеже веков реализм сохраняет, а иногда и приобретает заново ведущее положение в литературном процессе, так как пытливая мысль художников – реалистов направлена не на потусторонний мир с его мистическими тайнами, а на самые коренные и глубокие социальные и духовные проблемы человеческого бытия. На какое-то время за реализмом закрепилось монопольное право на правду жизни. Но со временем пробивается более полное суждение о том, что понятие жизненной правды шире, чем реализм или какой-нибудь другой метод. В связи с этим... б) Эвристическая беседа. - Какие изменения происходят в сфере эстетического в начале XX века? Какие особенности развития рубежа веков вы можете назвать? - В связи с чем происходят такие изменения в литературе? Расскажите о влиянии общественных реалий на сознание рубежа веков? (XX век утвердил трагическое мироощущение, а в качестве ключевых понятий войны и насилие, технократизированное сознание, экологическую катастрофу, кризис гуманистических идеалов. Сфера Разума столкнулась с безумием, а самые крупные научные и технические достижения оказались использованы против человека). -Какова, в связи с этим, главная тема искусства XX века? (Трагизм существования человека в окружающем мире). -Почему многие художники XX века не принимали искусства прошлого? Каково ваше мнение, откуда этот «бунт против отцов»? (Требовались особые методы, чтобы отразить духовно-душевную ситуацию рубежа веков: страх, надежду, отчаяние). в) Введение нового понятия. Трагизм мироощущения связан с «отчуждением». Отчуждение – итог цивилизации, подавившей человека в государстве. 3 монстра, созданные человеком, - экономика, политика, техника – превратились в самодовлеющие системы, человек стал на них работать. Когда человек создаёт нечто, вносит туда частички себя, а после от этого зависит, это и есть отчуждение. Отчуждённое значит порабощённое, рабство у самого себя. То, что он создал, обернулось катастрофой. Аспекты понимания человека и личности в их соотношении с государством, обществом, историей многовариантны – от активно преобразующего мир героя до его полной противоположности – человека абсурдного и трагического.
Организация работы в группах: Группы получают разное задание, включаются в обсуждение. Затем «спикеры» каждой группы отчитываются перед классом. Учитель координирует работу групп. Первая группа. - Что такое абсурд? Какие определения нашли? - Как он себя проявляет на страницах произведения? В чем абсурдность кафковского мира? - Какие ситуации в произведении показались вам абсурдными? Для справки. (Абсурдный – бессмысленный, нелепый. Абсурд – противоречие между стремлением человека найти смысл жизни и объективной ее бессмыслицей).
- Почему это произведение относят к экспрессионизму? (Фр. еxpression – выражение). Признаки:
Слово учителя. Произведение строится на абсурдных ситуациях. До сих пор в литературе мы имели дело с героями, которые были нам понятны. Здесь мы впервые встречаемся с человеком абсурдным. И сейчас мы постараемся понять, кого надо исправлять в этой исправительной колонии-цивилизации. Вторая группа. - Что собой представляют путешественник, комендант, осужденный, солдат? - Что вменяют в главную заслугу прежнего коменданта? С каким чувством офицер вспоминает о нем? 1. Изобрел машину. 2. Сформировал структуру колонии. 3. Придумал целостную систему: нельзя изменить старый порядок в течение многих лет. 4. Офицер подчеркивает как достоинства: сила убеждения, единоличная власть. - Что в поведении офицера вызывает удивление путешественника? - Как себя ведет осужденный? За что осужден? (Взбунтовался против нелепого установления – через каждый час отдавать честь перед дверью капитана). - Почему офицер возмущен поведением нового коменданта? - Как ведет себя офицер сообщая об отсутствии защиты? Как вы думаете, согласен ли он с мировым общественным мнением на этот вопрос? - Каковы аргументы офицера? (1. Это запутало бы дело. 2. виновность всегда несомненна). Вывод: Кафка ставит извечный вопрос о границах власти общества над человеком. Бердяев писал: Общество имеет тоталитарные притязания и склонно говорить человеку: «Ты мое создание и безраздельно принадлежишь мне». Человека лишили неотъемлемого права защиты. Третья группа. - Для чего нужна машина? Какова цель массовых сборищ? - Какое чувство машина вызывает у солдата и осужденного? (Все в машине их занимало...Осужденный воспринял приказ уйти чуть ли не как наказание, шестеренки приводили его в восторг). - Для чего введен образ путешественника? Что он собой представляет и как чувствует себя в данной ситуации? - Чем объяснить пробудившийся интерес путешественника по сравнению с прежним равнодушием? - Как выглядит кофейня? Почему старый комендант похоронен здесь? Что это за символ? - Что означает надпись на захоронении коменданта? - Чем объяснить бездействие, инертность нового коменданта в нынешних условиях? Учитель. Многие ученые считают, что тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана. Назначение любой власти – бороться с проявлениями зла. Тоталитарная власть, подменяя суть, перетолковав идеалы, вырезав из них самое существенное – права, свободы, культуру – манипулирует сознанием, превращает общество в инструмент коллективного давления на человека. Это строй бесконтрольного произвола без малейшей гарантии, оставленной священным правам справедливости. Четвёртая группа. Объясните все алгоритмы притчи. - Что такое притча? Почему это повествование можно считать притчей? - Какова главная аллегория притчи? (Машина тоталитаризма). - Объясните название произведения. Какие значения слова «колония» существуют? (1. Общежитие лиц, поселённых для совместной жизни с той или иной целью. 2. Страна, лишённая самостоятельности. 3. Сообщество земляков, живущих в чужой стране). - Кого и от чего надо исправлять в этой колонии? Сравните разницу ощущений путешественника и осуждённого. Что вы можете сказать об интересе осужденного и солдата к этой машине? (Готовы поверить в её целесообразность. Такие, как они одобряли наказание, верили, что вина несомненна). - Как же улучшить человеческую природу? Можно ли сделать человека лучше, не изменив систему? - Есть ли польза в изменении системы до того, как человек станет лучше? (Будет сохраняться опасность диктатуры: воскресение старого коменданта). Замкнутый круг. - Почему путешественник не берёт с собой караульного и осуждённого? - Каковы «сегодня» и «завтра» колонии? Каждый человек ответственный прежде всего сам за себя. Работа со всеми группами. - Каковы жертвы в нашем произведении? Каковы их духовные качества? Запуганный, забитый человек вдруг проявляет недовольство значительным лицом, грубо его принижавшим и оскорблявшим. Другой герой русской литературы может сделать это лишь в состоянии бреда. - О ком разговор? («Шинель»). Эта смерть означает крайнюю, предельную потерянность маленького человека в этом страшном мире. У Кафки эта тема получает зловещее продолжение. Ещё Гоголь выводит некий глобальный социальный закон: всеобщую обезличенность чином. Он губителен для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом писатель хочет предупредить человечество. Помните: значительное лицо, усмотревшее в поведении Акакия Акакиевича бунтарство, ещё недавно было совсем незлым существом, да генеральский чин совершенно сбил его с толку. Нетрадиционный вопрос для домашнего задания: Представьте, что заслуги Акакия Акакиевича отметили, и он стремительно вознёсся по службе, получив высокий чин. - Каково было бы его отношение к вышестоящим и стоящим ниже его? - А если бы осуждённого облекли властью? Как бы он стал руководить людьми, каким образом он бы это осуществлял? Примите во внимание его духовный уровень? |