Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 123.82 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации24.05.2014
Размер123.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тверская гимназия № 44

Преподавание элективного курса

«История зарубежной литературы».

Темы уроков:

  1. Эстетический плюрализм рубежа веков.

  2. Трагедия человеческого существования в новелле Ф.Кафки «В исправительной колонии».

В связи с возрастанием социальных, политических, экономических и культурных контактов между нациями и народами в настоящее время особую актуальность приобрёл вопрос о соотношении национального и общечеловеческого в искусстве.

В круг предметов, изучаемых в современной школе входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углублению гуманитарных знаний учащихся, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нём отечественной литературы.

В рамках становления новой системы образования Тверским государственным университетом для старших классов рекомендована программа курса «История зарубежной литературы», разработанная учителем Тверской гимназии № 44 Даниленко Светланой Геннадиевной. Структура курса определяется общепринятой периодизацией истории западноевропейской литературы. Выбор автора для изучения творчества обусловлен индивидуальным своеобразием, передающим своеобразие эпохи, его вкладом в мировое художественное развитие.

Характерные особенности развития как русской, так и зарубежной литературы преломлены в концепции человека, возможные толкования которой отражены у авторов разных художественных ориентаций, принадлежавших к различным эстетическим программам.

Аспекты понимания человека и личности в их соотношении с государством, обществом, историей многовариантны: от человека абсурдного и трагического до его полной противоположности.

Трагическое мироощущение, технократизированное сознание, кризис гуманистических идеалов – ключевые понятия, утверждённые XX веком в истории человечества. Достижения науки и техники вступают в противоречие с биологической природой человека. Творчество Франца Кафки может считаться символическим для своего века.

Одна из важнейших тем искусства XX века – отчуждение как итог буржуазной цивилизации, подавившей человека в государстве. Тема философская и центральная для мироощущения Ф.Кафки.

Предложенные уроки позволяют проследить, как проблемы предшествующего художественного развития воспроизводятся в рамках эстетического плюрализма в XX веке.

Знакомство с произведениями зарубежной литературы в старших классах позволяет пристальнее взглянуть на ведущие философские проблемы, затрагиваемые русской литературой.


  1. Урок – лекция.

Особенности общественного сознания рубежа веков. Эстетический плюрализм.

I. Подготовительный этап.

Основные вопросы.
-Причины изменений в сфере эстетического в начале XXв. Чем объясняется художественный плюрализм рубежа веков?

-Какие реалии повлияли на общественное сознание рубежа веков?

-Каким образом меняются прежние реалистические стандарты.

-Какие факторы влияют на реалистический тип художественного мышления XX в.?

-XXв. и модернизм. Почему новый этап литературного развития характеризуется художественными экспериментами?

-Какие новые темы пришли в литературу XXв.?

-Почему проблемы человека становятся актуальными в XXв.?
Задание на уроке: записать тезисы, составить план лекции, конспектирование.


  1. Особенности литературного процесса начала XX в.


Неудовлетворённость существующими художественными представлениями.




Источники декаданса:

- антогонизм искусства и буржуазного общества.

- кризис позитивизма, утрата доверия к рационалистическому мышлению.

- эскапизм – настроение безнадёжности, пессимизма, страха, желание уйти от действительности.

- панэстэтизм.


  1. Особенности развития реализма в XX в.

Ф
Иной уровень научного осмысления мира и человека: психоанализ Фрейда, экзистенциализм, взлёт веры в человека и разочарование в просветительской формуле гуманизма.


Социальная действительность, войны, диктаторские перевороты, национально-освободительная революции, левые худ.течения, авангардизм, иррационализм.
акторы, повлиявшие на реалистический тип художественного мышления в XX в.



Изменение прежних стандартов и соотношения описательности, подражательности и вымысла, индивидуализации и типизации в реализме.


  1. Отказ от копирования и зеркального повторения действительности в формах самой жизни, от приоритетности принципа МИМЕСИСА.

  2. Описательные формы сменяет аналитическое исследование.

  3. Эффект отстранения.

  4. Ирония и подтекст.

  5. Гротеск, фантастическое, условное моделирование.

  6. Углубление и уточнение способов раскрытия психологической жизни.

  7. Использование модернистских приёмов:

а) поток сознания;

б) деформация;

в) суггестивность;

г) абсурд.

8) Утрата жанровой нормативности в структуре романа. (диффузия жанровых разновидностей: научно-фантастического и политического, детективного и философского, семейного и авантюрного).

9) Поворот от социума к личности, от типического к индивидуальному.

10) Акцентировка философского начала, притчеобразность.
Традиция.

-Преданность высокому гуманистическому идеалу;

-Оптимистичный взгляд на историю и человека;

-Соседство условно-метафорической и фантастической форм с описательными (повторяющими мир зеркально);

-направленность на самые коренные и глубинные социальные и духовные проблемы человеческого бытия.
Вывод: Реализм XX в. – живой развивающийся метод, обладает могучей способностью ассимилировать, не поступаясь при этом собственной сущностью.
Внимание:
Граница между реализмом и модернизмом достаточно проблематична, ибо модернизм в чистом виде не встречается. Он является неотъемлемой частью художественной панорамы XXв.


  1. XX век и модернизм.

XX век вошёл в историю культуры как век эксперимента, посягавшего на вековые традиции и незыблемые каноны.
Круг понятий и проблем.

-Модернизм – нереалистические явления в искусстве, следующие за декадансом (фр.modern – новейший, modo – только что).

-Экспрессионизм – разновидность модернизма (фр.expression – выражение).

-Очуждение – термин, введённый в эстетический оборот Б.Брехтом. Процессы и ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности, её условиям, средствам, результатам, самому себе.

-Абсурд – характеристика человеческого существования в условиях смыслоутраты, связанной с очуждением личности от общества, от истории, от себя самой. Трагический разлад человека с миром. Человек жаждет единства, согласия с миром, но мир не откликается на его «зов».

-Поток сознания – приём изображения человеческой психики прямо «изнутри» как сложного и текущего процесса.
Внимание:

Главная тема искусства XX века – очуждение, как итог цивилизации, подавившей человека в государстве.
Предшественники модернизма.

-«Цветы зла» Ш.Бодлера, программы чистого искусства.

-Прециозная поэзия, маньеризм.

-Фрески Иеронима Босха.
Результат деятельности модернистов.

-Подвергнута критике неизбежность подражания прекрасному. Отправная точка эстетики – безобразное.

-Отказ от гармонических пропорций – деформация – произведения искусства не похожи на классические образцы.
Общие черты модернистских течений.

-утрата точки опоры, мотив богооставленности;

-разрыв с традиционным мировоззрением христианской Европы;

-деформация мира и художественного текста в произведении;

-утрата целостной модели мира всякий раз заново по произволу художника;

-пессимистические воззрения на прогресс и историю;

-стремление художника не отражать объективную реальность, а самовыражать себя;

-нарушение гармонии вешней и внутренней жизни.
Домашнее задание: 1. – по желанию (1 или 2)

1 уровень.

1) Подумать над вопросом: «В чём достижения и значение модернизма?»

2 уровень.

2) Подготовить сообщение на тему: «Экспрессионизм как разновидность модернизма».
2. Всем.

В зависимости от выполненного задания, найти в произведении черты модернизма, экспрессионизма.
3. Найти в «Словаре литературоведческих терминов» понятие «абсурд». См. «Философский словарь».


  1. Трагедия человеческого существования в новелле Ф.Кафки «В исправительной колонии».




  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

  1. Выравнивание знаний по теме.

а) Слово учителя.

Мы говорили о том, что на рубеже веков реализм сохраняет, а иногда и приобретает заново ведущее положение в литературном процессе, так как пытливая мысль художников – реалистов направлена не на потусторонний мир с его мистическими тайнами, а на самые коренные и глубокие социальные и духовные проблемы человеческого бытия. На какое-то время за реализмом закрепилось монопольное право на правду жизни.

Но со временем пробивается более полное суждение о том, что понятие жизненной правды шире, чем реализм или какой-нибудь другой метод. В связи с этим...

б) Эвристическая беседа.

- Какие изменения происходят в сфере эстетического в начале XX века? Какие особенности развития рубежа веков вы можете назвать?

- В связи с чем происходят такие изменения в литературе? Расскажите о влиянии общественных реалий на сознание рубежа веков?

(XX век утвердил трагическое мироощущение, а в качестве ключевых понятий войны и насилие, технократизированное сознание, экологическую катастрофу, кризис гуманистических идеалов. Сфера Разума столкнулась с безумием, а самые крупные научные и технические достижения оказались использованы против человека).
-Какова, в связи с этим, главная тема искусства XX века? (Трагизм существования человека в окружающем мире).

-Почему многие художники XX века не принимали искусства прошлого? Каково ваше мнение, откуда этот «бунт против отцов»? (Требовались особые методы, чтобы отразить духовно-душевную ситуацию рубежа веков: страх, надежду, отчаяние).
в) Введение нового понятия.

Трагизм мироощущения связан с «отчуждением».

Отчуждение – итог цивилизации, подавившей человека в государстве. 3 монстра, созданные человеком, - экономика, политика, техника – превратились в самодовлеющие системы, человек стал на них работать.

Когда человек создаёт нечто, вносит туда частички себя, а после от этого зависит, это и есть отчуждение. Отчуждённое значит порабощённое, рабство у самого себя. То, что он создал, обернулось катастрофой.

Аспекты понимания человека и личности в их соотношении с государством, обществом, историей многовариантны – от активно преобразующего мир героя до его полной противоположности – человека абсурдного и трагического.


  1. Коллективная учебная деятельность.

Организация работы в группах:

Группы получают разное задание, включаются в обсуждение. Затем «спикеры» каждой группы отчитываются перед классом. Учитель координирует работу групп.

Первая группа.

- Что такое абсурд? Какие определения нашли?

- Как он себя проявляет на страницах произведения? В чем абсурдность кафковского мира?

- Какие ситуации в произведении показались вам абсурдными?

Для справки.

(Абсурдный – бессмысленный, нелепый.

Абсурд – противоречие между стремлением человека найти смысл жизни и объективной ее бессмыслицей).

  1. Осужденный не знает, за что его наказывают.

  2. Он не только не знает приговора, он не знает, что вообще осужден.

  3. Офицер с восторгом говорит о машине – убийце.

  4. Солдат и осужденный испытывают жгучее любопытство к машине, которая чуть было не убила осужденного.

  5. Патологически трепетное отношение к тому, что убивает. Сосуществование старых противоестественных порядков с новыми, противоположными.


- Почему это произведение относят к экспрессионизму? (Фр. еxpression – выражение).

Признаки:

  1. Аллегорические фигуры: Человек, Грешник, Натура Людская.

  2. Выражение души художника, его внутреннего «я» вместо изображения объективной реальности.

  3. Тяготение к абстракциям, заменившим конкретные понятия, идее и моральные принципы.

  4. Обобщенные символы и собирательные образы. (Безымянный, Рабочий, Воин).

  5. Художник-экспрессионист – главный субъект и объект искусства.

  6. Состояние экстаза – образ крика.

  7. Экспрессионисты против машины цивилизации за нравственное усовершенствование.

  8. Антивоенная позиция.

  9. Мышление философскими категориями.


Слово учителя.

Произведение строится на абсурдных ситуациях. До сих пор в литературе мы имели дело с героями, которые были нам понятны. Здесь мы впервые встречаемся с человеком абсурдным. И сейчас мы постараемся понять, кого надо исправлять в этой исправительной колонии-цивилизации.
Вторая группа.

- Что собой представляют путешественник, комендант, осужденный, солдат?

- Что вменяют в главную заслугу прежнего коменданта? С каким чувством офицер вспоминает о нем?

1. Изобрел машину.

2. Сформировал структуру колонии.

3. Придумал целостную систему: нельзя изменить старый порядок в течение многих лет.

4. Офицер подчеркивает как достоинства: сила убеждения, единоличная власть.

- Что в поведении офицера вызывает удивление путешественника?

- Как себя ведет осужденный? За что осужден? (Взбунтовался против нелепого установления – через каждый час отдавать честь перед дверью капитана).

- Почему офицер возмущен поведением нового коменданта?

- Как ведет себя офицер сообщая об отсутствии защиты? Как вы думаете, согласен ли он с мировым общественным мнением на этот вопрос?

- Каковы аргументы офицера? (1. Это запутало бы дело. 2. виновность всегда несомненна).
Вывод: Кафка ставит извечный вопрос о границах власти общества над человеком.

Бердяев писал:

Общество имеет тоталитарные притязания и склонно говорить человеку: «Ты мое создание и безраздельно принадлежишь мне».

Человека лишили неотъемлемого права защиты.
Третья группа.

- Для чего нужна машина? Какова цель массовых сборищ?

- Какое чувство машина вызывает у солдата и осужденного?

(Все в машине их занимало...Осужденный воспринял приказ уйти чуть ли не как наказание, шестеренки приводили его в восторг).

- Для чего введен образ путешественника? Что он собой представляет и как чувствует себя в данной ситуации?

- Чем объяснить пробудившийся интерес путешественника по сравнению с прежним равнодушием?

- Как выглядит кофейня? Почему старый комендант похоронен здесь? Что это за символ?

- Что означает надпись на захоронении коменданта?

- Чем объяснить бездействие, инертность нового коменданта в нынешних условиях?
Учитель.

Многие ученые считают, что тайна подчинения людей носителям власти до сих пор не вполне разгадана.

Назначение любой власти – бороться с проявлениями зла. Тоталитарная власть, подменяя суть, перетолковав идеалы, вырезав из них самое существенное – права, свободы, культуру – манипулирует сознанием, превращает общество в инструмент коллективного давления на человека.

Это строй бесконтрольного произвола без малейшей гарантии, оставленной священным правам справедливости.
Четвёртая группа.

Объясните все алгоритмы притчи.
- Что такое притча? Почему это повествование можно считать притчей?

- Какова главная аллегория притчи?

(Машина тоталитаризма).

- Объясните название произведения. Какие значения слова «колония» существуют?

(1. Общежитие лиц, поселённых для совместной жизни с той или иной целью.

2. Страна, лишённая самостоятельности.

3. Сообщество земляков, живущих в чужой стране).

- Кого и от чего надо исправлять в этой колонии? Сравните разницу ощущений путешественника и осуждённого. Что вы можете сказать об интересе осужденного и солдата к этой машине? (Готовы поверить в её целесообразность. Такие, как они одобряли наказание, верили, что вина несомненна).

- Как же улучшить человеческую природу? Можно ли сделать человека лучше, не изменив систему?

- Есть ли польза в изменении системы до того, как человек станет лучше? (Будет сохраняться опасность диктатуры: воскресение старого коменданта).

Замкнутый круг.

- Почему путешественник не берёт с собой караульного и осуждённого?

- Каковы «сегодня» и «завтра» колонии?

Каждый человек ответственный прежде всего сам за себя.

Работа со всеми группами.

- Каковы жертвы в нашем произведении? Каковы их духовные качества?

Запуганный, забитый человек вдруг проявляет недовольство значительным лицом, грубо его принижавшим и оскорблявшим. Другой герой русской литературы может сделать это лишь в состоянии бреда.

- О ком разговор? («Шинель»).

Эта смерть означает крайнюю, предельную потерянность маленького человека в этом страшном мире.

У Кафки эта тема получает зловещее продолжение. Ещё Гоголь выводит некий глобальный социальный закон: всеобщую обезличенность чином. Он губителен для людей, стоящих на любой ступени социальной лестницы. Об этом писатель хочет предупредить человечество. Помните: значительное лицо, усмотревшее в поведении Акакия Акакиевича бунтарство, ещё недавно было совсем незлым существом, да генеральский чин совершенно сбил его с толку.
Нетрадиционный вопрос для домашнего задания:

Представьте, что заслуги Акакия Акакиевича отметили, и он стремительно вознёсся по службе, получив высокий чин.

- Каково было бы его отношение к вышестоящим и стоящим ниже его?

- А если бы осуждённого облекли властью? Как бы он стал руководить людьми, каким образом он бы это осуществлял? Примите во внимание его духовный уровень?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск