Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1521
Рассмотрено на заседании ШМО ___________________________
Протокол № __________
«____» ____________ 2013 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
______________________ Перевезенкова М.В.
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ Гимназия № 1521
__________________________ Воробьева Т.А.
|
Рабочая программа по предмету
«Литература»
базовый уровень, 6 класс
2013 – 2014 учебный год
Составитель:
Попова Л.В., учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназия № 1521
Москва
2013
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В.П. Полухиной, В.Я. Коровиной составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.
Основная задача обучения в 6 классе - познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 5-6 классов активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной, компетенциями.
Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.
Из раздела «Зарубежная литература» исключены произведения, изучающиеся в курсе «Зарубежная литература».
Данная рабочая программа является адаптированной.
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
В учебнике-хрестоматии даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом («Совершенствуем устную речь», «Будьте внимательны к слову» и т.п.). В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Учебник снабжён фонохрестоматией. Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути изучаемых писателей;
- такие теоретико-литературные понятия, как: миф, мифологический сюжет, персонаж, житие, сказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение; реальное, фантастическое, фабула, баллада; двухсложные и трёхсложные размеры стиха, строфа, роман, авторское отношение к героям; стопа, типы стоп, метафора, инверсия; героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов; образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; автобиографическая проза; повесть, художественная деталь, портрет и характер; юмор, юмористическая ситуация, деталь и её художественная роль в юмористическом произведении; цветообраз; кольцевая композиция;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- находить в тексте и характеризовать роль изобразительно-выразительных средств;
- выявлять авторское отношение к героям;
- выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Учебно-тематический план
№
| Разделы
| Общее количество часов
| Из них сочинений
| Из них к/р
| 1
| Введение
| 1
| 0
| 0
| 2
| Устное народное творчество
| 3
| 1
| 1
| 3
| Древнерусская литература
| 1
| 0
| 0
| 4
| Литература XVIII века и XIX веков
| 31
| 7
| 1
| 5
| Литература XX века
| 19
| 3
| 1
| 6
| Литература народов России
| 2
| 0
| 0
| 7
| Зарубежная литература
| 6
| 1
| 0
| 8
| Итоговые уроки
| 5
| 0
| 1
| 9
| Итого
| 68
| 14
| 4
| Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:
В.Я. Коровина и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 4 ч. – М.: Просвещение., 2011г.
Для учителя:
1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс.-Изд.3-е. исправленное и дополненное. –М.: ВАКО, 2009.
2. Материалы журналов «Литература», «Литература в школе».
3. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим…: 6 кл. – М.: Просвещение, 2006.
4. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 5 класс: Метод. советы. – М.: Просвещение, 2003.
Фонохрестоматия к учеб. «Литература» 6 кл.» (формат РМЗ). – М.: Аудио-школа, Просвещение, 2007.
|