Урок русского языка. 6 класс.
Тема: Буквы О и А в корне – кос - - кас-
Цели:
Познакомить с правилом правописания корней – кос - - кас- . Сформировать навык письма корней с чередующимся гласными.
Способствовать развитию речевой компетенции; развитию логич. мышления, памяти.
С а о и е пособствовать формированию и воспитанию аккуратности, внимания и взаимопомощи.
Оборудование: жетоны; карточки обратной информации
Плакаты со словами: земля, презентация, персона, vip; буклеты.
|
Ход урока
|
I. Орг. момент.
| Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок проходит в непривычной обстановке, поэтому от вас потребуется максимум внимания, сосредоточенности о аккуратности. Если возникнут вопросы или понадобится помощь, то используйте Закон поднятой руки. Итак, начинаем урок. И еще! Не забывайте о правильной осанке!
|
II. Блиц опрос
(опираясь на примеры из д\з) (за правильные ответы жетоны)
| Разминочка. Начнем урок с блиц опроса. Откройте тетради с дом. работой (у. 123, 125, 127). Примеры приводите из дом. упражнений.
В каком разделе русского языка мы работаем? Что изучает словообразование? Как образуются слова?
Назовите основные способы образования слов в русском языке ( с примерами). Приставочный( преотличный – отличный). Суффиксальным (радость – радостный). Приставочно-суффиксальным (пень –опенок). Безсуффиксным (переход – переходить)
Сложением основ (носоглотка, место носа)
Сложением слов. Переход из одной части речи в другую.
Что такое морфемы?
|
III. Работа в тетради
| Открываем тетради. Записываем число. Классная работа. Задание всему классу. Поиграем в игру «У кого хвост длинее?»
Составить от (непроизводных основ слов) земля ряд однокоренных слов.
Земля – землянка, земляной, землистый, подземелье, подземный, земной, землянина, земляк.
(тот у кого хвост длиннее, тот читает, остальные дополняют).
|
IV. Словарно-орфографическая работа
Перекличка правил!
| Собираться
Замереть
Располагать
Заблистать
Вырастать
Возлагать
| Роскошный
Сожалеть
Объединить
Наслаждаться
Показаться
Приближаться
|
Почему на ваш взгляд, эти слова мы поделили на дву группы?
(Первый столбец – слова с чередующимся гл. в корне, второй – с безуд. гл. в корне слова).
бир – бер \\ -мир - - мер - \\ - блист - -блест - \\ лаг – лож-
-раст – - ращ - - рос
|
V. Объяснение новой темы.
| Сегодня мы познакомимся с еще одни чередованием. Это корень – кос – кас.
Какая морфема на ваш взгляд самая главная?
(Корень)
А могут ли быть слова без корня?
(Могут. Вынуть) Каких слов не очень много)
Вообщем-то я с Вами в рус. Языке согласна, что корень – очень важная часть слова.
Но и другие морфемы не менее важны. Вот сегодня мы познакомимся с морфемой, от которой зависит корневая гласная. Но прежде, чем мы перейдем к теме, я предлагаю записать в ваши словари следующие слова, которые встретятся на уроке.
Презентация – представление чего-либо, кого- либо.
Персона – личность, особа – презентация газеты, нового журнала.
Vip – особо важная презентация урока, очень важная персона.
|
VIР. Работа с компьютерами.
| Переходим к презентации темы. Обратитесь к компьютерам. (Читает текст учитель)
Чтобы лучше запомнить тему , предлагаю, прослушать сказку о двух братьях – Кас - - Кос- . живим наши суффиксы.
Ответить на вопрос: - почему так называется сказка?
|
VII. Тренировка
Переходим к буклетам
Итог урока Физминутка
| Один работает.
Помогите словам. (Комментируя)
Вставить пропущенную букву и разобрать по составу. Кто это сделает, переходит к тренингу в компьютере «Парные тренировки». Будьте внимательны.
Рассмотри и запомни.
Игра «Третий лишний».
Игра «Корректор» - устно. (Является ли текстом? – Нет. Предложения не связано по смыслу)
Озаглавьте текст. Примеры совместно заполняем.
Работа с текстом.
Выписать слова с чередующимися гласными.
Игра «Знаток русского языка».
|