Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 209.59 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.06.2014
Размер209.59 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Литература > Конкурс

Итоги конкурса на лучшее эссе,

или размышления о сущности эссе


Дорогие авторы творческих работ и учителя, вложившие свой труд в дело подготовки ученических эссе, спешу сообщить о результатах конкурса. Как известно, конкурс начался 1 января 2014 года и завершился совсем недавно – 15 февраля. Пришло всего семь работ: два эссе на башкирском, один на татарском и четыре на русском языках. Это немного. Но так и должно быть, так как сочинению эссе отечественное учительство приступило совсем недавно – лишь в начале третьего тысячелетия. Не могу сказать, почему в преждние времена этот вид творческой деятельности не поощрялся, однако сегодня умение сочинять эссе становится ведущим показателем образованности человека. Полагаю, что в ближайшее время, лет через пять, этот вид деятельности займёт ведущее место в аттестации и девятиклассников, и десятиклассников. Вот почему следует уже в начальной школе готовить учащихся к искусству владения навыками сочинения эссе.

Прежде чем приступить к оценке каждой работы, хотелось бы высказаться по поводу общих недочётов, свойственных всем присланным эссе. Заметно сильное влияние взрослых на умы сочинителей, те есть на авторов творческих работ. Дети рассуждают, высказываются, пишут как умудрённые житейским опытом женщины среднего возраста. Ученица младшего школьного возраста, например, ещё не в силах делать такие выводы, какие были прочитаны нами в одном из эссе: «От того, как мы относимся к родной стране, ее истории, зависит быть или не быть нашему Отечеству.  Если мы сумеем сохранить свои ценности и традиции, мы будем великой нацией с богатой своей историей».

Другой недостаток работ – отсутствие в содержании эссе переживаний самих детей. Заметим сразу, эссе – это не нравоучение. Оно и не сочинение. Это и не такой вид сочинительства, когда требуется обосновывать высказываемую мысль. Эссе – это свободное самовыражение; если хотите, это извлечение из собственной сущности некоего переживания путём выворчивания изнанки души. Жаль, что у меня нет под рукой настоящего, искренне написанного, эссе ребёнка. Есть только две работы, написанные студентками – девушками двадцати лет отроду. Первая названа автором, Ч.Александрой, так: «Разговор с еще не родившимся сыном». Только послушайте, сколько оттенков нежности, великой надежды на счастье можно услышать в этом небольшом сочинении!

Здравствуй мой любименький, родной сыночек! Ты еще не родился, но я уже решила поговорить с тобой. Сегодня морозный, ясный день, и я шагаю со школы домой. Иду и вспоминаю милых детей, у которых сегодня проводила уроки. И тут-то я начала мечтать: вот найду себе мужчину, которого полюблю на всю жизнь. И у нас родишься ты – наш прелестный сыночек. Самое главное, чтобы у нас с тобой был папа, который всегда нас будет любить! И он обязательно будет таким! И вот в нашей жизни появишься ты! (почему-то я хочу, чтобы первый у меня был сынишка). Мы с папой будем тебя любить и будем стараться сделать все, чтобы ты был счастлив, мой родной!

С каждым днем ты будешь расти в моей плоти, и моя любовь к тебе тоже будет расти! Она будет огромной, потому что ты – это соединение меня и моего любимого мужа – твоего папы. Ведь сначала я встретила и влюбилась в него, отдала ему половину жизни, а он мне – свою, а в скором времени мы отдадим совместную нашу жизнь тебе!

И вот наступит тот день, когда ты родишься, сынок! Мне будет в этот день очень нелегко, но в то же время я буду очень счастлива, потому что раньше тебя только чувствовала и могла прикасаться только к животику, а теперь я могу тебя обнять, поцеловать рученьки, ноженьки, увидеть твои глазки, ротик! Я буду тебя кормить и чувствовать твой запах, и этот запах я узнаю из тысяча других, и мне больше ничего не надо будет в эти мгновения!

А знаешь, сыночек, как будет рад папа! Ведь он только мог разговаривать с тобой и прикладывать ладонь к животику, когда ты пинался, и от его рук исходило именно то тепло – тепло любви! И в эти минуты в его глазах я видела ту радость, то счастье, и я нисколько не сомневаюсь, что я нашла свою родную половинку! И мы – твой папа, я и ты – составляем единое целое!

Знаешь, мой сыночек, ты как маленькая радуга в нашей жизни! Ты озаряешь нашу жизнь, и благодаря тебе я знаю, что все хорошо и будет еще лучше! А этот момент, когда ты первый раз улыбнешься, для меня будет казаться, что мне улыбнулся весь мир в твоем обличии, и эта улыбка сможет отогреть холод, дать много новых сил. Твоя улыбка, сынок, будет самая прекрасная для нас с папой!

Ну вот ты сказал первое слово, и неважно какое оно будет – «папа», «мама», «ням» - главное, ты заговоришь. Я буду читать тебе сказки, и мы будем с тобой многому учиться. Ты будешь все время задавать мне интересные вопросы, а я с радостью буду тебе отвечать! Ты у меня будешь любопытным, а порой будешь проказничать, и даже я могу рассердиться на тебя, но ты знай, сынок, что любовь моя к тебе останется неизменной.

Знай, что я тебя люблю! Мы с папой будем стараться, чтобы ты рос счастливым. Потому что ты даришь нам счастье, радость, чувство уверенности в завтрашнем дне. Мы всегда будем с тобой рядом, знай это! Ты будешь расти, каждый раз у тебя будет больше своих решений, но уже без нашей помощи. И порой жизнь может тебя обидеть. Но ты, мой родной, знай, что хоть жизнь и не повязана ленточкой, она – подарок! Храни его! И не забывай о том, что я когда-то половину любящего сердца отдала твоему папе, а всё остальное – тебе. Береги его! Я люблю тебя, мой сыночек!

Другая работа возращает автора, вслед за ней и нас, читателей, в детство Х.Гульназ, целеустремлённой и скромной девушки, которая, убеждён, славно трудится сегодня на ниве просвещения. «Я безмерно счастлива» так назвала она свое сочинение, и оно бесподобно.

Вечером я остаюсь одна одинёшенька со своими мыслями. На небе загораются звезды, и мой взор устремляется в безмолвное межзвездное пространство. Вслед за взором в бесконечную глубину мчатся они, мои мысли – такие легкие, такие прозрачные и такие быстрые, что на них не успевает оседать космическая пыль.

О, я знаю, куда бегут мои мысли. Для них чужды пустыни Сахары, айсберги северных морей, жаркое лето в тропиках – они устремлены в родную деревню, где находиться мой дом, моя семья, мои друзья, соседи и просто знакомые.

За избушкой возвышается небольшая гора. Туда мы с братом и другими ребятишками забирались и катались на корытах, санках, на лыжах. И сейчас помню тот момент, когда я садилась, держа в руках веревку, как штурвал самолета, а сзади брат подталкивал и с разбегу запрыгивал в корыто и мы мчались вперед, визжа от радости и счастья. Мы спускались, а по лицу бил свежий морозный воздух, снег разлетался во все стороны и повсюду слышался звонкий ребячий смех.

Когда мне становилось грустно, печально или просто когда хотела, чтоб меня приласкали, я подбегала к маме и клала на ее колени голову. И ждала, когда она меня приголубит, обнимет, приласкает своими теплыми, нежными руками, обогреет своими ласковыми словами, улыбнется и просто прижмет к себе так сильно, что забудутся все печали и ненастья. А когда еще взглянешь в ее глаза, то на душе сразу становилось спокойно и радостно.

Вдруг в это время в мои мысли внезапно обрываются, и я снова оказываюсь в своей комнатушке. Тот далекий мир детства как бы исчезает в просторах космоса. Я невольно вытираю кончиками пальцев глаза и ощущаю что-то влажное. Это мои слезы. Я ничего не могу сказать об их природе, но я знаю, что они слезы счастья. Я безмерно счастлива, что живу на этой бесконечной планете, на её шершавой поверхности, на которой стоит избушка моего детства.

***

А теперь настала пора высказать несколько слов по поводу поступивших в адрес кафедры конкурсных работах. Эссе Азалии Шагалиной, ученицы 4 класса Башкирской гимназии им.Я.Хамматова г.Белорецка, посвящена священной горе башкир Торатау. Написано оно на родном языке. В нём восхищение красотой природы родного края незаметно переходит в описание собственных переживаний одиннадцатилетней девочки – и в этом особая прелесть этой детской работы. Вот строки, которые отвечают духу эссе, его природе: «Тауға һуҡмаҡ буйлап артылабыҙ. Бик текә. Аяҡтар тая. Әммә артҡа сигеү юҡ. Тырышып-тырмашып өҫкә үрмәләйем.

Болоттар ҙа яҡыныраҡ була башланы. Тирә-яҡҡа ҡарап алам. Шул хәтлем гүзәл ерҙә йәшәйбеҙ, тип ҡыуанам. Сиңерткәләр менән ярышып мендем. Иң түбәгә барып баҫҡас, иҫем китә яҙҙы. Беҙ ултырып килгән аҫтағы машина шырпы ҡабы кеүек кенә күренә. Ауылдар, баҫыуҙар үс төбөндәгеләй яҡын.

Тағы мине ғорурлыҡ тойғоһо уратып алды. Гүзәл беҙҙең Башҡортостан! Бына-бына ҡанаттарымды йәйеп осоп китермен төҫлө. Бар донъямды онотоп, тауҙан асылған ғәжәп күренеште күҙәтәм. Был тауҙан ир-егеттәрҙе яуға оҙатыр булғандар. Бындай уй менән ҡабат күтәрелергә яҙмаһын Торатауыбыҙға. Һөйөнөстәр менән килеп баҫайыҡ аҡ келәмгә!»

Отрадно отметить, что две работы, написанные на русском языке, пришли из одной и той же школы – средней общеобразовательной школы №2 села Верхние Татышлы. Учащиеся этого учебного заведения Салыков Александр и Муртазина Лия размышляют над сложными нравственными вопросами.

Лия начинает эссе с таких слов: «Часто слышим в жизни слово «бессовестный»! Я знаю, что совесть – это способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой. Как же это быть бессовестным?» Далее она обращается к содержанию сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб», чтобы перейти к осмыслению такого непростого понятия, как «совесть». «Хоть и поздно мальчик понял, что натворил своими грубыми необдуманными действиями, – пишет Лия, – раскаяние и признание собственной вины, дали Фильке силы и возможность исправить положение. Помогли Фильке его сила воли, настойчивость, сообразительность. Кажется, впервые в жизни делал мальчик что-то не столько для себя, сколько для других, и он замечательно сумел справиться со своей нелегкой задачей.

Я уверена, что происшедшие события очень изменили Филькин характер, ведь он понял, что человеческая грубость и злоба никогда не остаются безнаказанными, а добрые слова и поступки помогают найти верных и надежных друзей, с помощью которых можно совершать самые настоящие чудеса».

А Саня Салыков размышляет в своём эссе о противоборстве добра и зла. «Добро – это мысли, слова, дела, которые люди считают положительными, светлыми, хорошыми, нужными для сохранения или продолжения жизни, – пишет Саня. – Зло – это противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни. По поводу добра и зла есть очень много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Жизнь дана на добрые дела», «Делая зло, на добро не надейся», «Худо тому, кто добра не творит ни кому», «Доброе дело само себя хвалит». Заканчивается эссе призывом «Всегда делайте добрые дела!»

Под руководством учительницы башкирского языка Султановой Лилии Ишкилдиевны ученик IV класса школы №41 г.Уфы Ханнанов Алмаз написал трогательное эссе о своей бабушке. Оно изложено на башкирском языке, и столичный ученик убедительно доказал, что родным языком можно прекрасно владеть и в условиях большого города. «Минең өләсәйем оҙаҡ йылдар Ғафури районында башланғыс кластар уҡытыусыһы булып эшләне. Әлеге көндә хаҡлы ялда. Тырыш хеҙмәте өсөн ул бик күп маҡтау ҡағыҙҙары менән бүләкләнгән. Бик күптәрҙе уҡытып оло тормош юлына аяҡ баҫтырған минең өләсәйем. Бөгөнгө көндә элекке уҡыусылары уның янына килеп хәл беләләр, кәңәш һорайҙар, рәхмәт һүҙҙәрен еткерәләр... Өләсәйем минең өсөн дә иң яҡын кәңәшсем. Ул - тәү башлап хәреф танытыусым. Бәләкәй саҡтан миңә ҡыҙылы әкиәт һөйләне, башҡортса йырҙар, шиғырҙар өйрәтте...

Йәй көнө Өфөнән уның янына ашҡынып ҡайтам. Сөнки өләсәйем эргәһендә булыу үҙе бер ҙур бәхет! Беҙ уның менән йыш ҡына тәбиғәт ҡосағында булабыҙ. Ул һәр бер ҡоштоң, һәр бер ағастың башҡортса атамалары менән таныштыра. Дарыу үләндәрен нисек йыйырға һәм уларҙы дөрөҫ файҙаланырға өйрәтә. Шулай уҡ Ғафури районының тарихи урындары тураһында ҡыҙыҡлы итеп һөйләй. Өләсәйемдең һәр бер аҡыллы кәңәштәрен йотлоғоп тыңлайым. Ул миңә үҙ туған телеңде онотмаҫҡа, милләтең менән ғорурланырға тейешһең тип әйтә. Өләсәйеңдем һүҙҙәренә тоғро ҡалырға тырышам. Мәктәптә башҡорт теле дәрестәренә ҙур теләк менән йөрөйөм».

«В них истории печать…» – вот заголовок эссе, автором которого является ученица лицея №2 г.Дюртюли Мухамадиева Алсу. Животрепещущей теме о необходимости поддержания связи поколений, о верности памяти предков посвящена эта работа. Она скорее напоминает небольшое научное исследование, чем эссе. Достойно внимания то, что Алсу сумела найти проникновенные слова о том, что значит любить свой род, свою семью и что значит быть верным заветам старших поколений. Впрочем, об этом пусть лучше выскажется сама ученица: «Семья – это самое дорогое, что есть у человека. И тем оно дороже, если в ней свято хранятся традиции бабушек и дедушек, если у нее есть семейные реликвии, сохранившиеся с далеких времен. В настоящее время стало актуально знать своих предков, свое прошлое, а также иметь семейную реликвию. Зачем же люди хранят эти вещи? Я думаю, не только потому, что это модно. На мой взгляд, реликвия интересна и дорога для нас, прежде всего, как память о прошлом своей семьи.

Что заключено в слове реликвия? Сразу бросается в глаза корень этого слова "лик", что означает "лицо". Получается, что семейная реликвия это ещё и лицо семьи, рода. Она хранит память о тех, кого мы никогда не видели, но кто является частью нашей семьи.

Старые вещи хранят в себе много тайн и загадок. У каждой вещи имеется своя история… Вот и в нашей семье есть такие вещи. Среди них несколько старинных монет являются особенно дорогими по воспоминаниям близких. В них удивительным образом переплелись интересные, а порою и трагические события из истории нашей семьи и богатого исторического прошлого страны».

Загадочным автором для нас стала Диана Исаева. Она не написала ни адреса, ни школы, где учится, и нам не известно, в каком классе она учится. Надеемся, что Диана отправит нам весточку и расскажет о себе всё, что нам важно знать. А вот эссе у неё получилось неплохое. «Счастье это чувство высшей радости от исполнения желаний, осуществление мечты, получения важного результата». Прочитав эту строчку, любой читатель нашего сайта скажет: Диана пишет о счастье. И не ошибётся. Дальнейшие слова подтверждают догадку, ибо сказано в эссе: «Для меня счастье это радость узнать, что кто-то добился своего счастья. Счастье это семья и дети. Я поспрашивала у друзей, что такое счастье. Для мальчиков счастье это получить пятёрку, для девочек счастье это быть красивой». Вот такое незамысловатое определение природы счастья даёт наша ученица. Оно, это определение счастья, – не выдуманное, а найденное в ходе исследования путём опроса. Диана, пожалуй, единственный сочинитель эссе, который не обращался за помощью к взрослым. В этом и ценность работы, к которой я отношусь с великим уважением, даже с трепетом в сердце. Завершает свой труд Диана лирическими предложениями, ложащимися в сердца как бальзам на душу: «Но настоящее счастье это для нас когда наши родители живы, мы здоровы и наши родители тоже здоровы. Счастье есть у каждого человека!»

Завершает наш обзор эссе на татарском языке «Тамырың китсә тирән, һич өзелмәс шәҗәрәң». Написано оно под руководством учительницы татарского языка и литературы Фаттаховой Люзии Назировны. Автором эссе является ученица 11 класса татарской гимназии г.Белебея Шамсутдинова Зугра. Из-за возраста автора мы решили высказаться о нём в последнюю очередь. Эссе получилось изумительное! Жаль, что среди наших читателей не все знают язык Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля – тогда бы и они по достоинству оценили творческое достижение школьницы из Белебея. «Башкортстанның иң гүзәл табигать кочагында урнашкан Туймазы районы Мәтәүтамак авылында яшәүче Шәйсолтановлар гаиләсендә тәүге бала булып дөньяга килгәнмен. Әти-әнием ай кызыдай тырыш, чибәр, акыллы булсын дип миңа Зөһрә дигән матур исем биргәннәр. Энекәшемнең дә исеме ай белән бәйле – Айнур, аңа 9 яшь.Сеңлем Чулпанга 2 яшь. Айнур- бабам әйткәнчә, җиденче буын, Шәйсолтановлар нәселенең өмете, киләчәге. Безнең гаиләбез зур, тату һәм тырыш. Әтием Айрат һәм әнием Гөлнара икесе дә мәктәптә эшлиләр, хуҗалык тутырып мал-туар асрыйлар. Җәй җитсә, әнием ихата тутырып матур гөлләр үстерергә ярата, һәр ел саен җиләк-җимеш, яшелчәләре дә мул уңыш бирә. Әтиемнең кулыннан килмәгән эше юк: агачтан төрле өй кирәк яраклары ясау дисеңме, төзү-ремонт эшләре аның җилкәсендә».

Завершается эссе словами, имеющими глубокий смысл: «Адәм баласы дөньядан бөтенләйгә югалмый. Җирдә кылган гамәлләре, әйтелгән васыятьләре,ниһаять, гомерен дәвам иттерүче варислар кала. Кешенең җаны шулай ук үлми, җан үлемсез.Тамырларыбызны онытмыйк, аларның тәҗрибәсен, тормышын ныклап өйрәник, аларның рухларына тиң булыйк, рәнҗетмик без аларны. Рухи яктан аларга охшарга тырышыйк: әби - бабаларыбыз безнең бер - берсенә бик ярдәмчел, намуслы, гади эшчән, пөхтә булганнар. Матди байлык артыннан куып, рухи халәтебезне саектырып ташламыйк».

На этом завершаем краткий обзор поступивших на наш адрес творческих работ. Мы решили не присуждать I место – пусть оно останется пока как некий недостижимый идеал. II место присуждается Азалии Шагалиной, ученице IV класса Башкирской гимназии им.Я.Хамматова г.Белорецка. Ученице IV класса лицея №2 г.Дюртюли Мухамадиевой Алсу и ученику IV класса школы №41 г.Уфы Ханнанову Алмазу присуждается III место. Всех остальных участников благодарим за участие в конкурсе. Всем им будут отправлены соответствующие сертификаты.

Организатор конкурса эссе для учащихся четвёртых классов доктор философских наук, профессор кафедры Теории и методик начального образования Башкирского государственного педагогического университета им.М.Акмуллы Мухамедьянов Самат Абдрахимович.

***

Воспользовавшись моментом, хочу предложить читателям небольшой очерк об эссе, являющийся извлечением из книги «Два девичьих эссе», написанной мной и моей супругой Мухамедьяновой Галией Мухтаровной (Мухамедьянов С.А., Мухамедьянова Г.М. Два девичьих эссе. – Уфа: Вагант, 2013. – 84 с.)

Эссе (франц. essai – попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание), прозаическое сочинение небольшого объема и свободного построения, выражающее личные впечатления и соображения по какому-либо поводу и заведомо не рассчитанное на исчерпывающее описание явления или вещи. Как правило, оно предполагает личностно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер. Эссеистическое самовыражение отличается образностью, краткостью, установкой на разговорную речь и лексику. Оно издревле формировалось в сочинениях, где на первый план выступала личность автора: у Платона и сократиков, Оригена и Тертуллиана, Мейстера Экхарта, Лютера и многих других. На Востоке жанр, подобный европейскому эссе, складывался, например, у Хань Юя (8-9 вв., Китай) и Камо Темэя (13 в., Япония). В качестве самодовлеющего жанра ввел эссе в литературу М. Монтень в своих «Опытах» (1580).

В XVIII-XIX веках эссе становится одним из ведущих жанров английской и французской журналистики. Лучшие образцы британской эссеистики – изысканно выписанное и скрыто осуществляемое обращение к широкому кругу читателей. В двадцатом веке эссеистика переживает расцвет: крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к этому жанру в целях обнародования достижений естественнонаучной и гуманитарной мысли (Р.Роллан, Б.Шоу, Г. и Т.Манны, А.Моруа, Ж.П.Сартр и др.). Для русской и советской литературы жанр эссе не был характерен. Однако образцы эссеистического стиля обнаруживаются у А.С.Пушкина («Путешествие из Москвы в Петербург», «Сказка о царе Салтане»), А.И.Герцена («С того берега»), Ф.М.Достоевского («Дневник писателя») и др. В начале минувшего века к эссе обращались В.Иванов, Д.Мережковский, А.Белый, Л.Шестов, В.Розанов. Из советских писателей сочинения в стиле эссе создавали И.Эренбург, Ю.Олеша, В.Шкловский, К.Паустовский и др.

Многие молодые люди не совсем понимают весь смысл написания эссе. Сначала даже некоторые учителя и преподаватели путали слова «сочинение» и «эссе». На самом же деле существует большая разница между этими понятиями. Да, и сочинение, и эссе выражают мысли и впечатления автора относительно какого-то события или явления, но эссе ни в коем случае не призвано пересказывать само содержание темы, на которую пишется работа. Для эссе характерны образность, философские рассуждения, а также неброская противоречивость. Требования, предъявляемые к эссе, нужно хорошо знать, а главное – понимать, потому что в последнее время складываются иные подходы к познанию сущности человека, и данный вид работы является одной из важных составляющих каждого из них.

Заголовок эссе должен быть кратким и легко запоминающимся, и любая красная строка обязана начинаться с какой-либо новой мысли, которую нужно привлекательно преподнести. Хотя и эссе является свободным изложением мыслей, простором для воображения и творчества, оно должно быть построено из предложений легких, прозрачных, как бы не поддающихся земному притяжению. Читаться сочинение должно легко и свободно. Написав свое творение, убедитесь в том, что оно читается без особого напряжения. Очень полезно прочтение вслух, позволяющее устранить огрехи изложения, не поддающиеся выявлению при чтении просебя. Уделите ему еще немного времени: проверьте, последовательны ли ваши мысли, ведут ли они к естественному завершению высказанных мыслей.

Написание эссе не ограничено по времени, и вы можете переписывать его много раз, попросить друзей прочитать ваше творение. Воспользуйтесь всеми возможностями и постарайтесь избежать распространенных ошибок. Эссе ограничены определенным количеством слов, поэтому вам необходимо разумно распорядиться этим объемом. Иногда это означает отказ от каких-то мыслей или подробностей, особенно, если они уже где-то упоминались или не имеют непосредственного отношения к делу. Такие вещи только отвлекают внимание читателя и затмевают основную тему эссе.

Выполнение эссе – это составная часть образовательной системы, складывающейся ныне в России. Поэтому старшеклассникам и студентам с первых дней учёбы советуем использовать любую возможность для повышения мастерства в сочинении эссе. Основной его задачей является получение представления о человеке, пишущего работу, о его мировоззрении, мыслях и чувствах. Друзья, посвятите вечер или два утренних часа тому, чтобы выразить свой внутренний мир в небольшом эссе. И пусть вам сопутствует удача в ваших творческих исканиях!

Родоначальником жанра эссе был французский писатель Мишель Монтень. Если сообщим, что слово «эссе» было вписано в историю литературного творчества именно Монтенем, не совершим никакой ошибки. Слово «эссе» исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское еззаi можно перевести буквально словом «опыт». Кстати, Монтень, благодаря которому обозначение «эссе» вырвалось в просторы языкового творчества, написал книгу, в заголовке которого первым идёт слово «эссе». «Опыты» – так переведено на русский язык «Les Essais» – французское название книги Монтеня (1580). Французско-русский словарь дает ещё такие синонимы этого слова: испытания, тестирование, попытки, пробы и др. Но все они как-то не соответствуют содержанию и сути книги. Скорее подошло бы одно слово «опыт», причём в единственном числе. Отсюда и название способа словотворчества, известное ныне как эссе. Читатель поймёт сразу, что в книге нашёл отражение жизненный опыт автора, хотя сочинение усыпано множеством примеров из истории разных народов.

Сто семнадцать лет спустя к творениям такого же рода вливаются труды английского философа Фрэнсиса Бэкона, а позже – и Джона Локка. Постепенно эссе, или «Опыты», – так первоначально переводилось название книги в русскоязычных изданиях – прочно вошло в литературу. Однако до сих пор нет точного, приемлемого для всех, однозначного определения сочинений такого рода.


Рисунок Мишель Монтень

(Michel de Montaigne)
Несмотря на это, можно перечислить ряд особенностей, свойственных лишь для такого рода сочинений. Вспомним, что своё обращение к читателю «Опытов» М.Монтень начинает с предложения: «Это искренняя книга, читатель». Вот ведущее качество, которое определяет жанр эссе – ИСКРЕННОСТЬ. При работе над текстом сочинитель не помышляет ни о пользе читателя, ни о собственной славе. Назначение эссе, как об этом говорит Монтень, – после смерти автора оживить в памяти представление о сочинителе. Пишущий не стремится показывать себя в выгодном свете, поэтому в эссе он не выступает в полном параде: «…я хочу, чтобы меня видели в моём простом, естественном, обыденном виде, непринуждённым и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо, а себя самого». Обращение заканчивается словами: «…содержание моей книги – я сам…». Это признание можно истолковать так: между творением его и самим сочинителем нет никакой разницы. http://publ.lib.ru/archives/m/monten\'_mishel\'/.online/monten\'_m.-p001..jpg

Действительно, рассказывая об особенностях личного бытия в момент написания «Опытов», Мишель Монтень не приукрашивает себя: «В своё время я был в достаточной мере приучен к свободе и готовности менять свои привычки, но старея, поддался слабости и стал усваивать определённые постоянные навыки, – пишет он. – …Без тягостного для себя ощущения я не могу ни засыпать среди дня, ни есть что-нибудь в неустановленные для трапез часы… Обходиться без перчаток мне теперь так же трудно, как без рубашки, трудно не помыть рук после обеда и, встав ото сна, трудно обходиться без полога и занавесок на кровати, как вещей совершенно обязательных».

В обращении к читателю Монтень задаёт себе вопрос: «Кому не случается сказать глупость?» и тотчас принимается за сочинение ответа. «Беда, сокрушается он, когда её (глупость. – С.М.) высказывают обдуманно. Ne iste magno conatu magnas nugas dixerit [Этот человек с великими потугами собирается сказать великие глупости (лат) – С.М.]. Но я в этом не повинен. Выпаливая свои, я трачу на них не больше усилий, чем они стоят. И это их счастье. Потребуй они от меня хоть чуточку напряжения – я бы тотчас же распрощался с ними. Я покупаю и продаю их только на вес. С бумагой я беседую, как с первым встречным. Лишь бы говорилась правда. Это важнее всего».

Монтень, таким образом, даёт понять, что эссе – прежде всего, это ПРАВДИВОСТЬ, открытое высказывание истины. Следующее требование к нему – ЛЁГКОСТЬ. Слова должны вылетать как бы сами собой, без всяких потуг со стороны сочинителя. Вслушивайтесь в слова творца «Опытов»: «Потребуй они от меня хоть чуточку напряжения – я бы тотчас же распрощался с ними». Распрощался бы и с эссе, и со всеми вытекающими из него последствиями. Далее идёт признание: с бумагой я беседую, как с первым встречным. Когда разговариваете на улице с человеком, беседа с которым возникает сама по себе, вы же не готовитесь к ней заранее. Не идёте же вы в библиотеку, чтобы поискать там материалы для беседы, не выискиваете умные слова в справочниках. Такими условиями обговаривается и создание эссе: оно не нуждается в предварительной подготовке, то есть эссе характерна НЕПРИНУЖДЁННОСТЬ. Вот четыре основных столпа, на которых строится эссе.

Всё это мы говорим потому, что в паутине – Интернете – приводятся обширные толкования сущности эссе, обговариваются какие-то условия и правила его сочинения, приводятся соотношения между его частями. Прислушайтесь к моему совету: не слушайтесь таких советов. Эссе не пишется для того, чтобы произвести впечатление на начальника, для устройства на хорошую должность или для домогательства каких-то подарков. Вообще, это тот вид словотворчества, который решительно восстаёт против искусственности и принуждения. И это условие мы считаем ведущим. Если учащиеся какого-то класса под страхом двоек дружно берутся за выжимание из себя эссе, учитель получит лишь плохое сочинение. А последнее не имеет ничего общего ни с духом эссе, ни с его назначением, ни его природой и, наконец, ни его призванием. Под эссе мы понимаем только СВОБОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, не обременённое ни предварительной подготовкой, ни условностями объёма, ни содержанием. Если дети, юноши и девушки гурьбой отправляются в книгохранилища, чтобы готовиться к написанию эссе, то будьте уверены – эссе не получится. Получится нечто такое, которое можно описывать весёлым и одновременно очень грустным признанием Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели как можно лучше – получилось как всегда».

***

В заключение хочу привести два сочинения моих студенток, в которых присуствует «аромат» эссе.

"Когда я начинаю «пролистывать» свои детские воспоминания, каждый раз перед глазами встает этот случай, который произошел несколько лет тому назад.

Обычный летний день близился к концу. Солнце ласково согревало все, что окружало меня: дома, деревья, горы и землю под ногами. Казалось, ничего не предвещало опасности. Но вскоре темно-коричневые тучи закрыли солнце. Поднялся ветер, вокруг потемнело, казалось, будто надвигается что-то страшное. В этот момент все происходящее вокруг казалось мне отрывком из сказки, где описывался мир злодеев. Еще страшнее стало, когда из небес хлынули потоки воды. Мы в это время были в гостях у тети и ждали окончания всего этого, но это было бесполезно. Приближалась ночь, а дождь все не прекращался. Тогда дядя решил завести автомобиль и отвезти нас домой. Бабушка, я, сестренка, двоюродный полуторагодовалый племянник и дядя сели в машину. Радость переполняла нас от того, что нам не придется идти пешком: дорога была неблизкая. Больше всего радовался предстоящей поездке племянник.

Однако нам не удалось добраться до дома: на полпути, при въезде на мост, машина заглохла. Мое сердце сжалось от какого-то предчувствия. Что мы будем делать посреди дороги ночью, да еще и в дождь? Что только ни пытался сделать дядя, чтобы завести машину, все было бесполезно. Тогда он принял решение, что необходимо развернуть машину в обратную сторону, чтобы скатить ее с горки. Бабушка и дядя решили, что нам лучше сидеть в машине, а сами решили развернуть машину в обратную сторону. Вскоре машина стояла поперек дороги. У меня в голове была одна мысль: лишь бы не появилась какая-нибудь машина - ведь с моста она ехала бы на большой скорости и могла нас не заметить. Тогда столкновение неизбежно.

Но случилось совсем другое. Машина неожиданно покатилась вперед, то есть на край моста, а там как раз для ремонта рабочие сняли трос, и машина беспрепятственно покатилась под откос… Я не знаю как, но дядя каким-то чудом оказался в машине, и мы вчетвером понеслись вперед. Высокая трава, которая до этого времени казалась безобидной, с силой хлестала машину. А внутри было полное молчание и темнота. В голове моей мелькало много мыслей, но одно меня волновало больше всего: лишь бы с племянником ничего не случилось! Он сидел на коленях у сестренки. Я хотела сказать, чтобы она держала его крепче, но казалось, что язык мой онемел навсегда. Это продолжалось минуты две, но для меня тогда это казалось бесконечностью.

Вскоре произошел сильный удар, и все стихло. Я боялась шевельнуться, но все же посмотрела в сторону сестренки и племянника. Они были целы и невредимы. Дядя сказал, чтобы мы вышли из машины. Выйдя из машины, я увидела такую картину: вокруг лежали некоторые детали от машины, сама машина, проломив забор, оказалась на территории кладбища. Я посмотрела наверх – в сторону моста. Там стояла бабушка и, громко плача, что-то кричала.

Когда мы немного пришли в себя, я подошла к сестренке. Она, крепко прижав к себе племянника, вся дрожала и плакала. Видя, что все обошлось, я тоже заплакала. Дядя сказал, чтобы мы шли домой, но бабушка отказалась. Мы дошли до дома пешком.

Этот случай оставил в моем сознании отпечаток на всю жизнь: каждый раз при повороте машины рядом со склоном меня охватывает страх, что случай из детства повторится.

Мне кажется, это происходит из-за того, что я боюсь вновь оказаться в беспомощной ситуации, когда, находясь рядом с родными людьми, я не буду способна им помочь... В таких случаях я беззвучно пою. «Если путешественник поет в темноте, то он этим только скрывает свой страх…»

У любого человека есть страхи, хотя, может быть, просто не было таких ситуации в которых этот страх мог бы проявиться. Страх - это обычное явление и человек должен уметь справляться с ним. Я пока не способна на это, но учусь – впереди у меня целая жизнь».

С. Гузель

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск