| Попкова Ольга Александровна Визитная карточка Преподаватель специальных дисциплин БОУ Чувашской Республики СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии. Педагогический стаж - 16 лет. Образование - высшее: в 1996 году окончила Чувашскую государственную сельскохозяйственную академию.
|
Эпиграф педагогической деятельности:
Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель
К.Д. Ушинский Педагогическая позиция:
Формирование профессиональных компетенций - залог качества подготовки специалиста, высокий потенциал эффективности трудовой деятельности. Сфера деятельности:
1. Создание условий для саморазвития студентов на своих дисциплинах.
2. Применение инновационных технологий с учетом изменений, происходящих в обществе.
3. Создание системы средств методического обеспечения инновационного обучения.
4. Управление научно- исследовательской работой студентов. Рефлексия:
Убеждена, что удовлетворение от своей жизни можно получить через гармонию с окружающим миром и от профессиональной деятельности.
Осознала, что обучать - значит вдвойне учиться.
БОУ Чувашской Республики СПО
«Алатырский сельскохозяйственный техникум» Минобразования Чувашии
Обобщение педагогического опыта
преподавателя специальных дисциплин
Попковой Ольга Александровны Тема: Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций
Алатырь, 2013
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК
экономических дисциплин
Протокол от «15» мая 2013г. № 10
Председатель Л.Н.Кирюхина
Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций Актуальность опыта: нацелен на личностно-ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации компетентностного подхода. Педагогическая цель инновационного поиска:
Поиск деятельностных технологий, способствующих развитию общих и профессиональных компетенций студентов Задачи:
1. Проектирование содержания, методики и форм обучения менеджмента и маркетинга с целью развития общих и профессиональных компетенций студентов.
2. Разработка и внедрение в образовательный процесс элементов кейс-технологии.
3. Создание условий для успешной социализации студентов. Информация об опыте: 1. Технология реализации идеи:
1. Опыт основывается на идеях, изложенных в работах М.Н. Скаткина, В.В. Давыдова, А. В. Хуторского, М.В. Рыжакова, С.Е. Шишова и др., на идеях Концепции модернизации российского образования
2. Методические основы кейс-технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В основном работы освещают использование данной технологии в высшей школе и применительно к социальным наукам (экономика, социология и др.)
Кейс- технология- технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии
Изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев.
Название технологии произошло от от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай Структура процесса обучения по КТ
1. Студентам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)
- он должен быть проблемным
- имеющий прецеденты,
- должен допускать альтернативные варианты решения
- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы, символы, фотографии, рисунки, карикатуры, сценарии ролевых и деловых игр и т.д.
2. ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации - студенты учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно-информационные компетентности),
3. выявляется ПОЗИЦИЯ студента по сути ситуации (формируется альтернативное мышление).
Коллективное обсуждение вариантов решения (сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности. Используя кейс-технологию, я преследую следующие цели 1. «погружение в ситуацию, в ходе которого студенты эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий (это формирует их ценностные установки)
2. способствую тому, чтобы студенты пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов и определили от чего зависит тот или иной выход, т.е. формируется ответственность за выбор
3. развитие общих и профессиональных компетенций студентов.
2. Описание опыта В своей педагогической деятельности я использую метод ситуационного упражнения (задачи). Он заключается в том, что студенту предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения. Возможны два варианта предложенной задачи
- в тексте задания уже дается готовая информация и задача студента - её анализ
- для решения задачи необходимо самостоятельно найти информацию – как следствие – обучение студентов работе с необходимой информацией: ее сбору, систематизации и анализу.
Данные задания способствуют развитию учебно-информационных компетенций, а так как часто студентам требуется выразить свое отношение к происходившим событиям или встать на позицию определенного лица, это способствует совершенствованию и ценностных компетенций
Организуя уроки на основе кейс-технологии, я заметила, что данная методика эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет многие известные педагогические технологии (личностно- ориентированного образования, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие).
Использование данной технологии развивает и активизирует студентов. На уроках они не просто «изучают» факты и явления, как нечто не связанное с ними и с современной жизнью, а становятся полноправными участниками ситуации. Кейс- технология создают условия для того, чтобы студенты могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте не было, они вооружают ихдоступными для них способами воссоздания реальной действительности. 3. Мои этапы формирования опыта: 2006 – 2008г – разработка и проведение ситуационно-ролевых игр
2008 – 2009г – разработка комплекса ситуационных заданий по маркетингу и использование их в образовательном процессе
2009 - 2010г – разработка календарно-тематического планирования с использованием элементов кейс-технологии, разработка рекомендаций для студентов по решению заданий на анализ конкретной ситуации
2010-2012г – представление опыта среди педагогов техникума 4. Представление опыта 1. Заседание предметно-цикловой комиссии экономических дисциплин техникума. Выступление «Применение кейс-технологий в профессиональном обучении», 2010г.
2. Педагогическая конференция, 2011г.
3.Открытое занятие по дисциплине «Основы экономики, менеджмента и маркетинга», 2013г. Методическая разработанность опыта 1. Комплект ситуационных задач по маркетингу.
2. Методические разработки уроков План занятия № 21 Группа 31 ТВ
Тема Цикл менеджмента – основа управленческой деятельности
Цели:
Образовательные: - сформировать представление о цикле менеджмента и составляющих его функциях;
- рассмотреть влияние функций менеджмента на управленческую деятельность.
Развивающие: - развивать исследовательские навыки (осуществление сбора и анализа необходимой информации, представление результатов исследования);
- развивать умения анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные: - воспитывать познавательную активность, чувство ответственности, уважения друг к другу, взаимопонимания, культуры общения в ходе индивидуальной и коллективной работе.
Задача: разработать рекомендации по возможным улучшениям процесса управления на примере функции мотивации.
Вид занятия: урок.
Тип занятия: урок изучения нового материала с использованием опережающей самостоятельной работы.
Технология проведения: Кейс-метод.
Методы проведения: частично – поисковый, проблемный, исследовательский.
Средства обучения: учебники, раздаточный материал, компьютер, мультимедиа проектор, электронная презентация.
Формы учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Межпредметные связи: основы экономики, маркетинг.
Содержание занятия
| Время
| Действия преподавателя
| Действия обучающихся
| Развиваемые компоненты ключевых компетенций
| 1. Организационная часть
2. Основная часть.
Работа студентов в группах:
1) анализ ситуации
2) представление результатов анализа кейса
3. Заключение.
Этап подведения итогов.
| 15 мин.
50 мин.
15 мин.
| - Приветствует обучающихся.
- Проверяет готовность группы к уроку.
- Отмечает отсутствующих.
- Сообщает тему урока.
- Знакомит с планом проведения урока.
- Выявляет индивидуальные цели. - Переводит индивидуальные
цели в общую целевую зону.
- Формирует микрогруппы.
- Знакомит с содержанием кейса.
- Выделяет проблему.
- Проверяет осмысление
содержания кейса. - Знакомит с временным режимом работы.
- Поясняет отдельные моменты по представленной деятельности.
- Предлагает высказывать мнение, анализировать, сопоставлять, рассуждать, принимать решения.
- Предлагает представить решения в виде презентаций.
5.1. Проводит анализ стратегии поиска решений.
5.2. Предлагает определить группе лучшее решение.
5.3. Оценивает работу студентов.
5.4. Проводит рефлексию по реализации целей.
| - Приветствуют преподавателя.
- Слушают, записывают тему урока. - Формулируют индивидуальные цели;
- Слушают, записывают цели в тетрадь.
- Формируют микрогруппы.
- Слушают содержание кейса.
- Осознают проблему.
- Отвечают на поставленные вопросы. - Работают в микрогруппах. - Уточняют ситуацию; получают дополнительную
информацию; фиксируют материал;
- Обсуждают информацию в
микрогруппах; задают вопросы, углубляя понимание содержания кейса; вырабатывают решения; выбирают лучшее решение.
- Представляют отчет в виде презентаций.
5.1.Определяют лучшее решение проблемы.
5.2. Приводят аргументы, подтверждающие лучшее решение.
5.4. Рефлексируют по целям, средствам, результату.
| - определение объекта и предмета исследования;
- постановка целей;
- выявление и постановка проблемы;
- описание планируемого результата;
- осуществление сбора и анализа необходимой информации;
- представление результатов исследования;
- построение обобщений и выводов;
- владение навыками и умениями общения;
- применение культурных норм и традиций в общении;
- способность работать в команде, принимать участие в совместном принятии решений; - способность давать оценку своей деятельности.
| |