Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики





Скачать 111.86 Kb.
НазваниеМбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики
Дата публикации04.07.2014
Размер111.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Технология поэтапного формирования универсальных учебных действий.
МБОУ «СОШ №99» Егорова Л.Б.- учитель математики.

Механизм формирования универсальных учебных действий в значительной степени зависит от содержания учебного предмета и способа его построения. Одно и то же содержание может просто лечь в недра памяти ученика, а может оказаться импульсом, дающим старт для интеллектуального развития ученика, проявления его познавательной активности.

Важным моментом является то, что содержание обучения к уроку на котором должно произойти что-то необычное для учеников, обычно неверно истолковывается учителями как придумывание особых заданий или включение занимательных фактов, позволяющих достичь того самого необычного. На самом деле это не так. Содержание любого предмета, в том числе и математики, допускает такое построение содержания, которое способствует развитию не только алгоритмических навыков, но и различных мыслительных действий, являющихся универсальными.

Учебные действия потому и считаются универсальными, поскольку допускают их формирование и развитие вне зависимости от контекстного содержания материала учебной дисциплины и допускают перенос на любые другие предметные области.

Рассмотрим в качестве примера ничем не примечательную тему школьного курса алгебры – "Решение иррациональных уравнений". Предложим ученикам решить уравнение , выполнив стандартные действия, они получат уравнение – следствие, корнями которого будут числа 6 и 9, после проверки делается вывод о том, что корнем исходного уравнения будет число 9.

Дадим развитие этой задачи. Предложим ученику внешне очень похожее уравнение: . Выполнение тех же стандартных действий, приведет к квадратному уравнению, корнями которого уже будут иррациональные числа: и , выполнение проверки с которыми уже будет затруднительно.

Одним из распространенных приемов, является сообщение учащимся схем равносильных преобразований, которых, вообще говоря, в школьных учебниках нет. Получив же такую схему, он действительно очень легко преодолеет возникшую трудность, но ничего, кроме еще одного элемента для запоминания не приобретет.

Возникает ситуация, при которой ученик может справиться с задачей только того, когда узнает в ней знакомую задачу и вспомнит путь её решения.

Между тем, формирование у учащихся, и в первую очередь на несложном учебном материале, универсальных учебных действий позволяет ученику научится рассуждать, проводить сравнение, прогнозировать развитие выполняемых действий, строить предположения, проверять свои догадки, улавливать аналогии, причем гораздо раньше, чем он столкнется с ситуацией, когда ему уже придется искать и принимать решение самостоятельно. Основной же для этой работы могут послужить посильные для учеников задачи, построенные учителем в логике развертывания учебной ситуации урока способствующей развитию таких умений.

Рассмотренный пример, как возможность формирования универсальных учебных действий позволяет построить урок иначе.


Действия учителя

Действия ученика

Содержание

Алгоритм решения иррациональных уравнений с этапом проверки корней уравнения-следствия.


Результат урока

Решение иррациональных уравнений с проверкой по условию, обеспечивающему равносильный переход.

1) Учитель организовывает затруднительную ситуацию

Ученики решают в начале урока уравнения, которые не вызывают затруднений в применении известного им алгоритма.

, уравнение – следствие имеет корни 6 и 9, их проверка не вызывает затруднений.

Затем предлагается уравнение того же типа (и даже вида) , однако в отличии от предыдущих ситуаций, корнями соответствующего уравнения–следствия уже будут числа и , выполнить проверку с которыми уже затруднительно.

2) Учитель фиксирует недостаточность знаний.

Ставится вопрос: будет ли эта ситуация исключительной или возможно появление еще уравнений с такой же ситуацией в корнях уравнения – следствия?

3) Построение нового способа действия

Сравнение с выполнением проверки в предшествующих примерах. (Где, на каком этапе происходит выяснение момента, что найденное число будет посторонним корнем.) Фиксируется внимание на выражениях и области значений левой и правой частей уравнения до возведения в квадрат и после.


1) Трудность для учащихся

Учащиеся применили стандартный алгоритм решения иррационального уравнения, но столкнулись с ситуацией, когда уравнение – следствие имеет корни, выполнить проверку с которыми оказывается очень затруднительно.

Комментарий. Она конечно же выполнима, но действие по выделению полного квадрата и применения тождества со знаком модуля еще более трудный момент в таком решении.


2) Осознание недостаточности знаний

Нет возможности произвести проверку с числами и .


3) Изменение учебной ситуации

Изменяется постановка задачи: не проверка корней уравнения – следствия, а анализ ситуации в изменении области значений соответствующих выражений



4) Построение нового способа действия

Применяют алгоритм в измененных условиях поиска посторонних корней: не проверка, а условие корректности проведенного преобразования уравнения.

Закрепление





В приведенном примере, способ построения содержания оказывается в более выгодной методической позиции поскольку:

– такое построение урока снимает проблему запоминания схем равносильных переходов, которых, еще раз подчеркнем, нет в школьных учебниках, но они предлагаются ученикам везде: в пособиях, на курсах, репетиторами, на интернет – сайтах;

– мыслительный процесс соответствует действиям: анализа, поиска и проверки;

– активизируются, а при регулярной работе и совершенствуются универсальные учебные действия;

– нет искусственности в построении урока, такая схема может с успехом применяться на любом предметном содержании школьного курса математики.

Математические знания во все времена были необходимы практически во всех профессиях, прежде всего в тех, которые связаны с естественными науками, техникой, экономикой.  Однако в последние годы математика всё чаще стала проникать в области традиционно «нематематические» – управление государством, медицину, лингвистику, психологию и другие. В наше время математическое образование необходимо для успешной профессиональной деятельности.  К сожалению,  традиционное обучение математике не позволяет обучающимся успешно адаптироваться в современном мире. Поэтому в последние годы особое значение в обучении математике  приобретает системно-деятельностный подход.  Главная роль отводится формированию ключевых компетентностей обучающихся: предметных, метапредметных, личностных. Важной составляющей математической компетентности обучающихся является сформированность   универсальных учебных действий (УУД). «Овладение учащимися универсальными учебными действиями  выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться» [1] . 
В основу формирования УУД положена концепция структуры динамики психологического возраста и теория задач развития, описанные  Л. С. Выготским и Р. Хевигхерстом.    В своей педагогической деятельности  формирую  следующие виды УУД:  личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. 
Личностные универсальные учебные действия определяются как «действия самоопределения, смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся».  В процессе самоопределения ученик решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов в перспективе.   «Действия смыслообразования – действия, направленные на установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом»,  продуктом обучения и значимостью этого продукта. 
Регулятивные универсальные учебные действия – действия, направленные на организацию учебной деятельности обучающихся. К ним относятся: целеполагание (постановка целей и задач своей деятельности), планирование (разработка плана своих дальнейших действий), прогнозирование (прогноз результата), контроль, оценка (оценка деятельности). 
К познавательным универсальным учебным действиям относятся  общеучебные, логические, действия постановки и решения проблемы. К познавательным действиям можно отнести поиск и систематизацию информации по проблеме,  моделирование объектов и способов возможного решения проблемы, осуществление планируемых шагов для достижения сформулированных целей, выбор наиболее эффективных средств и способов решения поставленных задач и т. д.
Коммуникативные универсальные учебные действия – действия, позволяющие обучающимся не только гибко адаптироваться в системе межличностных отношений «ученик – ученик», «ученик–  учитель» и др., но и самому строить эффективное партнёрское сотрудничество для достижения целей. К этому виду УУД относятся: планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнёром, построение речевых высказываний, умение разрешать конфликтные ситуации и т. д.
Успешность   формирования УУД   зависит от многих факторов, один из них: благоприятная  развивающая среда, созданная учителем. Главная задача учителя – «организация  условий, инициирующих детское действие, позволяющее ребёнку качественно развиваться» .  Считаю, что использование   метода проектов  в обучении математике позволяет создать  наиболее благоприятную развивающую среду для каждого  обучающегося и успешно формировать УУД. Среди всех современных технологий обучения именно  технология проектного обучения  позволяет сочетать  все виды УУД наиболее гармонично на  каждом этапе проектной деятельности обучающихся. 
Приведу примеры из личного опыта, как   происходит поэтапное формирование УУД  в процессе использования метода проектов. 
На организационно - подготовительном этапе формирую личностные и регулятивные УУД.  Совместно с учениками    осуществляем выбор тем  проектов, определяем цели   исследований, намечаем предварительный план, некоторые методы и приемы исследования.  Основными критериями  выбора  тем являются: - индивидуальные особенности обучающихся, практическая, социальная значимость проекта, воспитательный потенциал проекта, связь темы проекта с изучаемым материалом курса и возможность реализации  предметных и метапредметных связей, а также  наличие у школьника  необходимых знаний и личного опыта. 
На втором – поисково-исследовательском этапе обучающиеся осуществляют сбор и анализ информации, структурируют  ее,  моделируют изученное  содержание,    разрабатывают  программу исследования, проводят анализ выполненной работы, формулируют  выводы, готовят презентации результатов исследований. Таким образом, формирую   познавательные УУД. А также регулятивные и коммуникативные УУД, так как    обучающиеся сами организуют,  планируют, контролируют и корректируют свою деятельность. 
На третьем  - информационно – презентативном этапе формирую личностные, регулятивные УУД. Обучающиеся представляют свои результаты, продукт проекта, выполняют его оценку и самооценку своей работы (рефлексию). Защищая проект, ученики реализуют свои творческие способности, корректируют оценку успешности его выполнения. Защита проектов происходит на уроке, школьной конференции. 
Педагогическая работа в рамках технологии проектного обучения позволяет мне, как учителю, раскрывать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребёнка,   усиливать волевую саморегуляцию слабых учащихся, создавать ситуацию успеха,  повышать не только мотивацию обучения, но и  качество математического образования. Главная ценность-   метод проектов делает обучение математики  осмысленным, повышает значимость решения учебных задач,  связывает  их с реальными жизненными целями и ситуациями, развивает умение учеников быть конкурентно способными в жизни.  Приведу примеры некоторых проектов своих учеников.   
Проект «Где оформить кредит?»  выполнили  пятиклассники. Они выбрали  модель телевизора в   магазине  «Эксперт» и  с помощью родителей обратились в разные банки за предоставлением  кредита. Работники  этих банков (Сберегательный банк Российской  Федерации,  Русский стандарт, Хом - кредит)  информировали их  о   выгодном  проценте кредита.  С помощью   исследований  кредитных договоров  и графиков платежей ребята выяснили, что  заявленные  условия кредитов  не соответствовали действительности. 29% годовых платежей в банке Русский стандарт (против обещанных 19%), 22% в Сберегательном банке Российской  Федерации (против обещанных 19%), 28% в Хом – кредит (против обещанных 24%).  Более того, ребята обнаружили еще «лишнюю» сумму денег в платежах банка Русский стандарт   на страховку и операционную систему банка, а  в Сберегательном банке Российской  федерации обнаружен единовременный платеж за обслуживание в размере 3% от суммы кредита.     Анализируя полученные результаты, был сделан выбор банка на оформление кредита.  
Проект «Куда пойти работать?» выполнил ученик 7 класса.  Он исследовал   среднюю заработную плату  и размах оплаты труда контрольных  групп  сотрудников  двух  фирм.  Анализируя полученные результаты, обучающийся  сделал  выводы об «устойчивости»  заработной платы,   отклонении  ее от среднего значения (дисперсии), и как следствие об «уровне стабильности фирм», «справедливости» распределения заработной платы между работниками. Разработал рекомендации по «справедливому» распределению  оплаты труда.
Проект «Осторожно, грипп!» был предложен ученице 9 класса в 2009 году. Она исследовала относительную и абсолютную частоту заболеваний  школьников нашей гимназии и соседней средней школы № 32 за последние два года.   Систематизировала данные заболеваний детей острой вирусной инфекцией (это контрольные группы). Обратившись в районную поликлинику, выявила «картину» заболеваний ОРВИ жителей района. Построив гистограммы, нашла «пики» - вспышки  заболеваемости. Это мода построенных рядов.  Выстроила прогноз - вероятность вспышки заболевания гриппом  в следующем году. А также, проанализировав статистические и биологические данные  о мутации вируса, периодичности его «агрессивности» пришла к выводу о «жесточайшей» эпидемии в период с  2009  по 2011 год. Тогда, в 2009 году, участники школьной конференции не приняли всерьёз выводы девятиклассницы, однако эпидемиологическая обстановка   2010 года оказалась примерно такой, как  предположила обучающаяся. По признанию ученицы, этот проект   определил выбор её дальнейших  профессиональных интересов. В 2011 году она успешно поступила в Медицинскую академию.  
Проект «Как лес превращается в тетради и учебники» выполнили ученики 6 класса. Они выяснили,  какой объём дерева необходим для производства тетрадей и учебников одного шестиклассника на один учебный год. А так же примерный объём дерева для учащихся всей гимназии. Одним из итогов   проекта стала социальная акция «Берегите лес». В ходе акции ребята выступали  с агитбригадой «Берегите лес» в школах города, выпустили буклет «Это наши друзья», установили знаки в лесу на реке «Сазанка», провели десант по уборке территории в лесополосе города.
Краткая характеристика представленных выше проектов показывает, что в процессе работы над проектом  происходит развитие и становление личности учащихся  с помощью формирования универсальных учебных действий. Проектная деятельность позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный потенциал математики.  Ведь с помощью   универсальных учебных действий дети  смогут разумно строить отношения с природой и социумом, оценивать последствия, риски принимаемых решений в различных жизненных ситуациях.
Применение метода проекта  позволяет мне самой совершенствоваться, как педагогу.    Стиль общения «учитель – ученик» за последние годы существенно изменился. Ригидность мышления и поведения учителя мешает  ему работать творчески, изменять стратегию своего поведения, находить нестереотипные решения сложных педагогических ситуаций.  Сегодня учитель – это партнёр. Партнерская позиция педагогических установок позволяет мне позитивно воздействовать на самооценку, отношения детей, стимулирует у них стремление к успехам, содействует развитию положительных личностных качеств. Что крайне важно для успешного формирования универсальных учебных действий, а, значит, для развития личности каждого ребёнка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconКонспект урока по теме «Сложен ие и вычитание смешанных чисел». Каунова...
Каунова Галина Александровна – учитель математики мбоу «сош №13 с уиоп» г. Губкина Белгородской области
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconУрок математики в 6 классе
Автор: Никандрова Надежда Витальевна, учитель математики мбоу «Большевыльская сош» Аликовского района
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики icon«Путешествие в страну Звукобуквию» с применением тестопластики
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconКонспект урока по теме «Умножение дробей» фио учителя : Зубенко Надежда...
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconУрок математики, 5 класс
Игнатьева Антонина Яковлевна, учитель математики мбоу «Шоркасинская сош» Канашского района.( 8-909-301-10-53)
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconКонспект фронтального занятия по обучению грамоте «звук [Л]»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconУрок путешествие Тема: Чтение слов с буквой «Т»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconМетодическая разработка урока математики в 5 классе
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия «Неделя математики»
Казимова Джамиля Аликовна– учитель математики мбоу «сош дарбанхинского сельского поселения»
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconКонспект подгруппового логопедического занятия На тему: «Звуки [л], [лʼ] и буква л л»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconУрока математики И. В. Вдовенко, учитель математики, мбоу «Федоровская...
Целеполагание в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока математики
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconКонспект урока математики в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
Автор: Уймина Татьяна Алексеевна, учитель математики мбоу «сош №2 ст. Архонская», Пригородный район, рсо-алания
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconХод урока Организационный этап
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconКонспект урока Предмет : обучение грамоте
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconКонспект фронтальной коррекционно-развивающей деятельности для детей...
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Мбоу «сош №99» Егорова Л. Б. учитель математики iconКонспект открытого урока обучение чтению. Тема: «Буквы М,м. Закрепление»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск