Целеполагание в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока математики И.В. Вдовенко, учитель математики, МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»
Аннотация
В статье раскрыты общие условия выполнения школьниками процедуры целеполагания и рассмотрены приемы работы над целеполаганием в условиях метапредметной деятельности учащихся.
Статья о целеполагании, безусловно, должна начинаться с определения данного понятия.
Приведу «сухое» определения из Википедии: целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.
В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения.
Цель статьи: раскрыть общие условия выполнения школьниками процедуры целеполагания и рассмотреть приемы работы над целеполаганием в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока математики по теме «Правильные и неправильные дроби».
Ученическое целеполагание является ведущим дидактическим направлением личностно-ориентированного типа обучения, так как обеспечивает продуктивную образовательную деятельность и самореализацию учащихся, способствуют развитию общеучебных умений и навыков, стимулируют их познавательную и учебную активность. Главный принцип работы с целеполаганием – не загружать детей. Все должно быть в меру. Тогда и результат обучения будет состоять в том, что ученики, могут учиться в соответствии со своими индивидуальными возможностями и планами, создавая свои образовательные продукты.
Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обучения школьников целеполаганию. Имеются общие условия выполнения учеником процедуры целеполагания: • наличие познавательного стремления ученика; • определение предмета своей цели; • умение ученика определить свою связь с предметом цели; • представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели; • вербальное (словесное) формулирование цели; • предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель; • наличие средств для достижения цели; • соотношение получаемых результатов с целью; • корректирование поставленной цели.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Сценарий урока я составляю таким образом, чтобы поставить учащихся на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит учащихся сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов. «Целью метапредметного урока является умение учиться, то есть способствовать саморазвитию ребёнка, самосовершенствованию, создание условий для активизации мыслительной деятельности и проведение анализа составляющих этого процесса» (Н.В.Громыко кандидат философских наук, заместитель директора НИИ ИСРОО). Рассмотрим фрагменты технологической карты урока математики в 5 классе по теме «Правильные и неправильные дроби».
Тип урока: по основной дидактической цели – урок усвоения новых знаний, навыков и умений; по способу проведения – комбинированный урок; по этапам учебного процесса - является уроком первичного ознакомления с материалом. (по А.Е. Захаровой и И.И. Зубаревой, Московский городской педагогический университет, 2011 г.).
Цели урока: Образовательные: повторение понятия обыкновенной дроби; введение понятий правильной и неправильной дробей; формирование умения распознавать правильные и неправильные дроби, сравнивать их с единицей, изображать точки, соответствующие данным дробям, на числовом луче.
Развивающие: развитие зрительной, словесно-логической (путем смыслового понимания) памяти, математически грамотной речи, математического мышления, умения работать с информацией, представленной в различных формах, осознанного восприятия учебного материала.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, культуры общения, культуры диалога, самостоятельности и активности.
Задачи урока: повторить понятие обыкновенной дроби и ввести понятия правильной и неправильной дроби; способствовать формированию умения распознавать правильные и неправильные дроби, сравнивать их с единицей, изображать точки, соответствующие данным дробям, на числовом луче; создать условия для реализации развивающих и воспитательных целей урока.
Планируемые результаты:
Предметные: использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание понятий правильной и неправильной дробей.
Личностные:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
– выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– самостоятельно создавать источники информации разного типа;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Структура урока:
Решение проблемы целеполагания начинается с умения учителя формулировать цель конкретного урока и последовательно ее раскладывать на задачи каждого этапа урока.
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строится по следующим этапам: I. Организационный этап
Задача этапа: мотивировать обучающихся на учебную деятельность посредством создания эмоциональной обстановки
Деятельность обучающихся
| Деятельность учителя
| - проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу
| - настраивает детей на работу, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе
| Вот и встретились мы снова
И к уроку все готово
Я надеюсь, что урок
Нам пойдет сегодня впрок! II. Этап актуализации опорных знаний и умений
Задача этапа: воспроизвести и откорректировать опорные знания по изучаемой теме
Деятельность обучающихся
| Деятельность учителя
| - отвечают на вопросы учителя
-устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях
| -выясняет степень усвоения изученного материала
-определяет типичные недостатки в знаниях обучающихся и их причины
-создает условия по ликвидации обнаруженных недочётов
|
Рассматривается пример со светофором с обратным отсчетом, который расположен в центре поселка: определить часть времени, затраченную на переход дороги по данному светофору (ситуации можно рассмотреть различные). В ходе диалога выясняется, что общего у данных дробей и в чем их различие. Учащиеся делают для себя «маленькое открытие-вывод»: существуют дроби, у которых числитель меньше или больше знаменателя, либо равен ему.
Применение заданий по данной теме в ситуации, приближенной к жизненной, способствует стимуляции познавательного интереса к предмету. III. Этап целеполагания
Задача этапа: объявить тему, цели урока, создать мотив изучения темы Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре современного урока. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.
Все приемы целеполагания классифицирую по направлениям:
1. Визуальное: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Ситуация яркого пятна», «Исключение», «Домысливание», «Проблемная ситуация», «Группировка».
2. Аудиальное: «Подводящий диалог», «Собери слово», «Исключение», «Проблема предыдущего урока». Наиболее эффективным приемом для данного урока явилось создание проблемной ситуации с помощью «группировки».
Деятельность обучающихся
| Деятельность учителя
| -распределяют дроби на группы и поясняют принцип распределения
-устанавливают границы знания и незнания изученного материала
-формулируют тему урока и записывают ее в тетради
-определяют цели учебной деятельности на уроке и планируют свою деятельность
| - предлагает обучающимся распределить дроби на группы
- выясняет количество групп и принцип распределения
-предлагает сформулировать тему урока и цели урока
- корректирует ответы обучающихся, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть
|
Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. Учащимся предлагается задание:
-Распределите дроби на группы.
-Сколько групп получилось?
-По какому принципу выполнено распределение?
; ; ; ; ; ; ; ; . Учащиеся интуитивно, опираясь на вывод сделанный на втором этапе урока, верно распределяют дроби на группы и поясняют принцип данного распределения.
Далее я объявляю детям, что у меня получилось две группы и поясняю свой принцип группировки данных дробей, например: группа в которой собраны дроби, числители которых нечетные числа, а во второй – четные.
Вопрос: задание одно, а результаты разные, почему?
Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием!
Ответ: мы знаем, что такое дробь, но не знаем какой из принципов группировки верный.
Далее поясняю, почему в математике дроби подразделяют на правильные (часть целого, а часть всегда меньше целого) из первой группы и неправильные – из второй и третьей групп.
Затем учащиеся формулируют тему урока и его цель (узнавать правильные и неправильные дроби).
Цель записывается на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Обсуждение и постановка задач на урок (фактически планирование деятельности) помогает учащимся осознать, через какие действия они смогут достичь поставленных перед собой целей. Запись на доске выглядела следующим образом:
Цели
1. узнавать правильные неправильные дроби
2. знать понятия правильной и неправильной дроби
3. изображать данные дроби на числовом луче
4. сравнивать такие дроби с единицей
| Задачи
1. выполнить задания по теме, используя:
а) учебник
б) Интернет-ресурсы
2.закончить работу над кластером «Обыкновенные дроби»
|
В конце урока мы вернулись к этой записи и учащиеся смогли не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они целей, а в зависимости от результатов данного анализа было сформулировано домашнее задание.
Итак: в результате создания проблемной ситуации с помощью приема «группировка» и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательные цели урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности. IV. Этап изучения нового материала
Задача этапа: способствовать формированию знаний и их первичному закреплению
Достижение метапредметных результатов обеспечивается так же и через методический аппарат учебника, который выстроен по принципу «мини - макса» и в соответствии с требованиями теории деятельности. Последовательность заданий представляет собой систему, и их выполнение дает учащимся возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя открыть новое для себя теоретическое знание, т.е. совершить субъективное открытие.
V. Устные задания + физкультминутка
Задача этапа: обеспечить смену деятельности в рамках осуществления идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса VI. Этап закрепления нового материала
Задача этапа: закрепить знания, сформировать умения и навыки работы с различными источниками информации.
Учащиеся работают в парах и выполняют задания из интерактивного учебника с взаимопроверкой в режиме «онлайн».
Работа с выходом в Интернет на данном этапе может рассматриваться как еще один ресурс для достижения как предметных, так и метапредметных результатов урока и
создает условия для формирования отношения к сети Интернет как учебному средству, позволяющему оптимизировать условия поиска необходимой учебной информации и активизировать самостоятельную мыследеятельность обучающегося. VII. Рефлексия
Задача этапа: создать условия для формирования рефлексии учащихся по анализу элементов нового содержания и приемов деятельности
Создание образовательного продукта (предметная рефлексия).
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Этапы работы при составлении кластера:
1-й этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является “сердцем” идеи, темы.
2-й этап – учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы.
3-й этап – осуществляется систематизация - хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.
4-й этап – слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из “спутников” в свою очередь тоже появляются “спутники”, устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Навыки переработки информации (анализ, аргументация, умение сворачивать информацию) относятся к метаумениям, формируемым на уроке.
VIII. Итоги урока
Задача этапа: инициировать рефлексию (психологическую) детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе по принципу «светофора». IX. Задание на дом
Задача этапа: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания (предметное и творческое задания, последнее направлено на расширение опыта творческой деятельности обучающихся по отношению к образовательному стандарту по предмету и работает на достижение метапредметных результатов урока). В заключении необходимо отметить: приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным. Список литературы: 1. Аствацатуров Г.О. «Технология целепологания урока», Изд.: Учитель, 2010
2. Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению / Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007
3. Косогова, А.С. Становление педагога: проблема творческого самовыражения./ А. С. Косогова ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Иркут. гос. пед. ун-т, Иркутск Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та 1999
4. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. |