Урок химии "Кислоты" (8-й класс)





Скачать 79.07 Kb.
НазваниеУрок химии "Кислоты" (8-й класс)
Дата публикации13.07.2014
Размер79.07 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок химии "Кислоты" (8-й класс)

Шибаева Ольга Викторовна, учитель химии, биологии

Тип урока: изучение нового материала

Автор учебника: О.С. Габриелян химия 8 класс

Задачи:

  • Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о свойствах кислот, продолжить совершенствовать умения учащихся составлять ионные уравнения реакций;

  • Развивающие: способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний; речевых навыков учащихся. Вести работу над общеучебными умениями: сравнивать, обобщать, делать выводы.

  • Воспитательные: воспитывать в детях чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.

Оборудование: спиртовка, газоотводная трубка, пробирки, держатели

Реактивы: соляная кислота, гидроксид натрия, р-р фенолфталеин, серная кислота, хлорид бария, цинк, оксид меди (II).

Методы: беседа, самостоятельная работа по группам, проблемное изложение

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Мы приступаем к изучению сложных неорганических веществ

Назовите, какие вы знаете? (оксиды, основания, кислоты, соли), вспомним их определение.

Задание: Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строке вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений. (кислоты)

СаО

Си(ОН)2

К NО3

ВаО

NаОН

Н NО3

К2О

НСI

CаСО3

Н24

Zn(ОН)2

ВаCI2

Сообщаю тему урока, цели, задачи, знакомлю с планом урока (на доске)

  1. Кислоты. Определение

  2. Классификация кислот

  3. Физические и химические свойства.

Задание: составить формулы разных кислот и дать названия:

Н, Н2, Н3 , S, NО2, РО4, СI, SО3 (Н NО2, Н СI, Н2 S, Н23, Н3 РО4)

Задание: найти лишнюю формулу и почему? (показываю карточки)

НСI, Н24, Н2СО3

Н NО3, Н3 РО4, Н24

По каким признакам разделяют кислоты? (по основности, по наличию кислорода в кислотном остатке)

Задание: по таблице 10 стр. 157 назовите признаки классификации кислот. (растворимость в воде, летучесть, степень электролитической диссоциации, стабильность)

Задание: дать характеристику 1 ряду - Н24, 2 ряду - Н3 РО4, 3 ряду – НСI, используя различные признаки классификации кислот.

Учитель: Однако какими бы разными не были кислоты, все они при диссоциации образуют катион водорода.

Задание: написать электролитическую диссоциацию следующих кислот:

Н2 S, Н NО3, Н2SiО3 , что для этого необходимо знать? (растворимость в воде, сильные или слабые электролиты)

Ребята отвечают, что Н2SiО3 не растворяется, поэтому диссоциацию не пишут.

2 ученика пишут на доске электролитическую диссоциацию Н2 S, Н NО3.

Учитель: Как определить, что при диссоциации образуется катион водорода? (действием индикатора)

Назовите окраску лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа в кислотной среде (ответы учащихся доказываю демонстрационным опытом)

Учитель: Вспомните физические свойства Н24 при демонстрации (бесцветная жидкость, вязкая, не имеющая запаха, гидроскопична, обугливает древесину, кожу, ткани)

3. Химические свойства

На доске прикрепляю карточки (зачитываю химические свойства)



Учитель: вспомнить слова М. Фарадея: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль опытом необходим”. Поэтому опытным путем докажем химические свойства кислот, соблюдая технику безопасности.

Задание: провести лабораторный опыт (на столе у учащихся лежат карточки:

Инструкция “Меры безопасности при работе с кислотами”, инструкция проведения опыта), работают по парам, учащиеся разделены на 4 группы. Перед выполнением лабораторного опыта, учащиеся читают инструкцию № 2 (см. Приложение 1).

Первая группа выполняет лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?

  2. К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?

  3. Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

Вторая группа - лабораторный опыт “ Взаимодействие кислот с солями”.

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с солями”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку налейте 2 мл серной кислоты и прибавьте несколько капель хлорида бария. Что вы наблюдаете?

  2. Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции

Третья группа - лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”.

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”

Порядок выполнения работы:

  1. В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте соляную кислоту, закройте пробирку пробкой. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом, затем откройте пробку и поднесите зажженную спичку к отверстию.

  2. Что вы наблюдаете?

  3. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.

Четвертая группа - лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами”.

Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами”

Порядок выполнения работы:

1. В пробирку насыпьте немного оксида меди (СиО) и прилейте раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что вы наблюдаете?

2. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.

После выполнения работы 4 учащихся от каждой группы выходят к доске и пишут уравнения реакции под соответствующими карточками. В это время 4 других учащихся представляют отчет о проделанной работе.

Затем сообщаю учащимся, что на следующий урок продолжим изучать химические свойства кислот: взаимодействие кислот с металлами, взаимодействие кислот с солями

Затем зачитываю применение кислот в быту. Уксусная и лимонная кислота применяется для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор или пятно протереть раствором, а затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением несколько капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты.

4. Закрепление

Задание: составьте возможные уравнения реакций взаимодействия перечисленных веществ с раствором серной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из элементов четвертого периода таблицы Д.И. Менделеева.

1) SiО2

А

2) LiОН

К

3) Ва NО3

А

4) НСI

С

5) К2О

Л

6) К2 SiО3

И

7) Н NО3

О

8) Fе(ОН)3

Й

5. Домашнее задание: параграф 38, выучить таблицу,

На оценку

  • “3” - упр 1,2

  • “4” - упр 1,2,4

  • “5” - упр 1,2, 4,5

6. Итоги урока.

7. Оценки за урок.

Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели, было ли интересно вам на уроке или совсем неинтересно?

Приложение 1

Инструкция № 2

Меры безопасности при работе с кислотами

  1. Особую осторожность следует соблюдать при работе с кислотами.

  2. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку в ладонь). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.

  3. При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг или частиц на лицо или одежду.

  4. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.

  5. После употребления реактива банку и склянку закрыть пробкой и поставить на место.

  6. При нагревании пробирки не держать ее отверстием к себе или в сторону товарищей.

При разбавлении концентрированных растворов серной кислоты

необходимо приливать тонкой струйкой в воду, а не наоборот.

Карточки – инструкции.

Тема « Кислоты. Химические свойства кислот»

Лабораторный опыт

« Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)»

Порядок выполнения работы

  1. В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?

  2. К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?

  3. Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

Тема « Кислоты. Химические свойства кислот»

Лабораторный опыт

« Взаимодействие кислот с солями»

Порядок выполнения работы

  1. В пробирку налейте 2 мл серной кислоты и прибавьте несколько капель хлорида бария. Что вы наблюдаете?

  2. Напишите молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.

Тема « Кислоты. Химические свойства кислот»

Лабораторный опыт

« Взаимодействие кислот с металлами»

Порядок выполнения работы

  1. В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте соляную кислоту, закройте пробирку пробкой. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом, затем откройте пробку и поднесите зажженную спичку к отверстию.

Что вы наблюдаете?

  1. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.

Тема « Кислоты. Химические свойства кислот»

Лабораторный опыт

« Взаимодействие кислот с основными оксидами»

Порядок выполнения работы

1.В пробирку насыпьте немного оксида меди (СиО) и прилейте раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что вы наблюдаете?

2.Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconУрок химии. 9 класс. Оксид серы (VI). Серная кислота. Цели
Изучение свойств серной кислоты в процессе выполнения лабораторной работы и правил техники безопасности при растворении концентрированной...
Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconСамостоятельная работа по химии "Кислоты"
Предлагаю вам решить задания по химии на тему «кислоты, основания, оксиды». Ответы можно присылать по электронной почте на мой адрес:...
Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Химия 8 класс, программа О. С. Габриеляна. Урок – изучение нового материала. Второй урок по теме «Кислоты, классификация и свойства»....
Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconУрок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока
Цели урока: уметь распознавать растворы кислот с помощью индикаторов; уметь определять класс неорганических веществ – кислоты, их...
Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconУрок-зачет по химии в 8 классе по теме «Водород, кислоты, соли»
Биология 6 класс/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко: под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011
Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconУрок химии в 8 классе по теме «Кислоты»
Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта
Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconУрок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии...

Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок: Карбоновые кислоты: строение и номенклатура, изомерия. Карбоновые кислоты в природе
Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconИстоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок
Выступить с сообщениями о составе, строении, свойствах угольной кислоты и её солей, о нахождении карбонатов в природе, их практическом...
Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconМодель урока по теме: «Соли азотной кислоты Нитраты», 9 класс Эпиграф...
Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами
Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconУрок по теме: «Свойства серной кислоты»
Литература: Настольная книга учителя. Химия. 9 класс /О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2002
Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconУрок химии в 8 классе по теме: «Кислоты»
Аскорбиновая кислота в таблетках. Рас­творы азотной, серной, фосфорной, соляной кислот. Индикаторы. Концентрированная серная кислота....
Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconУрок химии в 8 классе по теме «Химические свойства кислот»
В три пробирки прилейте по 1 мл раствора серной кислоты. В первую пробирку добавьте несколько капель лакмуса, во вторую – фенолфталеина,...
Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconУрок химии №52 в 8 классе на тему «Кислоты, их классификация и свойства»
Проверка знаний. Интерактив. Формулы и названия кислот. Предлагается по формуле определить название 9 кислотам. Программа сама определяет...
Урок химии \"Кислоты\" (8-й класс) iconУрок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот»
Несколько уроков назад у нас уже состоялось знакомство с классом неорганических веществ «кислоты». Сформулируйте научное определение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск