Скачать 79.07 Kb.
|
Урок химии "Кислоты" (8-й класс) Шибаева Ольга Викторовна, учитель химии, биологии Тип урока: изучение нового материала Автор учебника: О.С. Габриелян химия 8 класс Задачи:
Оборудование: спиртовка, газоотводная трубка, пробирки, держатели Реактивы: соляная кислота, гидроксид натрия, р-р фенолфталеин, серная кислота, хлорид бария, цинк, оксид меди (II). Методы: беседа, самостоятельная работа по группам, проблемное изложение Ход урока 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. Учитель: Мы приступаем к изучению сложных неорганических веществ Назовите, какие вы знаете? (оксиды, основания, кислоты, соли), вспомним их определение. Задание: Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строке вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений. (кислоты)
Сообщаю тему урока, цели, задачи, знакомлю с планом урока (на доске)
Задание: составить формулы разных кислот и дать названия: Н, Н2, Н3 , S, NО2, РО4, СI, SО3 (Н NО2, Н СI, Н2 S, Н2 SО3, Н3 РО4) Задание: найти лишнюю формулу и почему? (показываю карточки) НСI, Н2SО4, Н2СО3 Н NО3, Н3 РО4, Н2SО4 По каким признакам разделяют кислоты? (по основности, по наличию кислорода в кислотном остатке) Задание: по таблице 10 стр. 157 назовите признаки классификации кислот. (растворимость в воде, летучесть, степень электролитической диссоциации, стабильность) Задание: дать характеристику 1 ряду - Н2SО4, 2 ряду - Н3 РО4, 3 ряду – НСI, используя различные признаки классификации кислот. Учитель: Однако какими бы разными не были кислоты, все они при диссоциации образуют катион водорода. Задание: написать электролитическую диссоциацию следующих кислот: Н2 S, Н NО3, Н2SiО3 , что для этого необходимо знать? (растворимость в воде, сильные или слабые электролиты) Ребята отвечают, что Н2SiО3 не растворяется, поэтому диссоциацию не пишут. 2 ученика пишут на доске электролитическую диссоциацию Н2 S, Н NО3. Учитель: Как определить, что при диссоциации образуется катион водорода? (действием индикатора) Назовите окраску лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа в кислотной среде (ответы учащихся доказываю демонстрационным опытом) Учитель: Вспомните физические свойства Н2SО4 при демонстрации (бесцветная жидкость, вязкая, не имеющая запаха, гидроскопична, обугливает древесину, кожу, ткани) 3. Химические свойства На доске прикрепляю карточки (зачитываю химические свойства) Учитель: вспомнить слова М. Фарадея: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты, поэтому постоянный контроль опытом необходим”. Поэтому опытным путем докажем химические свойства кислот, соблюдая технику безопасности. Задание: провести лабораторный опыт (на столе у учащихся лежат карточки: Инструкция “Меры безопасности при работе с кислотами”, инструкция проведения опыта), работают по парам, учащиеся разделены на 4 группы. Перед выполнением лабораторного опыта, учащиеся читают инструкцию № 2 (см. Приложение 1). Первая группа выполняет лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)” Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)” Порядок выполнения работы:
Вторая группа - лабораторный опыт “ Взаимодействие кислот с солями”. Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с солями” Порядок выполнения работы:
Третья группа - лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”. Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами” Порядок выполнения работы:
Четвертая группа - лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами”. Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами” Порядок выполнения работы: 1. В пробирку насыпьте немного оксида меди (СиО) и прилейте раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что вы наблюдаете? 2. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции. После выполнения работы 4 учащихся от каждой группы выходят к доске и пишут уравнения реакции под соответствующими карточками. В это время 4 других учащихся представляют отчет о проделанной работе. Затем сообщаю учащимся, что на следующий урок продолжим изучать химические свойства кислот: взаимодействие кислот с металлами, взаимодействие кислот с солями Затем зачитываю применение кислот в быту. Уксусная и лимонная кислота применяется для удаления пятен от ржавчины на хлопчатобумажных, льняных и шерстяных белых тканях. 1 чайная ложка на 1 стакан воды, подогреть до кипения и ткань с пятном несколько раз окунуть в раствор или пятно протереть раствором, а затем кислоту тщательно смыть водой, лучше с добавлением несколько капель нашатырного спирта – для нейтрализации кислоты. 4. Закрепление Задание: составьте возможные уравнения реакций взаимодействия перечисленных веществ с раствором серной кислоты. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из элементов четвертого периода таблицы Д.И. Менделеева.
5. Домашнее задание: параграф 38, выучить таблицу, На оценку
6. Итоги урока. 7. Оценки за урок. Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели, было ли интересно вам на уроке или совсем неинтересно? Приложение 1 Инструкция № 2 Меры безопасности при работе с кислотами
При разбавлении концентрированных растворов серной кислоты необходимо приливать тонкой струйкой в воду, а не наоборот. Карточки – инструкции. Тема « Кислоты. Химические свойства кислот» Лабораторный опыт « Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)» Порядок выполнения работы
Тема « Кислоты. Химические свойства кислот» Лабораторный опыт « Взаимодействие кислот с солями» Порядок выполнения работы
Тема « Кислоты. Химические свойства кислот» Лабораторный опыт « Взаимодействие кислот с металлами» Порядок выполнения работы
Что вы наблюдаете?
Тема « Кислоты. Химические свойства кислот» Лабораторный опыт « Взаимодействие кислот с основными оксидами» Порядок выполнения работы 1.В пробирку насыпьте немного оксида меди (СиО) и прилейте раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что вы наблюдаете? 2.Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции. |
Урок химии. 9 класс. Оксид серы (VI). Серная кислота. Цели Изучение свойств серной кислоты в процессе выполнения лабораторной работы и правил техники безопасности при растворении концентрированной... | Самостоятельная работа по химии "Кислоты" Предлагаю вам решить задания по химии на тему «кислоты, основания, оксиды». Ответы можно присылать по электронной почте на мой адрес:... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Химия 8 класс, программа О. С. Габриеляна. Урок – изучение нового материала. Второй урок по теме «Кислоты, классификация и свойства».... | Урок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока Цели урока: уметь распознавать растворы кислот с помощью индикаторов; уметь определять класс неорганических веществ – кислоты, их... | ||
Урок-зачет по химии в 8 классе по теме «Водород, кислоты, соли» Биология 6 класс/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, В. С. Кумченко: под ред проф. И. Н. Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2011 | Урок химии в 8 классе по теме «Кислоты» Примерной образовательной программы основного общего образования, созданной на основе стандарта | ||
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | Урок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок: Карбоновые кислоты: строение и номенклатура, изомерия. Карбоновые кислоты в природе | Истоцкая Галина Николаевна учитель химии 2007 Технологическая карта урок Выступить с сообщениями о составе, строении, свойствах угольной кислоты и её солей, о нахождении карбонатов в природе, их практическом... | ||
Модель урока по теме: «Соли азотной кислоты Нитраты», 9 класс Эпиграф... Азотная кислота. Химические свойства азотной кислоты. Особенности взаимодействия с металлами и неметаллами | Урок по теме: «Свойства серной кислоты» Литература: Настольная книга учителя. Химия. 9 класс /О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2002 | ||
Урок химии в 8 классе по теме: «Кислоты» Аскорбиновая кислота в таблетках. Растворы азотной, серной, фосфорной, соляной кислот. Индикаторы. Концентрированная серная кислота.... | Урок химии в 8 классе по теме «Химические свойства кислот» В три пробирки прилейте по 1 мл раствора серной кислоты. В первую пробирку добавьте несколько капель лакмуса, во вторую – фенолфталеина,... | ||
Урок химии №52 в 8 классе на тему «Кислоты, их классификация и свойства» Проверка знаний. Интерактив. Формулы и названия кислот. Предлагается по формуле определить название 9 кислотам. Программа сама определяет... | Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» Несколько уроков назад у нас уже состоялось знакомство с классом неорганических веществ «кислоты». Сформулируйте научное определение... |