Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот»





Скачать 88.55 Kb.
НазваниеУрок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот»
Дата публикации06.07.2014
Размер88.55 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок 64 (8 класс) Гринаш М.А.

«Классификация кислот».
Цели урока: уметь классифицировать кислоты по различным признакам; уметь записывать способы получения кислот в зависимости от их классификации по наличию атомов кислорода ; уметь записывать структурные формулы кислот и объяснять их классификацию по строению (на гидроксиды и негидроксиды); уметь записывать общие химические свойства кислот.

  • Эксперименты к уроку :

а) в виде лабораторной работы (до урока) на столы учащихся выставить: в штативах

маркированные по номерам пробирки с растворами I – соли, II – щелочи,

III– кислоты и капельницы Шустера с растворами индикаторов I ряд– фенолфталеин

II ряд – лакмус, III ряд – метилоранж; (на уроке) см. в описании хода урока ;

б) (до урока) в вытяжном шкафу собрать АПХР, закрыть большую горловину пробкой

с газоотводной трубкой, конец которой поместить в сухую плоскодонную колбу;

нагреть в колбе для твердых веществ хлорид натрия для обезвоживания и

(аккуратно !) по каплям добавлять олеум ; собрать хлороводород в плоскодонную

колбу и плотно закрыть, (на уроке) в колбу с газом опустить полоску идикаторной

бумаги (лакмус) , затем добавить воды


Учитель

Ученик

Актуализация знаний и постановка проблеммы

Несколько уроков назад у нас уже состоялось знакомство с классом неорганических веществ «кислоты». Сформулируйте научное определение веществ этого класса.

эксперимент (а)

Определите с помощью индикаторов принадлежность растворов к классам неорганических веществ и заполните таблицу (см приложение).

Обоснуйте ваш выбор.

Проведем небольшой химический диктант. Запишите в столбик молекулярные формулы следующих кислот :

угольная кислота,

соляная кислота,

азотистая кислота,

фтороводородная кислота,

серная кислота,

ортофосфорная кислота,

метакремниевая кислота,

сероводородная кислота,

азотная кислота,

метафосфорная кислота,

сернистая кислота

Как можно классифицировать кислоты?


Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.


(выполняют задание)
Выбор основывается на изменении окраски индикатора … (учащиеся каждого ряда объясняют выбор по изменению цвета своего индикатора).


H2CO3

HCl

HNO2

HF

H2SO4

H3PO4

H2SiO3

H2S

HNO3

HPO3

H2SO3

(предлагается несколько способов, все варианты фиксируются на доске)

Поиск решения

Обобщим все предложенные вами способы классификации.

Первый способ (посмотрим на таблицу растворимости) …
Второй способ (посмотрите на состав формул веществ) …


Вспомните, как классифицировались основания, в зависимости от количества гидроксогрупп?

Классификация кислот обратная этой классификации основании. Кислоты в зависимости от количества атомов водорода (связывающихся в реакциях нейтрализации с гидроксогруппами с образованием молекул воды) подразделяют на одно- и много- основные.

Выпишите формулы кислот (из диктанта), согласно этой классификации.


Третий способ (другой признак по составу веществ) …
Четвертый способ - по строению подразделяют на гидроксиды и негидроксиды. Запишите в тетрадки и объясните этот способ классификации.

Давайте запишем схему, иллюстрирующую порядок соединения атомов в молекулах кислот. Такая схема называется «структурная формула».

Попробуйте записать структурную формулу молекулы соляной кислоты, связь между атомами обозначьте « – ».

Запишите структурную формулу молекулы сероводородной кислоты.

Каждая « – » показывает валентность атома в соединении, выберите правильный вариант.

Теперь, запишите структурную формулу молекул азотной и серной кислот, согласно валентности всех атомов.

Попробуйте объяснить, почему кислоты по строению классифицируют на гидроксиды и негидроксиды ?


Еще с какими способами классификации мы познакомились, изучая класс веществ «кислоты» ?

1-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания

Сформулируйте подтему части урока.


Классификация кислот.

  1. По растворимости в воде:

а) растворимые ,

б) нерастворимые.

  1. По количеству атомов водорода:

(если и называют по данному признаку, то затрудняются дать объяснения возникновения названий, недостаточно знаний)
Основания классифицировались на однокислотные и многокислотные.


а) одноосновные – HCl, HNO2, HF, HNO3,

HPO3 ;

б) двухосновные – H2CO3 , H2SO4 , H2SiO3 ,

H2S , H2SO3 ;

в) трехосновные.– H3PO4 .

3. По наличию атомов кислорода :

а) кислородсодержащие,

б) бескислородные.

(записывают классификацию в тетрадь, но объяснение дать затрудняются)

H – Cl
(будут варианты) Н – Н – S и Н – S – Н
Сера – двухвалентна, водород – одновалентен => Н – S – Н

O H – O О

// \ //

H – O – N S

\\ / \\

O H – O О

Кислородсодержащие кислоты строением напоминают основания – есть гидроксо-группы. Поэтому их классифицируют как гидроксиды (подобно амфотерным основаниям). А бескислородные кислоты соответственно негидроксиды.

По растворимости : растворимые и

нерастворимые.

По стабильности : стабильные и

нестабильные.

По летучести : летучие и нелетучие.

Способы классификации кислот.

Проблемные вопросы

Для чего классифицировать кислоты?

1. Как использовать знания о классификации кислот для определения способов их получения?

2. Связан ли какой-то из способов классификации кислот с проявляемыми ими химическими свойствами?

Все кислоты разные и по составу, и по строению. Значит, у них будут разные свойства и разные способы получения. Классификация нужна чтоб было легче их (способы и свойства) запомнить.
(вопросы вызывают у учащихся затруднение, знания по теме уже есть, но они не систематизированы)

Поиск решения

Приведем все ваши знания по этой теме в систему.

Начнем со способов получения кислот опираясь на их классификацию по наличию атомов кислорода .

Как получить кислородсодержащие кислоты?

Что значит «соответствующих оксидов неметаллов»?

(работа с учебником)

Проверим утверждение по учебнику (стр.192 1-2 абзац).

Выпишите соответствующие реакции.
Как получить бескислородные кислоты?
Запишите уравнение взаимодействия водорода с хлором.

Что получили в результате реакции?

Если получить этот продукт экспериментально, как подтвердить, что получена кислота?
Проверим!

эксперимент (б)

В колбе находится продукт записанной вами реакции – HCl. Откроем колбу и опустим в нее индикаторную (лакмусовую) полоску. Изменился ли цвет индикатора?
Назовите газообразное вещество в колбе.

Прильем к хлороводороду немного воды. Что наблюдаем?

Используя уравнение получения хлороводорода и наблюдение за ходом эксперимента, назовите способ получения бескислородных кислот.


Предложите способы получения летучих и нерастворимых кислот.

(работа с учебником)

Проверьте какие из ваших предложений верны по учебнику ( стр.192 с 5 абзаца до конца текста) и запишите эти способы в своих тетрадях.

1-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания

Запишем формулировку изученной подтемы в план открытия нового знания.

(работа с учебником)

Для ответа на второй вопрос заполним таблицу представленную в учебнике (стр.194).

Итак, есть ли связь между классификацией кислот по наличию кислорода и их химическими свойствами?


Взаимодействием соответствующих оксидов неметаллов с водой ( за исключением кремниевой кислоты, т.к. диоксид кремния в воде нерастворим ее получают осаждая другой кислотой из растворов солей - силикатов).

Это значит, что валентность неметалла в оксиде и кислоте одинакова.
Да, все верно.
(выписывают уравнения в тетради)
Взаимодействием водорода с соответствующим неметаллом.
H2 + Cl2 = 2 HCl

Соляную кислоту.

Проверить индикатором, например, лакмус изменит цвет на красный.
Нет, не изменился. Газ в колбе не является кислотой.

Хлороводород.
Индикаторная бумага покраснела. В колбе в результате растворения хлороводорода образовалась кислота.

Бескислородные кислоты получают взаимодействием водорода с соответствующим неметаллом, с последующим растворением полученного продукта реакции в воде.

(учащиеся записывают на доске уравнения предложенных способов)

(работают с учебником)

Связь классификации кислот со способами их получения.

(выполняют задание самостоятельно на оценку)

Связи нет, химические свойства кислородсодержащих кислот и бескислородных совпадают.

Обобщение темы

  1. Дайте научное определение класса веществ «кислоты».




  1. Объясните причину изменения окраски индикаторов в растворах кислот.




  1. Что вам известно о классификации кислот?



  1. Каковы продукты взаимодействия

кислот с основаниями и оксидами

металлов?

Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков.

Растворы кислот изменяют окраску индикаторов (лакмус на красный, м/о на красно-розовый) из-за наличия в их составе атомов водорода.
Кислоты классифицируют.

  1. По растворимости в воде:

а) растворимые ,

б) нерастворимые.

  1. По количеству атомов водорода:

а) одноосновные,

б) двухосновные,

в) трехосновные.

3. По наличию кислорода :

а) бескислородные,

б) кислородсодержащие.

4. По строению :

а) гидроксиды,

б) негидроксиды.

5. По растворимости :

а) растворимые ,

б) нерастворимые.

6. По стабильности :

а) стабильные,

б) нестабильные.

7. По летучести :

а) летучие,

б) нелетучие.
В результате взаимодействия образуются соли.

Самостоятельное применение знаний

(работа с задачником)

Выполните задания из задачника:

стр. 34 № 7.




Домашнее задание: § 53 (стр.191 - 194), вопросы после параграфа (2,3 – устно,

4 – письменно) , краткое сообщение о применении кислот, повторить

таблицу на стр. 173 (подготовиться к химическому диктанту).


Приложение :
Принадлежность растворов к классам неорганических веществ.




основания

кислоты

соли

I пробирка










II пробирка










III пробирка










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconУрок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока
Цели урока: уметь распознавать растворы кислот с помощью индикаторов; уметь определять класс неорганических веществ – кислоты, их...
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconУрок Классификация кислот. Особые свойства некоторых кислот
В начале урока учащимся может быть предложена самостоятельная работа по теме «Общие свойства кислот». Примеры вариантов самостоятельной...
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconУрок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока
Цели урока: уметь рассказывать о физических свойствах солей; уметь проводить и записывать реакции иллюстрирующие химические свойства...
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconУрок химии №52 в 8 классе на тему «Кислоты, их классификация и свойства»
Проверка знаний. Интерактив. Формулы и названия кислот. Предлагается по формуле определить название 9 кислотам. Программа сама определяет...
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconУрок по химии 10 класс: "Области применения спиртов, альдегидов и карбоновых кислот "
Охрана окружающей среды и безопасности жизни в производстве и применении спиртов, альдегидов и карбоновых кислот
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconУрок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды»
Бекетова для записи уравнений взаимодействия металлов с кислородом; уметь проводить химическое взаимодействие основных оксидов с...
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconУрок по химии в 8 классе путешествие в мир кислот
Познакомить с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconУрок химии по теме «Взаимодействие кислот с основаниями»
Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconУрок путешествие «В мире кислот»
Цель: Совершенствовать знания о составе и классификации кислот, названии их солей, способствовать умению учеников применять свои...
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconМоу климовская сош №2
Образовательные: систематизировать сведения об общих химических свойствах кислот; на основе знаний о составе и строении карбоновых...
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconУрок в 8 классе по теме «Химические свойства кислот»
Образовательная цель: Повторить состав основных классов веществ, изучить свойства кислот – взаимодействие с металлами, оксидами,...
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Кислоты. Определение, состав, номенклатура и классификация. Структурные формулы кислот
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconУрок химии "Кислоты" (8-й класс)
Образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о свойствах кислот, продолжить совершенствовать умения учащихся составлять ионные...
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Химия 8 класс, программа О. С. Габриеляна. Урок – изучение нового материала. Второй урок по теме «Кислоты, классификация и свойства»....
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Образовательные: Обобщить знания о классификации кислот, познакомить учащихся с химическими свойствами кислот
Урок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот» iconУрок биологии «Особенности организации простейших. Их классификация» 7 класс
Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск