Урок 53 (8 класс) Гринаш М.А.
«Основные оксиды». Цели урока: уметь формулировать научное определение основных оксидов; уметь записывать общие способы получения оксидов; уметь записывать уравнения реакций разложения оксидов; уметь пользоваться рядом активности металлов Бекетова для записи уравнений взаимодействия металлов с кислородом; уметь проводить химическое взаимодействие основных оксидов с другими веществами. а) (до урока) в вытяжном шкафу ставится колба, заполненная кислородом и временно
закрытая пробкой; приготовить железную проволоку, зажатую в плоскогубцы, и
газовую горелку; (на уроке) проволоку накалить в пламени горелки докрасна, а
затем опустить в колбу с кислородом
б) (до урока) готовим длинные спички и палочку «бенгальского огня» ;
(на уроке) в вытяжном шкафу поджигаем ее
в) (до урока) готовим длинные спички, термостойкий большой стакан с водой, и
порошок магния на железной ложке для сжигания веществ; (на уроке) поджигаем
магний и опускаем его в стакан с водой
г) (до урока) на дем. столе ставим три стаканчика с водой, индикаторную бумагу,
пинцет, стеклянную палочку и навески оксидов: Na2O, CaO, CuO ;
(на уроке) высыпаем поочередно оксиды в воду, пинцетом берем индикаторную
бумагу и проверяем среду в растворах.
Учитель
| Ученик
| Постановка проблемы и актуализация знаний
| Вернемся к классификации неорганических веществ. Вспомним, что представляет собой класс веществ «оксиды»?
На какие два подкласса делится класс оксидов?
Как получают большинство оксидов неметаллов?
Как получить оксиды металлов?
| Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород. На оксиды неметаллов и оксиды металлов. Сжиганием неметаллов в кислороде или на воздухе.
Сжечь металлы? Но я на даче железной кочергой дрова горящие поправлял, кочерга не загорелась!
| Поиск решения
| Вы уверены, что железо не горит?
эксперимент (а)
Опустим в колбу с кислородом раскаленную железную проволоку.
(работа с учебником)
Сейчас проверим по учебнику, читаем на стр.162, 1-ый абзац. Есть металлы более активные, чем те, о которых вы прочитали.
Сейчас проверим.
эксперимент (б)
На Новый год «бенгальские огни» поджигали?
А на упаковке состав смотрели?
А зря! Иначе знали бы, что в состав «бенгальских огней» входит растертый в порошок алюминий.
Кто видел в фильмах горящие под водой факелы?
А из чего они состоят?
Сейчас узнаете!
эксперимент (в)
Сейчас я поджигаю порошок магния. Попробуем его водой погасить, для этого опустим в стакан с водой.
Магний способен гореть даже под водой, отнимая кислород у молекул воды. Есть еще более активные металлы, например кальций.
Пламени вы не увидите, но горение – это окисление, и кальций активно окисляется кислородом воздуха. Запишите уравнение.
Литий будет еще активнее образовывать оксиды, а натрий будет взаимодействовать с кислородом так активно, что вместо оксида натрия образуется пероксид натрия (Na2O2). А калий может образовывать надпероксид калия или суперпероксид (KO2).
Пероксид натрия и надпероксид калия к классу оксидов не относятся. Как, не имея возможности провести эксперимент, составить уравнения взаимодействия металлов с кислородом? Проще запомнить правило, чем активнее металл, тем он легче взаимодействует с кислородом.
А отражено это правило в ряду активности металлов Бекетова (этот ряд вам уже знаком). Как изменяется активность металлов в электрохимическом ряду напряжений? Свяжите сказанное вами сейчас с результатами наших экспериментов. 1-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания
Сформулируйте подтему урока.
| Разумеется! Искры полетели! Загорелась! А все металлы будут гореть в кислороде? А Ленкино золотое колечко то же? А Ксюшкино серебряное? (читают и девочки делают заключение) Наши колечки сжечь не получится!
Неужели они будут гореть на воздухе?
Конечно!
Нет.
А ещё какие металлы горят? Я! Я! Да все видели!
Не знаем.
Горит, а при чем здесь факелы под водой?
Ой! Магний и в воде горит!
Он будет гореть без поджигания?
Ca + O2 = 2 CaO
А как ведут себя металлы, которые активнее кальция?
Нужно знать какое-то правило или запомнить все реакции.
(учащиеся записывают в тетрадь)
Активность металлов в ряду слева направо уменьшается. С уменьшением активности металлов уменьшается их способность взаимодействовать с кислородом.
Взаимодействие металлов с кислородом. (или: Образование оксидов металлов)
| Постановка проблемы
| А можно ли реакцию провести в обратном направлении? Получить из оксида металла кислород и металл?
Предложите способ. По какому правилу оксиды распадаются на простые вещества?
Где будем искать нужное нам правило?
| Если оксиды металлов можно получить, то вероятно их можно разрушить. (версий нет)
(ответов нет)
В учебнике.
| Поиск решения
| (работа с учебником)
Ознакомимся с этим правилом по учебнику (стр.162, 2-ой абзац)
Какую закономерность обнаружили?
Где найти подсказку на подобные вопросы? Запишите реакции разложения при температуре оксида серебра, оксида золота, оксида алюминия. 2-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания
Запишем вторую подтему урока.
|
(читают учебник)
Обратную, чем активнее металл, тем меньше способность его оксида разлагаться при нагревании на металл и кислород. В ряду металлов Бекетова. 2 Ag2O = 4Ag + O2 (при нагревании)
2 Au2 O3 = 4 Au + 3 O2 (при нагревании)
Al2O3 ≠ (при нагревании)
Разложение оксидов металлов при нагревании.
| Постановка проблемы и актуализация знаний
| Приступая к изучению раздела «Основные классы неорганических соединений» мы проводили два эксперимента: сначала сжигали в колбах с кислородом серу и барий.
Что образовывалось при сжигании простых веществ?
Затем добавляли к оксидам воду и наблюдали изменение цвета индикаторной бумаги (лакмуса).
Какой процесс происходил при растворении диоксида серы?
Как на изменения реагировала лакмусовая бумага? Почему?
Как реагировала лакмусовая бумага на растворение оксида бария?
О чем говорит изменение цвета лакмусовой бумаги в этом эксперименте?
Назовите это вещество.
Вещества какого класса соответствуют оксидам неметаллов? Вещества какого класса соответствуют оксидам металлов?
|
Сложные вещества оксиды, точнее оксид неметалла и оксид металла.
Диоксид серы взаимодействуя с водой превращался в сернистую кислоту.
Лакмус в растворе покраснел, показывая образование нового вещества – кислоты. В растворе оксида бария она посинела. Об образовании нового вещества.
(ответа нет) Класса «кислоты».
(ответа нет, т. к. недостаточно знаний)
| Поиск решения
| Наличие какого химического элемента в составе кислот влечет за собой изменение цвета лакмуса в красный цвет ( м/о в красно-розовый)? При растворении оксидов активных металлов в воде образуются вещества сходные между собой по строению. В их составе есть одинаковая часть, наличие которой и изменит цвет индикатора лакмуса в синий цвет.
Эта сходная часть записывается OH , называется гидроксогруппой, и образуется от молекулы воды. Запишите в столбик формулы оксидов активных металлов лития, натрия, кальция, бария.
Прибавьте к ним по молекуле воды.
А я допишу формулы продуктов этих реакций (курсивом).
Уравняйте реакции. Сформулируйте определение веществ, относящихся к этому классу. Вещества этого класса называются основания. Запишите их определение. Названия оснований формируются от входящих в состав гидроксогрупп и атомов металла (в уравнениях подписываются образовавшиеся основания): гидроксид лития, гидроксид натрия, гидроксид кальция и гидроксид бария. Количество гидроксогрупп в формуле основания будет соответствовать валентности металла. А как будут называться оксиды металлов, которым соответствуют основания?
3-тья подтема (на доске) в план открытия нового знания
Как будет звучать название подтемы урока?
|
Наличие в составе кислот атомов водорода.
Li 2O + H2O = 2 LiOH
Na 2O + H2O = 2 NaOH
CaO + H2O = Ca(OH)2
ВaO + H2O = Вa(OH)2 Это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксогрупп.
(записывают определение оснований под диктовку одного из учащихся)
Основными оксидами.
(обратить внимание на ударение.)
Записать в схему классификации.
Основные оксиды и соответствующие им основания.
| Постановка проблемы
| Все основные оксиды при обычных условиях являются твердыми веществами. Какими химическими свойствами будут обладать основные оксиды? Все ли основные оксиды будут вступать в реакцию с водой?
| Они будут реагировать с водой. Им всем соответствуют основания – значит, все будут реагировать.
| Поиск решения
| эксперимент (г)
Убедимся в правильности вашего предположения о растворимости основных оксидов.
Проверяем воду в стаканах индикатором. Высыпаем в каждый из стаканчиков свою навеску оксида, перемешиваем, и проверяем индикатором среду в растворе. Что наблюдаем? Вывод?
Итак, все ли основные оксиды реагируют с водой?
Есть, и очень хорошо вам известна – таблица растворимости!
Попробуйте сами найти закономерность.
С какими классами веществ могут реагировать оксиды?
А с классом кислотных оксидов будут реагировать?
(работа с учебником)
Проверим по учебнику, правы ли вы? (стр.163, с 3 абзаца до конца текста)
Что узнали из прочитанного? 4-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания
Запишем четвертую подтему в план урока. Сформулируйте тему урока?
| Среда нейтральная.
В первых двух стаканчиках индикатор посинел, а в третьем нет.
Нет химической реакции между водой и оксидом меди. Нет, не все. А есть какая-нибудь «шпаргалка», по которой будет видно оксиды каких металлов не будут реагировать с водой? Если оксиду металла соответствует растворимое или малорастворимое основание – оксид с водой реагирует, если же соответствует нерастворимое основание, то оксид с водой не реагирует. Раз им соответствуют основания, то с основаниями реагировать не будут. Может с кислотами? Оксиды с оксидами? Точно не будут!
(читают) Будут взаимодействовать с кислотами и кислотными оксидами.
Взаимодействие основных оксидов с кислотными, кислотами и водой.
Основные оксиды, их место в классификации веществ, химические свойства.
| Обобщение темы
| Определите место оксидов металлов в классификации веществ.
Как по-другому называть этот класс веществ? Почему?
Сформулируйте научное определение для веществ этого класса.
Назовите основные способы
получения оксидов металлов.
*Есть еще один способ: оксиды
металлов, которым соответствуют
нерастворимы основания можно
получить термическим разложением
этих оснований.
Запишите разложение (при + toC)
гидроксида меди ( II ).
Назовите класс веществ
соответствующий оксидам металлов.
| Сложное вещество, подкласс – оксиды металлов. Основные оксиды, т.к. им соответствуют основания. Основные оксиды – сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислорода.
Их получают в результате взаимодействия металлов с кислородом (см. ряд активности металлов). Cu (OH)2 = Cu O + H2O Основания (*растворимые основания называют щелочи).
| Самостоятельное применение знаний
| Запишите уравнения реакций взаимодействия оксида натрия с водой, серной кислотой, диоксидом углерода.
(Назовите вещества) Запишите уравнения реакций взаимодействия оксида алюминия с водой, соляной кислотой, триоксидом серы.
| Na2O + H2O = 2 NaOH
Na2O + H2SO4 = Na2SO4 + H2O
Na2O + CO2 = Na2 CO3
Al2O3 + H2O ≠
Al2O3 +6 HCl = 2 Al Cl3 + 3 H2O
Al2O3 + 3 SO3 = Al2 (SO4)3
| Домашнее задание: § 44 (стр.161 - 163), вопросы после параграфа (письменно 4);
из задачника стр. 28 № 1, № 2, № 3.
|
. |