Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды»





Скачать 101.79 Kb.
НазваниеУрок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды»
Дата публикации17.08.2014
Размер101.79 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Урок 53 (8 класс) Гринаш М.А.

«Основные оксиды».
Цели урока: уметь формулировать научное определение основных оксидов; уметь записывать общие способы получения оксидов; уметь записывать уравнения реакций разложения оксидов; уметь пользоваться рядом активности металлов Бекетова для записи уравнений взаимодействия металлов с кислородом; уметь проводить химическое взаимодействие основных оксидов с другими веществами.

  • Эксперимент(ы) к уроку :

а) (до урока) в вытяжном шкафу ставится колба, заполненная кислородом и временно

закрытая пробкой; приготовить железную проволоку, зажатую в плоскогубцы, и

газовую горелку; (на уроке) проволоку накалить в пламени горелки докрасна, а

затем опустить в колбу с кислородом

б) (до урока) готовим длинные спички и палочку «бенгальского огня» ;

(на уроке) в вытяжном шкафу поджигаем ее

в) (до урока) готовим длинные спички, термостойкий большой стакан с водой, и

порошок магния на железной ложке для сжигания веществ; (на уроке) поджигаем

магний и опускаем его в стакан с водой

г) (до урока) на дем. столе ставим три стаканчика с водой, индикаторную бумагу,

пинцет, стеклянную палочку и навески оксидов: Na2O, CaO, CuO ;

(на уроке) высыпаем поочередно оксиды в воду, пинцетом берем индикаторную

бумагу и проверяем среду в растворах.

Учитель

Ученик

Постановка проблемы и актуализация знаний

Вернемся к классификации неорганических веществ. Вспомним, что представляет собой класс веществ «оксиды»?

На какие два подкласса делится класс оксидов?

Как получают большинство оксидов неметаллов?

Как получить оксиды металлов?

Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов один из которых кислород.
На оксиды неметаллов и оксиды металлов.
Сжиганием неметаллов в кислороде или на воздухе.

Сжечь металлы? Но я на даче железной кочергой дрова горящие поправлял, кочерга не загорелась!

Поиск решения

Вы уверены, что железо не горит?

эксперимент (а)

Опустим в колбу с кислородом раскаленную железную проволоку.

(работа с учебником)

Сейчас проверим по учебнику, читаем на стр.162, 1-ый абзац.
Есть металлы более активные, чем те, о которых вы прочитали.

Сейчас проверим.

эксперимент (б)

На Новый год «бенгальские огни» поджигали?

А на упаковке состав смотрели?

А зря! Иначе знали бы, что в состав «бенгальских огней» входит растертый в порошок алюминий.

Кто видел в фильмах горящие под водой факелы?

А из чего они состоят?

Сейчас узнаете!

эксперимент (в)

Сейчас я поджигаю порошок магния.
Попробуем его водой погасить, для этого опустим в стакан с водой.

Магний способен гореть даже под водой, отнимая кислород у молекул воды.
Есть еще более активные металлы, например кальций.

Пламени вы не увидите, но горение – это окисление, и кальций активно окисляется кислородом воздуха. Запишите уравнение.

Литий будет еще активнее образовывать оксиды, а натрий будет взаимодействовать с кислородом так активно, что вместо оксида натрия образуется пероксид натрия (Na2O2). А калий может образовывать надпероксид калия или суперпероксид (KO2).

Пероксид натрия и надпероксид калия к классу оксидов не относятся.
Как, не имея возможности провести эксперимент, составить уравнения взаимодействия металлов с кислородом?
Проще запомнить правило, чем активнее металл, тем он легче взаимодействует с кислородом.

А отражено это правило в ряду активности металлов Бекетова (этот ряд вам уже знаком). Как изменяется активность металлов в электрохимическом ряду напряжений?
Свяжите сказанное вами сейчас с результатами наших экспериментов.
1-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания

Сформулируйте подтему урока.

Разумеется!
Искры полетели! Загорелась! А все металлы будут гореть в кислороде? А Ленкино золотое колечко то же? А Ксюшкино серебряное?
(читают и девочки делают заключение) Наши колечки сжечь не получится!

Неужели они будут гореть на воздухе?


Конечно!

Нет.

А ещё какие металлы горят?
Я! Я! Да все видели!

Не знаем.

Горит, а при чем здесь факелы под водой?

Ой! Магний и в воде горит!

Он будет гореть без поджигания?

Ca + O2 = 2 CaO

А как ведут себя металлы, которые активнее кальция?

Нужно знать какое-то правило или запомнить все реакции.

(учащиеся записывают в тетрадь)


Активность металлов в ряду слева направо уменьшается.
С уменьшением активности металлов уменьшается их способность взаимодействовать с кислородом.

Взаимодействие металлов с кислородом. (или: Образование оксидов металлов)

Постановка проблемы

А можно ли реакцию провести в обратном направлении? Получить из оксида металла кислород и металл?

Предложите способ.
По какому правилу оксиды распадаются на простые вещества?

Где будем искать нужное нам правило?

Если оксиды металлов можно получить, то вероятно их можно разрушить.
(версий нет)

(ответов нет)

В учебнике.

Поиск решения

(работа с учебником)

Ознакомимся с этим правилом по учебнику (стр.162, 2-ой абзац)

Какую закономерность обнаружили?


Где найти подсказку на подобные вопросы?
Запишите реакции разложения при температуре оксида серебра, оксида золота, оксида алюминия.
2-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания

Запишем вторую подтему урока.




(читают учебник)

Обратную, чем активнее металл, тем меньше способность его оксида разлагаться при нагревании на металл и кислород.
В ряду металлов Бекетова.
2 Ag2O = 4Ag + O2 (при нагревании)

2 Au2 O3 = 4 Au + 3 O2 (при нагревании)

Al2O3 ≠ (при нагревании)


Разложение оксидов металлов при нагревании.

Постановка проблемы и актуализация знаний

Приступая к изучению раздела «Основные классы неорганических соединений» мы проводили два эксперимента: сначала сжигали в колбах с кислородом серу и барий.

Что образовывалось при сжигании простых веществ?

Затем добавляли к оксидам воду и наблюдали изменение цвета индикаторной бумаги (лакмуса).

Какой процесс происходил при растворении диоксида серы?

Как на изменения реагировала лакмусовая бумага? Почему?

Как реагировала лакмусовая бумага на растворение оксида бария?

О чем говорит изменение цвета лакмусовой бумаги в этом эксперименте?

Назовите это вещество.

Вещества какого класса соответствуют оксидам неметаллов?
Вещества какого класса соответствуют оксидам металлов?


Сложные вещества оксиды, точнее оксид неметалла и оксид металла.


Диоксид серы взаимодействуя с водой превращался в сернистую кислоту.

Лакмус в растворе покраснел, показывая образование нового вещества – кислоты.
В растворе оксида бария она посинела.
Об образовании нового вещества.

(ответа нет)
Класса «кислоты».

(ответа нет, т. к. недостаточно знаний)

Поиск решения

Наличие какого химического элемента в составе кислот влечет за собой изменение цвета лакмуса в красный цвет ( м/о в красно-розовый)?
При растворении оксидов активных металлов в воде образуются вещества сходные между собой по строению. В их составе есть одинаковая часть, наличие которой и изменит цвет индикатора лакмуса в синий цвет.

Эта сходная часть записывается OH , называется гидроксогруппой, и образуется от молекулы воды.
Запишите в столбик формулы оксидов активных металлов лития, натрия, кальция, бария.

Прибавьте к ним по молекуле воды.

А я допишу формулы продуктов этих реакций (курсивом).

Уравняйте реакции.
Сформулируйте определение веществ, относящихся к этому классу.
Вещества этого класса называются основания. Запишите их определение.
Названия оснований формируются от входящих в состав гидроксогрупп и атомов металла (в уравнениях подписываются образовавшиеся основания): гидроксид лития, гидроксид натрия, гидроксид кальция и гидроксид бария.
Количество гидроксогрупп в формуле основания будет соответствовать валентности металла.
А как будут называться оксиды металлов, которым соответствуют основания?

3-тья подтема (на доске) в план открытия нового знания

Как будет звучать название подтемы урока?


Наличие в составе кислот атомов водорода.

Li 2O + H2O = 2 LiOH

Na 2O + H2O = 2 NaOH

CaO + H2O = Ca(OH)2

ВaO + H2O = Вa(OH)2
Это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксогрупп.

(записывают определение оснований под диктовку одного из учащихся)


Основными оксидами.

(обратить внимание на ударение.)

Записать в схему классификации.


Основные оксиды и соответствующие им основания.


Постановка проблемы

Все основные оксиды при обычных условиях являются твердыми веществами.
Какими химическими свойствами будут обладать основные оксиды?
Все ли основные оксиды будут вступать в реакцию с водой?

Они будут реагировать с водой.
Им всем соответствуют основания – значит, все будут реагировать.

Поиск решения

эксперимент (г)

Убедимся в правильности вашего предположения о растворимости основных оксидов.

Проверяем воду в стаканах индикатором. Высыпаем в каждый из стаканчиков свою навеску оксида, перемешиваем, и проверяем индикатором среду в растворе. Что наблюдаем?
Вывод?

Итак, все ли основные оксиды реагируют с водой?

Есть, и очень хорошо вам известна – таблица растворимости!

Попробуйте сами найти закономерность.

С какими классами веществ могут реагировать оксиды?

А с классом кислотных оксидов будут реагировать?

(работа с учебником)

Проверим по учебнику, правы ли вы? (стр.163, с 3 абзаца до конца текста)

Что узнали из прочитанного?
4-ая подтема (на доске) в план открытия нового знания

Запишем четвертую подтему в план урока.
Сформулируйте тему урока?

Среда нейтральная.


В первых двух стаканчиках индикатор посинел, а в третьем нет.

Нет химической реакции между водой и оксидом меди.
Нет, не все. А есть какая-нибудь «шпаргалка», по которой будет видно оксиды каких металлов не будут реагировать с водой?
Если оксиду металла соответствует растворимое или малорастворимое основание – оксид с водой реагирует, если же соответствует нерастворимое основание, то оксид с водой не реагирует.
Раз им соответствуют основания, то с основаниями реагировать не будут. Может с кислотами?
Оксиды с оксидами? Точно не будут!

(читают)
Будут взаимодействовать с кислотами и кислотными оксидами.

Взаимодействие основных оксидов с кислотными, кислотами и водой.

Основные оксиды, их место в классификации веществ, химические свойства.

Обобщение темы

  1. Определите место оксидов металлов в классификации веществ.




  1. Как по-другому называть этот класс веществ? Почему?




  1. Сформулируйте научное определение для веществ этого класса.




  1. Назовите основные способы

получения оксидов металлов.

*Есть еще один способ: оксиды

металлов, которым соответствуют

нерастворимы основания можно

получить термическим разложением

этих оснований.

Запишите разложение (при + toC)

гидроксида меди ( II ).


  1. Назовите класс веществ

соответствующий оксидам металлов.

Сложное вещество, подкласс – оксиды металлов.
Основные оксиды, т.к. им соответствуют основания.
Основные оксиды – сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислорода.

Их получают в результате взаимодействия металлов с кислородом (см. ряд активности металлов).
Cu (OH)2 = Cu O + H2O
Основания (*растворимые основания называют щелочи).

Самостоятельное применение знаний

Запишите уравнения реакций взаимодействия оксида натрия с водой, серной кислотой, диоксидом углерода.

(Назовите вещества)
Запишите уравнения реакций взаимодействия оксида алюминия с водой, соляной кислотой, триоксидом серы.

Na2O + H2O = 2 NaOH

Na2O + H2SO4 = Na2SO4 + H2O

Na2O + CO2 = Na2 CO3

Al2O3 + H2O ≠

Al2O3 +6 HCl = 2 Al Cl3 + 3 H2O

Al2O3 + 3 SO3 = Al2 (SO4)3

Домашнее задание: § 44 (стр.161 - 163), вопросы после параграфа (письменно 4);

из задачника стр. 28 № 1, № 2, № 3.


.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconУрок путешествие «Основные классы неорганических соединений» (8 класс)
Цель: проверить степень усвоения основных понятий темы: оксиды, кислоты, основания, соли; химические свойства изученных веществ;...
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconУрок 64 (8 класс) Гринаш М. А. «Классификация кислот»
Несколько уроков назад у нас уже состоялось знакомство с классом неорганических веществ «кислоты». Сформулируйте научное определение...
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconТема урока: Оксиды
Оборудование: учебник О. С. Габриеляна «Химия», презентация, компьютер, телевизор, образцы оксидов, образцы природных руд, содержащих...
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconУрок 49 ( 8 класс) Гринаш М. А. «Кислоты, их состав, действие на индикаторы.» Цели урока
Цели урока: уметь распознавать растворы кислот с помощью индикаторов; уметь определять класс неорганических веществ – кислоты, их...
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconУрок 58 59 (8 класс) Гринаш М. А. «Свойства солей». Цели урока
Цели урока: уметь рассказывать о физических свойствах солей; уметь проводить и записывать реакции иллюстрирующие химические свойства...
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconУрок 47 (8 класс)
Цели урока: уметь применять принципы классификации веществ (по составу); уметь определять место оксидов в общей классификации веществ;...
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconРассказ по теме: «Углерод и его соединения»
Основные соединения углерода – оксиды углерода: угарный и углекислый газ и угольная кислота (формула, название, нахождение в природе,...
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconУрок по теме: «Соединения серы»
Итак: so2 и so3 кислотные оксиды. При взаимодействии с водой образуют кислоты слабую H2SO3 и сильную H2SO4
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconУрок №34 "Получение кислорода. Понятие о катализаторах"
Урок “Получение кислорода. Понятие о катализаторах” подготовлен для VIII класса и проводится при изучении темы "Кислород. Оксиды"...
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconУчебно-демонстрационное оборудование
Союзы и предлоги; Частицы и междометия; Числительное и местоимение; Морфология; Грамматика; Русский язык 5-7 классов; Основные правила...
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconРасписание звонков: 1 урок 00 45 2 урок 55 10. 40 3 урок 10. 50 11....
Муниципальное образовательное учреждение «Домозеровская средняя общеобразовательная школа» расположена по адресу: 162645, Вологодская...
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconКредит и его основные формы
Открытый урок – презентация по истории 11 класс. Тема: «Великая Отечественная Война» Учитель Анникова О. В
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconКонспект урока по теме «Основные ведения о строении атомов» Класс...
Необходимое техническое оборудование: 1 ученик – 1 компьютер или организация работы в группах по 3-4 человека (или в парах)
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconТематическое планирование и основные виды деятельности учащихся 2 е класс
Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. (Знакомство с новым учебником. Б. Заходер. «Моя Вообразилия», «Сказочка»)
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconУрок биологии 7 класс: Подцарство Простейшие. Урок Тип Саркодовые...
Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края
Урок 53 (8 класс) Гринаш М. А. «Основные оксиды» iconУрок по предмету Природа родного края на тему: «Растения в нашей жизни»
Основные понятия: класс, семейство, тип корневой системы, листорасположение, жилкование листьев, цветок, соцветие, плод


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск