Скачать 263.59 Kb.
|
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Шекшовская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 4 класса (уровень изучения предмета – общеобразовательный) Составитель: Марина Владимировна Фадеева, учитель начальных классов 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Образовательная программа по математике для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования (2007г), авторской программы М.И. Моро, М.А. Бантова «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. В учебном плане на изучение математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений. Изучение курса математики предполагает использование учебно-методического комплекта «Школа России», в который входит учебник «Математика» для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Составители Моро М.И., Бантова М.А. - М.: Просвещение, 2006. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Основная характеристика учебного предмета Курс математики в начальной школе обеспечивает достаточную для продолжения образования подготовку и расширяет представления обучающихся о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру. В процессе изучения курса математики у младших школьников формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Обучающиеся учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. В процессе наблюдений и опытов они знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. В результате освоения предметного содержания курса математики формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных признаков математического объекта, поиску общего и различного, анализу информации, сравнению (сопоставлению) характерных признаков математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи). В процессе изучения курса математики младшие школьники знакомятся с математическим языком. Они учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного задания, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Математическое содержание позволяет развивать организационные умения: умения планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьники учатся участвовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность. Основное содержание Числа от 1 до 1000 (продолжение) (12 ч) Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений. Числа, которые больше 1000 Нумерация (9 ч) Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Величины (15 ч) Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. Сложение и вычитание (9 ч) Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217 + 163, х - 137 = 500-140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. Умножение и деление (75 ч) Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 -х = 429 +120, х- 18 = 270-50, 360:х=630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное число в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). В течение всего года проводится: - вычисление значений числовых выражений в 2 — 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий; - решение задач в одно действие, раскрывающих смысл арифметических действий; - нахождение неизвестных компонентов действий; - отношения больше, меньше, равно; - взаимосвязь между величинами; - решение задач в 2—4 действия; - решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; - разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей; - построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля. Требования к уровню подготовки учащихся: Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. В результате освоения предметного содержания математики у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности:
Одна из важнейших задач – уметь пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное числа. В результате изучения курса математики 4 класса учащиеся должны: знать/понимать: - названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду); - как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов; - названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия; - связь между компонентами и результатом каждого действия; - основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения); - правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их; - таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления; - единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин; - связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.; - виды углов: прямой, острый, тупой; - определение прямоугольника (квадрата); - свойство противоположных сторон прямоугольника. уметь: - читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно); - представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых; - записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них); - находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8-г, b:2, a + b, c-d, k:n при заданных числовых значениях входящих в них букв; - выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; - выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений; - решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000-х= 1450, х-12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий; - решать задачи в 1—3 действия; - находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); - находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон; - узнавать время по часам; - выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число); - применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами; - строить заданный отрезок; - строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон. Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу В результате изучения математики ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Виды контроля: Контрольные работы Самостоятельные работы Проверочные работы Тесты Математические диктанты Календарно-тематическое планирование
Список литературы по реализации программы Для учителя: 1. М. И. Моро «Математика» 4 класс. 2. С. И. Волкова «Контрольные работы» 4 класс. 3. О. В. Узорова, Е. А. Нефедова «Контрольные и проверочные работы по математике». 4. О. И. Дмитриева «Поурочные разработки по математике». 5. Тесты, самостоятельные работы. Для ученика: 1.М. И. Моро «Математика» 4 класс. 2.С. И. Волкова «Проверочные работы» 4 класс. Электронные образовательные ресурсы. Презентации с сайтов:
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки: Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно. Оценка «4» ставится, если в работе допущена 1 грубая ошибка и 1-2 негрубые ошибки. Оценка «3» ставится, если в работе допущены 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых. Оценка «2» ставится, если в работе допущено 4 и более грубых ошибок. Оценка «1» ставится, если все задания выполнены с ошибками. При оценке работ, состоящих только из задач: Оценка «5» ставится, если задачи решены без ошибок. Оценка «4» ставится, если допущены 2 негрубые ошибки. Оценка «3» ставится, если допущены 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки. Оценка «2» ставится, если допущены 2 или более грубых ошибок. Оценка «1» ставится, если задачи не решены. При оценке комбинированных работ: Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно. Оценка «4» ставится, если работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубой ошибки не должно быть в задаче. Оценка «3» ставится, если в работе допущены 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, но при этом ход решения задачи должен быть верным. Оценка «2» ставится, если в работе допущены 4 грубые ошибки. Оценка «1» ставится, если ученик выполнил все задания с ошибками. К грубым ошибкам относятся:
К негрубым ошибкам относятся:
|
Моро М. И. Математика: учебник для 1 класса: в 2 частях / М. И. Моро, М. А. Бантова Рабочая программа предмета «Математика» для 1 класса разработана на основе авторской программы «Математика» М. И. Моро, М. А. Бантовой,... | Учебник для 2 класса. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова. Тема Математика. Учебник для 2 класса. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова | ||
Учебник для 3 класса начальной школы фгос / М. И. Моро, М. А. Бантова,... Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе требований фгос ноо, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой... | Тематическое планирование по математике во 2 классе Авторы учебника – М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова | ||
Урок математики во 2 «Б» классе Учебник «Математика» для 2 класса начальной школы в двух частях. М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др | Урок №8 по теме 3 четверти «можем ли мы увидеть музыку?» Математика. Учебник для 2 класса. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова | ||
План-конспект урока число три, Цифра 3 Математика. Учебник для 2 класса. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова | Конспект ннод по музыкальному воспитанию в подготовительной группе Математика. Учебник для 2 класса. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова | ||
Тема: «Курение или здоровье – выбирайте сами!» Математика. Учебник для 2 класса. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова | Конспект урока виды треугольников. Вычисление периметра многоугольников. Фио ( полностью) Базовый учебник: Моро М. И., Бантова М. А, Бельтюкова Г. В математика 4 класс 2 часть | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплект – М. И. Моро, М. А бантова и др учебник «Математика»,4 класс | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Математика, 3 класс, авторы М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанов | ||
Конспект открытого урока воспитателя гпд школы №992 Зверевой Екатерины Николаевны Математика. Учебник для 2 класса. Авторы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Математика. Учеб для 2,3,4 кл нач шк./ М. И. Моро, М. А. Бантова,Г. В. Бельтюкова и др. М.: Просвещение, 2011 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М. И. Моро, Ю. М. Колягин, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика. 1 – 4 классы» (2009) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Базовый учебник: «Математика» 3 класс часть 1; авторы М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др |