Урок математики в проблемно эвристическом стиле





Скачать 84.94 Kb.
НазваниеУрок математики в проблемно эвристическом стиле
Дата публикации29.09.2014
Размер84.94 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок


Урок математики в проблемно - эвристическом стиле

Копытова Г.М. учитель математики

Общеобразовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 5» города

Новокузнецка

Предмет: Математика
Класс: 7
Тема: Мастерская: «Среднее арифметическое, медиана, размах и мода числового ряда» (Из серии занятий « Для тех, кто хочет знать больше»)
Учебно-методическое обеспечение:

1. «Алгебра -7» / Ю.Н.Макарычев и др.; под ред. С.А.Теляковского, М.: Просвещение, 2007,Глава 1, § 4, п.9,10,11, стр.32-43;

2. «Теория вероятностей и статистика» / Ю.Н.Тюрин, А.А.Макаров, И.Р.Высотский, И.В.Ященко. – М.:МЦНМО: АО «Московские учебники», 2004, Глава III, п.10,11,12, стр. 44-55.

Время реализации занятия: 1 час 30 минут
Компьютерные медиаресурсы: Авторская презентация - «Описательная статистика и её характеристики», созданная в среде POWER POINT. Видео ролик «Школьная статистика» - проект учащихся.
Оборудование: Ноутбук, проектор, экран.
Задачи:

  1. Познакомить с понятиями «статистика», «среднее арифметическое числового набора», «медиана как статистическая характеристика», «размах» и «мода».

  2. Научить решать статистические задачи, используя различные способы и методы.

  3. Развивать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся.

  4. Формировать умение обучаться в сотрудничестве.


Проблемные вопросы: Если ты профессиональный статист, то чем бы тебе пришлось заниматься? Какие бы ты решал статистические задачи и как? Какой области знаний человечества они принадлежат? Роль данных характеристик в описательной статистике.
Предполагаемый вариант решения:

  1. Используя на жизненный опыт учащихся, составить открытые вопросы для решения проблемы.

  2. Знания о среднем арифметическом помогут определить понятия остальных характеристик.

  3. Выработать технологию исследования:

-Рассмотрев, несложный ряд чисел, найти среднее арифметическое, медиану, размах и моду.

-Рассмотреть некоторые виды числовых рядов. Решить.

-Выяснить какие появляются затруднения и как можно их разрешить.

  1. Составить советы и рекомендации по решению задач и описать методы их решения.

  2. Решая задачи, доказать, что использование результатов наших исследований позволяет получить верный ответ.



Карта урока
Занятие построено на принципах:

- опора на предшествующее развитие и жизненный опыт учащихся;

- переход от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика;

-формирование потребности в математическом исследовании и умений творчества.


Комментарий хода урока

Время

(мин)


Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

I. Организационный момент:

-приветствие,

-учитель предлагает учащимся:

  • объединиться в мини-группы по 4-6 человек (по желанию некоторые учащиеся пересаживаются),

  • -выбрать менеджера своего объединенияи дочимуеты и рекомендацииокуа, ,

- назначается из числа учащихся оператор (это помощник учителя, у него на рабочем столе – ноутбук),

- проверяется готовность к уроку (необходимо иметь: учебник алгебры, тетрадь конспектов классных работ, блокнот- копилку методов по составлению советов и рекомендаций решающему задачи),

- записывается дата и тема урока в тетрадь.

2

Внимание




II. Погружение в тему урока:

1. Учитель организует дискуссию - зажигалочку: «Нам тайны нераскрытые раскрыть пора…». Оператор демонстрирует видео ролик «Школьная статистика», снятый самими учащимися. Проводится первичное решение устных увлекательных задач.

6




  • Рефлексивность

  • Активное слушание

  • Точность и уместность речи

2. Группам предлагается сформулировать проблемы, которые должны будем решить на уроке.

1

Внимание




3. Обсуждения в группах.

3




  • Активность

  • Коммуник. культура

4. Выступление менеджеров. Среди проблем могут быть варианты:

- Что нужно понимать под терминами «статистика», «числовой ряд», «среднее арифметическое», «медиана», «размах» и «мода»?

- Зачем нужны эти статистические характеристики?

- Можно ли их сравнивать? Чем объясняются отличия?

- Какая из характеристик наиболее полно отражает явление?

- Какие задачи можно решать?

- Поиски подхода к решению задач.

- Как выяснить, существуют ли различные способы и методы решения?

-Какой области научных знаний принадлежат задачи описательной статистики? и др.

Оператор все предложения заносит в компьютер, и они показываются через проектор на экране всему классу. Выбираются те проблемы, которые будут решаться непосредственно на данном уроке.

4




  • Рефлексивность

  • Любознательность

  • Активность

  • Точность речи




5. Оператор показывает слайд «Испорченные» определения. ( Условие не всегда соответствует заключению)

Задание учащимся: « Составьте определение понятий: «среднее арифметическое», «медиана», «размах» и «мода» так, чтобы из данного условия следовала бы истинность утверждения».

Работа в парах, далее обсуждение результатов в группах, слушание менеджеров групп.

3

Внимание

Точность речи


  • Аналитичность

  • Глубина рассуждений

  • Аргументированность



6.Работа в парах, затем в группах.

Предлагается решить задачи типа:

Найти среднее арифметическое, медиану, размах и моду следующих наборов чисел:

а)1,2, 3, 4, 5, 6,7;

б). 1, 3, 5, 6, 8, 8, 9.

Между какими числами на числовой оси находиться среднее арифметическое, медиана. Какая статистическая характеристика является «центром» (точкой равновесия)?

5




  • Рефлексивность

  • Аналитичность

  • Активность

  • Точность и уместность речи

  • Коммуникативная культура

7. Выступление менеджеров групп (защита способов решений, называют фамилии учащихся наиболее активных в решении). Оператором фиксируются все предлагаемые способы работы с задачей и авторов идей.

5




  • Рефлексивность

  • Гибкость

  • Аргументированность




8. Решение второго цикла задач в парах и группах.

Слайд. Используя способы и метод решения предыдущей задачи, попытайтесь найти:

-медиану и моду числового набора 10, 11,11, 12, 13, 14, 14, 17;

-медиану вот такого числового набора 5, 4, 1, 9, 2, 8, 6, 7.

Появились ли трудности и новые способы решения? С помощью задавания цепочки вопросов попытайтесь исследовать данную ситуацию.

6




  • Любознательность

  • Целеустремленность

  • Гибкость

  • Коммуникативная культура




9. Предлагается парам выписать советы по решению задач и описать метод их решения, обсудить в группах, выработать общие советы и методы, записать на листе А4, вывесить.

5




  • Рефлексивность.

  • Аргументированность

  • Точность речи

  • Глубина рассуждений

10. Итоги первого урока:

Защита группами результатов своих исследований. Общее обсуждение. Оператор фиксирует соглашения и проецирует на экран. Слайд. Каждый записывает результаты себе в «копилку советов и методов».

5




  • Рефлексивность

  • Ответственность

  • Системность

  • Точность речи




11. Начало второго урока. Предлагается учащимся выполнить тренажер «Экспресс вопросов» (компьютерная разработка), повторить по слайду способы и методы решения задач и приступить к решению задач.

5

Внимание

Память

  • Рефлексивность

  • Точность и уместность речи

  • Культура эмоций

12. Самостоятельное решение статистических задач по учебнику по нахождению размаха и моды, медианы и среднего арифметического и определение смысла каждого найденного показателя.

Набор задач из учебника предлагает учитель.

25




  • Самостоятельность

  • Целеустремленность

13. Создается бюро контроля из 4-х человек по проверке решения задач из числа учащихся, которые решили первыми и верно (их решение проверил учитель). Отметка о правильном решении заносится оператором в таблицу, результаты высвечиваются на экране.

В режиме выполнения с/р.

Внимание




14. Идет соревнование по группам по правилам:

- каждый решает самостоятельно,

- каждый предоставляет решение на проверку в бюро контроля,

-неверное решение исправляется самостоятельно,

- группа получает «зачет» по теме по последнему учащемуся, сдавшему в бюро верное решение всех задач.

В режиме выполнения с/р.




  • Ответственность

  • Коммуникативная культура

15. Педагог подводит итоги работы мастерской и дает оценку решенным проблемам. Менеджеры анализирует работу групп. Выставляются отметки по критериям, известным учащимся с начала учебного года.

5

Внимание

  • Активное слушание

16. Домашнее задание.

Слайд:

-Изучение теоретического материала по учебному пособию «Алгебра»: п.9,10.11.

-Дифференцированно:

  • Используя учебники географии, экономики, биологии и т.д. материалы газет, Интернет составить задачи по статистике и найти статистические характеристики.

  • По выбору решить 4 – е задачи из п.9,10,11 учебника и найти среднее арифметическое, медиану, размах и моду получившихся числовых рядов. Ответить на дополнительные вопросы в задачах.

  • Создать мини – проект по теме «Статистические характеристики» и приготовить защиту.

- Запишите вопросы на обсуждение в классе, которые возникли при выполнении д/з.

5




  • Ответственность

  • Гибкость

  • Рефлексия

  • Любознательность






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconУрок математики в 7 классе с использованием технологии деятельностного...
Каждому рязанскому школьнику – инновационный урок математики (из опыта работы учителей математики и учителей начальных классов образовательных...
Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconУрок математики: сущность
Урок как основная форма обучения. Структура и типы уроков. Подготовка учителя к уроку. Особенности интегрированного урока математики....
Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconУрок математики. 8 класс. Тип урока : урок изучения нового материала....
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconУрок математики
А у нас в классе урок математики. На предыдущем уроке мы составили таблицу сложения на Как вы думаете, какая сегодня цель нашего...
Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconУрок математики. 4 класс Тема урока: Сложение и вычитание многозначных чисел
Мбоу «Кардымовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза С. Н. Решетова» Урок математики. 4 класс
Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconСелезнева Л. А., методист кафедры дидактики и частных методик ипк...
«Формирование творческого мышления учащихся на уроках математики через использование проблемно-поискового метода обучения»
Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconУрок музыки во 4 классе Урок разработан в рамках программы «Музыка»
Урок разработан в рамках программы «Музыка» 1-8 классы разработанной авторским коллективом под руководством Дмитрия Борисовича Кабалевского...
Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconУрок биологии в 8 классе. «Кровь, её состав и значение»
По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрированный, проблемно-поисковый
Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconУрок в 6 классе. Тема: «Деление целых чисел»
Проблемно диалогическое обучение относится к личностно –ориентированным технологиям
Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconУрок математики в 4 классе
Оборудование: учебник математики Л. Г. Петерсон, ребус, карточки со словами и числами
Урок математики в проблемно эвристическом стиле icon«Местоимение» разработан в русле проблемно-диалогического подхода
Методическая разработка урока по русскому языку, разработанного в русле идеи «Творческая работа на уроках русского языка с использованием...
Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconУрок. Тема: «Сегодня на уроке мы будем изучать…»
«Использование проблемно диалоговых технологий на уроках русского языка и литературы»
Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconУрок математики в 6 классе
Автор: Никандрова Надежда Витальевна, учитель математики мбоу «Большевыльская сош» Аликовского района
Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconУрок путешествие Тема: Чтение слов с буквой «Т»
Методическая разработка урока математики, учитель математики Стратий Е. Г., Мбоу сош №25
Урок математики в проблемно эвристическом стиле iconУрок математики в 8 классе 8вида
Цели урока: Применить знания математики при решении занимательных и взятых из жизни задач


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск