МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гимназия №25» Нижнекамского муниципального района РТ Принята
на педагогическом совете Утверждено
протокол №_____ от _______2013г. приказом № _____от ___________2013 г. Директор
МБОУ «Гимназия №25» С.В. Гаранина
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Школа будущего первоклассника»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1
| Наименование программы
| Школа будущего первоклассника «Школа будущего первоклассника»
| 2
| Основание для разработки программы
| Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению
| 3
| Разработчики программы
| Малецкая О.В., зам.директора по УР
| 4
| Основная цель программы
| Создание условий для формирования готовности к обучению будущих первоклассников в начальной школе, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
| 5
| Задачи программы
| организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
| 6
| Условия достижения цели и задач программы
| Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов
| 7
| Основные направления программы
| 1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников;
2. Снятие психологического стресса перед школой;
3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других;
4. Развитие речи и мелкой моторики руки.
5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.
6. Развитие элементарных математических представлении.
| 8
| Сроки реализации
| Октябрь-декабрь .
| 9
| Пользователи основных мероприятий программы
| Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс
| 10
| Ожидаемые результаты
| обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
формирование его готовности к систематическому обучению
| 11
| Исполнители мероприятий
| Администрация, педагогический состав, будущие первоклассники, родители
| 12
| Финансовой обеспечение программы
| Выполнение программы обеспечивается за счет родительских взносов
| 13
| Управление программой
| Контроль за исполнением программы осуществляется администрацией школы
|
ВВЕДЕНИЕ
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведении детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассников этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых.
Что же является наиболее сложным для первоклассников?
Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках. Кроме того, им предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками.
Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. В рамках программы разработана система развивающих занятий.
Система учебных занятий по подготовке к школьному обучению состоит из интегрируемых курсов: «Занимательная логика», «Основы грамоты», «Умелые ручки».
Обучение направленно на общее развитие детей, на освоение отношений сотрудничества (умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга, взаимодействовать с учителем, одноклассниками)
Программа «Школа будущего первоклассника»' предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.
Основные формы развивающей работы: игра, творческая мастерская
Особенностью данного курса является то, что дети не работают по учебникам. На каждом занятии их ждет что-то новое, чего они не ожидают и не могут предугадать. Для работы с дошкольниками используются задания и упражнения, направленные на развитие высших психических функций, а так же на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, сохранение психофизического здоровья ребенка Главный принцип, которым мы руководствуемся – ребенок должен приходить в школу, чтобы знакомиться с ней.
Проект ориентирован на удовлетворение:
Потребностью школы в адаптации к школе будущих первоклассников
Потребностью детей сориентироваться в пространстве школы, в умении осознавать и понимать новый статус школьника.
Цель программы:
общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.
Задачи программы:
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Основные направления программы:
1. Выравнивание стартовых возможностей дошкольников.
2. Снятие психологического стресса перед школой.
3. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать себя и других.
4. Развитие речи и мелкой моторики руки.
5. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамоте.
6. Развитие логического мышления и элементарных математических представлений.
Принципы программы:
Программа обучения и развития детей седьмого года жизни "Школа будущего первоклассника" построена на основе следующих принципов:
личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития;
сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
развитие эрудиции ребенка.
Содержание программы
предусматривает комплекс занятий, включающих следующие блоки:
«Занимательная логика».
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов (фигур) по цвету, форме, размеру, материалу. Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... , меньше на ...). Отношение: часть – целое. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. Пространственно-временные представления Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур Суждения истинные и ложные.
«Основы грамоты».
Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка ъ
Развитие устной речи, расширение и активизация словарного запаса детей: обогащение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов, словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений
Развитие умений и навыков связной монологической и диалогической речи: ответы на вопросы, участие в диалоге. пересказ сказки с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя; составление рассказа по картине, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям; словесное рисование. Разучивание загадок, скороговорок, пословиц.
Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, подбор слов с определенным звуком, выделение звука в начале, в конце и в середине слова, определение положения звука в слове, определение последовательности звуков в слове. дифференциация звуков на слух. Развитие мелкой моторики руки: обведение по контуру, составление узоров по аналогии и самостоятельно, дополнение и штриховка предметов, гимнастика для пальцев;знакомство с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради.
«Умелые ручки».
Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага). Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе. Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего первоклассника»:
группы формируются из детей 6,6 -7 лет;
продолжительность обучения составляет от 10 до 12 недель (октябрь – декабрь)
наполняемость групп 10-15 человек;
Режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 30 минут. Ведущий метод работы с детьми – это игра. Основная форма организации деятельности – это занятие. Используются различные формы проведения занятий – урок-путешествие, урок-игра, творческая мастерская.
Учебный план занятий
№
п/п
| Наименование образовательных услуг
| Форма предоставления услуг (индивидуальная, групповая)
| Наименование программы (курса)
| Количество часов
| в неделю
| ВСЕГО
| 1
| Развитие логического мышления
| групповая
| Занимательная логика
| 1
| 11
| 2
| Развитие речи
| групповая
| Основы грамоты
| 1
| 11
| 3
| Развитие мелкой моторики
| групповая
| Умелые ручки
| 1
| 11
|
В результате занятий по программе «Школа будущего первоклассника» у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты. Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.
Познавательные УУД:
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе Предметные результаты (предпосылками к их формированию) По курсу «Занимательная логика»
выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между целым и частью;
находить части целого и целое по известным частям;
сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать их двумя способами,
считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10 называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
располагать предметы в порядке увеличения или уменьшения их длины, высоты, ширины;
узнавать и называть предметы, сходные по форме;
разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей;
выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
По курсу «Развитие речи»
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного;
- задавать свои вопросы по содержанию;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- различать звуки и буквы;
-соблюдать элементарные гигиенические правила при выполнении письменных заданий;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.
- ориентироваться на странице тетради.
По курсу «Умелые ручки»
овладеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть; в аппликации – ножницы, трафарет);
развивать разнообразные действия рук, координация движений обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль;
производить рукой равномерные, ритмичные, плавные движения в определённом направлении:сверху вниз, слева направо и по косой;
уметь быстро и легко останавливать движение рисующей, режущей бумагу руки, свободно поворачивать руку в нужном направлении, что важно при письме;
развитие зрительно – двигательной координации;
развитие «ручной умелости» ребёнка.
Тематический план занятий курса «Занимательная математика»
№п\п
| Тема занятия
| Содержание
| 1
| Закономерности.
| Признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.
Счёт на слух, счёт по осязанию. Примеры отношений: выше - ниже, шире - уже, длиннее -короче, толще – тоньше.
| 2
| Классификация
| Объединение предметов на основе общих свойств признаков.
| 3
| Игра «Танграм». Синтез.
| Представления об элементарных геометрических фигурах. Выделение в окружающей обстановке предметов одинаковой формы.
| 4
| Ориентировка на листе бумаги в клетку
| Пространственное ориентирование по клеткам
(левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под) Примеры отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху – снизу..
| 5
| Установление последовательности
| Примеры отношений: раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др. Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. Последовательность месяцев в году. Ориентировка во времени.
| 6
| Сравнение количества предметов на наглядной основе.
| Соотношение количества предметов между группами.
| 7
| Прямой и обратный счет в пределах 10. Признаки предмета: размер, цвет. форма.
| Порядковый и ритмический счет. Сравнение
предметов (фигур) по цвету, форме, размеру, материалу. Изменение признаков: размера, цвета, формы.
| 8
| Конструирование фигур по заданному образцу. Анализ и синтез.
| Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
| 9
| Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много.
| Соотношение количества предметов между разными группами. Понятия: внутри, вне, на сторон.
| 10
| Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар
| Сравнение предметов в группах разного количества (равно - не равно, больше на ... , меньше на ...).
| 11
| Суждения истинные и ложные
| Определение истинности высказывания
| Тематический план занятий курса «Основы грамоты»
| Тема занятия
| Содержание
| 1
| Школьник и дошкольник.
Лексическая тема «Школа»
| Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника. Выработать школьное правило “Приветствие учителя”
Познакомить с правилом “Готов к уроку”, “Урок окончен”. Учить хоровому ответу и ответу цепочкой.
Помочь детям освоить школьную норму общения, уточнить возможности школьного общения, познакомить с правилом “ Поднятая рука”.
| 2
| Учимся работать дружно.
Игры с буквами.
| Обогащение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов, словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра . «На что похожа буква?», «Изобрази букву»
| 3
| Штриховка. Тематические группы слов. Лексическая тема «Моя семья»
| Знакомство с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради. Правила штриховки. Объединение слов по тематике.
| 4
| Считалки. Лексическая тема «Город, в котором ты живешь».Штриховка «Домик».
| Развитие правильного дыхания при разговорной речи.. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой). Гимнастика для пальцев.
| 5
| Игры со звуками. Лексическая тема «Лес»
| Развитие фонематического слуха. Пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя; составление рассказа по картине, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям; словесное рисование. Объединение слов по тематике.
| 6
| В мире звуков и букв. Разгадывание
Ребусов. Штриховка.
| Соотношение звуков и знаков. Развитие логического мышления. Обведение по контуру, составление узоров по аналогии и самостоятельно.
| 7
| Алфавит. Игры с буквами. Заклички, потешки
| Занимательная азбука С.Маршака. Знакомство с русским фольклором. Разучивание загадок, скороговорок, пословиц.
| 8
| Штриховка. Игра «Найди букву»
| Дополнение и штриховка предметов. Развитие умений и навыков связной монологической и диалогической речи: ответы на вопросы, участие в диалоге.
| 9
| Общее представление о речи (устная и письменная).
Штриховка-копирование.
| Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, подбор слов с определенным звуком, выделение звука в начале, в конце и в середине слова.
| 10
| Составление рассказа по сюжетным картинкам .Лексическая тема «Зимние забавы»
| Уточнение, обогащение активизация словарного запаса детей: обогащение словаря ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов, словами с прямым и переносным значением. Употребление новых слов в собственной речи, конструирование словосочетаний и предложений
| 11
| Предложение и слово. Выразительное чтение стихотворений. Конкурс чтецов.
| Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос)
| Тематический план занятий «Умелые ручки»
-
1
| Аппликация «Павлин»
| Умение правильно держать ножницы,
обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.
| 2
| «Радуга над полянкой», «бабочка»
| Использование красок, техники складывания листа пополам.
| 3
| Оригами
| Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания.
| 4
| Раскрашивание шаблона (фломастеры, карандаши)
| Знакомство с техникой росписи на бумаге.
| 5
| Аппликация по шаблону
| Работа по шаблону и образцу на заданную тему.
| 6
| Конструирование
| Аппликация из геометрических фигур. Составление узора.
| 7
| Рисование «по мокрому листу» (акварель)
| Знакомство с техникой «по-мокрому листу».
| 8
| Рисование по представлению (карандаш) «Моя комната»
| Развитие творческой инициативы
| 9
| Мозаика
| Знакомство с техникой «мозаика из рваных кусочков бумаги».
| 10
| Новогодняя игрушка
| Приемы работы с бумагой. Разметка. «Фонарик»
| 11
| Коллективная работа «Панно из наших ладошек»
| Умение работать в группе. Умение правильно держать ножницы,
обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении.
|
Библиография
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.
Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.
Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.
|