Скачать 66.2 Kb.
|
Геометрический материал в обучении дошкольников математике традиционен. Однако методика за последние годы значительно изменилась. Прежде чем приступить к рассмотрению новых способов преподнесения материала детям, необходимо понять, что: математика-наука, которая изучает количественные свойства предметов и пространственные отношения. Геометрия- область математики, изучающая определенные неизменные (не зависящие от времени) формы и свойства пространства. Понятие количественные свойства по традиции в дошкольной математике в основном связывают со счетом предметов, а в геометрическом аспекте - со счетом элементов геометрических фигур (стороны, углы). Между тем геометрические фигуры представляют собой богатый материал, с помощью которого у детей можно формировать количественные представления. Также они могут быть использованы как материал для построения заданий на распознавание, обобщение и классификацию. Цель этих заданий - формировать и развивать наблюдательность, умения выделять существенные признаки предмета, сравнить два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов, распределять предметы на группы (классификация) в соответствии с выделенным признаком. Задания такого типа - основные для формирования и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.), а также умения строить логические рассуждения. В процессе ознакомления детей дошкольного возраста с началами геометрии выделяются два аспекта:
Первый реализуется в младшем дошкольном возрасте, и методика работы по этому направлению достаточно хорошо освещена в методической литературе. Для работы с детьми младшего дошкольного возраста по традиционной методике можно начать с заданий на развитие пространственной децентрации. Например:
Каждая программа обучения и воспитания дошкольников ставит перед собой свои цели и задачи при знакомстве с геометрическими фигурами. Например, типовая программа предусматривает знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, многоугольником, овалом, с такими их элементами, как сторона, вершина, угол. Из объемных геометрических тел представлены шар, куб, цилиндр. Программа «Детство» предполагает изучение зависимостей между группами фигур по количеству сторон, углов, введение обобщающих понятий: «четырехугольник», «треугольник», «многоугольник»; увеличение числа рассматриваемых фигур (линия, отрезок, трапеция); с преобразованием одних фигур в другие. Увеличение объема изучаемого геометрического материала, его усложнение требуют от педагога более осознанного, вдумчивого подхода к подбору упражнений с геометрическим содержанием. В связи с этим все упражнения в современных методиках для детей старшего дошкольного возраста можно разделить (по мнению А.В. Белошистой) на следующие группы: 1.упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке; 2.упражнения, направленные на развитие навыков конструирования; 3.упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур; 4.упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур; 5.упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация) и логического мышления (поиск закономерностей, выявление ошибок). Эта система разделения является прекрасным подготовительным вариантом к любой системе обучения математике в начальной школе (традиционный вариант, система Занкова, «Школа 2000» и др.) Рассмотрев подробно каждую группу упражнений можно порекомендовать следующие примеры заданий, на основе которых воспитатели могут составить и свои занятия: -по первому виду упражнений педагог показывает сначала рисунки и чертежи, составленные из отдельных фигур, задавая при этом вопросы: Какие геометрические фигуры использованы в рисунке? Из каких геометрических фигур состоит рисунок? Найди и назови все геометрические фигуры на рисунке. Сколько на рисунке треугольников (квадратов, кругов, овалов, многоугольников)? Закрась круги желтым карандашом, квадраты зеленым, а треугольники синим. Затем можно предложить рисунки и чертежи более сложные, где одна фигура может состоять из нескольких фигур, включать в себя другие фигуры. Педагог спрашивает: Сравни рисунки. Чем они похожи? Чем отличаются? Из каких геометрических фигур состоят? Сколько треугольников (квадратов, прямоугольников, четырехугольников)? Для развития воображения и фантазии можно предложить превратить эти геометрические фигуры в какие-нибудь предметы, животных и т.п. -по второму виду предлагая упражнения на конструирование по образцу мы развиваем умение анализировать образец, выделяя его составные части. Конструируя без образца, по представлению, дети развивают у себя воображение, творческие способности, навыки планирования действий, прогнозирование результатов. Здесь уместно предложить упражнения на: -разбиение геометрических фигур на части, являющиеся также геометрическими фигурами, это- разрезание ножницами, перегибание, проведение необходимых линий (отрезков). Например: Разрежь квадрат на части так, чтобы получилось: 2 прямоугольника; 2 треугольника; 4 квадрата; 4 треугольника и т.д. Раздели треугольник так, чтобы получилось: 2 треугольника; 6 треугольников. Проведи в прямоугольнике отрезок так, чтобы одной из частей оказался квадрат. -на составление геометрических фигур из частей. Упражнениями данного типа являются известные головоломки « Танграм», « Волшебный круг», « Колумбово яйцо», «Листик», « Сложи квадрат» и др.
Убери в данной фигуре (выложенном из палочек прямоугольнике) две палочки так, чтобы получилось два квадрата. -по третьему виду упражнений можно сказать, что они способствуют осознанному выделению элементов фигур (сторон, вершин, углов), пониманию связей между их количеством и названием фигур, выявлению некоторых существенных свойств фигур. Например: Как можно назвать фигуру, у которой пять углов? Четыре стороны и четыре угла? Игра «Узнай меня». – Я многоугольник, имею 3 стороны.
Нарисуй круг и квадрат так, чтобы круг был справа от квадрата. Нарисуй круг, квадрат и треугольник так, чтобы круг был посередине, а квадрат слева от круга. Нарисуй по описанию. Стоял большой белый дом. Крыша у него была треугольная, коричневая. Два больших окна были прямоугольными, зелеными, а маленькое окошко на крыше - желтое, круглое. Дверь у него была квадратная, коричневая. -пятый вид упражнений связан с проведением логических операций над множествами геометрических фигур. Многие из них требуют осуществления анализа, сравнения, обобщения, классификации по определенным свойствам (цвет, форма, размер). Включены в эту группу и задания на поиск закономерностей и продолжения ряда фигур, поиск недостающей фигуры, т.к. они тоже требуют проведения интеллектуальных операций и логического мышления. Все эти виды упражнений предусматривают и индивидуальную работу как с детьми, отстающими в усвоении материала, так и с детьми, опережающими своих сверстников. Особое внимание, по моему мнению, следует уделять неправильным ответам. Не следует просто говорить ребенку, что его ответ неверен. Надо обязательно проанализировать с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помочь детям понять не только ошибочность решения, но и причины его появления. В данной ситуации полезны вопросы: « Кто понял, почему Маша предлагает такой вариант?», «Как вы думаете, почему Миша сделал такую ошибку?» и т.д. Такой тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяют детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение. Только в атмосфере эмоционального, творческого подъема на занятии можно добиться того, что ребенок будет не бездеятельным наблюдателем, а активным участником занятия. Список литературы.
|
Философское учение о бытии ... | Строение атома. Химическая связь «свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величин атомных весов... | ||
Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов... Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г | Темы рефератов по курсу «Концепции современного естествознания» Наука как феномен культуры Законы сохранения механической энергии и импульса и их связь со свойствами пространства и времени в классической механике | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Модальный глагол must используется только в настоящем времени. Для выражения прошедшего и будущего времени используются формы had... | Урок по теме «Логарифмы и их свойства» Цели урока: 1 Ввести определение логарифма, основное логарифмическое тождество, свойства логарифмов, учиться применять свойства логарифмов... | ||
Тематический план элективного курса «Феномен Смутного времени» 10... Введение, цели и задачи курса. Определение понятия Смутного времени. В чем его феномен? | Биография и автобиография. IV. Проблема исторической инверсии и фольклорного хронотопа Осваивались отдельные стороны времени и пространства, доступные на данной исторической стадии развития человечества, вырабатывались... | ||
Рабочая программа дисциплины «Алгоритмы и анализ сложности» Кроме того, изучение алгоритмов и сложности позволяет более глубоко вникнуть в задачу и может подсказать методы решения, не зависящие... | Урок русского языка, 6 класс. Тема урока: «Различение повелительного... Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные... | ||
Кол-во Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени,... | Учебно-методический комплекс дисциплины Глобализация, модернизация, сжатие социального пространства и времени, а также многие другие трудности приводят к тому, что старые... | ||
Химические свойства одноатомных спиртов Цель: изучить свойства одноатомных спиртов на основе их строения, рассмотреть влияние функциональной группы на свойства спиртов | Откуда берутся снег и лёд? Этот вопрос, Муравьишка-Вопросик (показ картинки) предлагает нам изучить свойства снега и льда. Работать будем по группам. 1 группа... | ||
«Химические свойства металлов» Прежде чем изучать химические свойства металлов, давайте вспомним закономерности в строении атомов металлов и общие физические свойства... | Пространства вовсе неслучайна для философии медицины. Более того, так называемый Первый сюжет имеет отношение к медицинской эпистемологии, второй к феноменологическому анализу фундаментальных структур опыта пространства,... |