Не зависящие от времени формы и свойства пространства





НазваниеНе зависящие от времени формы и свойства пространства
Дата публикации16.07.2013
Размер66.2 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Геометрический материал в обучении дошкольников математике традиционен. Однако методика за последние годы значительно изменилась. Прежде чем приступить к рассмотрению новых способов преподнесения материала детям, необходимо понять, что: математика-наука, которая изучает количественные свойства предметов и пространственные отношения. Геометрия- область математики, изучающая определенные неизменные (не зависящие от времени) формы и свойства пространства.

Понятие количественные свойства по традиции в дошкольной математике в основном связывают со счетом предметов, а в геометрическом аспекте - со счетом элементов геометрических фигур (стороны, углы). Между тем геометрические фигуры представляют собой богатый материал, с помощью которого у детей можно формировать количественные представления. Также они могут быть использованы как материал для построения заданий на распознавание, обобщение и классификацию. Цель этих заданий - формировать и развивать наблюдательность, умения выделять существенные признаки предмета, сравнить два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов, распределять предметы на группы (классификация) в соответствии с выделенным признаком. Задания такого типа - основные для формирования и развития мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.), а также умения строить логические рассуждения.

В процессе ознакомления детей дошкольного возраста с началами геометрии выделяются два аспекта:

  • формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе;

  • формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.

Первый реализуется в младшем дошкольном возрасте, и методика работы по этому направлению достаточно хорошо освещена в методической литературе.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста по традиционной методике можно начать с заданий на развитие пространственной децентрации. Например:

  • для развития проективного видения объемного тела используется строительный набор, содержащий геометрические тела: кубы, кирпичики, цилиндры, призмы, конусы, шары

  • -для развития пространственной ориентации используется кукла (употребление слов перед, справа, слева, позади).

  • для обогащения словарного запаса, связанного с ориентировкой в пространстве можно использовать (при возможности) стол из кукольного набора мебели для игровой ситуации: поставить игрушку на стол, под стол, перед столом, за столом, сбоку от стола и т.д.


Каждая программа обучения и воспитания дошкольников ставит перед собой свои цели и задачи при знакомстве с геометрическими фигурами. Например, типовая программа предусматривает знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, многоугольником, овалом, с такими их элементами, как сторона, вершина, угол. Из объемных геометрических тел представлены шар, куб, цилиндр. Программа «Детство» предполагает изучение зависимостей между группами фигур по количеству сторон, углов, введение обобщающих понятий: «четырехугольник», «треугольник», «многоугольник»; увеличение числа рассматриваемых фигур (линия, отрезок, трапеция); с преобразованием одних фигур в другие. Увеличение объема изучаемого геометрического материала, его усложнение требуют от педагога более осознанного, вдумчивого подхода к подбору упражнений с геометрическим содержанием.

В связи с этим все упражнения в современных методиках для детей старшего дошкольного возраста можно разделить (по мнению А.В. Белошистой) на следующие группы:

1.упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке;

2.упражнения, направленные на развитие навыков конструирования;

3.упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур;

4.упражнения, направленные на развитие умения выявлять особенности взаимного расположения геометрических фигур;

5.упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация) и логического мышления (поиск закономерностей, выявление ошибок).

Эта система разделения является прекрасным подготовительным вариантом к любой системе обучения математике в начальной школе (традиционный вариант, система Занкова, «Школа 2000» и др.)

Рассмотрев подробно каждую группу упражнений можно порекомендовать следующие примеры заданий, на основе которых воспитатели могут составить и свои занятия:

-по первому виду упражнений педагог показывает сначала рисунки и чертежи, составленные из отдельных фигур, задавая при этом вопросы:

Какие геометрические фигуры использованы в рисунке?

Из каких геометрических фигур состоит рисунок?

Найди и назови все геометрические фигуры на рисунке.

Сколько на рисунке треугольников (квадратов, кругов, овалов, многоугольников)?

Закрась круги желтым карандашом, квадраты зеленым, а треугольники синим.

Затем можно предложить рисунки и чертежи более сложные, где одна фигура может состоять из нескольких фигур, включать в себя другие фигуры. Педагог спрашивает:

Сравни рисунки. Чем они похожи? Чем отличаются? Из каких геометрических фигур состоят?

Сколько треугольников (квадратов, прямоугольников, четырехугольников)?

Для развития воображения и фантазии можно предложить превратить эти геометрические фигуры в какие-нибудь предметы, животных и т.п.

-по второму виду предлагая упражнения на конструирование по образцу мы развиваем умение анализировать образец, выделяя его составные части. Конструируя без образца, по представлению, дети развивают у себя воображение, творческие способности, навыки планирования действий, прогнозирование результатов. Здесь уместно предложить упражнения на:

-разбиение геометрических фигур на части, являющиеся также геометрическими фигурами, это- разрезание ножницами, перегибание, проведение необходимых линий (отрезков). Например:

Разрежь квадрат на части так, чтобы получилось: 2 прямоугольника; 2 треугольника; 4 квадрата; 4 треугольника и т.д.

Раздели треугольник так, чтобы получилось: 2 треугольника; 6 треугольников.

Проведи в прямоугольнике отрезок так, чтобы одной из частей оказался квадрат.

-на составление геометрических фигур из частей. Упражнениями данного типа являются известные головоломки « Танграм», « Волшебный круг», « Колумбово яйцо», «Листик», « Сложи квадрат» и др.


  • на преобразование фигур по заданному условию. К этой группе упражнений можно отнести упражнения с палочками, связанные с перекладыванием частей и получением новых фигур. Например:

Убери в данной фигуре (выложенном из палочек прямоугольнике) две палочки так, чтобы получилось два квадрата.

-по третьему виду упражнений можно сказать, что они способствуют осознанному выделению элементов фигур (сторон, вершин, углов), пониманию связей между их количеством и названием фигур, выявлению некоторых существенных свойств фигур. Например:

Как можно назвать фигуру, у которой пять углов? Четыре стороны и четыре угла?

Игра «Узнай меня». – Я многоугольник, имею 3 стороны.

  • Я не многоугольник, меня можно катать. И т.д.

  • четвертый тип упражнений направлен на развитие умений выявлять пространственные отношения между геометрическими фигурами на плоскости, оперировать понятиями «слева», « справа», «между», «перед», « снаружи», «вне», «пересекаются». Например:

Нарисуй круг и квадрат так, чтобы круг был справа от квадрата.

Нарисуй круг, квадрат и треугольник так, чтобы круг был посередине, а квадрат слева от круга.

Нарисуй по описанию. Стоял большой белый дом. Крыша у него была треугольная, коричневая. Два больших окна были прямоугольными, зелеными, а маленькое окошко на крыше - желтое, круглое. Дверь у него была квадратная, коричневая.

-пятый вид упражнений связан с проведением логических операций над множествами геометрических фигур. Многие из них требуют осуществления анализа, сравнения, обобщения, классификации по определенным свойствам (цвет, форма, размер). Включены в эту группу и задания на поиск закономерностей и продолжения ряда фигур, поиск недостающей фигуры, т.к. они тоже требуют проведения интеллектуальных операций и логического мышления.

Все эти виды упражнений предусматривают и индивидуальную работу как с детьми, отстающими в усвоении материала, так и с детьми, опережающими своих сверстников. Особое внимание, по моему мнению, следует уделять неправильным ответам. Не следует просто говорить ребенку, что его ответ неверен. Надо обязательно проанализировать с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помочь детям понять не только ошибочность решения, но и причины его появления. В данной ситуации полезны вопросы: « Кто понял, почему Маша предлагает такой вариант?», «Как вы думаете, почему Миша сделал такую ошибку?» и т.д. Такой тактичный анализ причин, приведших к ошибке, совместная заинтересованная деятельность позволяют детям правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать свое мнение. Только в атмосфере эмоционального, творческого подъема на занятии можно добиться того, что ребенок будет не бездеятельным наблюдателем, а активным участником занятия.

Список литературы.

  1. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошк. учреж. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

  2. М. Габова « Знакомство детей с геометрическими фигурами». Научно-методический журнал « Дошкольное воспитание» №9, 2000 год.

  3. Белошистая А. Знакомство с геометрическими понятиями. Научно-методический журнал « Дошкольное воспитание» №12, 2008 год; № 9, 2008 год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconФилософское учение о бытии
...
Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconСтроение атома. Химическая связь
«свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величин атомных весов...
Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconСвойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов...
Вопросы к зачету по дисциплине «Методология и организация научных исследований» для магистратуры 2011\12 уч г
Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconТемы рефератов по курсу «Концепции современного естествознания» Наука как феномен культуры
Законы сохранения механической энергии и импульса и их связь со свойствами пространства и времени в классической механике
Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модальный глагол must используется только в настоящем времени. Для выражения прошедшего и будущего времени используются формы had...
Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconУрок по теме «Логарифмы и их свойства»
Цели урока: 1 Ввести определение логарифма, основное логарифмическое тождество, свойства логарифмов, учиться применять свойства логарифмов...
Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconТематический план элективного курса «Феномен Смутного времени» 10...
Введение, цели и задачи курса. Определение понятия Смутного времени. В чем его феномен?
Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconБиография и автобиография. IV. Проблема исторической инверсии и фольклорного хронотопа
Осваивались отдельные стороны времени и пространства, доступные на данной исторической стадии развития человечества, вырабатывались...
Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconРабочая программа дисциплины «Алгоритмы и анализ сложности»
Кроме того, изучение алгоритмов и сложности позволяет более глубоко вникнуть в задачу и может подсказать методы решения, не зависящие...
Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconУрок русского языка, 6 класс. Тема урока: «Различение повелительного...
Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы познакомились с повелительным наклонением глаголов. Сегодня будем обобщать полученные...
Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconКол-во
Сформировать у учащихся представления о времени, отображённом в произведении, времени создания этого художественного текста и времени,...
Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Глобализация, модернизация, сжатие социального пространства и времени, а также многие другие трудности приводят к тому, что старые...
Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconХимические свойства одноатомных спиртов
Цель: изучить свойства одноатомных спиртов на основе их строения, рассмотреть влияние функциональной группы на свойства спиртов
Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconОткуда берутся снег и лёд?
Этот вопрос, Муравьишка-Вопросик (показ картинки) предлагает нам изучить свойства снега и льда. Работать будем по группам. 1 группа...
Не зависящие от времени формы и свойства пространства icon«Химические свойства металлов»
Прежде чем изучать химические свойства металлов, давайте вспомним закономерности в строении атомов металлов и общие физические свойства...
Не зависящие от времени формы и свойства пространства iconПространства вовсе неслучайна для философии медицины. Более того, так называемый
Первый сюжет имеет отношение к медицинской эпистемологии, второй к феноменологическому анализу фундаментальных структур опыта пространства,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск