Скачать 229.29 Kb.
|
Методическая разработка урока по теме: «Давление». Учитель физики МБОУ лицей №3г. Воронежа Неретина И.В. Цели урока: Образовательные: углубить и пополнить знания учащихся по теме: «Давление», формировать умения применять полученные знания для решения тестовых заданий, дать понятие о приборах для измерения давления и системных и внесистемных единицах измерения давления. Воспитательные: воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе, формировать научное мировоззрение, умение искать информацию, представлять её в виде презентации, доносить материал до слушателей. Развивающие: развить речь, мышление, эмоции, интеллект, умение наблюдать, обобщать, делать выводы. Тип урока: комбинированный. Форма организации учебного занятия: урок. Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная. Оснащение урока: интерактивная доска, набор пультов для голосования. Ход урока: Оргмомент: ученики занимают свои места и готовят для заполнения таблицу из трех колонок: знаю, узнал и хочу узнать. В первую будут заноситься известные понятия, во вторую те, про которые узнали на уроке и в третью та информация, которой коснулись вскользь. Ученик получили задание, пользуясь системой Интернет дать характеристику давлению и способам его измерения. Он выступает перед классом с презентацией. Ученики по ходу заполняют таблицу. В качестве примера предлагается работа Строгонова Андрея.(Презентация прилагается. http://neretina-iv.my1.ru/davlenie_prezentacija.pptx ) Пояснения к презентации: Слайд 2 С понятием «давление» человек сталкивается ежедневно. Хочешь прокатиться на велосипеде? Измерь давление в шинах. Собираешься поехать на дачу? Обрати внимание: не упало ли давление в колесах автомобиля. Бабушка жалуется на плохое самочувствие? Ей необходимо измерить давление. Прогноз погоды, беседы о здоровье, контроль технического состояния автомобиля или велосипеда требуют понимания темы давления от каждого взрослого человека и даже подростка. Между тем, единицы измерения этой физической величины достаточно разнообразны. Данный проект поможет систематизировать знания в такой важной сфере нашей жизни, как давление. Давление (р) - скалярная физическая величина, равная отношению модуля силы, действующей на данную площадку перпендикулярно к ней, к площади ее поверхности. Слайд 3. Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности. р= F/ S F- сила, действующая на площадь поверхности p давление S площадь Слайд 4 Давление жидкости - физическая величина, характеризующая степень сжатия жидкости (газа), равная силе давления, действующей на единицу площади поверхности. Обозначается как всегда буквой р . В газах давление обусловлено столкновениями находящихся в тепловом движении молекул друг с другом и стенками сосуда. Это давление пропорционально температуре газа и поэтому может быть названо «тепловым». Давление в газах и жидкостях измеряется по другой формуле: g- ускорение свободного падения ρ- плотность жидкости или газа h- высота столба жидкости или газа. Слайд 5 Давление на опору оказывают и твердые, и сыпучие вещества, и жидкости, и газы. Давление твердого тела определяется его весом, давление жидкости и газа их глубиной. Сыпучие вещества, подобно жидкости и газу, давят на опору в зависимости от их объемной массы и высоты столба. Они могут оказывать давление на боковую поверхность, но для такого давления не выполняется закон Паскаля, утверждающий, что давление одинаково по всем направлениям. Слайд 6 Различие между давлением твердого тела и давлением жидкости очень эффектно пояснил на опыте Блез Паскаль: всего лишь стакан воды, вылитый в высокую тонкую трубку, соединенную с наполненной водой закрытой бочкой, создал такое избыточное давление, что вода через щели брызнула наружу. Слайд 7 За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1H, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно этой поверхности. Единица давления- ньютон на квадратный метр(1H/м2). В честь французского учёного Блеза Паскаля она называется паскалем(Па). Таким образом, 1Па=1H/м2. Слайд 8 Блез Паскаль. Родился 19 июня 1623 году в городе Клермон-Ферран, в состоятельной дворянской семье. Его мать умерла, когда мальчику не было трех лет, и Блез остался вместе с двумя сестрами на попечении отца, полностью посвятившего себя воспитанию детей. В 1631 году семья переехала в Париж. Хрупкий, впечатлительный ребенок не учился в школе. Отец Блеза Этьен решил заниматься с сыном сам. Он старался не перегружать ребенка. Однако чрезвычайная любознательность и одаренность Паскаля - младшего смешали все планы отца. Пробравшись в запретный для него книжный шкаф, Блез самостоятельно « открыл» для себя и усвоил всю геометрию Евклида, сделал даже собственные уточнения. В доме Этьена Паскаля любили собираться его друзья - ученые математики. Блез уже в 13 лет участвовал в заседаниях их кружка. В 16 лет он доказал свою « великую Паскалеву теорему» (о шестиугольниках, вписанных в конические сечения) и вывел из нее 400 следствий, которые легли в основу новой науки – проективной геометрии. В 1640 году Этьен был назначен интендантом города Руан. Блез создал для него счетную машину. Конструкция оказалась слишком сложной и дорогой. Но ученый потратил на ее разработку пять лет. Напряженная работа подорвала и без того слабое здоровье Паскаля. Позже он писал: « Начиная с 18 лет не помню ни одного дня, когда мог бы сказать, что был вполне здоров.» В 1646г. от коменданта Руанской крепости Пьера Пети Паскаль узнал об опытах итальянского естествоиспытателя Эванджелисты Торричелли, доказавшего существование атмосферного давления. Вместе они повторили эксперимент Торричелли, но не с ртутью, а с водой и вином. Торричелли предполагал, что ртуть не вся вытекает в чашу через открытое отверстие, поскольку удерживается весом воздуха, давящего на поверхность ртути в чаше, но обосновать это и доказать существование атмосферного давления он не смог. Паскаль решил, что раз ртуть поднимается вследствие давления на неё столба воздуха, то, уменьшив его высоту, можно уменьшить и его вес, а следовательно, и ослабить атмосферное давление. Для этого необходимо было повторить опыт на вершине какой-нибудь горы. Как и предсказывал Паскаль, на вершине уровень ртути упал. Гипотеза атмосферного давления получила блестящее подтверждение. Оставался ещё 1 важный вопрос: каким образом давление воздуха передаётся во все стороны, когда он должен давить только вниз? Ответ на него содержался в законе, о котором догадывался Торричелли, и который был сформулирован Паскалем и получил его имя. «Жидкость полностью передает давление, и давление жидкости распространяется равномерно во все стороны». С многовековой «боязнью пустоты» было покончено. В Руане Паскаль познакомился с последователями учения Янсения. В 1656 году Блез опубликовал памфлет « Письма к провинциалу», направленные против иезуитов. Затем Паскаль написал знаменитые «Мысли», свое самое значительное философское сочинение. Католическая церковь запретила «Мысли» и предала анафиме их автора. В конце 1654 года Паскаль заложил основы теории вероятности и математического анализа. Науку о вероятности он стал создавать вроде бы ради пустяка, изучая азартные игры по просьбе друзей. Страдая бессонницей «одной весенней ночью» 1658 года ученый с полной ясностью осознал сущность процесса интегрирования бесконечно малых. Для завершения создания интегрального исчисления осталось лишь перевести геометрические рассуждения Паскаля на формальный вычислительный язык. Вельгельм Лейбниц позже воспользовался ими и вывел основную формулу интегрального исчисления ( формула Ньютона- Лейбница). Последние годы Блез вел крайне аскетический образ жизни. Все свободные средства он отдавал на благотворительные цели. Он придумал устроить в Париже кареты для бедных- омнибусы, ставшие предшественниками общественного транспорта. 19 августа 1662 года Блез Паскаль умер от тяжелой болезни кишечника. Слайд 9 Давление жидкости и газа так же измеряется в паскалях: [ p] = [ g ρ h ] = = H кг м = Па кг м 3 Слайд 10 Кроме единицы измерения СИ, на практике удобны и широко применимы другие единицы измерения давления, особенно для жидкости и газа. Миллиметр ртутного столба (мм рт. ст.; mm Hg) (torr).
Слайд 11 Для перевода единиц измерения можно использовать таблицу. Обращает внимание удобство применения для измерения давления воды технической атмосферы, равной ровно 10 метрам водного столба.
Слайд 12 Для измерения давления твёрдых тел необходимо знать массу тела и площадь опоры. Ртутный барометр- простейший прибор для измерения атмосферного давления. Представляет собой стеклянную трубку длинной в 1 м ,наполненную ртутью. Один её конец запаян, другой опущен в чашку с ртутью. К трубке крепится вертикальная шкала. Изобретен Э.Торричелли в 1644 году. |
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | ||
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | Методическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»... Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35 | ||
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | ||
Методическая разработка по теме Номинация: Методическая разработка по теме, модулю, разделу преподаваемого предмета | Урока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение... Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по... | ||
Положение об областном конкурсе для учителей «Методическая шкатулка 2013» Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | Конспект урока по теме: «Давление газа. Закон Паскаля». Юрасова Елена Сергеевна Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами | ||
Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология... Методическая разработка урока немецкого языка по теме: «Технология в горной промышленности и модернизация горного производства» (для... | Методическая разработка учебного занятия -2011. Педагогический дебют»... | ||
Методическая разработка урока математики Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок проведения республиканского конкурса среди учителей образовательных организаций... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для... | ||
Методическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы» | Урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты.... Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе |