Всероссийская олимпиада школьников
по обществознанию
17 – 24 апреля 2005 Второй тур. 10 класс Набережные Челны
1. Перед вами три списка – век, название науки об обществе и человеке, имя ученого, чья деятельность была связана с данной наукой. Установите соответствие между ними. Ответ запишите в форме таблицы, перерисовав приведенный образец в тетрадь и вписав соответствующие цифры и буквы в нужные графы. [20 баллов]
Обратите внимание! В списках наук и имен ученых больше, чем веков.
Века
| Науки
| Имена ученых
| 1. IV в. до н.э.
2. XVI в.
3. XVIII в.
4. XIX в.
5. XX в.
| I. История
II. Политическая теория
III. Этика
IV. Психология
V. Правоведение
VI. Экономика
VII. Социология
.
| А. П.И.Новгородцев
Б. П.Абеляр
В. Аристотель
Г. А.Смит
Д. Н.Макиавелли
Е. О.Конт
Ж. Б.Спиноза
|
Века
| Науки
| Имена ученых
| 1
|
|
| 2
|
|
| 3
|
|
| 4
|
|
| 5
|
|
|
2. Бывший госсекретарь США Г. Киссинджер подчеркивает, что ослабление современных государств и снижение их роли уже привело не к новому мировому порядку, а к новому мировому беспорядку. Глобализация успела серьезно сказаться на безопасности мирового сообщества. [30 баллов]
1. Что такое глобализация?
2. О каких позитивных и негативных последствиях глобализации вы знаете?
3. Приведите факты, подтверждающие или опровергающие точку зрения Г.Киссинджера.
3. Перед вами формула, известная экономистам как уравнение Фишера.
MV = PQ,
где М – количество денег, V – скорость обращения денег или число оборотов денег; P – средний уровень цен на товары и услуги; Q – совокупный объем товаров и услуг.
Считают, что оно позволяет объяснить причины инфляции.
Опираясь на уравнение Фишера, оцените приведенные ниже утверждения как правильные или ошибочные. Свои выводы обоснуйте математически. [15 баллов]
1. Если скорость обращения денег и объем товаров и услуг останутся прежними, а количество денег увеличится, цены вырастут.
2. Если скорость обращения денег увеличится, а количество денег и объем товаров и услуг останутся неизменными, цены вырастут.
3. Если скорость обращения денег вырастет в 3 раза, количество денег увеличится в 1,5 раза, объем товаров и услуг останется прежним, цены вырастут.
4. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм. [32 балла]
1. Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, – это страх перед наказанием.
2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению удерживает от совершения преступления занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов «Из принципиальных соображений».
3. Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин, существенны и принципиальны.
4. Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности.
Причины, удерживающие от совершения преступления
(по данным опроса, 1924 г., в % к числу опрошенных)
Мужчины
Женщины
Совесть не позволила. Из отвращения к поступку. Страх наказания. Неловко перед людьми Из принципиальных соображений. По нерешительности 5. Легко заметить, что приведенные в каждом ряду термины имеют различные значения. Чтобы убедиться в этом, запишите их краткие определения. А теперь подумайте, что общего есть между ними. Маленькая подсказка: прийти к правильным выводам вам помогут история их происхождения и знание буквального значения их корней. [31 балл]
1. Авторитет, власть, полиархия
2. Философия, софистика.
6. Вставьте вместо пропусков, выбрав соответствующие слова, сочетания слов, цифры и даты из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. Запишите в тетрадь порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте! [27 баллов]
Мораль как форма духовной жизни и как …… возникла уже в …… . Мораль не имеет четко очерченных границ, она представлена во всех сферах общественной жизни. Где есть ………, там всегда есть место моральной оценке. Она …… , ее нормы, как правило, ……. , они живут в сознании людей. Мораль опирается на силу …… . Как и право, она имеет значение…….; в отличие от права – не ……. . .В морали на первый план выходит …… , тогда как в праве главным считается сам факт совершенного деяния.
1. первобытность
2. инстинкт
3. создается государством
4. общественное мнение
5. отношения между людьми
| 6. возникает стихийно
7. императив
8. регулятор поведения
9. закреплены в законах
10. законодательный акт
| 11. не записаны
12. внутренний мотив
13. Древний Египет
14. государственное принуждение
15. государство
| 7. Заполните пропуски в стихотворных отрывках, записав в тетрадь фамилию или имя мыслителя, ученого. Понятно, что следует соблюдать стихотворный ритм, рифму. Назовите век, когда жил каждый из них, и область(-и) социального знания, которую он представляет. Прокомментируйте (раскройте смысл) первого отрывка. [30 баллов]
1. ……… раскрыл истории законы,
пролетариат поставил у руля. (В.В.Маяковский.)
2. По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник ……… и поэт. (А.С.Пушкин.)
3. Прочел он Гиббона, …… ,
Манзони, Гердера, Шамфора,
Madame de Staёl, Биша, Тиссо,
Прочел скептического Беля,
Прочел творенья Фонтенеля,
Прочел и наших кой-кого… (А.С.Пушкин). 4. Мы диалектику учили не по ………. .
Бряцанием боев она врывалась в стих,
когда под пулями от нас буржуи бегали,
как мы когда-то бегали от них. (В. В. Маяковский.)
8. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.[45 баллов]
Педагогический труд – один из древнейших видов интеллектуальной деятельности (1), а учительство – одна из самых крупных, устойчивых во времени профессиональных групп (2), занимающихся умственным трудом.
В первобытном обществе (3) единственным, пожалуй, социальным каналом, обеспечивавшим передачу важнейших сведений и навыков, был род. Но уж в этот период община выделяла из своей среды наиболее опытных, старейших членов, на которых и возлагалась обязанность подготовки молодежи (4) к вступлению в род в качестве самостоятельных членов.
В древнем мире дифференциация (5) процесса образования и воспитания зашла столь далеко, что в богатых семьях данные функции возлагались на педагогов, как правило, из рабов. Что касается учителей, то в Древней Греции имели, главным образом, были вольнонаемные граждане, в государствах Древнего Востока – жрецы (6). В средние века обязанности учителя выполняли монахи, причетники, священники, а позднее – и представители других сословий, прежде всего, горожане. Индустриальное общество (7) вызвало к жизни потребность в распространении грамотности. Среди лиц умственного труда профессия учителя стала одной из наиболее массовых.
Отдельно хотелось бы остановиться на исторически сложившемся переплетении собственно образовательной и воспитательной, духовной составляющих в деятельности учителя.
Исследуя процесс зарождения профессий, Г.Спенсер отмечал, что зародыш профессиональной деятельности учительства сохраняется и развивается преимущественно в религиозных институтах (8). Причина, по мнению ученого, заключается в том, что «класс жрецов, которому другие классы доставляют средства к жизни, становится мало-помалу самым праздным. Освобожденные от необходимости работать ради поддержания существования, жрецы могут посвящать свою энергию и свой досуг тому умственному труду и тем специальным упражнениям, которые необходимы для профессиональной деятельности. Иначе говоря, наличие у жрецов времени, свободного от обязательной для других работы, и практическая востребованность их знаний стали одной из предпосылок объединения просвещенческой и духовной деятельности.
1. Дайте определение всем выделенным курсивом и пронумерованным терминам.
2. Автор пишет о первобытности и древности. Назовите известные вам признаки, отличавшие древность от первобытности.
3. Что вы знаете о жизни и научных взглядах Г.Спенсера?
9. Представьте себе такую ситуацию. Ваш друг прочитал статью, посвященную изучению одного из природных явлений, и рассказал вам о выводах автора. Вам нужно убедиться, что это статья – результат научного изучения данного явления. Сформулируйте пять вопросов, ответы на которые убедят вас в обоснованности того или иного суждения относительно характера знания, изложенного в статье. [20 баллов]
10. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены две различные позиции по вопросу о значении безработицы в обществе с рыночной экономикой.
Автор, к сожалению, не сумел отделить аргументы и оценки, отражающие одну позицию, от аргументов и оценок, отражающих иную позицию.
Ваши задачи:
1) перерисовав таблицу в тетрадь, озаглавить ее колонки;
2) вписать в них порядковые номера предложений, отражающих соответствующие позиции;
3) предположить, какие социальные интересы выражает каждая позиция;
4) перечислить известные вам формы (типы) безработицы. [30 баллов]
1. При всех своих издержках безработица является благом для экономики, страны в целом. 2. Она неизбежный спутник рыночной экономики, подчиняется ее законам и приводит к существенным потерям. 3. Снижение издержек производства – закон рынка, а в структуре издержек в развитой экономике одним из главных элементов является заработная плата работников, на которых в первую очередь ложится тяжкое бремя потери работы (справедливо ли, когда за прогресс платят менее защищенные слои населения?). 4. Страх перед безработицей с экономической точки зрения является мощным стимулом, заставляющим работника повышать качество труда, соблюдать трудовую дисциплину. 5. Длительная безработица в нередко становится причиной нисходящей социальной мобильности, маргинализации и даже люмпенизации части населения. 6. Нет ничего удивительного в том, что сама угроза безработицы ограничивает агрессивность профсоюзов в их требованиях повышения заработной платы, удовлетворение которых могло бы привести к серьезным экономическим издержкам. 7. Социологи видят четкую связь между ростом безработицы и ростом преступности. 8. При этом всегда наготове резерв рабочей силы, которую можно задействовать в любой период для расширения производства. 9. Медики, со своей стороны, добавляют: безработица подрывает психологическое здоровье нации. 10. Им вторят политологи, усматривающие прямую зависимость между ростом безработицы и повышением социальной напряженности в стране. Спасибо! |