Скачать 150.96 Kb.
|
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н.С. Пархоменко, учитель биологии МБОУ СОШ10 (НОЦ) Исследование – поиск чего-то нового.
1. Проблема.
Во-первых, проблема всегда возникает, когда есть необходимость, потребность в чем-либо. Во-вторых, проблема – это расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств. Поиск проблемы для исследовательской работы – это определение комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес для исследователя. Проблема — это не только уточнение темы, но и обнаружение некоторого противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить или выяснить. Проблема исследования формулируется как вопрос, на который нужно найти ответ; это своего рода попытка прорыва в неизвестность, первое с ней соприкосновение. Проблема — это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо разрешить. Исследование начинается с формулировки проблемы, которая вытекает из выбранной темы исследования. Практикум Задание 1. Сформулируете проблему: В одном и том же классе при одинаковых условиях обучения одни учащиеся успешно были подготовлены к поступлению в вуз, а другие нет. Проблема 1. Каковы условия, способствующие успешной подготовке к поступлению в вуз? Проблема 2. Что привело к менее качественной подготовке к поступлению в вуз? Задание 2. Сформулируете проблему: На протяжении многих недель наблюдался разный уровень интеллектуальной активности учащихся: в кабинете А уровень интеллектуальной активности и концентрации внимания был выше, чем в кабинете Б. Проблема: каковы условия высокой интеллектуальной активности учащихся? 2. Тема Тема исследования — область и ракурс исследования. Педагогу не следует выдавать темы исследования учащимся «по разнарядке», а только предлагать варианты и попросить ребят самим определить и сформулировать тему своего исследования. Тема должна уточнять проблему, конкретизировать основной замысел, очерчивает рамки исследования. Тема должна быть: реальной и выполнимой, быть интересна ребенку, увлекать его, должна быть выполнима, решение ее должно приносить реальную пользу участникам исследования, быть оригинальной, с элементами неожиданности, При выборе темы формулируется её актуальность и осознаётся реальный интерес. В теме не должно быть вопроса, цитаты из произведения. Практикум: 1 задание. Из перечня тем выбрать наиболее удачно сформулированные:
2 задание. Сформулировать темы возможных исследований, где предметом изучения будет кошка (или другой объект):
3. Актуальность исследования — это важность и значимость, это то, зачем и почему мы изучаем именно эту тему, проблему. Актуальность важно формулировать не абстрактно («для блага хозяйства страны» и т.п.), а конкретно — «почему же мне именно это интересно», в данном случае актуальность такая, как «я это не знаю и хочу узнать» вполне уместна. Обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения ее научной, социальной и личностной значимости. Практикум 1 задание. Сформулировать темы, актуальные для молодежи. На сегодняшний день актуально:
2 задание. Школьница, которая не пьет и не курит, выбрала тему «Пивной алкоголизм среди подростков». В чем актуальность этой тему для нее?
3 задание: определите тему исследования относительной данной проблемы и актуальности. В настоящее время свинец служит человеку во многих областях его деятельности: в машиностроении, в медицине, в полиграфии и т.д. Однако его перенасыщенность в атмосфере, почве и воде оказывает неблагоприятное влияние на живую природу. Причиной этому может быть близость предприятий по производству свинца.
4 задание. Сформулируйте научную, социальную и личностную значимости по следующей теме работы «Высшая нервная деятельность. Темперамент в структуре личности. Влияние темперамента на выбор профессии» Варианты ответов.
4. Объект отражает ту или иную сторону действительности. Эта сфера деятельности, данная исследователю до начала работы. Объект — это где или в какой области мы изучаем. 5. Предмет исследования — это наиболее значимая для нас сторона или свойство объекта, которое подвергается изучению. Предмет — это что именно во взятой области мы изучаем. Практикум 1 задание. Найти соответствие
6. Цель — представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. С ней сообразуются средства, необходимые для её достижения.
7. Задачи — поэтапное достижение цели, шаги по достижению цели. Они формулируют требования к анализу проблемы. Могут быть практическими и теоретическими, очень важна субординация задач. Задачи — это как мы будем достигать цель исследования. Практикум. Задание 1. Тема работы «Влияние качества пищи на рост и развитие колорадского жука» Сформулировать цель и задачи исследований Цель - Рассмотреть возможность применения растений для борьбы с колорадским жуком и его личинками. Задачи:
На основании полученных данных предложить список растений, которые можно эффективно использовать для биологической борьбы с колорадским жуком на приусадебных участка Задание 2. Тема работы «Экологическая оценка состояния популяции Касатика (Ириса) сибирского, произрастающего на территории ООПТ «Красное Плотбище» Цель: исследовать особенности биологии, экологии и фитоценологии Касатик (Ирис) сибирский (Iris sibírica L.) на основе собранного материала сделать прогнозы о степени стабильности популяции этого редкого растения. Задачи: 1. Подобрать и адаптировать существующие методики исследования биологии и экологии популяций редких видов растений. 2. Обнаружить места произрастания ириса сибирского на территории ООПТ «Красное Плотбище»; 3. Подсчитать количество кустов ирисов в популяции, произрастаемых на территории ООПТ; 4. Подсчитать количество генеративных побегов в обнаруженных кустах; 5. Провести статистическую обработку полученных данных, построить вариационную ряд и вариационную кривую. 5. Выполнить морфометрические измерения; сделать выводы о степени угнетения растений. 6. Составить карту произрастания ирисов на исследуемой территории 8. Гипотеза — предположение, предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития исследовательской мысли. Научно обоснованное предположение о структуре (социально-психологических) объектов, о характере элементов и их связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза это наш предполагаемый ответ на заданный вопрос (проблему). Гипотезы должны быть всегда проверяемы в ходе исследования. Они могут быть подтверждены или опровергнуты. Гипотез может быть несколько (подтверждаются или нет), при формулировке используйте «Если…, то…», «Чем…, тем…», «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если…» Практикум 1. Выдвиньте гипотезы « Почему у кошки язык, как терка?»:
2. Выдвиньте гипотезы «Почему гибнет рыба при разливе нефти в морях?»
9. Подбор метод и методик. Метод — способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности. Это путь познания, который исследователь прокладывает, руководствуясь своей гипотезой. Методы и методики — это то, с помощью него и как мы будем исследовать. Очень важно, чтобы методы были доступны для исследователей и возможны для обработки. От того, как будут подобраны методы, как будет составлена из них определённая система (при необходимости), зависят все результаты исследования. Наблюдение - активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств (приспособления: микроскоп, перископ, лупы, бинокли, подзорные трубы). Регистрация параметров идет без вмешательства человека Сравнение – установление сходств и различий между процессами и явлениями. Сравнение по наиболее значимым признакам. Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством единиц измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности. Эксперимент – предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях. Анализ – метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Методы опроса — устный опрос: интервью, беседа, экспертная оценка. Опрос — приём получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях, а также метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к группе людей. С его помощью добывается событийная (фактическая) информация, сведения о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых. В проведении опроса существуют два действующих субъекта:
Практикум
10. Ход исследования — определение последовательности и условий проведения исследования. 11. Выводы – конкретно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы. Выводы отвечают на вопросы, поставленные в целях работы. Пишутся четко, лаконично, не требуют обсуждения. Не следует брать выводы, сделанные другими авторами.
Практикум
Продукты исследовательской работы - интеллектуальный продукт -текст:
Формы представления результатов исследовательской работы: стендовый доклад, рецензии к работе, статья на сайт школы, в местную газету, презентации. Требования к оформлению конкурсного материала
В структуре изложения содержания работы должно быть представлено:
2. Фактические и численные данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии могут быть вынесены в конец работы – приложения. 3. Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены и обеспеченны ссылками в тексте работы. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб. Текст должен бить четко напечатан (формат А4, шрифт 14, интервал 1,5). Работа должна быть аккуратно оформлена, страницы пронумерованы и скреплены. Объем работы, не включая приложений, не должен превышать 30 страниц. Требования к оформлению тезисов работ Тезисы должны содержать:
Далее следует текст тезисов (объемов 1-2 страницы). Текст должен быть четко напечатан. Формат листа А 4, шрифт 14, интервал 1,5. В тезисах необходимо отразить цель, задачи, методику исследования, основные результаты, полученные в результате исследования, выводы. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор разработки: Ирина Васильевна Глыбина, учитель русского языка и литературы мбоу сош №14 (ноц) | Автор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка | ||
Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности ... | Урок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош» | ||
Самообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках... Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424 | Горкун Ирины Владимировны, учителя начальных классов мбоу сош с.... Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез, что завершается нахождением решения, то есть открытием нового... | ||
Урока исследование по биологии 7 класс. На тему: «Развитие животного мира на Земле» Разработка нестандартного урока исследование по биологии 7 класс. На тему: «Развитие животного мира на Земле». Учитель биологии маоу... | Автор Иванцова Елена, ученица 9 класса Научный руководитель Елисеева... Цель урока: Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Гажимова Надежда Александровна, учитель биологии, химии мбоу «Кулигинская сош» Кезского района Удмуртской Республики | Практикум исследование Экологическое состояние пришкольного участка, его реконструкция Введение. Актуальность исследования экологического состояния пришкольного участка | ||
Исследование в 5 классе, Басова Жанна Васильевна, учитель музыки мбоу «сош п. Искателей» «Волшебник и музыкант» (урок-исследование в 5 классе), Басова Жанна Васильевна, учитель музыки мбоу «сош п. Искателей» | It-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк Сорокин Владимир Анатольевич, г. Томск, мбоу академический лицей, учитель биологии | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Емельянова Людмила Ивановна, заведующая эколого –биологической лаборатории, учитель биологии мбоу «сош» №135 имени академика... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока биологии в 8 классе Автор: Почекина Е. Н., учитель биологии | ||
Пять этапов конструирования логики педагогического исследования ... | «Для чего я изучаю английский язык» Автор: Таслунова Ольга Михайловна, учитель английского языка. (контактный телефон: 8-38245-21219) |