Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового





Скачать 150.96 Kb.
НазваниеПрактикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового
Дата публикации30.03.2015
Размер150.96 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Математика > Исследование
Практикум по отработке этапов исследования

Автор Н.С. Пархоменко, учитель биологии МБОУ СОШ10 (НОЦ)

Исследование – поиск чего-то нового.

  • Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной Де, характеризующийся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Цель исследовательской деятельности - приобретение функционального навыка исследования как универсального способа деятельности через повышение мотивации к учебной Де, приобретение субъективно новых знаний, т.е. самостоятельно полученные, которые являются новыми и личностно значимыми для конкретного уч-ся.

  • Учебное исследование - это процесс, направленныый на формирование адекватного представления об изучаемом объекте в процессе решения реальной познавательной проблемы, осуществляемый в соответствии с требованиями научного исследования, чаще всего, под руководством специалиста – научного руководителя, и сопровождающегося овладением необходимой совокупностью знаний и умений по добыванию, переработке и применению информации

  • Научное исследование – это процесс выработки новых научных знаний, теоретическое познание в данном случае является системообразующим фактором, без которого познание не будет научным познанием..

1. Проблема.

  • Определять проблему - значит устанавливать несоответствие между желаемым и действительным.

  • Проблема возникает из противоречия.

Во-первых, проблема всегда возникает, когда есть необходимость, потребность в чем-либо.

Во-вторых, проблема – это расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств.

Поиск проблемы для исследовательской работы – это определение комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес для исследователя. Проблема — это не только уточнение темы, но и обнаружение некоторого противоречия или неизве­стного, которое нужно разрешить или выяснить. Проблема исследования формулируется как вопрос, на который нужно найти ответ; это своего рода попытка прорыва в неизвестность, первое с ней соприкосновение. Проблема — это то, что мы изучаем, какой вопрос нам необходимо разре­шить. Исследование начинается с формулировки проблемы, которая вытекает из выбранной те­мы исследования.
Практикум

Задание 1. Сформулируете проблему: В одном и том же классе при одинаковых условиях обучения одни учащиеся успешно были подготовлены к поступлению в вуз, а другие нет.

Проблема 1. Каковы условия, способствующие успешной подготовке к поступлению в вуз?

Проблема 2. Что привело к менее качественной подготовке к поступлению в вуз?
Задание 2. Сформулируете проблему: На протяжении многих недель наблюдался разный уровень интеллектуальной активности учащихся: в кабинете А уровень интеллектуальной активности и концентрации внимания был выше, чем в кабинете Б.
Проблема: каковы условия высокой интеллектуальной активности учащихся?
2. Тема

Тема исследования — область и ракурс исследо­вания.

Педагогу не следует выдавать темы исследова­ния учащимся «по разнарядке», а только предлагать варианты и попросить ребят самим определить и сформулировать тему своего исследования.

Тема должна уточнять проблему, конкретизировать основной замысел, очерчивает рамки исследования. Тема должна быть: реальной и выполнимой, быть интересна ребенку, увлекать его, должна быть выполнима, решение ее должно приносить реальную пользу участникам исследования, быть оригинальной, с элементами неожиданности, При выборе темы формулируется её акту­альность и осознаётся реальный интерес. В теме не должно быть вопроса, цитаты из произведения.

Практикум:

1 задание. Из перечня тем выбрать наиболее удачно сформулированные:

    • Почему мы подкармливаем зимой птиц? (вопрос)

    • Что такое отражение? (вопрос)

    • Вирусы (широкая тема)

    • Древняя Греция (широкая тема)

    • «Я помню чудное мгновенье…» (цитата)

    • Влияние света на развитие растений

    • Роль компьютерных игр на психику подростка.

    • Влияние сотовых телефонов на здоровье человека.

    • Животные.

    • Птицы.

    • Изучение проблемы развития и становления рыночной экономики в Российской Федерации

    • Знаки зодиака и характерологические особенности личности



2 задание. Сформулировать темы возможных исследований, где предметом изучения будет кошка (или другой объект):

    • Кошачий распорядок дня

    • Умывание кошек

    • Изучение уровня кошачьего интеллекта

    • Кошачьий язык и повадки

    • Главная профессия домашней кошки

    • Изучение врачебной, сейсмо- и метеочувствительности силы кошек.

    • Кошки – вдохновители художников и литераторов.



3. Актуальность исследования — это важность и значимость, это то, зачем и почему мы изучаем именно эту тему, проблему.

Актуальность важно формулировать не абст­рактно («для блага хозяйства страны» и т.п.), а кон­кретно — «почему же мне именно это интересно», в данном случае актуальность такая, как «я это не знаю и хочу узнать» вполне уместна. Обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения ее научной, социальной и личностной значимости.

Практикум

1 задание. Сформулировать темы, актуальные для молодежи.

На сегодняшний день актуально:

  • Проблемы молодежи (взаимоотношения, субкультуры, спорт, граффити и др. увлечения, образование, гадания, сновидения, мистика, фантастика, нумерология)

  • Экология (влияние человека на окружающую среду, пути решения экологических проблем). Изучение проблем «малой» Родины (школы, микрорайона, города)

  • Социальная экология (наркомания, пивной алкоголизм, энергетические напитки, курительные смеси, психотропные в-ва)

  • Темы, связанные с 55-летним юбилеем города (семейные династии, изучение семейных родословных, предприятия города, история, перспективы, достижения, выдающиеся люди. История НОЦ)

2 задание. Школьница, которая не пьет и не курит, выбрала тему «Пивной алкоголизм среди подростков». В чем актуальность этой тему для нее?

  • Многие мои друзья пьют, и я хотела бы им рассказать о пагубном влиянии пива на организм, предостеречь их.

  • Я хотела бы понять, почему пьют другие.

  • Я не хотела бы, чтобы в моей будущей семье пил муж.

  • Я хотела бы узнать влияет ли пиво на наследственность.

3 задание: определите тему исследования относительной данной проблемы и актуальности.

В настоящее время свинец служит человеку во многих областях его деятельности: в машиностроении, в медицине, в полиграфии и т.д. Однако его перенасыщенность в атмосфере, почве и воде оказывает неблагоприятное влияние на живую природу. Причиной этому может быть близость предприятий по производству свинца.

  • Проблема исследования – перенасыщенность свинца в окружающей среде оказывает неблагоприятное влияние на живую природу.

  • Актуальность исследования - необходимость поиска решения проблемы перенасыщенности свинца в окружающей среде.

  • Варианты тем исследований:

  1. Свинец и его влияние на атмосферу.

  2. Свинец и его влияние на окружающую среду.

  3. География размещения предприятий цветной металлургии.


4 задание. Сформулируйте научную, социальную и личностную значимости по следующей теме работы «Высшая нервная деятельность. Темперамент в структуре личности. Влияние темперамента на выбор профессии»

Варианты ответов.

  • Научная значимость: индивидуальные особенности нервной системы регулируют все функции организма, они являются показателями выраженности профессионально важных качеств и определяют индивидуальный стиль деятельности.

  • Социальная: на успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности.

  • Личностная: очень важно для каждого из нас понимание, что при любых выраженных особенностях нервной системы человек может добиться высокого уровня социальных и профессиональных достижений, но при условии учета своих личностных особенностей.

  • Практическая значимость работы определяется возможностью использования рекомендаций по учёту качеств личности, свойственных людям с различными темпераментами при выборе профессии.


4. Объект отражает ту или иную сторону дей­ствительности. Эта сфера деятельности, данная исследователю до начала работы.

Объект — это где или в какой области мы изучаем.

5. Предмет исследования — это наиболее значимая для нас сторона или свойство объекта, которое подвергается изучению. Предмет — это что именно во взятой облас­ти мы изучаем.

Практикум

1 задание. Найти соответствие

Объект

Предмет

Почва













Дождевые черви













Атмосфера



















Кислотные дожди



6. Цель — представляемое и желаемое буду­щее событие или состояние, идеальное пред­ставление результата нашего действия. С ней сообразуются средства, необходимые для её до­стижения.

  • Цель исследования имеет решающее зна­чение. Это определённая ориентация исследо­вания на теорию или практику. От неё зависит выбор методов Формулирует­ся цель исследования, которая направлена на разрешение проблемы. Для достижения цели определяются задачи исследования, которые могут быть как «пошаговым» достижением цели, так и «подцелями», т.е. аспектами решения про­блемы.

  • Цель - это сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен в ходе Вашего исследования: теоретический и практический.

  • Цель - это конкретный, охарактеризованный качественно, а при возможности и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени.




  • Цель — это то, что мы в исследовании хотим разъяснить. Начинается с глагола: узнать, определить, выделить, выявить, составить, проанализировать, описать, определить, установить.


7. Задачи — поэтапное достижение цели, шаги по достижению цели. Они формулируют требования к анализу проблемы. Могут быть практическими и теоретическими, очень важна субординация задач.

Задачи — это как мы будем достигать цель ис­следования.
Практикум.

Задание 1. Тема работы «Влияние качества пищи на рост и развитие колорадского жука» Сформулировать цель и задачи исследований

Цель - Рассмотреть возможность применения растений для борьбы с колорадским жуком и его личинками.

Задачи:

  1. Познакомиться с биологией колорадского жука;

  2. Узнать об истории распространения колорадского жука в России;

  3. Узнать о существующих мерах борьбы с колорадским жуком;

  4. Провести эксперимент, определяющий чувствительность жука к выбранным растениям;

На основании полученных данных предложить список растений, которые можно эффективно использовать для биологической борьбы с колорадским жуком на приусадебных участка

Задание 2. Тема работы «Экологическая оценка состояния популяции Касатика (Ириса) сибирского, произрастающего на территории ООПТ «Красное Плотбище»

Цель: исследовать особенности биологии, экологии и фитоценологии Касатик (Ирис) сибирский (Iris sibírica L.) на основе собранного материала сделать прогнозы о степени стабильности популяции этого редкого растения.

Задачи:

1. Подобрать и адаптировать существующие методики исследования биологии и экологии популяций редких видов растений.

2. Обнаружить места произрастания ириса сибирского на территории ООПТ «Красное Плотбище»;

3. Подсчитать количество кустов ирисов в популяции, произрастаемых на территории ООПТ;

4. Подсчитать количество генеративных побегов в обнаруженных кустах;

5. Провести статистическую обработку полученных данных, построить вариационную ряд и вариационную кривую.

5. Выполнить морфометрические измерения; сделать выводы о степени угнетения растений.

6. Составить карту произрастания ирисов на исследуемой территории
8. Гипотеза — предположение, предположи­тельное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития исследователь­ской мысли. Научно обоснованное предположение о структуре (социально-психологических) объек­тов, о характере элементов и их связей, образую­щих эти объекты, о механизме их функционирова­ния и развития. Гипотеза это наш предполагаемый ответ на заданный вопрос (проблему).

Гипотезы должны быть всегда проверяемы в хо­де исследования. Они могут быть подтверждены или опровергнуты. Гипотез может быть несколько (подтверждаются или нет), при формулировке используйте «Если…, то…», «Чем…, тем…», «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если…»

Практикум

1. Выдвиньте гипотезы « Почему у кошки язык, как терка?»:

  • Вероятно, что кошка с помощью языка ухаживает за своей шерстью. Язык при этом выполняет роль щетки, поэтому он шершавый.

  • Возможно, язык-терка служит кошкам для удержания пищи в ротовой полости при лакании и слизывании.

2. Выдвиньте гипотезы «Почему гибнет рыба при разливе нефти в морях?»

  • Допустим, что пленка нефти перекрывает растворение атмосферного кислорода в воде, рыба гибнет из-за недостатка кислорода.

  • Возможно, нефть содержит токсичные вещества, которые отравляют рыб.

9. Подбор метод и методик. Метод — способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций прак­тического или теоретического освоения действи­тельности. Это путь познания, который исследо­ватель прокладывает, руководствуясь своей ги­потезой.

Методы и методики — это то, с помощью не­го и как мы будем исследовать.

Очень важно, чтобы методы были доступны для исследователей и возможны для обработки. От того, как будут подобраны методы, как будет составлена из них определённая система (при необходимости), зависят все результаты иссле­дования.

Наблюдение - активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств (приспособления: микроскоп, перископ, лупы, бинокли, подзорные трубы). Регистрация параметров идет без вмешательства человека

Сравнение – установление сходств и различий между процессами и явлениями. Сравнение по наиболее значимым признакам.

Измерение – процедура определения численного значения некоторой величины посредством единиц измерения. Дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.

Эксперимент – предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях.

Анализ – метод, в основе которого лежит процесс разложения предмета на составные части. Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

Методы опроса — устный опрос: интервью, беседа, экспертная оценка. Опрос — приём получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мо­тивах деятельности, мнениях и отношениях, а также метод сбора первичной информации по­средством обращения с вопросами к группе лю­дей. С его помощью добывается событийная (фактическая) информация, сведения о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

В проведении опроса существуют два действу­ющих субъекта:

  1. корреспондент (интервьюер) — исследова­тель, проводящий опрос;

  2. респондент — опрашиваемый человек, отве­чающий на вопросы корреспондента.


Практикум

  1. Задание. Приведите свои примеры




Метод

Пример

1. Наблюдение

  • Узнать, как ведут себя дети на перемене

  • Что делают муравьи перед дождем

2. Сравнение










3.Измерение

  • Масса наземной части растений после внесения удобрений увеличилась с 103 г до 256 г

4. Описание










5. Эксперимент

  • При какой температуре замерзают вода, молоко

  • Как обучить собаку выполнять команду

6. Примеры

  • Полезные ископаемые – уголь, нефть, газ.

  • Природные явления – извержение вулканов, цунами, наводнения.

7. Характеристика




8. Опрос и анкетирование

  • « Табачная эпидемия среди подростков»

  • «Психологический климат в классе»

  • «Интересы учащихся класса»

10. Ход исследованияопределение последовательности и условий проведения исследования.

11. Выводыконкретно сформулированные положения, следующие из результатов проделанной работы. Выводы отвечают на вопросы, поставленные в целях работы. Пишутся четко, лаконично, не требуют обсуждения. Не следует брать выводы, сделанные другими авторами.

    1. оценка степени реализации целей и за­дач проведённого исследования;

    2. частные и общие выводы в соответствии с гипотезой;

    3. осознание теоретической и практической значимости исследования;

    4. конкретное практическое следствие (ре­комендации).

Практикум

Тема

Правильные выводы

Неправильные выводы

«Влияние курения на пищеварение в ротовой полости»

Никотин сигарет убивает ферменты слюны, крахмал в ротовой полости не расщепляется

Необходимо провести цикл лекций в младших классах о вреде курения

«Влияние моющих средств на развитие растений»

Моющие средства отрицательно влияют на развитие растений

Шампунь «Лаванда» нельзя применять для мытья волос

Продукты исследовательской работы - интеллектуальный продукт -текст:

  • Рефераты

  • Рефераты с элементами исследования

  • Исследовательская работа


Формы представления результатов исследовательской работы: стендовый доклад, рецензии к работе, статья на сайт школы, в местную газету, презентации.

Требования к оформлению конкурсного материала

  1. Учебно-исследовательская работа должна иметь:

      1. Титульный лист, на котором обязательно указываются: название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, регион, населенный пункт, название объединения, тема работы, фамилия, имя отчество автора, класс, ФИО руководителя работы, научного консультанта, год выполненной работы;

      2. Содержание (оглавление) перечисляющее нижеупомянутые разделы (номера страниц)

В структуре изложения содержания работы должно быть представлено:

  • Введение, где должны быть четко сформулированы цель и задачи работы, степень изученности проблемы, сделан краткий литературный обзор, обоснована актуальность, практическая значимость исследования, а также указаны место и сроки проведения исследования, при необходимости дана физико-географическая характеристика района исследования и режим хозяйственного использования территории;

  • Методика исследования и материал (описание методики сбора материалов, методы первичной и статистической обработки собранного материала, объем полученных материалов);

  • Результаты исследований и их анализ (обязательно приведение всех численных и фактических данных с анализом результатов их обработки);

  • Выводы, где приводятся краткие формулировки результатов работы, указаны практические рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы;

  • Заключение, где могут быть отмечены лица, принимавшие участие в выполнении и оформлении работы, намечены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы;

  • Список использованной литературы, оформление в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте должны быть ссылки на использованные литературные источники.

2. Фактические и численные данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии могут быть вынесены в конец работы – приложения.

3. Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены и обеспеченны ссылками в тексте работы. Картографический материал должен иметь условные обозначения и масштаб.

Текст должен бить четко напечатан (формат А4, шрифт 14, интервал 1,5). Работа должна быть аккуратно оформлена, страницы пронумерованы и скреплены. Объем работы, не включая приложений, не должен превышать 30 страниц.
Требования к оформлению тезисов работ

Тезисы должны содержать:

  • Название темы работы;

  • Фамилию, имя автора (полностью);

  • Класс;

  • Название учреждения, при котором выполнена работа;

  • Регион, из которого прислана работа;

  • Фамилию, имя, отчества руководителя (полностью).

Далее следует текст тезисов (объемов 1-2 страницы). Текст должен быть четко напечатан. Формат листа А 4, шрифт 14, интервал 1,5.

В тезисах необходимо отразить цель, задачи, методику исследования, основные результаты, полученные в результате исследования, выводы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор разработки: Ирина Васильевна Глыбина, учитель русского языка и литературы мбоу сош №14 (ноц)
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconАвтор: Ихсанова Флюза Фанузовна Координаты
Конспект урока биологии в 9 классе по теме: «Прокариотическая клетка». Провела учитель биологии мбоу сош с. Белогорка
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconСпособствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности
...
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconУрок по русскому языку и информатике в 7 классе. Урок-практикум
Автор разработки: Рамазанова Разия Ровадуновна, учитель русского языка и литературы мбоу «Бузанская сош»
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconСамообразование. Формирование ключевых компетентностей на уроках...
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconГоркун Ирины Владимировны, учителя начальных классов мбоу сош с....
Поиск решения проблемы представляет собой выдвижение и проверку гипотез, что завершается нахождением решения, то есть открытием нового...
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconУрока исследование по биологии 7 класс. На тему: «Развитие животного мира на Земле»
Разработка нестандартного урока исследование по биологии 7 класс. На тему: «Развитие животного мира на Земле». Учитель биологии маоу...
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconАвтор Иванцова Елена, ученица 9 класса Научный руководитель Елисеева...
Цель урока: Выработать навыки установления связи между строением и функциями кожи
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Гажимова Надежда Александровна, учитель биологии, химии мбоу «Кулигинская сош» Кезского района Удмуртской Республики
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconПрактикум исследование Экологическое состояние пришкольного участка, его реконструкция
Введение. Актуальность исследования экологического состояния пришкольного участка
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconИсследование в 5 классе, Басова Жанна Васильевна, учитель музыки мбоу «сош п. Искателей»
«Волшебник и музыкант» (урок-исследование в 5 классе), Басова Жанна Васильевна, учитель музыки мбоу «сош п. Искателей»
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconIt-технологий на уроках биологии в рамках авторского умк
Сорокин Владимир Анатольевич, г. Томск, мбоу академический лицей, учитель биологии
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Емельянова Людмила Ивановна, заведующая эколого –биологической лаборатории, учитель биологии мбоу «сош» №135 имени академика...
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока биологии в 8 классе Автор: Почекина Е. Н., учитель биологии
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового iconПять этапов конструирования логики педагогического исследования
...
Практикум по отработке этапов исследования Автор Н. С. Пархоменко, учитель биологии мбоу сош10 (ноц) Исследование поиск чего-то нового icon«Для чего я изучаю английский язык»
Автор: Таслунова Ольга Михайловна, учитель английского языка. (контактный телефон: 8-38245-21219)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск