Скачать 111.33 Kb.
|
Пархоменко Алла Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №37 с углубленным изучением отдельных предметов г.Ставрополь Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на уроке по подготовке к написанию сжатого изложения должны использоваться и упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах. Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Вспомогательные цели урока:
Задачи урока:
Задача ученика – продемонстрировать следующие умения:
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков. Вид урока: урок по развитию речи. Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос. Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари, на закрытой перед уроком внутренней доске написан эпиграф к уроку: Настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. Е. Замятин. План урока 1. Организационный момент. Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи. 2. Постановка цели и задач урока. Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого изложения — развитие речевых способностей учащихся на примере публицистического текста. Частная цель урока — сократить текст, опираясь на родовидовые отношения и отношения части и целого. Ученику предлагается записать текст в сжатом виде, исключив из него понятия, обозначающие вид, и части целых объектов. Таким образом, текст сжимается за счет употребления понятий, обозначающих род, и целых объектов.
Цель: повторить отличительные черты текста публицистического типа, повторить все приемы сжатия текста, в каких случаях используется тот или иной прием. Учащимся предлагается с помощью раздаточного материала в виде карточек с небольшими текстами повторить приемы сжатия текста. 4. Первичное знакомство с текстом (учитель читает исходный текст для его сжатого изложения). Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста. 5. Языковой анализ текста. Цель: дать толкование непонятных ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь. 6. Орфографическая работа с текстом. Цель: указать на правописание «трудных» слов, а также имен собственных. Учащимся предлагается записать слова из текста, подобрать слова с такими же орфограммами, произвести морфемный разбор некоторых слов.
Цель: обратить внимание учащихся на пунктуацию в сложных предложениях. Учащимся предлагается провести пунктуационный разбор предложений из текста.
Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного. Учащиеся должны написать изложение с использованием приемов сжатия, о которых велась речь на уроке. 9. Само- и взаимопроверка. Цель: дать возможность учащимся проверить и критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу — одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения. Учащимся предлагается обменяться своими работами, указать на ошибки, затем самостоятельно проанализировать свою работу.
Цель: обозначить недопонятые учащимися моменты урока для закрепления их на последующих уроках.
Цель: обеспечить правильное понимание задания для домашней работы. Ход урока
Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете, это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.
Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока: Сжатое изложение публицистического текста. Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока. (Учащиеся сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока.)
Ребята, сформулируйте проблемные вопросы по данной теме: нам предстоит пройти ГИА, которая состоит из 3 частей, первая часть работы –написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля. (Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста использовать?) Вспомним, что такое публицистика? (Литература по общественно – политическим вопросам современности) Назовите характерные стилевые черты публицистики. (Воздействие на умы, сердца людей, призывность, убедительность. Авторская позиция) А какие языковые средства характерны для публицистического стиля? (Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера.) Какие жанры публицистики вам известны? (Статья, репортаж, интервью, заметка) С одной из таких статей сегодня мы познакомимся на уроке. А что значит сжать текст? Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.) Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения? Обсуждение. (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.) Повторим приемы сжатия текста. (1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности. 2. Обобщение. Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.) 3. Фронтальная работа. А сейчас мы немного потренируемся. Поработаем над приемами сжатия текста. Обратите внимание на карточки с небольшими текстами перед вами. Попробуем применить прием исключения к текстам 1,2 и 3. (Учащиеся, по выбору учителя, вслух рассуждают, как произвести исключение подробностей в предложенных текстах.) В тексте 4 и 5 нужно использовать прием обобщения. (Учащиеся, по выбору учителя, вслух рассуждают, как произвести обобщение в текстах.)
Ребята, посмотрите на доску, здесь вы видите слова замечательного русского писателя Е. Замятина, которые служат эпиграфом к нашему уроку. Прочитайте эти строки и подумайте, о чем будет текст, над которым мы будем сегодня работать? (Учащиеся читают эпиграф. Затем учитель вслух выразительно читает его еще раз. Учащиеся высказывают свои предположения о тексте: текст на литературную тему.)
У каждого из вас на столе лежит исходный текст для сжатия. Может быть, кто - то уже готов приступить к сжатию текста? Мне нужна группа из трех человек для работы самостоятельно. Три человека (желающие) получают лист с инструкцией написания сжатого изложения.
Учитель вслух читает исходный текст. Определяется тема текста, основная мысль, тип текста, стиль. (Тема – «еретичество» в литературе. Основная мысль текста отражена в эпиграфе к уроку. Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический. Кратко повторяем признаки типа текста-рассуждения: тезис – аргументы – вывод.)
Методическая литература, использованная для разработки урока:
Приложение: 1. Инструкция для учащихся «Как писать сжатое изложение»
Карточки с текстами на отработку приема «Исключение» 1. Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, - безнадежные люди.
Карточки с текстами на отработку приема «Обобщение»
Статья - исходный текст для сжатия О «еретичестве» в литературе По Е. Замятину, только писатели – «еретики», бунтари, нарушители сложившихся канонов могут сказать новое слово в литературе. Их произведения были неприемлемыми для современников, им «не везло» с критикой, и, например, из 301 рецензии, хранившейся в архиве М. Булгакова, ругательными были 298. Своя доля яростной критики досталась и другим авторам, о художественных текстах которых идет здесь речь. В тревожный для отечественной литературы 1921 год, когда умер А. Блок, был расстрелян Н. Гумилёв, когда новой – советской – цензурой была запрещена свобода слова и становилась проблематичной сама возможность художественного творчества, Е. Замятин в статье «Я боюсь» публично заявил: «Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее – ее прошлое». Это предупреждение в то время прозвучало как еретическое, противоречащее официальной точке зрения, прозвучало диссонансом в общем хоре голосов «исполнительных чиновников». Время подтвердило, что писатель, к сожалению, оказался и прав в своей тревоге, и в то же время, к счастью, не прав в своем пророчестве: мы теперь можем сказать, что русская литература ХХ века состоялась как новая великая литературная эпоха в истории отечественной словесности. Достаточно назвать ряд блестящих имен, вызвавших в прошедшем столетии интерес во всем мире: И. Бунин и М. Горький, М. Шолохов и М. Булгаков, Е. Замятин и Б. Пильняк, Б. Пастернак и М. Цветаева, В. Шаламов и А. Солженицын… Однако мы знаем также, что создавалась эта великая литература – новая отечественная классика – не благодаря, а вопреки обстоятельствам, мы знаем, что ее питал трагический опыт отечественной истории, тревога за судьбу человека, человечества в условиях мировых катастроф ХХ века. Ныне всемирно известные произведения долгое время ждали своего часа в архивах отнюдь не писательских, многие писатели были репрессированы и только недавно были возвращены в ряд мастеров художественного слова. К. ф. н. В. П. Крючков. |
Урок по орксэ (учитель Церцек Н. П.) Тема: Нравственный поступок Цель: формирование представлений у младших школьников о «нравственном поступке», способствовать развитию у детей чувства самооценки,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Способствовать формированию умения контролировать и оценивать свои действия во время работы в группах и в парах | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данное мероприятие проводится в 5-7 классах. На уроке создается атмосфера творчества, условия для совершенствования навыков монологической... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивающие: развивать визуальную, и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса.... | ||
Урок по физике в 7-б классе «Скорость в нашей жизни» Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Самостоятельно оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: способствовать развитию умения обобщать знания; формировать умения употреблять глаголы в речи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся, развитию речи. Способствовать развитию навыков работы с учебником и... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Способствовать обогащению словаря, совершенствованию техники чтения. Способствовать формированию умения работать со словарём; развитию... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программное содержание: Развивать внимание, память, воображение, способствовать развитию умения ориентироваться в пространстве и... | ||
2012 пояснительная записка Содержание программы способствует развитию коммуникативной компетенции школьников, обогащению лексического запаса, развитию умения... | Внеклассное мероприятие по биологии в 9 (8) классе Цель игры: способствовать развитию умений учащихся применять на практике, полученные на уроках знания; развивать интерес к предмету;... | ||
Решение уравнений. Учитель математики: Пивоварова Т. Ю Способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы | Тема: «Моделирование прямой юбки» Обеспечить усвоение учащимися приемов моделирования прямой юбки, обучить выполнять задания по образцу, переносить знания и умения... |