Скачать 68.38 Kb.
|
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7 Водородный показатель. Гидролиз солей. 1. Разделы теоретического курса для повторения. Диссоциация воды. Константа диссоциации воды. Ионное произведение воды. Нейтральная, кислая и щелочная среда. Водородный показатель. Гидроксильный показатель. Активность ионов, коэффициент активности. Индикаторы. Окраска наиболее распространенных индикаторов в различных средах. Колориметрические и потенциометрические методы определения реакции среды. Сольволиз. Гидролиз. Гидролиз солей. Типичные случаи гидролиза солей. Степень гидролиза и константа гидролиза. Связь констант гидролиза солей с константами диссоциации слабых электролитов, образующих эти соли. Влияние температуры и концентрации на степень гидролиза. Смещение равновесия процесса гидролиза. Ступенчатый гидролиз. Случаи необратимого гидролиза. 2. Вопросы и упражнения.
[H+] = 4,5 ∙ 10-9 моль/л; [OH-] = ?; pH = ?; pOH= ? [OH-] = 10-12 моль/л; [H+] = ?; pH = ?; pOH= ? pH=2; [H+]= ?; [OH-]= ?; pOH= ? 2. Водородный показатель среды в растворе гидроксида натрия равен 11. Чему равна масса в граммах гидроксида натрия, которая содержится в растворе этого вещества объемом 5 л? Коэффициент активности примите равным 1. 3. Какую реакцию среды имеют растворы приведенных ниже солей: Na2SO4, CuCl2, K2S, NaBr? Составьте уравнения реакций гидролиза в молекулярной и ионно-молекулярной формах. 4. Даны растворы карбоната натрия и гидрокарбоната натрия одинаковой концентрации. Реакция среды в растворе какой из солей будет характеризоваться большим значением рН? Для мотивированного ответа рассчитайте величины констант гидролиза этих солей. 3. Экспериментальная часть. 1. Определение реакции среды колориметрическим методом. а) Определение реакции среды с помощью растворов индикаторов. В отдельные пробирки поместите разбавленные растворы хлороводородной кислоты, гидроксида натрия, карбоната натрия и сульфата алюминия. Испытайте реакцию среды в этих растворах сначала с помощью раствора индикатора фенолфталеин, а затем и раствора индикатора метилоранж. По окраске индикаторов определите реакцию среды в исследуемых растворах. Чем вызвано нарушение ионного равновесия воды в растворах карбоната натрия и хлорида алюминия? Напишите уравнения процессов диссоциации в растворах для хлороводородной кислоты и гидроксида натрия. Напишите уравнения реакций гидролиза карбоната натрия и хлорида алюминия в молекулярной и ионно-молекулярной формах. б) Определение реакции среды с помощью универсальной индикаторной бумаги. По капле испытуемых растворов нанесите на отдельные полоски универсальной индикаторной бумаги и, по прилагаемой на упаковке индикаторной бумаги цветной шкале, определите величину рН среды. С какой точностью можно определить зачение рН среды с помощью примененной вами индикаторной бумаги? Результаты испытаний (опыты 1а и 1б оформите в виде таблицы 1). Таблица 1. Определение реакции среды и величины водородного показателя среды некоторых растворов колориметрическим методом.
2. Определение рН среды потенциометрическим методом. (Подготовка прибора к работе осуществляется лаборантом) Получите у преподавателя задание и, в соответствии с приведенным ниже порядком, проведите измерения величины рН среды в предлагаемых растворах потенциометрическим методом с использованием рН-метра. Результаты, полученные при определении рН среды потенциометрическим методом, занесите в лабораторный журнал. Порядок измерения величины рН растворов. 1. В чистый стаканчик (объем 50 мл) налейте 20-25 мл исследуемого раствора в соответствии с заданием. 2. Промойте электроды дистиллированной водой из промывалки над кристаллизатором, а остатки влаги удалите фильтровальной бумагой. 3. Погрузите электроды в исследуемый раствор. 4. В соответствии с указаниями лаборанта определите через 1-2 минуты точное значение искомой величины рН (с точностью до сотых). 5. По окончании измерений электроды должны находиться погруженными в воду или 0,1 н. раствор соляной кислоты 3. Влияние разбавления на глубину протекания процесса гидролиза реакции гидролиза В пробирку налейте раствор нитрата висмута Bi(NO3)3 и постепенно разбавляйте его водой до выпадения осадка. Добавьте в пробирку с выпавшим осадком несколько капель концентрированной азотной кислоты. Что происходит с осадком? Напишите уравнения реакции гидролиза соли в молекулярной и ионно-молекулярной формах, учитывая, что в разбавленном растворе гидролиз нитрата висмута идет по третьей ступени с образованием нерастворимого в воде гидроксида висмута (III). Запишите наблюдения. Объясните, почему при добавлении одноименной кислоты происходит растворение осадка. 4. Влияние температуры раствора на процесс гидролиза. В пробирку налейте раствор ацетата натрия и добавьте 1-2 капли раствора индикатора фенолфталеин. Изменился ли цвет раствора? При каких значениях рН среды фенолфталеин бесцветен? (Для ответа воспользуйтесь понятием «интервал перехода окраски индикатора» и данными таблицы 2 данной работы). Полученный раствор нагрейте до кипения. Наблюдайте появление розовой окраски. Пробирку с горячим раствором охладите водопроводной водой под краном. Что наблюдается? Объясните наблюдаемые явления. Напишите уравнение реакции гидролиза раствора ацетата натрия в молекулярной и ионно-молекулярной формах. Сделайте вывод о влиянии нагревания раствора на протекание процесса гидролиза. 5. Взаимное усиление гидролиза. В пробирку налейте 3-5 капель раствора сульфата алюминия. Какую реакцию среды имеет водный раствор этого вещества? Добавьте к имеющемуся раствору такой же объем раствора карбоната натрия. Какую реакцию среды имеет водный раствор карбоната натрия? После смешивания растворов наблюдайте образование белого осадка гидроксида алюминия и выделение пузырьков углекислого газа. Напишите уравнение реакции, приводящей к образованию вышеуказанных продуктов. Запишите наблюдение. Объясните взаимное усиление реакций гидролиза при смешивании солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой и слабым основанием и сильной кислотой. 6. Растворение активного металла в продуктах гидролиза. В пробирку налейте раствор сульфата меди. Какую реакцию среды имеет водный раствор этого вещества? Добавьте в раствор гранулу металлического цинка. Пробирку не встряхивайте! Через 2-3 минуты можно заметить на поверхности цинка выделение металлической меди и образование пузырьков водорода. Запишите наблюдения. Протеканием каких реакций можно объяснить выделение водорода? Напишите уравнения реакций:
Таблица 2 Интервалы перехода окраски некоторых индикаторов.
|
Урока по химии для учащихся 9 класса Тема урока: «Гидролиз солей» Способствовать формированию у учащихся понятия «гидролиз», умения писать краткие ионные уравнения реакций гидролиза | Урок-практикум по химии 9 класс Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли «Гидролиз солей. Реакция среды при гидролизе соли»; закрепить теоретические представления о возможности протекания гидролиза и определении... | ||
Урок по химии: «Гидролиз неорганических солей» (11 класс) В результате проведенного занятия учащиеся должны уметь определять возможность гидролиза неорганических солей, составлять уравнения... | «Гидролиз солей», проведенный в форме проблемно поискового Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования | ||
Урок по теме «Гидролиз солей» Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм | Тема: Теории кислот и оснований. Водородный показатель. Расчет и измерение pH ... | ||
План-конспект урока в 9-м классе на тему "Гидролиз солей" Образовательное учреждения: моу «Кисловская сош», Томского района, Томской области | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы познакомились с необратимым гидролизом бинарных соединений, повторили, как подвергаются гидролизу органические вещества, провели... | ||
Лабораторная работа № Лабораторная работа №1. Изучение основных возможностей программного продукта Яндекс. Сервер. Установка окружения, установка и настройка... | Биология 7 класс Отдел Настоящие Грибы. Лабораторная работа №1 «Строение плесневого гриба мукора». Лабораторная работа №2 «Строение дрожжей» | ||
Урока химии в 7(8) классе Тема: Состав и свойства солей. Соли в природе... Оборудование: учебник, схема-опора (маршрутный лист), карточки с формулами солей, образцы некоторых солей | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная тема изучается в курсе средней школы на уроках природоведения, биологии, географии, экологии, физики, химии. В химии при изучении... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели и задачи: Повторить и обобщить знания по изученному разделу. Чтобы в последующих классах вам было легче изучать следующие темы:... | Лабораторная работа «Устройство микроскопа, приёмы пользования им.... Строение растительной клетки. Лабораторная работа «Устройство микроскопа, приёмы пользования им. Клеточное строение растений» | ||
Перечень электронных образовательных ресурсов, разработанных учителем... Увеличительные приборы. Строение светового микроскопа и правила работы с ним. Лабораторная работа «Приготовление препарата клеток... | Лабораторная работа Введение в табличный процессор ms excel’2007... Изменять число рабочих листов можно через опцию Office (в левом верхнем углу экрана), кнопку Параметры Excel, опцию Основные, опцию... |