Скачать 79.71 Kb.
|
«Этот удивительный симметричный мир» разработала группа учителей математики (слушателей проблемных курсов ООИПКРО): Забарова Е.А., Иванова В.И., Ильина С.Ю., Полоненко А.В., Солодовникова С.Ф., Тарасова Н.Н., Тимина Н.Н., Ягофарова Г.М. Пояснительная записка В гармонии, соперник мой, Был шум лесов иль вихрь буйный, Иль иволги напев живой, Иль ночью моря гул глухой, Иль шепот речки тихоструйной. А.С.Пушкин Курс по выбору для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящен одной из интереснейших тем математики - симметрии. Геометрические преобразования – тема школьного курса геометрии, которая застывшие формы геометрических фигур позволяет сделать динамичными. Одним из недостатков упражнений школьного курса математики является их однофункциональность. Часто они направлены на достижение одной цели, выполняют одну функцию (освоение введенных понятий, закрепление способов действий). Между тем необходимо учитывать интересы школьников, их предпочтения и вводить в процесс обучения упражнения, которые включают учеников в осмысленную, продуктивную деятельность. В каждом классе есть много учеников – «гуманитариев», которым интересны приложения математики, применение ее элементов в искусстве, архитектуре, дизайне и т.д. Их привлекает конкретная деятельность с интересными для них объектами. Им доставляет огромное удовольствие занятия геометрическими играми, упражнениями, т.е. буквально все, что связано с геометрией (рисование, конструирование, лепка и т.д.). Материал данного курса отобран в соответствии с общими целями образования и помогает учащимся овладеть системой знаний и умений для дальнейшего формирования ценностных ориентаций, а также помогает осознанно выбрать дальнейший профиль обучения. Темы курса предусматривают организацию творческой деятельности, результаты которой могут войти в «портфель» достижений учащихся. Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью диагностирования. Цель курса: способствовать самоопределению школьников относительно направления дальнейшего профилирования, включить математику в сферу познавательных интересов учащихся. Задачи курса: - показать красоту математики как безусловную и несомненную реальность; - дать ученику возможность реализовать свой интерес к предмету; - уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет (математику) на повышенном уровне; - создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профиля; - расширить представления учащихся о сферах применения математики(не только в естественных науках, но и в такой области гуманитарной сферы деятельности, как искусство); - расширить общекультурный кругозор учащихся посредством знакомства их с лучшими образцами произведений искусства. В программе предусмотрена вариативность в преподавании курса. К подобранному обязательному материалу можно подключить в процессе занятий большой объем информации, черпаемой из различных информационных ресурсов (в том числе Интернет). Курс рассчитан на 8 часов. Основные принципы курса: - систематичность; - воспитывающий и обучающий характер; - доступность; - индивидуальность; - дифференциация; - учет уровня развития интересов учащихся. Методы реализации принципов: - тестирование; - беседа; - наблюдение; - моделирование; - работа в творческой мастерской; - работа со справочной литературой. Механизм реализации программы: I. Подготовительный этап: - утверждение курса; - «рождение коллектива»; - родительское собрание по знакомству с программой; - входная диагностика. II. Основной этап: - изучение основ курса по плану; - изучение справочной литературы; - выполнение практических и творческих работ. III. Заключительный этап: Разработка проекта творческих мастерских с защитой каждого проекта. Выдвижение лучших работ на районные или областные конференции. Ожидаемый результатВ ходе изучения курса учащиеся должны: - получить представление о сферах применения математики не только в естественных науках, но и в такой области гуманитарной сферы деятельности, как искусство; - сформировать познавательные интересы и общеучебные умения учащихся. Инструментарий для оценивания результатов: - тестирование; - беседа; - наблюдение. Учебно-тематическое планирование
Содержание курса 1. Введение. Математические основы законов красоты в окружающем нас мире. Эстетическое содержание математики: абстрактность, единство частей, совершенство языка. Математика в технической эстетике, стандартизации и квалиметрии:
2. Симметрия и ее виды. Симметрия в природе живой и неживой. Симметрия в мире растений; в мире животных, насекомых, птиц. Асимметрия. Симметрия в кристаллах, технике, архитектуре. Симметрия и стили. Русский классический стиль. Стили: готический, Возрождения, барокко и др. Зеркальная симметрия. Объект и его зазеркальный двойник. Зеркальная симметрия (левая и правая). Поворотная симметрия. Зеркально-поворотная симметрия. Переносная симметрия (трансляционная). Виды симметрий (косая, квадратная, прямоугольная, ромбическая). Орнаменты и бордюры. Построение орнаментов и бордюров. 7 типов бордюров. 3. Творческая мастерская. Творческие отчеты в виде проекта (фотоальбом, выставка). Методические рекомендации1 занятие. Учащимся сообщается цель и значение курса. На лекционном занятии рекомендуется остановиться на определении эстетики как науки о прекрасном и показать эстетический элемент в математике – реальная вещь. 2 и 3 занятия рекомендуется провести в форме семинаров по группам. Цель занятий: активизация познавательных интересов учащихся посредством сотрудничества ученика и учителя. Группам даются примерные задания: симметрия растений, симметрия кристаллов, симметрия в архитектуре. На семинарских занятиях дети защищают свои работы в виде проекта, реферата и т.д. 4, 5 и 6 занятия предлагается провести как практические по группам, для выработки навыков исследовательской и практической деятельности по математике. 7 и 8 занятия – практические работы: рефераты, модели, рисунки, лепки, фотоальбомы. Примерные задания для исследовательской работы Нарисуйте какие-нибудь бордюры, используя в качестве трафарета буквы русского или латинского алфавита. Гуляя по улицам, найдите и зарисуйте различные бордюры на зданиях, в переходах, в оформлении изгородей и т.д. По предложенному образцу (см. приложение) провести исследование и определить, где применяется симметрия, какого вида в готическом стиле. Нарисуйте орнамент в круге, нарисуйте свою «готическую» розу. Перечень рекомендуемой литературы
Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся. М.: МИФОС, 1995 |
Конспект урока ( Этот удивительно симметричный мир) Цель урока Цель урока: формирование умений применять понятие симметрии в различных областях науки и жизни, сформировать навыки построения симметричных... | Исследовательская работа «этот удивительный мир. Необычные цветы кактусы» Работу Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Погружение» учащихся в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «погружение» в удивительный мир сказочника, вживание в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства | ||
Тематическое планирование № темы Тема Количество часов «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | ||
Н. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд... С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа... | Пояснительная записка Вокруг ребёнка мир, полон радостных открытий... Рабочие программы разработаны на основе программы учебно-методического комплекса «Вокруг тебя Мир…» 5-8 кл авторы И. Бурж. К. Сухарев-Дериваз,... | ||
Тема урока: «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными... «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | И. Клюкин Удивительный мир звука Они сопровождаются интереснейшими физическими и иногда физиологическими явлениями | ||
Центральное окружное управление образования департамента образования... «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | 1. Приготовьте для ребенка мелок, один лист черного картона, два... До того, как мир был сотворен, не было абсолютно ничего. Этот лист черного картона выглядит, как ничто (покажите детям). Затем Бог... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Удивительный этот дом – школа. Здесь все перемешалось: детство и зрелость, наука и искусство, мечты и реальность. Школа живет своей,... | Конспект урока литературы в 5 классе Тема урока: «Где ты, Андерсен,... «погружение» в удивительный мир сказочника, «вживание» в созданный автором мир, приобщение к «секретам» авторского мастерства; закрепление... | ||
Тема: «удивительный мир пчел» ... | Реферат 10 лекарств, изменивших мир Почему именно этот лекарственный препарат можно называть «лекарство, изменившее мир» |