Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8
с углубленным изучением отдельных предметов
Принято
на заседании
педагогического совета
от 28.08.14 № 1
| Утверждено
приказом директора школы
от _8.09.14 № 520С
| Рабочая программа
индивидуальных и групповых занятий
«Решение задач повышенной трудности»
для 10б класса
Учитель: Боровинская Д. А.
г. Кстово
2014 г.
Пояснительная записка Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Наряду с решением основной задачи изучения математики данная программа индивидуальных и групповых занятий предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
Структура экзаменационной работы требует от учащихся не только знаний на базовом уровне, но и умений выполнять задания повышенной и высокой сложности. В рамках урока не всегда возможно рассмотреть подобные задания, поэтому индивидуальные и групповые занятия позволяют решить эту задачу.
Преподавание занятий строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности – повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.
Особая установка данного курса – целенаправленная подготовка ребят к новой форме аттестации - ЕГЭ. Поэтому преподавание индивидуальных и групповых занятий обеспечивает систематизацию знаний и усовершенствование умений учащихся на уровне, требуемом при проведении такого экзамена. Проверка знаний проводится в тестовом режиме, в соответствии с формой проведения ЕГЭ.
Цель курса:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
Задача: развивать потенциальные творческие способности каждого слушателя факультатива, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала.
Содержание занятий Программа курса рассчитана на два года обучения (10 – 11 классы) и содержит следующие темы:
«Алгебраические выражения» (14 часов):
Преобразования числовых и алгебраических выражений, степень с действительным показателем; преобразования рациональных выражений; освобождение от иррациональности в знаменателе; логарифм и его свойства.
«Уравнения и системы уравнений» (14 часов):
решение уравнений, общие положения, замена неизвестного, приемы решения уравнений;
иррациональные уравнения; показательные и логарифмические уравнения; уравнения, содержащие модуль; уравнения с параметром.
«Неравенства» - 10 часов:
Метод интервалов; показательные и иррациональные неравенства; неравенства, содержащие модуль, неравенства с параметром.
«Функции» - 14 часов:
Построение графиков элементарных функций; графики функций, связанных с модулем; тригонометрические функции; гармонические колебания; обратные тригонометрические функции.
«Производная и ее применение» - 16 часов.
Вторая производная, ее механический смысл; применение производной к исследованию функций; отыскание наибольшего наименьшего значения функции; вычисление площадей с помощью интеграла; использование интеграла в физических задачах.
Знания и умения В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:
проводить тождественные преобразования иррациональных, показательных, логарифмических и тригонометрических выражений.
решать иррациональные, логарифмические и тригонометрические уравнения и неравенства.
решать системы уравнений изученными методами.
строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы.
применять аппарат математического анализа к решению задач.
применять основные методы геометрии (проектирования, преобразований, векторный, координатный) к решению геометрических задач.
Для реализации программы занятий используются лекции, семинары, практикумы по решению задач.
Для получения информации об уровне усвоения данного курса слушателям предлагается написание рефератов, подготовка сообщений на следующие темы:
«Обобщенный метод интервалов»;
«Использование интеграла в физических задачах»;
«Гармонические колебания»;
«Обратные тригонометрические функции», а также выполнение тестовых заданий (два раза в год), один из которых итоговый по курсу.
Планирование индивидуальных и групповых занятий по теме
«Решение задач повышенной трудности по алгебре и геометрии»
в 10 классе
1 час в неделю
Содержание материала
| Количество часов
| Алгебраические выражения
| 7
| Преобразования числовых и алгебраических выражений
| 2
| Степень с целым показателем
| 2
| Преобразования рациональных выражений
| 2
| Тест
| 1
| Уравнения и системы уравнений
| 7
| Решение уравнений, общие положения, замена неизвестного, приемы решения уравнений
| 2
| Уравнения, содержащие модуль
| 2
| Решение уравнений, содержащих параметры
| 2
| тест
| 1
| Неравенства
| 5
| Метод интервалов
| 2
| Неравенства, содержащие модуль
| 2
| Тест
| 1
| Функции
| 7
| Построение графиков элементарных функций
| 2
| Графики функций, связанных с модулем
| 2
| Тригонометрические функции
| 2
| Итоговый тест
| 1
| Производная и её применение
| 8
| Вторая производная, ее механический смысл
| 2
| Применение производной к исследованию функций
| 3
| Отыскание наибольшего и наименьшего значений функции
| 2
| Тест
| 1
|
Итого: 34 часа
Планирование индивидуальных и групповых занятий по теме
«Решение задач повышенной трудности по алгебре и геометрии»
в 11 классе
1 час в неделю
Содержание материала
| Количество часов
| Алгебраические выражения
| 7
| Освобождение от иррациональности в знаменателе
| 2
| Логарифм и его свойства
| 2
| Преобразование выражений с использованием основного логарифмического тождества и свойств логарифма
| 2
| тест
| 1
| Уравнения и системы уравнений
| 7
| Решение иррациональных уравнений
| 2
| Показательные уравнения
| 2
| Системы уравнений
| 2
| Тест
| 1
| Неравенства
| 6
| Иррациональные неравенства
| 2
| Неравенства с параметром
| 1
| Показательные неравенства
| 2
| Тест
| 1
| Функции
| 7
| Гармонические колебания
| 2
| Обратные тригонометрические функции
| 4
| Тест
| 1
| Интеграл и его применение
| 7
| Вычисление площадей с помощью интеграла
| 4
| Использование интеграла в физических задачах
| 2
| Тест
| 1
|
Итого: 34 часа
Контроль знаний (тесты по ключевым темам) Корень: решение уравнений Тест 1
1
Ответы:
Тест 2
5
Ответы:
Тест 3
3
Ответы:
Тест 4
5
Ответы:
Тест 5
4
Ответы:
Степень: решение уравнений
Тест 1
5
Ответы:
Тест 2
5
Ответы:
Тест 3
3
Ответы:
Тест 4
2
Ответы:
Тест 5
8
Ответы:
Вычисление логарифмов Тест 1
4
Ответы:
Тест 2
9
Ответы:
Тест 3
4
Ответы:
Тест 4
4
Ответы:
Тест 5
5
Ответы:
Логарифмические выражения Тест 1
5
Ответы:
Тест 2
5
Ответы:
Тест 3
9
Ответы:
Тест 4
1
Ответы:
Тест 5
7
Ответы:
Логарифмические уравнения Тест 1
6
Ответы:
Тест 2
5
Ответы:
Тест 3
4
Ответы:
Тест 4
5
Ответы:
Тест 5
4
Ответы:
Логарифмические неравенства Тест 1
4
Ответы:
Тест 2
7
Ответы:
Тест 3
8
Ответы:
Тест 4
6
Ответы:
Тест 5
3
Ответы:
Решение тригонометрических уравнений Тест 1 8
Ответы:
Тест 2 7
Ответы:
Тест 3 2
Ответы:
Тест 4 4
Ответы:
Тест 5 4
Ответы:
Тригонометрические уравнения на интервале Тест 1 2 Ответы: Тест 24
Ответы:
Тест 3
5
Ответы:
Тест 4
7
Ответы:
Тест 5
7
Ответы:
Тригонометрические неравенства Тест 14
Ответы:
Тест 26
Ответы:
Тест 35
Ответы:
Тест 42
Ответы:
Тест 55
Ответы:
Наибольшее и наименьшее значение функции
на интервале Тест 1
1
Ответы:
Тест 2
3
Ответы:
Тест 3
3
Ответы:
Тест 4
5
Ответы:
Первообразная алгебраических функций Тест 1 Ответы:
Тест 2
Ответы:
Тест 3
Ответы:
Тест 4
Ответы:
Тест 5
Ответы:
Литература. Башмаков М.И. «Алгебра и начала анализа». Москва. «Просвещение». 1992 г.
Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач. 10 кл.». Москва. «Просвещение» 1990 год.
Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике. Решение задач. 11 кл» Москва. «Просвещение». 1991 год.
Вавилов В.В., Мельников И.И. «Задачи по математике. Уравнения и неравенства». Справочное пособие. Издательство «Наука» 1988 год.
Сканови М.И. «Полный сборник решений задач для поступающих в ВУЗы». Москва. «Альянс – В». 1999 год.
Сканави М.И. «Сборник задач по математике», «Высшая школа» 1973 год.
«Сборник задач для проведения письменного экзамена по математике за курс средней школы».
Дорофеев Г.В. ЕГЭ 2007-2008. Математика. Суперрепетитор. М.: Эксмо,2007.
Математика: ЕГЭ 2007-2008: реальные варианты. М.: АСТ: Астрель, 2007. (Федеральный институт педагогических измерений).
Рязановский А.Р., Мирошин В.В. Математика. Решение задач повышенной сложности. М.: Интеллект-Центр, 2007.
Учебно-методическая газета «Математика», приложение к газете «Первое сентября».
|