Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности»





Скачать 160.02 Kb.
НазваниеПрограмма спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности»
Дата публикации25.04.2015
Размер160.02 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
100-bal.ru > Математика > Программа спецкурса

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

_________ Т.Н.Морозова

Протокол №________

«___» ______ 201__г.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР

_________ Л.И.Багаутдинова
«___» _______ 201_ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №11»

_________А.Ю. Огородова

Приказ №_____________

«____» _________ 201_г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан


ПРОГРАММА

Спецкурса по математике

«Решение задач повышенной сложности»
на 2013 - 2014учебный год


Составитель:

учитель

Галиуллина Лилия Нафисовна

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №__________от

«____»___________201 г.

г. Нижнекамск

2013 – 2014 учебный год


,

Пояснительная записка

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Принята соответствующая концепция, разработан проект базисного плана.

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования сформулированы цели профильного обучения среди которых создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цели необходимо использовать модель обучения, при которой профильность достигается за счет различных учебных курсов, в том числе и кружковой работы.

Спецкурс «Решение задач повышенной сложности» рассчитан на 2 часа в неделю, всего 68 часов за год. Посещают его учащиеся 9-х классов. Программа спецкурса реализуется в течение одного учебного года.

Предполагаемый спецкурс является развитием ранее приобретенных программных знаний, дополняет базовую программу, не разрушая ее целостности, расширяет и углубляет знания учащихся, является преемственностью между школой и ВУЗом. В программе спецкурса рассматриваются задачи с параметрами, которые являются непривычными, сложными для многих. Они представляют сложность в логическом, техническом и психологическом плане.

Актуальность:

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся.

Задачи с параметрами - это материал для настоящей учебно-исследовательской работы.

Задача спецкурса:

Привлечь внимание учеников к этим задачам, привить вкус к решению задач с параметрами. Выработать прочные навыки решения. Закрепить навыки решения задач с параметрами.

Развивающая:

Развивать способность к исследованию, пониманию закономерностей. Развивать навыки анализа конкретного случая на основе известных общих свойств объекта. Развивать познавательную деятельность. Формировать логическое мышление и математическую культуру.

Образовательная:

Сформировать представление о задачах с параметрами. Формировать умение решать уравнения и неравенства с параметрами. Выработать навыки решения базовых видов задач с параметрами. Отработать приемы решения различных задач с параметрами. Формировать осознанный подход к решению задач.

Воспитательная:

Формировать основы научного мировоззрения, нравственные качества, навыки общения. Воспитать уверенность, трудоспособность.

Знание, умения, навыки

Знание:

Сформировать понятия: параметр, задача с параметром. Сформировать методы решения базовых видов задач с параметрами (линейное уравнение, квадратное уравнение, линейное неравенство). Сформировать алгоритмический подход к решению задач с параметрами.

Умения:

Точно, сжато выражать математическую мысль в устном и письменном изложении, использовать символику. Уверенно владеть знаниями и применять их к решению задач.

Навыки:

Уметь анализировать, систематизировать, объединять рассматриваемые задачи. Уметь решать линейные уравнения, неравенства, квадратные уравнения с параметрами. Уметь писать рефераты, доклады, оформлять их.

В процессе изучения материала предполагаются различные формы обучения: лекции, беседы, индивидуальная работа, групповая, взаимное обучение.

Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:

- самостоятельная работа;

- итоговый контроль.

Итоговый контроль предусматривает:

- собеседование;

- написание реферата;

- защита проекта.

Показателем эффективности обучения следует считать повышающийся интерес к математике, творческая активность и результативность учащихся.

Учебно – тематический план

Решение задач с параметрами” (68 часов)

 №

Тема

Кол-во часов

1

Понятие о задачах с параметрами

2

2

Первое знакомство с параметрами в уравнении

2

3

Основные понятия уравнений с параметрами

2

4

Алгоритм решения линейных уравнений с параметрами

2

5

Решение линейных уравнений с параметрами

4

6

Уравнения с параметрами (первой степени)

4

7

Уравнения с параметрами (второй степени)

4

8

Квадратные уравнения с параметрами

2

9

Алгоритм решения квадратных уравнений с параметрами

2

10

Количество корней квадратных уравнений с параметрами

2

11

Задачи на расположение корней квадратного трехчлена

2

12

Рациональные уравнения с параметрами

4

13


Графические приемы при решении

4

14

Свойства квадратичной функции

2

15

Алгоритм решения линейных неравенств с параметрами

2

16

Решение неравенств с параметрами

4

17

Неравенства с параметрами (второй степени)

2

18

Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем

2

19

Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями

4

20

Нестандартные задачи

4

21

Решение комбинированных задач на использование различных свойств и методов

4

22

Нетрадиционные задачи с параметрами

4

23

Разработка и защита индивидуальных проектов

4



Содержание программы

  1. Понятие о задачах с параметрами

Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметрам.
Решение простейших уравнений с параметрами вида

Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру. К необычной форме ответов при решении уравнений.

  1. Решение линейных уравнений (и уравнений приводимых к линейным), содержащих параметр.

  • Основные понятия уравнений с параметрами

  • Алгоритм решения линейных уравнений с параметрами

  • Решение линейных уравнений с параметрами

  • Уравнения с параметрами (первой степени)

  • Уравнения с параметрами (второй степени)

Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно-кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Геометрическая интерпретация.
Решение системных уравнений.

Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.

  1. Решение линейных неравенств, содержащих параметр.

Определение линейного неравенства. 
Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.

Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств

и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.

  1. Квадратные уравнения, содержащие параметр.

Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
Графический способ.
Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.

Параллельный перенос. Поворот. Гомотетия. Координатная плоскость. Графики функций.

Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.

V. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.

Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность. Координаты вершины параболы.

Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами.

дифференциального исчисления.

VI. Нестандартные задачи.

VII. Текстовые задачи с использованием параметра.

VIII. Решение комбинированных задач на использование различных свойств и методов.

IX. Нетрадиционные задачи с параметрами

X. Разработка и защита индивидуальных проектов

Литература

  • Голубев В.И., Гольдман А.М., Дорофеев Г.В. О параметрах с самого начала. – Репетитор, № 2/1991, с. 3-13

  • Гронштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Необходимые условия в задачах с параметрами. – Квант, № 11/1991, с. 44-49

  • ДорофеевГ.В., Затакавай В.В. Решение задач, содержащих пареметры Ч.2. – М., Перспектива, 1990, с. 2-38

  • Пятьсот четырнадцать задач с параметрами. / Под ред. Тынякина С.А. – Волгоград, 1991

  • Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М., Просвещение, 1986.

  • Попов В.А. Задачи с параметрами в курсе алгебры 9-летней школы: Учебное пособие. – Сыктывкар, РИПКРО МО РК, 1997. с. 109.

  • Амелькин В.В. Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами. – Минск. Асар, 1996. – 464.

  • Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами – К., РИА “ТЕКСТ”; МП “ОКО”, 1992. – с. 292.

  • Интернет-ресурсы.


Поурочно-тематическое планирование


Порядковый номер занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

Вид деятельности обучающихся и воспитанников

Дата

План

факт

1

Понятие о задачах с параметрами

2

Групповая деятельность

7.09




2

Первое знакомство с параметрами в уравнении

2

Групповая деятельность

14.09




3

Основные понятия уравнений с параметрами

2

Групповая деятельность

21.09




4

Алгоритм решения линейных уравнений с параметрами

2

Групповая деятельность

28.09




5

Решение линейных уравнений с параметрами

4

Групповая деятельность

5.10

12.10




6

Уравнения с параметрами (первой степени)

4

Групповая деятельность

19.10

26.10




7

Уравнения с параметрами (второй степени)

4

Групповая деятельность

2.11

9.11




8

Квадратные уравнения с параметрами

2

Групповая деятельность

16.11




9

Алгоритм решения квадратных уравнений с параметрами

2

Групповая деятельность

23.11




10

Количество корней квадратных уравнений с параметрами

2

Групповая деятельность

30.11




11

Задачи на расположение корней квадратного трехчлена

2

Групповая деятельность

7.12




12

Рациональные уравнения с параметрами

4

Групповая деятельность

14.12

21.12




13

Графические приемы при решении

4

Групповая деятельность

28.12

11.01




14

Свойства квадратичной функции

2

Групповая деятельность

18.01




15

Алгоритм решения линейных неравенств с параметрами

2

Групповая деятельность

25.01




16

Решение неравенств с параметрами

4

Групповая деятельность

1.02

8.02




17

Неравенства с параметрами (второй степени)

2

Групповая деятельность

15.02




18

Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем

2

Групповая деятельность

22.02




19

Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями

4

Групповая деятельность

1.03

8.03




20

Нестандартные задачи

4

Групповая деятельность

15.03

22.03




21

Решение комбинированных задач на использование различных свойств и методов

4

Групповая деятельность

5.04

12.04




22

Нетрадиционные задачи с параметрами

4

Групповая деятельность

19.04

26.04




23

Разработка и защита индивидуальных проектов

4

Индивидуальная деятельность, защита проектов

3.05

10.05




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconПрограмма дополнительного образования Тема «Решение задач повышенной трудности»
Умение их решать во многом определяет развитие логического мышления и навыков решения задач повышенной трудности, а также успешную...
Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconУрок №19 тема «решение задач повышенной сложности»
Цель урока: ознакомить учащихся с основными узлами эвм: сумматор, триггер, регистр
Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconПлан-конспект урока информатики 13. 01. 10 Урок проводился на протяжении...
Цель урока: отработка навыков решения тестовых заданий части а и задач повышенной сложности части в при подготовке к егэ (демо-2009...
Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconТема урока: Распознавание катионов и анионов
Для выполнения практической работы выдаются листы – инструкции, повышенной сложности(облегченный, повышенной сложности) с описанием...
Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности»
Химия это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль химии в жизни человека огромна. Химическая промышленность развивается...
Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconТема: «Решение нестандартных задач и задач повышенной трудности»
Соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110
Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconМетодическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана...
Были последовательны и логичны, ключевые моменты решения обоснованы, а математические термины и символы использованы корректно. Задача...
Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconРабочая программа индивидуальных и групповых занятий «Решение задач повышенной трудности»
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний...
Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconПрограмма курса физики (астрономии)
Цель урока: отработка навыков решения тестовых заданий части а и задач повышенной сложности части в при подготовке к егэ (демо-2009...
Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconПротокол №1
Данный курс направлен на расширение знаний обучающихся, обобщение и повторение разделов программы по математике, повышение уровня...
Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconРабочая программа математического кружка «Решение заданий повышенной...
Цель: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры
Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconУрок по математике в 9Б классе
Развивать умение преодолевать трудности при решении практических задач разного уровня сложности, формировать логическое мышление
Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconТесты для подготовки к егэ по математике. Ростов н/Д. Феникс, 2009;...
Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к егэ и к другим формам выпускного...
Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconРешение текстовых задач по математике

Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconПрезентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация...
Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера....
Программа спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» iconРабочая программа курса «решение задач повышенного уровня сложности. Подготовка к огэ»
«Пройдет немного времени, и недоучки, не знающие математики, не смогут работать ни на заводе, ни в колхозе, ни на транспорте…»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск