Скачать 160.02 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан ПРОГРАММА Спецкурса по математике «Решение задач повышенной сложности» на 2013 - 2014учебный год Составитель: учитель Галиуллина Лилия Нафисовна Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №__________от «____»___________201 г. г. Нижнекамск 2013 – 2014 учебный год , Пояснительная записка Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Принята соответствующая концепция, разработан проект базисного плана. В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования сформулированы цели профильного обучения среди которых создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Для реализации этой цели необходимо использовать модель обучения, при которой профильность достигается за счет различных учебных курсов, в том числе и кружковой работы. Спецкурс «Решение задач повышенной сложности» рассчитан на 2 часа в неделю, всего 68 часов за год. Посещают его учащиеся 9-х классов. Программа спецкурса реализуется в течение одного учебного года. Предполагаемый спецкурс является развитием ранее приобретенных программных знаний, дополняет базовую программу, не разрушая ее целостности, расширяет и углубляет знания учащихся, является преемственностью между школой и ВУЗом. В программе спецкурса рассматриваются задачи с параметрами, которые являются непривычными, сложными для многих. Они представляют сложность в логическом, техническом и психологическом плане. Актуальность: Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся. Задачи с параметрами - это материал для настоящей учебно-исследовательской работы. Задача спецкурса: Привлечь внимание учеников к этим задачам, привить вкус к решению задач с параметрами. Выработать прочные навыки решения. Закрепить навыки решения задач с параметрами. Развивающая: Развивать способность к исследованию, пониманию закономерностей. Развивать навыки анализа конкретного случая на основе известных общих свойств объекта. Развивать познавательную деятельность. Формировать логическое мышление и математическую культуру. Образовательная: Сформировать представление о задачах с параметрами. Формировать умение решать уравнения и неравенства с параметрами. Выработать навыки решения базовых видов задач с параметрами. Отработать приемы решения различных задач с параметрами. Формировать осознанный подход к решению задач. Воспитательная: Формировать основы научного мировоззрения, нравственные качества, навыки общения. Воспитать уверенность, трудоспособность. Знание, умения, навыки Знание: Сформировать понятия: параметр, задача с параметром. Сформировать методы решения базовых видов задач с параметрами (линейное уравнение, квадратное уравнение, линейное неравенство). Сформировать алгоритмический подход к решению задач с параметрами. Умения: Точно, сжато выражать математическую мысль в устном и письменном изложении, использовать символику. Уверенно владеть знаниями и применять их к решению задач. Навыки: Уметь анализировать, систематизировать, объединять рассматриваемые задачи. Уметь решать линейные уравнения, неравенства, квадратные уравнения с параметрами. Уметь писать рефераты, доклады, оформлять их. В процессе изучения материала предполагаются различные формы обучения: лекции, беседы, индивидуальная работа, групповая, взаимное обучение. Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля: - самостоятельная работа; - итоговый контроль. Итоговый контроль предусматривает: - собеседование; - написание реферата; - защита проекта. Показателем эффективности обучения следует считать повышающийся интерес к математике, творческая активность и результативность учащихся. Учебно – тематический план Решение задач с параметрами” (68 часов)
Содержание программы
Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр. Основные приемы решения задач с параметрам. Решение простейших уравнений с параметрами вида Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру. К необычной форме ответов при решении уравнений.
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр. Решение уравнений, приводимых к линейным. Решение линейно-кусочных уравнений. Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр. Геометрическая интерпретация. Решение системных уравнений. Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.
Определение линейного неравенства. Алгоритм решения неравенств. Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами. Исследование полученного ответа. Обработка результатов, полученных при решении. Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.
Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена. Алгоритм решения уравнений. Аналитический способ решения. Графический способ. Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования. Параллельный перенос. Поворот. Гомотетия. Координатная плоскость. Графики функций. Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами. V. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. Область значений функции. Область определения функции. Монотонность. Координаты вершины параболы. Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами. дифференциального исчисления. VI. Нестандартные задачи. VII. Текстовые задачи с использованием параметра. VIII. Решение комбинированных задач на использование различных свойств и методов. IX. Нетрадиционные задачи с параметрами X. Разработка и защита индивидуальных проектов Литература
Поурочно-тематическое планирование
|
Программа дополнительного образования Тема «Решение задач повышенной трудности» Умение их решать во многом определяет развитие логического мышления и навыков решения задач повышенной трудности, а также успешную... | Урок №19 тема «решение задач повышенной сложности» Цель урока: ознакомить учащихся с основными узлами эвм: сумматор, триггер, регистр | ||
План-конспект урока информатики 13. 01. 10 Урок проводился на протяжении... Цель урока: отработка навыков решения тестовых заданий части а и задач повышенной сложности части в при подготовке к егэ (демо-2009... | Тема урока: Распознавание катионов и анионов Для выполнения практической работы выдаются листы – инструкции, повышенной сложности(облегченный, повышенной сложности) с описанием... | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности» Химия это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Роль химии в жизни человека огромна. Химическая промышленность развивается... | Тема: «Решение нестандартных задач и задач повышенной трудности» Соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 080110 | ||
Методическая разработка решения задач С2 на егэ по математике. Разработана... Были последовательны и логичны, ключевые моменты решения обоснованы, а математические термины и символы использованы корректно. Задача... | Рабочая программа индивидуальных и групповых занятий «Решение задач повышенной трудности» Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний... | ||
Программа курса физики (астрономии) Цель урока: отработка навыков решения тестовых заданий части а и задач повышенной сложности части в при подготовке к егэ (демо-2009... | Протокол №1 Данный курс направлен на расширение знаний обучающихся, обобщение и повторение разделов программы по математике, повышение уровня... | ||
Рабочая программа математического кружка «Решение заданий повышенной... Цель: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | Урок по математике в 9Б классе Развивать умение преодолевать трудности при решении практических задач разного уровня сложности, формировать логическое мышление | ||
Тесты для подготовки к егэ по математике. Ростов н/Д. Феникс, 2009;... Математика. Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами для подготовки к егэ и к другим формам выпускного... | Решение текстовых задач по математике | ||
Презентация «Решение задач с помощью кругов Эйлера». Презентация... Интегрированное занятие математического кружка (математика + информатика) в 5-м классе по теме "Решение задач с помощью кругов Эйлера.... | Рабочая программа курса «решение задач повышенного уровня сложности. Подготовка к огэ» «Пройдет немного времени, и недоучки, не знающие математики, не смогут работать ни на заводе, ни в колхозе, ни на транспорте…» |