Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4





НазваниеОглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4
страница1/12
Дата публикации16.09.2013
Размер1.26 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

МОУ ЛИЦЕЙ Г. ЛОБНЯ

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ХХI ВЕКЕ
Выпуск 4


Москва, 2005

Печатается по решению редакционно-издательского совета Московского государственного областного университета

Редакционная коллегия:

член-корреспондент РАО, профессор Г.Л. Луканкин, доцент А.В. Нелаев, директор МОУ лицей г. Лобня В.С. Шутов

В материалах сборника обсуждаются вопросы методики обучения и воспитания в условиях модернизации системы образования в России.

Московский государственный областной университет

МОУ лицей г. Лобня
Настоящий сборник статей посвящен проблемам учебно-воспитательной работы, проводимой в Лобненском лицее Московской области. В нем содержатся не только научные статьи, но и интересные авторские разработки педагогов лицея.

Статьи предлагаемого сборника могут быть полезны как для учителей, так и для администраций гимназий, лицеев и других учебных заведений.

Оглавление
1. Иванская Е.В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4.

2. Сараева Н.М. Развитие творческих способностей учащихся введением элементов углубленного изучения химии -7.

3. Федосихина И.В. Использование на уроках приёмов и методов развивающего обучения и их результативность -11.

4. Шуть И.Е. Система дидактических упражнений по развитию логического мышления учащихся (по системе Петерсон) -13.

5. Павлов А.Н. Обучение математике в профильных математических классах -23.

6. Мелина С.И. Проблема формирования мировоззренческой устойчивости школьников в современных условиях -56.

7. Кондрашкина М.А. Экономическая подготовка школьников - основа их трудовой успешности -62.

8. Чернопазов Ю.А.Уроки лечебной физической культуры в общей системе физического воспитания школьников -65.

9. Горохова Л.Н. Диагностика уровня знаний учащихся 6 класса -72.

10. Рыкова Н.Е. Технология личностно-ориентированного образования -81.

11. Шпрангер Л.В. Авторская программа по информатике -82.



Иванская Е.В.
Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби».
На этапе подготовки к математическому часу учитель предлагает ученикам решить по 10 задач, тексты которых вывешены в кабинете. Задачи подбираются так, чтобы в ходе их решения закрепить материал, трудно усваиваемый учащимися. Проверку решений ведут консультанты. За каждую задачу отвечает свой консультант. Сначала они объясняют решение задачи учителю, а затем принимают решения у других учеников. Остальные 9 задач консультанты сдают другим консультантам, как все учащиеся. Ход подготовки отражается в таблице, вывешенной на стене класса.

Подготовка к математическому часу завершится контрольной работой, составленной из этих же 10 задач (по 3 задачи в каждом варианте) на 2-3 варианта. Она проводится накануне математического часа. Контрольную работу учитель проверит с помощью консультантов.

Математический час начинает учитель или докладчик из учеников рассказом о происхождении десятичных дробей, о важности точности в расчетах. Его слова подкрепляет один из учащихся строками из стихотворения Вл. Лифшица «Три десятых»:
Это кто из портфеля швыряет в досаде

Ненавистный задачник, пенал и тетради?

И сует свой дневник, не краснея при этом,

Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?
Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,

Жертва вечных придирок,- он снова провален

И шипит, на растрепанный глядя задачник:

- Просто мне не везет!.. Просто я неудачник!..
В чем причина обиды его и досады?

Что ответ не сошелся лишь на три десятых!

Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,

Придирается строгая Марья Петровна.
Три десятых… Скажи про такую ошибку,

И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.

Три десятых… И все же об этой ошибке

Я прошу вас послушать меня без улыбки.
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,

Архитектор немного ошибся в расчете-

Чтоб случилось, ты знаешь ли Костя Жигалин?

Этот дом превратился бы в кучу развалин!
Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,

Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина, в не вал токарями расточен

Если б токарь в работе не очень был точен,

Совершилось бы, Костя, большое несчастье,

Разнесло бы турбину на мелкие части.
Три десятых - и стены возводятся косо!

Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!

Ошибись только на три десятых аптека –

Станет ядом лекарство, убьет человека…
Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно

И скажи – не права ли была Марья Петровна?

Если честно подумаешь, Костя, об этом,

То недолго лежать дневнику под буфетом!
Соревнование «Думай и соображай».

Задачи предлагаются всему классу. Отвечает тот, кто первый поднял руку. За правильное решение – 5 баллов.

  1. Какой знак можно поставить между числами 7 и 8, чтобы получившееся число было больше 7, но меньше 8?

  2. Между числами 5,2 и 5,3 поставьте число, больше 5,2 и меньше 5,3

  3. Даны числа: 0,3; 7,7; 0,125. Поставьте между ними такие знаки, чтобы в результате выполнения указанных ими действий получилось 1.

  4. Найдите устно сумму 20 чисел: 0,1+0,2+0,3+…+1,8+1,9+2((0,1+2) * 10=21)

  5. Даны 2 суммы: 2,18+4,36+6,53+8,77 и 7,82+5,64+3,47+1,23. Найдите устно сумму этих сумм.((2,18+7,82) * 4=40)

  6. Найдите устно значение выражения:

(13-2,46/3,54)*(0,5-1/2) (ответ: 0)
Игра «Заполни клетку».

Учащиеся получают листочки, текст которых приведен в таблице.


В.1. Фамилия

В.2. Фамилия

1,4+0,6=

-1,7=

*1,2=

/9=

+0,96=

-0,2=

*0,5=

/0,02=

2,6+0,4=

-2,8=

*1,8=

/12=

+0,97=

-0,1=

*0,5=

/0,15=




Правило заполнения клеток состоит в том, что ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего. Число баллов команде начисляется по числу правильных ответов в последней клетке. В 1 варианте 20, во втором-3.

Игра «Сравни дроби».

На доске прикреплены три таблицы (по числу команд), на которых изображены квадраты, разбитые на 9 одинаковых клеток. В каждой клетке написана десятичная дробь. Дроби во всех таблицах одинаковы, но расположены по-разному.

Учащиеся предлагают в течение 1 минуты рассмотреть числа в таблице, мысленно располагая их в порядке возрастания. Затем учащиеся в командах выстраиваются друг за другом. По знаку ребята, стоящие в команде первыми, бегут одновременно к таблицам и указывают на них самое маленькое число. Каждый следующий игрок указывает большее число. Он выбегает тогда, когда предыдущий возвратился и встал в конце строя.

Наличие баллов идет по двум критериям: кто быстрее? кто без ошибок? В этом случае учителю помогают наблюдатели.

Игра вызывает еще больший интерес, если бегать будет каждая команда по очереди, а остальные в это время будут наблюдать и контролировать. В этом случае таблицы должны отличаться друг от друга не только расположением чисел, но и самими числами.

0,3

2,06

5,4

1,48

0,08

0,29

5,39

2,1

1,5

Итог соревнования. Учитель объявляет командное и личное первенство, награждает победителей.
Сараева Надежда Михайловна
Развитие творческих способностей учащихся

введением элементов углубленного изучения химии.



  1. Организация учащихся


Каждый ребенок от рождения наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к изобразительному искусству, музыке и т.д. Важно в процессе его обучения развивать эти способности.

Существующая система образования в значительной степени построена на передаче знаний от учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося, что не позволяет личности самой строить свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением. Этот подход к образованию не раскрывает творческий потенциал человека, заложенный при его рождении природой, а закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими.

Успешное управление познавательной деятельностью учащегося во многом зависит от отбора учебной информации и способа организовать её изучение. Важно учитывать следующие дидактические требования:

  • изучаемый материал должен содержать максимально возможное количество информации, но не свыше того объема, который может быть переработан учеником;

  • средства, методы и формы организации познавательной деятельности должны быть адекватны особенностям изучаемого материала( теоретически, фактологически и др.)

  • познавательную деятельность учащихся нужно строить с учетом их познавательных способностей и обеспечивать постоянный переход от репродуктивной деятельности к исследовательской.

Крайне важно не превратить ученика в накопителя информации, над тяжестью которой обучаемый неминуемо рухнет; количество не перейдет в качество, будет не радость от процесса обучения, а, наоборот, как заметил Д. И. Менделеев,

« рабство перед изучаемым».
Активизации творческой мысленной деятельности учащихся способствует умение задавать вопросы и отвечать на них, и задача учителя научить задавать вопросы и создать на уроке атмосферу, которая способствовала бы задавать вопросы.

При традиционном типе обучения нет интереса учеников к знаниям, чаще он заменяется интересом получением хорошей оценки. Часто учителя сами не придают должного значения вопросительной активности учащихся, иногда вопрос выходит за рамки программы, иногда кажется учителю очень простым и понятным, поэтому остается без внимания.

Все вопросы учащихся можно разделить на четыре группы: восполняющиеся, корректирующие, дополняющие и проблемные.

Проблемные вопросы самые значительные, т. к. они в большей мере активизируют мысленную деятельность.

Систематическая активизация умственной активности учащихся на

уроках приводит к тому, что постепенно число вопросов, составленных по тексту учебника уменьшается, возрастает число проблемных вопросов, т.е. учащиеся начинают проявлять свою поисковую активность.
Углубленное изучение химии в лицее


  1. Организация факультативов в 8-9 классах


Ребят активно, интересующихся химией, в лицее мало. Они вот уже третий год организованы в факультативы (8-9 класс ) . К сожалению, работа факультативов в 8-9 классе рассчитана на то, что туда ходят все желающие ребята. Это значит, что в лучшем случае 50% ребят ходят на занятия факультатива с целью углубления знаний, остальные приходят либо, чтобы отработать материал, не понятый ими на уроке, либо потренироваться, чтобы повысить свою оценку по химии на уроках.

Поэтому при отборе материала на факультативные занятия приходится учитывать все факторы, и уровень заданий все-таки приближается к програмным, а если превышает программу ненамного.

Тем не менее на факультативных занятиях в 8 и 9 классах мы решаем задачи, которые входят в программу 10 и 11 класса. Причем, ребята знают, что эта задача из 10 класса, это стимул, чтобы обязательно решить её.

Максимальный эффект от факультативных занятий достигается не просто подбором задач, а созданием системы задач. Система должна отвечать требованиям: а) полнота – присутствие задач на все изучаемые понятия, факты, способы деятельности; б) наличие ключевых задач – задач, в которых рассматриваются факты или способы деятельности, применяемые при решении других задач; в) связность – единство ключевых задач с подготовительными и вспомогательными, со следствиями и обобщениями и т.д.; г) возрастание трудности в каждом уровне задач; д) целевая ориентация – место каждой задачи и её назначение на каждом занятии; е) психологическая комфортность – учет разных темпераментов, типов мышления, видов памяти.

Система задач – основной ресурс для реализации эффективного образовательного процесса.


  1. Организация спецкурса в 10 классе


В конце прошлого учебного года среди выпускников 9 классов создалась группа из 7 человек, которые заявили о том, что им необходимо сдавать химию в ВУЗ, поэтому они хотели бы продолжить учебу в химико-биологическом ( биолого-химическом) классе.

Пойдя навстречу пожеланиям учащихся и их родителей, такая группа была создана в рамках гуманитарного класса. В ней начально было 8 человек, двое ушли после 1 полугодия, и сейчас в группе 6 человек.

Когда я соглашалась работать с такой группой, я реально оценивала ситуацию и проблемы, которые меня ожидают.

Первая и основная проблема – уровень ребят, входящих в группу. Это ребята среднего уровня общего развития, которые знают химию не больше, чем на 7 баллов. Сделать из них отличников по окончанию курса не удастся.

Вторая проблема – распределение часов на изучение предмета. Первоначально я предполагала, что эта группа будет иметь 6 часов химии в неделю. Под такое количество часов существуют готовые программы и учебники. Но в лицее х – б группа имеет 2 часа в неделю общеобразовательных, на которых урок я веду со всем классом по учебнику базового уровня авторов Гузей – Суровцева. На этих уроках ребята получают оценки в журнал. Дополнительные 4 часа рассчитаны на спецкурс, но таких спецкурсов не существует, поэтому это расширенный факультатив, по сути дела. За спецкурс оценка ставится в отдельно, а в сессию ребята сдавали экзамен.

За основу календарного планирования спецкурса я взяла « Программу по химии для поступающих в ВУЗы». Вопросы, обозначенные в программе, я разбила по урокам с учетом сложности, определила время на решение задач. Причем, в 10 классе взяла вопросы общей и неорганической химии, так как в основном курсе мы тоже изучаем неорганику, а в 11 классе мы будем изучать органику параллельно программе основного курса 11 класса.

Учебник выбран мною с учетом того, что в большинстве химических и медицинских ВУЗов используют именно его. Это «Начала химии (современный курс для поступающих в ВУЗы)» под редакцией Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремина и В.А.Попкова и «Химия для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы» тех же авторов.

В пособии рассматриваются все вопросы программы для поступающих в ВУЗы, разбираются типовые задачи, даны задачи и упражнения для самостоятельной работы, разбитые на 3 уровня сложности. Правда, учебный материал изложен конспективно, так как предполагается основная подготовка ребят по другим учебникам, поэтому нам приходится привлекать для работы учебник Хомченко «Общая и неорганическая химия» (пособие для поступающих в ВУЗы), а также часть вопросов конспектировать по моему рассказу.

Таким образом, на решение задач и самостоятельные работы приходится не больше 30% времени, хотя могло быть и больше, но иначе не получается. Если материал рассказываю я, то на лекцию, как правило, уходит почти весь урок, лишь иногда удается выкроить минут 10-15 на решение задач. Если я задаю на дом самостоятельно проработать какую-либо тему, то на занятии мы слушаем сообщение или рассказ, высказываем замечания и дополнения, проверяем записи уравнений реакций, исправляя ошибки. Времени на задачи остается мало.

На уроках, отведенных на задачи, нам удается решить не больше 4 задач, да и то всё зависит от того, какого уровня задачи мы решаем. Самостоятельно ребята могут решить задачу из первого уровня или немногие из второго. Цель занятий, чтобы они могли решать задачи третьего уровня, значит, либо я сама решаю, комментируя решение, либо решает кто-то из ребят, но при этом всё решение идёт с моей подачи. Сложных задач за 40 минут мы решаем не больше двух.

Задачи и упражнения, которые я задаю на дом, тоже не всегда выполняются, и тогда мы тратим время на то, чтобы выяснить, как они решаются или в чём ошибка.

Проработав год в спецгруппе, делаю следующие выводы.

  1. Углубленное изучение химии может проводиться в классе (группе), если оно будет полноценным (6-7 часов в неделю по программе и учебнику для углубленного изучения химии).

  2. Самооценка ребят и оценка их родителями должна быть адекватной или хотя бы приближаться к их реальным способностям и возможностям.

  3. Создание такой группы осуществимо в физико-математическом или техническом классе, но никак не в гуманитарном.

  4. Мотивация выбора ребят должна быть обоснована их претензиями на дальнейшее образование, так или иначе связанное с химией.

  5. Дополнительные часы занятий, вынесенные за рамки расписания, должны рассматриваться всеми работниками лицея как полноценные уроки. В этом году часть занятий пропала из-за различных внеклассных мероприятий или подготовки к ним.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconУрок в 6А классе по теме: «Задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.»
Цели: закрепить и обобщить правила нахождения дроби от числа и числа по значению его дроби; показать применение правил при решении...
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconКалендарно-тематическое планирование 5 ч в I четверти, 3ч со II четверти,...
Периодические десятичные дроби. Разложение обыкновенной дроби в конечную десятичную
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Первый урок математики в 6 классе. Повторение. Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconУрок игра по теме «Десятичные дроби»
Цель: Создать условия для того, чтобы ученики сами нашли решение для задач нового вида
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconУрок математики в 6 классе по теме: «Решение задач на нахождение...
Проверить знания и умения учащихся по теме в ходе дифференцированной самостоятельной работы
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconДроби. Учебно-практическая конференция «Первые шаги в науку» Бодренко...
По способу записи дроби делятся на 2 формата: обыкновенные вида и десятичные. Запись рационального числа в виде или. Горизонтальная...
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconКонспект урока математики Тема урока «Сравнение, сложение, вычитание...
Обучающая – систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Десятичные дроби»
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconУрок математики в 5 классе по теме «Доли. Обыкновенные дроби»
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: «Доли. Обыкновенные дроби»
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconУрок по теме «Квадратный корень из произведения и дроби»
...
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На прошлых уроках мы немало уже узнали о десятичных дробях: научились читать и записывать, сравнивать и округлять, складывать и вычитать...
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconУрок- повторение в 5 классе по теме «Обыкновенные дроби»
Обучающие: систематизировать знания учащихся об обыкновенных дробях. Совершенствовать умение складывать и вычитать дроби с одинаковыми...
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconУрок математики в 5-м классе по теме: "Обыкновенные дроби" Цели урока....
Закрепление умения сравнивать обыкновенные дроби и выполнять арифметические операции над ними
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconТема урока Основное свойство дроби и номер в теме
«числитель», «знаменатель», «основное свойство дроби», «сокращение дробей», «равные дроби», понимать их в речи учителя
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить правило сравнения натуральных чисел; научить учащихся сравнивать десятичные дроби
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconПрограмма по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология»
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Оглавление Иванская Е. В. Математический час в 5 классе по теме: «Десятичные дроби» -4 iconКвадратный корень
Иррациональные числа – бесконечные десятичные непериодические дроби – представляют иррациональные числа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск