Скачать 159.34 Kb.
|
Пояснительная записка к уроку, представленному на дистанционный всероссийский Фестиваль «Творческий урок» в номинации «Уроки креативного типа» по теме: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости». Учитель математики МОУ ООШ №3 г. Камешково Ольга Львовна Панова. Вашему вниманию представлен урок в 6 «Б» классе. Учитель работает по программе, составленной на основе Примерных программ основного общего образования и авторской программы Н.Я.Виленкина. Программа соответствует учебнику «Математика»: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, авторы: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд – М.: Мнемозина 2009. На изучение математики в 6 классе отводится 5 часов в неделю (170 часов в год). На изучение раздела «Отношения и пропорции» отводится 17 часов, из них 4 часа на изучение отношения, пропорции, основного свойства пропорции, 5 часов - на прямую и обратную пропорциональные зависимости. Характеристика класса: В 6 «Б» классе обучаются 25 человек. Один ребёнок по состоянию здоровья находится на индивидуальном обучении, поэтому фактически в классе присутствуют 24 человека, из них 10 девочек и 14 мальчиков. 5 человек воспитываются в неполных семьях. 7 человек воспитываются в семьях с неродными отцами. Большинство родителей имеют образование среднее и средне техническое. В классе 1 ребёнок из многодетной малообеспеченной семьи. (Поэтому большинство детей не имеют возможности путешествовать по стране). Коллектив учащихся класса нельзя назвать единым целым. С первых дней учебы в классе есть проблемы в общении среди учащихся, хотя ярко выраженных аутсайдеров нет. В классе нет настоящего лидера. Кроме того среди ребят 9 человек с ослабленным здоровьем или хроническими заболеваниями, 4 человека имеют чрезмерную заторможенность, ещё 4 человека - напротив, чрезмерную возбудимость. В классе подобраны дети с разными ведущими каналами восприятия (13 ч. – визуалы, 7 чел. – аудиалы, остальные – кинестетики, поэтому не все могут воспринимать задания наслух, учителю приходится дублировать текст на доске или на карточках), 8 чел. – левополушарные, остальные – правополушарные. Большинство детей имеют заниженную скорость реакции, поэтому не могут воспринимать фронтальную форму работы. У 5 человек отсутствует познавательный интерес, потребность в знаниях. Исходя из всего выше сказанного, перед уроком были поставлены следующие цели:
Достижение этих целей выполняется с помощью ряда задач:
Оборудование урока: На уроке использовались индивидуальные карточки с заданиями и мультимедийный проектор, все факты о г.Сочи, о строительстве Олимпийских объектов и т.д. были взяты учителем в Интернете с официальных сайтов СМИ и переработаны специально для данного урока с учётом темы урока, а также особенностей детей. Содержание урока: Содержание урока соответствует программе и задачам урока. Связь задач с конкретными событиями, происходящими в стране, способствует развитию творческого потенциала и способностей учащихся. На протяжении всего урока прослеживается связь предмета с жизнью, что способствует развитию интереса к учению. Тип и структура урока: Данный урок является уроком актуализации знаний и умений, поэтому рационально было провести его в форме заочного путешествия. Реализация принципов обучения: На уроке были реализованы принципы:
Формы и методы обучения: Во время урока были применены различные формы обучения – это индивидуальная, групповая, коллективная работа. (Группы были подобраны в соответствии с тем лево или правополушарные дети). Такие формы более рациональны для данного типа урока, так как позволяют ребёнку развивать самостоятельность мышления, критичность мысли, способность отстаивания своей точки зрения, умение сравнивать и делать выводы. В качестве метода стимулирования и мотивации учения была выбрана тестовая работа, которая определила выбор темы для математических задач. Основным методом данного урока является исследовательский метод, который характеризуется самостоятельной работой учащихся по решению проблемных познавательных задач, имеющих практический характер. Физ. минутка представляла собой гимнастику для глаз. Такой выбор был сделан в связи с тем, что на протяжении всего урока детям приходится смотреть на экран и напрягать своё зрение. (Кроме того дети узнали о талисманах Олимпийских игр и о возможности своим голосом повлиять на выбор главной эмблемы.) Так как этот урок последний по данной теме, то в конце урока целесообразно провести диагностику в виде сам. работы, все задачи опять же по теме Олимпиады 2014 года. В качестве домашней работы было предложено детям творческое задание, которое выполняет сразу несколько функций: применение изученного материала в практической деятельности, стимулирование самостоятельной работы, развитие творческих способностей, дифференцированный подход к обучению. Общие результаты урока: Считаю, что задачи, поставленные на урок, реализованы, дети применяли знания в новой ситуации, каждый мог высказать свою точку зрения. На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи с историей, географией, современной жизнью. Использование наглядности в виде презентации позволяет мотивировать учащихся на каждом этапе урока и избегать перегрузки и переутомления учащихся. Дети ушли с урока в приподнятом эмоциональном настроении, это показало задание, выполненное ими на карточках. Сценарий урока математики в 6 «Б» классе по теме: «Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости». Имя урока: «Сочи 2014». Учитель математики О.Л.Панова. Ход урока:
Приветствие учителя, его вступительное слово: - На предыдущих уроках вы изучали понятия отношение, пропорция, научились решать задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости. - Сегодня мы продолжим решать задачи, но все наши задания будут посвящены одной теме, а вот какой вы узнаете, выполнив тест. 2. Повторение ранее пройденного материала. - Тест выполнять будете по вариантам, устно. Себе в тетрадь запишите ключевое слово (1 вариант), шифр (2вариант). ( Слайд №2 с тестом) ТЕСТ:
12 к 36 13 к 26 п); р) 3; с); т) 30 1); 2) ; 3) 5; 4) 2 2. Из пропорции = = выпишите крайние члены средние члены и) 4,6 и 5,8 о) 2,3 и 11,6 0) 0,45 и 12 1) 1,5 и 3,6 у) 5,8 а) таких нет 2) 1,5 3) таких нет 3. Каким способом можно найти неизвестный член пропорции = = к) х= ч) х= 0) х= 1) х= ш) х= щ) х= 2) х= 3) х= 4. Найдите неизвестный член пропорции :х=5:2 3:=4:х а) 5; е)20; я) ; и) 1) 3; 2); 3) 48; 4) Учитель проверяет ключевые слова и на экран выводит слайд №3 « СОЧИ 2014». Слово учителя: Что означает такое сочетание? (выслушивает ответы детей) и на слайде №3 появляются слова: «Выиграв право проведения Олимпиады, мы вышли на новый уровень развития, как когда-то, с помощью Петра 1, вышла Россия» на тот момент и.о. мэра г. Сочи Владимир Афанасенков. Слово учителя: - Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в современный город Сочи и помечтаем о его будущем. (слайд №4 с видом современного г.Сочи) - г. Сочи расположен на побережье Чёрного моря и включает в себя 4 района – Лазаревский, Центральный, Хостинский и Адлерский. Сочи – самый протяженный город из всех городов России, его длина 144 км. Дорога от одного конца города до другого проходит вдоль побережья Чёрного моря, огибая все горы и склоны. В настоящее время строятся тоннели, которые помогут выпрямить дорогу и организовать скоростное движение. (слайд №5 с видом построенного тоннеля) Давайте попробуем ответить на вопрос необходимо ли такое строительство? Для этого решим следующую задачу. Задача 1. (учитель читает задачу вслух и выводит её текст на доску, слайд №6)
(Один, два человека (по желанию) работают за доской, остальные дети – в рабочих тетрадях)) (составить краткое условие задачи и решить её) Решение:
; ; ; х=1,6 1,6 ч – время, за которое можно будет преодолеть то же расстояние. Ответ: 1,6 часа. Подведение итога ( Учитель просит проанализировать данную задачу. Ребёнок должен сказать, что при увеличении скорости движения в несколько раз, время на преодоление того же расстояния уменьшается во столько же раз. Значит это задача на обратную пропорциональную зависимость, поэтому необходимо составить соответствующую пропорцию и найти неизвестный член этой пропорции, тем способом, какой указан на доске. Если ребёнок затрудняется чётко обосновывать решение, то учитель просит остальных детей помочь ему это сделать, а при необходимости корректирует их ответ.) Учитель: Какой ещё вид зависимости мы изучали на предыдущих уроках? Дети: прямую пропорциональную зависимость. Учитель: Какая зависимость называется прямо пропорциональной? Дети: Если при увеличении (уменьшении) одной величины в несколько раз, вторая величина увеличивается (уменьшается) во столько же раз, то такая зависимость называется прямо пропорциональной. Учитель: Так чем же хорошо строительство тоннелей? ( дети отвечают) Задани 2. Слово учителя: А теперь посмотрите на краткую запись условия и подумайте, о чём здесь может идти речь? (слайд №7 с таблицей)
Задание будет следующим. Сейчас вы все разбиты на группы. Одни группы – теоретики, другие – практики. (Дети собираются по 4 человека (по две парты), в соответствии с психолого-педагогическими особенностями – левополушарные – практики, правополушарные - теоретики). Практикам, не зная условия задачи, необходимо решит её. Теоретикам же надо по тем данным, что записаны в таблице, составить условие задачи. Те практики, кто быстрее других решат задачу, выходят и оформляют решение за доской. Решений может быть несколько (одна на прямую пропорциональную зависимость, другая на обратную). Если решения у всех одинаковые, то учитель провоцирует детей вопросами, наводя их на другое решение.
; ; х=70 ; ; Ответ: 70 см. Ответ: см. Заслушивают условия задачи от теоретиков. Учитель подводит детей к выводу, что, не зная условия задачи, трудно выбрать «нужное» решение. Слово учителя: Перед тем как сформулировать условие этой задачи, небольшая предыстория. ( слайд № 8 с памятником Петру 1). -1 мая 2008 г. в Сочи открыли памятник Петру 1. Бронзовая скульптура царя-реформатора установлена в сквере напротив морского порта. По замыслу авторов, сочинских скульпторов Александра Бутаева и Вячеслава Звонова, она олицетворяет устремление Сочи в будущее. Идея появления памятника Петру 1 принадлежит экс-мэру города Виктору Колодяжному. Колодяжный пожелал сочинцам "также любить свою родину и свой город, как любил их Петр 1". А теперь задача. Задача 2.
Подведение итога (Выбираем то решение, которое подходит для данной задачи, учитель говорит, что это задача на масштаб, который мы будем изучать чуть позже, но уже сегодня можем решить её.) ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ Интересные сведения: О том, что рост Петра 1 на самом деле был 2 м, знают все, а вот размер обуви у него был небольшой всего 36 –ой. Поэтому авторам скульптуры пришлось внести неточности в изображение, а то бы образ был неузнаваем. 3.Физ. минутка – гимнастика для глаз. Слово учителя: Сегодня мы говорим с вами о Сочи - 2014г. В нашей стране прошёл конкурс талисманов Олимпиады, в котором каждый желающий мог принять участие. Из более, чем 24 000 работ, присланных на конкурс, жюри определило списки Топ-10 олимпийских идей талисманов, из которых в феврале 2011 года будут выбраны победители. Сейчас на экране появятся все 10 талисманов. (слайд №9). Для того, чтобы узнать какой талисман понравился мне вам необходимо будет глазами проделать те задания, которые я скажу. И так готовы? Тогда начали:
Вы сами можете принять участие в выборе понравившегося вам талисмана, отправив свой голос за него в Интернете. 4. Диагностика (Самостоятельная работа). - К 2014 году в Сочи планируется построить 240 спортивных объектов. 2 января 2008 года в окрестностях Сочи открылся один из первых олимпийских объектов — новый горнолыжный центр «Красная Поляна», который расположился на высоте 1,5 километра над уровнем моря.(слайд № 10,11) Кроме того планируется построить Огромный ледовый стадион, на котором пройдут основные соревнования по фиг. катанию и конькобежным видам спорта. Вместимость Большой ледовой арены составит 12 тысяч зрительских мест. Арена начнет работать в 2012 году. По окончании Игр Большая ледовая арена станет сверхсовременным многофункциональным спортивным и развлекательным объектом мирового уровня. (слайд №12) К настоящему времени специалисты компании завершили бетонирование перекрытий первого этажа Большой ледовой арены. В данный момент высота Большой ледовой арены достигла 15 метров, включая стилобатную часть, которая впоследствии станет подземным этажом олимпийского объекта. (слайд №13) Сейчас мы попробуем решить несколько задач, связанных с Олимпийскими объектами. Работать вы будите самостоятельно, для этого у вас на партах лежат карточки с кружочками. Возьмите их, напишите Ф.И., вариант. На обратной стороне листа написаны задачи и сделаны заготовки таблиц для записи краткого условия. 1) Прочитайте задачи. 2) Запишите краткое условие в таблице 3) Определите вид зависимости. 4) Составьте пропорцию. 5) Решите задачи. Первая сторона листа:
Вторая сторона листа:
(Задачи для 1 варианта:
( ответ 728 дней почти 2 г.)
Решение:
Ответ: 728 дней.
Ответ: 145 ) (Задачи для 2 варианта:
( 20 дней)
Решение:
Ответ: 20 дней.
Ответ: 54% 5.Рефлексия:
Вам надо дорисовать ротик человечку (если урок понравился – улыбку, нет – грусть, всё равно – безразличие)
6.Домашнее задание: Придумайте задачу, связанную с темой нашего сегодняшнего урока, запишите её и решите в тетради. В помощь вам оставляю некоторые сведения о г. Сочи и о строительстве олимпийских объектах, а так же информацию по данному вопросу можно найти в Интернете на официальных сайтах СМИ. (Кто захочет, может придумать две задачи на разные пропорциональные зависимости) Некоторые сведения о г. Сочи и о строительстве олимпийских объектов.
Учитель прощается с детьми и желает им успехов (слайд № 14). |
Урок-соревнование по физической культуре для учащихся 4 класса (всероссийский... Цель урока: развитие скоростно-силовых качеств учащихся в игровой и соревновательной деятельности | Методические приемы: самостоятельная групповая работа; сообщения и творческий Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | ||
Российские образовательные программы: Национальная образовательная... Российский заочный конкурс «Интеллектуально творческий марафон» XXVII этап (г. Обнинск) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тип учебного занятия по дидактической цели урок изучения нового материала, урок креативного типа | ||
Технологическая карта развития творческих способностей учащихся на уроке Уроки когнитивного типа: урок-концепт, урок-наблюдение, эксперимент, исследование объектом, лабораторный урок, урок конструирование... | Всероссийский фестиваль | ||
Диплом 1 степени Галкина Антонида Анатольевна Всероссийский дистанционный... Достижения обучающихся мбоу «Турунтаевская сош» Томского района, 2012/2013 уч год | О проведении дистанционного всероссийского Фестиваля «Творческий урок» Учредителем Фестиваля «Творческий урок» является Томский государственный педагогический университет | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всероссийский интернет-фестиваль педагогов дополнительного образования детей (далее – Фестиваль) проводится федеральным государственным... | «Формула твоей мечты». Воспоминания о форуме России» (ооо «мир») проводила Всероссийский молодежный спортивно-образовательный фестиваль «формула твоей мечты», почётным гостем... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения... | Творческий Фестиваль «Южный полюс» Баранова Татьяна Анатольевна, педагог дополнительного образовательного мбоу дод цдютт | ||
Урок репортаж; Урок вернисаж; Урок круглый стол; Урок-игра «Угадай мелодию» Нестандартные уроки – необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся. Поэтому, эти уроки в своей... | «Всероссийский фестиваль образовательных сайтов и блогов» Автор: Кваша Анастасия Михайловна (учитель кубановедения мбоу сош №73 г. Краснодара) | ||
Внеклассное мероприятие «Рождественские встречи» Сухалова С. П., Юсова Е. Б. Аннотация Всероссийский фестиваль сценариев и внеклассных мероприятий «Педагогический дебют» | Место В конференции приняли участие 25 обучающихся и 18 педагогов из 8 школ района. В номинации «Реферат» работы представили 7 обучающихся,... |