Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии





Скачать 166.68 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии
Дата публикации09.10.2013
Размер166.68 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Математика > Рабочая программа

Правительство Российской Федерации

Cанкт-Петербургский государственный университет

Факультет социологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Практические аспекты расчета выборочной совокупности

Practical Aspects of Sample Calculating

Язык обучения - русский

Трудоемкость учебной дисциплины 2 зачетные единицы

Регистрационный номер рабочей программы:

/

/

Санкт-Петербург

2012




Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины



Цель изучения дисциплины - развитие навыков практического применения статистического аппарата при проведении выборочных исследований.

Задачи курса:

(1) научить обоснованно определять размер выборки, необходимый и достаточный для решения конкретной исследовательской задачи;

(2) объяснить корректные алгоритмы интерпретации данных выборочного исследования, основанные на оценках статистической значимости и расчете погрешностей;

(3) рассмотреть стандартные процедуры размещения выборки и отбора объектов наблюдения с точки зрения возможностей выполнения принципа рандомизации;

(4) преодолеть существующий (возможно, у некоторых слушателей) психологический барьер по отношению к расчётным процедурам в части применения выборочного метода, а также существующие в сложившейся исследовательской практике мифы и стереотипы.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Для успешного освоения дисциплины студенты должны иметь базовые знания по математике на уровне стандартов общего среднего образования. Изучение дисциплины «Статистика» (или аналогичных) является желательно, но не обязательно.
1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)
1.3.1.Общекультурные компетенции (ОКБ):
ОКБ-6 - владеет основами методологии научного исследования, готов применять полученные знания и навыки для решения практических задач в процессе обучения и в профессиональной и социальной деятельности
1.3.2 Профессиональные компетенции (ПК):

ПК-2 - Способен самостоятельно и/или в рамках рабочей группы определять объект и предмет исследования, формулировать его цели и задачи, контуры гипотезы исследования.
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися.
В результате освоения курса слушатель должен:

(1) уметь без обращения к специальным источникам рассчитывать размер и ошибку повторной выборки;

(2) понимать суть бесповторной выборки и уметь делать заключение о целесообразности её применения в конкретном исследовательском случае;

(3) корректно презентовать данные, полученные в ходе выборочного исследования;

(4) проводить простейшие расчёты для оценки статистической значимости отклонений/различий, зафиксированных в ходе выборочного исследования, а также освоить применение методики «Хи-квадрат» для матриц сопряжённости (в интерфейсе SPSS);

(5) иметь представление о применении методики межгрупповой дисперсии для сравнения различных выборок;

(6) знать требования принципа рандомизации и возможные пути их выполнения при решении практических задач организации выборочного исследования.
1.5. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий.

В рамках изучения дисциплины применяются контрольные работы в формате кейса (case study) в ходе которых слушателям предлагается комплексное описание определенного объекта (максимально приближенное к ситуациям из реальной исследовательской практики). Представленные в таком описании сведения составляют базу для применения освоенного в рамках дисциплины расчетного и аналитического аппарата.
1.6. Организация изучения дисциплины, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Трудоемкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся


Код модуля в составе дисцип-лины,

практики и т.п

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контроль

промежуточная аттестация







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

по формам обучения

Б3. В0.20

Очная

10




1

10




0,25




2

2







28

2

2

4

2


Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации


Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

Б3. В0.20

Очная

 Зачет

 17 неделя

Контрольная работа – расчетные задачи, в т.ч. в составе кейса

 9 неделя


1.7. Структура и содержание учебной дисциплины


Тема I. Вводное занятие. Ревизия знаний и навыков в области статистики.
Занятие носит факультативный характер и предназначено для того, чтобы ввести слушателей в специфический «околостатистический» дискурс. Для этого проводится краткий обзор статистического аппарата, задействованного в предметной области спецкурса, и предлагается решить несколько задач. Пропуск занятия не является фатальным для освоения спецкурса, т.к. в ходе обсуждения последующих тем все необходимые элементы статистического аппарата рассматриваются применительно к задачам их практического применения. В рамках же данного занятия предлагается теоретический экскурс в следующей области.

Измерение в социологии. Свойства процедур измерения: валидность, устойчивость, чувствительность. Точность и правильность измерения. Индикатор. Переменная. Распределение значений переменной. Показатели центральной тенденции: мода, медиана, среднее значение. Расчёт среднего взвешенного значения переменной. Показатели девиации: дисперсия и среднее квадратическое отклонение, квартили, децили, максимальное и минимальное значения переменной. Расчёт дисперсии: общая формула, дисперсия распределения с дихотомической структурой. Закон больших чисел и его проявление в наблюдаемых (в т.ч. социальных) процессах. Нормальное распределение Гаусса и правило «трёх сигм».
Домашнее задание. Несколько задач на расчёт среднего взвешенного значения, дисперсии и производных от них параметров. Шуточное задание на наблюдение за каким-либо повторяющимся процессом для получения представления о действии закона больших чисел.
Тема II. Размер выборки, ошибка выборки, уровень надёжности.
Природа случайных ошибок измерения при проведении выборочного исследования. Вероятностный характер результатов выборочного исследования. Нормальное распределение Гаусса как описание вероятности получения случайной ошибки измерения при наблюдении случайной выборки. «Правило трёх сигм» применительно к описанию вероятности случайного отклонения выборочных данных. Ошибка выборки и доверительный интервал. Уровень надёжности оценок, полученных с применением выборочного метода. Точечные и интервальные оценки. Взаимосвязь точности и надёжности выборочного исследования. Корректные формулировки при презентации данных выборочного исследования.
Тема III. Расчёты для повторной выборки
Повторная выборка. Формулы расчёта ошибки и размера повторной выборки. Общий вид и случай для дихотомической переменной. Возможность преобразования переменных в дихотомические. Ситуации, в которых расчётные размеры ошибок и выборок максимальны. Расчёты в условиях, когда необходимы допущения. Учёт уровня надёжности и практическое применение «правила трёх сигм». Формула для расчёта «сигмы» (среднего квадратического отклонения для распределения вероятностей получения определённой случайной ошибки) как базовая для всех расчётов в рамках рассмотрения повторной выборки. Комплекс формула для расчёта «сигмы» + «правило трёх сигм» как достаточный для практического применения на начальном уровне. Практическое применение интервальных оценок в исследовательских ситуациях
Аудиторный практикум по решению задач.

Домашнее задание. 10-15 задач разной степени сложности на расчёт ошибки повторной выборки, размера выборки, доверительного интервала и производных показателей.
Тема IV. Расчёты для бесповторной выборки
Бесповторная выборка – отличия от повторной и практические способы формирования. Преимущества и ограничения применения бесповторных выборок. Особенности формул для расчёта размера и статистической погрешности бесповторной выборки – поправочные коэффициенты и учёт размера генеральной совокупности. Соотношение затраты/выигрыш при использовании бесповторных выборок на генеральных совокупностях различного размера. Практические рекомендации по использованию бесповторных выборок.
Аудиторный практикум по решению задач и домашнее задание. Несколько задач разной степени сложности на расчёты для бесповторной выборки.
Тема V. Статистическая значимость различий/отклонений в значениях переменной
Общие принципы процедур проверки статистической значимости отклонений, полученных в результате применения выборочного метода. Случайные отклонения. Нулевые гипотезы. Уровень значимости и уровень надёжности. Качественные различия оценок в зависимости от уровня их надёжности. Возможность получения диаметрально противоположных по содержанию выводов в зависимости от выбранного уровня надёжности оценок. Практические ситуации применения процедур проверки статистической значимости различий – отклонения от известных данных по генеральной совокупности, региональные и территориальные отклонения, отклонения в кластерах и сегментах различной природы. Причинно-следственные гипотезы для матриц сопряжённости и расчёты значимых разностей для них. Компьютеризированные технологии проверки статистической значимости различий, наблюдаемых в матрицах сопряжённости. Процедура применения критерия «Хи-квадрат», реализованная в SPSS – условия применения, последовательность действий, корректная интерпретация результата, способы оптимизации данных для достижения исследовательского эффекта.
Аудиторный практикум по решению задач и домашнее задание. Несколько задач разной степени сложности на расчёты интервальных оценок и оценки статистической значимости отклонений.
Тема VI. Сравнение различных выборок
Принципы сравнения данных, полученных на разных выборках. Оценка динамики при повторных измерениях. Сравнение результатов независимых друг от друга исследований. Попадание конкурирующего результата в доверительный интервал. Пересечение доверительных интервалов. Методика расчёта межгрупповой дисперсии и уровня значимости межгрупповых различий.
Аудиторный практикум по решению задач и домашнее задание. Несколько задач разной степени сложности на сравнение результатов разных выборок.
Тема VII. Размещение/организация выборки и процедуры отбора
Принцип рандомизации (случайного отбора) как ключевое основание для применения математических методов оценки выборочных данных. Два требования принципа рандомизации. Способы построения чистых (простых, действительных) случайных выборок. Способы построения систематических случайных выборок. Многоуровневые системы организации выборки, позволяющие обеспечить случайный отбор. Случайные процедуры: лотерея, генераторы и таблицы случайных чисел, алгоритмы отбора, маршруты, пошаговый отбор. Практические способы построения выборки и отбора респондентов в ходе массовых опросов: опрос по месту жительства, уличный опрос, телефонный опрос. Критический анализ наивных методов формирования выборки: снежный ком, по референтному окружению, по принципу доступности и т.п. Критический анализ практики применения квотных выборок с точки зрения статистической ценности полученных данных.
В рамках аудиторного практикума по желанию слушателей обсуждаются задачи оптимизации выборки применительно к курсовым и дипломным исследованиям.
Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины
2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины
2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы

Для обеспечения практических занятий по учебной дисциплине используются специализированные подборки задач на расчет размера выборки, статистической погрешности, уровня значимости наблюдаемых различий, сравнение данных, полученных на разных выборках.
2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

В процессе самостоятельной работы студенты выполняют домашние задания по решению расчетных задач. Для этой цели они могут использовать рекомендованную литературу по статистике, методике и технике социологического исследования, прикладной социологии, а также конспекты лекций.
2.1.3. Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания
Текущий контроль и промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме серии контрольных работ, содержащих расчетные задачи и качественные вопросы по темам курса. Контрольные работы организованы в виде тестов и кейсов (case study). Каждая контрольная работа считается успешно пройденной в случае, если соискатель дает правильные ответы не менее чем на 60% предложенных ему вопросов. В некоторых контрольных работах применяется обязательное требование решения определенного (минимального) числа расчетных задач. Общее количество контрольных работ определяется исходя из текущей ситуации с освоением дисциплины потоком студентов и может наращиваться до достижения удовлетворительного результата. Студенты последовательно получившие положительную оценку за три контрольные работы получают итоговый зачет по дисциплине.
2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы):

Контрольные работы организованы в виде тестов и кейсов (case study). Расчтеные задачи требуют приведения расчетов качестве обоснования предложенного ответа.
2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины.
2.2.1 Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей.

Лекции и практические занятия по дисциплине могут проводиться преподавателем, имеющем высшее профессиональное образование по социологии или в смежных с социологией отраслях (маркетинг, политология, экономика, социальная работа и т.п.) при условии наличия у них практического опыта в области проведения эмпирических области социологии и социологических исследований или учёную степень кандидата/доктора социологических наук Поощряется совместная работа в рамках данной учебной дисциплины двух и более преподавателей, которые проводят занятия совместно, используя методику «парного преподавания».
2.2.2 Требования к обеспечению учебно-вспомогательным персоналом.

Для подготовки, проведения и проверки контрольных работ требуется обеспечение учебно-вспомогательным персоналом из расчета не менее 0,5 ставки на 1 группу слушателей (не долее 20 человек).
2.2.3 Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Анкеты, опросные листы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса по данной дисциплине формируются Методической комиссией факультета и утверждаются Ученым советом факультета.


    1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины

Для эффективной организации учебного процесса по дисциплине, в т.ч. проведения учебных исследований необходимо следующее обеспечение:

  • Аудитория вместимостью соответственно числу студентов - на период занятий по расписанию. Аудитория должна быть оборудована либо иметь возможность временного использования в ней проекционно-компьютерной техники, позволяющей проводить презентации, просмотр фото, видеоматериалов и прослушивать аудиозаписи в достаточном для всех присутствующих на занятии качестве, а также классической доской для выполнения расчетов.

  • Программное обеспечение, соответствующее основным технологическим задачам обработки и анализа количественных исследовательских данных – статистический пакет SPSS или аналог


2.4. Информационное обеспечение дисциплины
2.4.1. Список обязательной литературы


  1. Берка К., Измерения: понятия, теория, проблемы, М., 1987

  1. Бешелев С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок, М., 1983

  1. Гречихин В.Г., Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1989

  1. Интнрпретация данных в социологическом исследовании, М., 1987

  1. Интерпретация и анализ данных социологических исследований. (Отв. Ред. В.Г.Андреенков, Ю.Н.Толстова), М., 1987

  1. Как провести социологическое исследование. (Под ред. М.Горшкова, И.Шереги и др.), М., 1990

  1. Мангейм Дж., Рич Р., Политология. Методы исследования., М., 1997

  2. Наследов А.Д. SPSS Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках., СПб, Питер, 2005.

  1. Практикум по прикладной социологии., М., 1992

  1. Рабочая книга социолога (Отв.ред.Осипов Г.В., Иванов В.Н.), М., 1983

  1. Ядов В.А., Социологическое исследование: методология, методика, программа, методы., Самара, 1995


2.4.2. Список дополнительной литературы


  1. Гаскаров Д. В.Малая выборка. - Москва : Статистика, 1978. - 248 с.

  2. Девятко И. Ф Методы социологического исследования. 1998

  3. Елисеева И.И Социальная статистика. 2001

  4. Ефимова М. Р., Бычкова С. Г. Практикум по социальной статистике. 2005

  5. Жукова Н. В.Социальная статистика : Учеб. Пособие - М. : ГОУВПО ГУУ, 2003.

  6. Калинина В. Н. Математическая статистика в примерах и задачах: Учеб. пособие для студентов специальностей "Социология" - М.: ГАУ, 1996. - 79, [1] с.

  7. Кокрен У. Методы выборочного исследования. М.: «Статистика», 1976. Стр. 1530.

  8. Куликов Л. М. Основы социологии и политологии : учебное пособие - М : Финансы и статистика, 2005. - 333 с.

  9. Мучник И.Б.,Территориальная выборка в социологических исследованиях / - М. : Наука, 1980. - 218 с.

  10. Назаров М. Г. Курс социально-экономической статистики. 2003

  11. Ноэль Э. Массовые опросы. 2005

  12. Овчаренко Е. К.,  Сортировка, поиск и выборка данных в Excel 5.0: Учеб. пособие / Изд-во С.-Петерб. ун-та экономики и финансов, 1995.

  13. Орлов А. И. Современная прикладная статистика. 2001

  14. Статистика: Учебное пособие/Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. канд. экон. Наук В.Г. Ионина.-М.:ИНФРА-М, 2002. – 384 с.

  15. Теория статистики: Учебник. / Под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2002.

  16. Толстова Ю.Н. АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ: Методология, дескриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. –М.: Научный мир, 2000.- 352с.

  17. Хайтун С. Д. Количественный анализ социальных явлений : проблемы и перспективы - М. : URSS : КомКнига, 2005. - 274, [3] с

  18. Чупров А.А. Очерки по теории статистики.- М.:1959. -320 с.

  19. Шереги Ф.Э., Выборка в опросах общественного мнения. Уч. пособие - Кишинев : КГУ им. В.И. Ленина, 1989. - 95 с.

  20. Шляпентох В.Э. Проблемы качества социологической информации: достоверность, репрезентативность, прогностический потенциал. –М.:ЦСП, 2006. – 664 с.


2.4.3. Перечень иных информационных источников
Электронный расчетный ресурс: http://socioline.ru/rv.php
Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы учебной дисциплины

Разработчик рабочей программы учебной дисциплины:


ФИО


Ученая

степень

Ученое звание


Должность


Контакты

Соколов

Николай Викторович

к.с.н.


-

доцент

8 (921) 960 91 43

nvsspb@yandex.ru


Рецензент: ФИО (полностью), уч. Степень, звание, должность

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:




Первый уровень (оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)


Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

Кафедра прикладной и отраслевой социологии

.. 2012



Кафедра - рецензет





Второй уровень (соответствие целям подготовки и учебному плану

образовательной программы)



Зам. декана по УМР Дата приказа N приказа

Уполномоченный орган

Дата принятия решения

№ документа

Методическая комиссия



Протокол №


Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины

(документы от работодателей, экспертные заключения с других факультетов социологии, Заключения от органов власти и управления)

Документ об оценке качества

" " '

Дата документа

N документа





































Утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Уполномоченный орган

Дата принятия решения

N документа

Ученый совет факультета социологии

1




Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

N документа

Методическая комиссия, зам. декана по УМР

























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт Петербургский государственный...
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21»
Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Григорьева Мария Александровна, преподаватель кафедры административного, финансового и коммерческого права
Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Рецензент: Коновалова Е. Ю., председатель пцмк социально-правовых дисциплин гбоу спо «пгк»
Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Программа учебного курса «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»
Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Учебно-исследовательская практика – важный этап подготовки квалифицированных бакалавров, владеющих основами своей профессиональной...
Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет

Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Автор программы: доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор А. С. Туманова
Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Уставом Университета, решениями Ученого совета Университета, приказами ректора Университета и иными локальными актами, принятыми...
Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо
Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской...
Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
История криминалистики: учебно-методический комплекс по специальности: 030501 – «Юриспруденция» / авт сост. А. Б. Ефремов. – Киров:...
Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Виктимология: учебно-методический комплекс по направлению: 030500 – «Юриспруденция», по специальности: 030501 – «Юриспруденция» /...
Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное...
Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области
Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconСанкт-Петербургский Государственный университет
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconПравительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе высшего образования, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе среднего...
Правительство Российской Федерации c анкт-Петербургский государственный университет Факультет социологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Социологии
Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 14


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск