Скачать 134.08 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32» г. Воркуты Выступление на школьном методическом объединении учителей математики 17.09.2011 год Тема: Использование ИКТ при подготовке учащихся основной школы к ГИА по математике Учитель математики Зимина Нина Ивановна Цель: показать систему подготовки учащихся основной школы к ГИА по математике; показать алгоритмы применения презентационного сопровождения для уроков геометрии в 7-9 классах. План проведения 1 часть. Из опыта работы по подготовке учащихся 5-9 классов к ГИА по алгебре 2 часть. Из опыта работы по применению анимационных презентаций на уроках геометрии в 7-9 классах. Приложения: 1. Презентации для сопровождения работы с педагогами 2. Справочный материал 3. Тематические тесты и зачёты 4. Каталог методических материалов по геометрии Часть 1
Сдавая экзамен по новой форме, учащиеся должны:
Это не всем ребятам под силу. К такому режиму работы, к заданиям разного вида учеников надо приучать и тренировать. Поэтому готовить учащихся к ГИА нужно не в 9 классе, а уже с 5 класса. Для этого в своей работе использую:
В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю за достижением уровня обязательных результатов обучения Проверку достижения уровня обязательной математической подготовки эффективно проводить с помощью тестов. Основная цель проведения тестирования состоит в оперативной проверке достижения уровня обязательной математической подготовки как отдельным учеником, так и всем классом. По сравнению с другими видами контроля тест позволяет при незначительных затратах урочного времени оперативно проверить усвоение материала изучаемой темы. А анализ тематических тестов позволяет выявить пробелы в знаниях как каждого ученика, так и класса в целом. Тематические тесты помогают учителю повысить эффективность проведения уроков посредством использования на учебных занятиях элементов тестирования. Они могут быть включены в урок на любом этапе: -актуализации знаний; - закрепления изученного; - повторения. Они вносят разнообразие в контроль и коррекцию знаний, умений и навыков и не отнимают много времени. В своей работе использую следующие сборники тестов.
В данных пособиях представлены тесты, по своей структуре напоминающие тесты ЕГЭ. Все вопросы в них разделены на три уровня сложности:
Время выполнения тестов ограниченно:
Это время сообщаю учащимся перед началом работы и стараюсь соблюдать его, чтобы приучить ребят к дисциплине выполнения работы и сформировать у них умение планировать время выполнения работы. Практика показывает, что чем чаще ученик встречается с тестовыми заданиями, тем легче и эффективнее он их выполняет. Кроме обычных тестов использую и интерактивные тесты:
Тематические зачёты провожу после изучения темы, когда у ребят накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт их применения на заданиях любой степени сложности. Каждый зачёт состоит из двух частей:
Система тематических зачётов имеет, на мой взгляд, определённые достоинства:
2. Подготовка к итоговой аттестации учащихся 9 класса. 2.1 Теоретическая часть. В 9 классе начинается активная подготовка выпускников к итоговой аттестации: необходимо повторить большой объём теоретического материала по алгебре за 7-9 классы. Эти теоретические сведения
Чтобы решить эту задачу, я подготовила справочный материал. Он составлен в виде таблиц, в которых в доступной форме изложены основные темы математики. Материал расположен в одной папке и лежит на каждом ученическом столе. Все страницы пронумерованы, и ребята могут быстро найти то, что им нужно. Такой справочный материал имеет много плюсов:
В III четверти для повторения теоретического материала я провожу обобщающие уроки с применением компьютерных технологий. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы. В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:
Презентация «Квадратичная функция»
Для успешной сдачи экзамена ученик должен не только обладать определёнными знаниями по математике, но и уметь применять эти знания на практике. Отработку практических навыков и умений провожу по трём направлениям. Тематические тесты В сборниках для подготовки к ГИА есть много заданий по определённой теме, например, «Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение - это тематические тесты. Преимущества тематического теста:
Для отработки навыков решения задач определённой темы можно использовать:
Использование ИКТ в обучении способно повысить эффективность традиционных форм и ввести инновационные, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Одним из достаточно эффективных способов контроля является компьютерное тестирование. Достоинства компьютерного тестирования:
Работу над тестом можно выполнять в обычном кабинете, оборудованном проектором и экраном. Порядок работы:
В своей работе применяю различные виды компьютерных тестов. Решение примерных экзаменационных работ Работы ребята выполняют в индивидуальном порядке и сдают учителю на проверку. Некоторые задания могут вызывать у учащихся затруднения, поэтому им нужна помощь учителя, нужна его консультация. Я провожу разные виды консультаций:
Консультации по группам – 1 раз в неделю. Задания второй части сильные ученики начинают решать ещё в 8 классе. Это задания на 2 балла и 4 балла на темы, изучаемые в 8 классе. Например, «Рациональные дроби», «Квадратные уравнения», «Функции и графики», «Неравенства». К 9 классу у них появляется небольшой опыт работы с такими заданиями. Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ГИА ( прошлых лет и новые с геометрическим материалом) Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-lain (См.сайт Савченко Е.М.), а также работы, размещённые на сайте СтатГрада. Часть 2 Геометрия – один из самых трудных учебных предметов в школе. Помочь ученикам доказывать теоремы, решать текстовые задачи, задачи на построение и подготовиться к ГИА может презентация, разработанная в среде Power Point. Применение на уроках учебных презентаций, разработанных в среде Power Point, способствует решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках геометрии:
Но презентация не должна представлять собой лишь набор иллюстраций и использоваться на уроке только в качестве наглядности. В учебном процессе нужно применять различные варианты работы над определениями, теоремами, задачами. Анимационные компьютерные презентации позволяют насладиться красочными чертежами. Не всегда, выполняя чертеж на доске, ученики получают эстетическое удовольствие от собственной работы. Выполнить красивый чертеж, показать образец хорошего чертежа поможет компьютер Применение презентаций для иллюстрации определений Презентация «Определения в геометрии» Используя презентацию, можно не преподносить на «блюдечке» готовые формулировки, а просить составить их самостоятельно. Рассматривая готовые чертежи, дети подмечают закономерности, сами выдвигают гипотезы, доказывают свойства. Этот опыт самостоятельного поиска новых знаний очень важен для обучающихся. Устное решение задач (по готовым чертежам) . Несомненно, что компьютер - помощник при организации фронтальной работы. Используя визуальные подсказки, можно дать возможность осмыслить задачу большему числу обучающихся. Подготовить к уроку такое количество задач на обычной доске невозможно. Приведу пример презентации для фронтальной работы – это задачи по готовым чертежам
Решение задач на построение Статические, т.е. «неживые» чертежи из учебника в презентации можно «оживить». Таким образом можно оживить задачи на построение.
Решение текстовых задач Можно показать способ работы над «переводом» задачи с русского языка на язык чертежа. Раскрывая текст по одной фразе, мы все вместе размышляем над шагами построения. Очень удобно с помощью презентаций давать парные задачи. Цель: систематизация знаний. Дети часто путают прямую и обратную теорему. Пример, задачи по теме «Свойства параллелограмма» и «Признаки параллелограмма». Можно быстро показать разные способы решения задачи. Доказательство теорем Доказательство теорем для детей наиболее трудная и скучная сторона геометрии. Поэтому ценным при изложении материала в виде компьютерных презентаций, считаю возможность анимации последовательных шагов рассуждений при доказательстве теорем или решении задач. Дети понимают, как учить теорему. Не зазубривать, как стихотворение, а разбирать каждый логический шаг.
Интерактивные тесты Какие еще анимационные модули можно использовать на уроках геометрии? Это тесты. Работа с интерактивными тестами. Приглашается к компьютеру ученик. Работая с мышкой, он рассуждает вслух, обосновывает свой выбор ответа. Ошибку увидят все, поэтому методом «наудачу» обычно не пользуются.
Основная подготовка учащихся к успешной сдаче ГИА (геометрические задачи) начинается в 9 классе. Необходимо повторить теоретический материал за курс геометрии 7-9 кл. и прорешать примерные задачи, которые могут встретиться в экзаменационной работе. И здесь снова поможет компьютер.
Презентации, особенно по математике, дело хлопотное. Здесь не просто картинку вставить да текст написать. Непросто выполнить чертежи, непросто анимировать их, причем так, чтобы не подавить воображение учащихся, а способствовать его развитию, непросто, создавая слайды, продумать и реализовать интерактивную составляющую данного инструмента. Но результат оправдывает средства, в том числе и сторицей окупается затраченные учителем время и усилия на создание данного образовательного продукта, особенно, если учесть, что это объект многоразового использования. Можно использовать и презентации, сделанные другими учителями. Но не всегда они содержат всю нужную информацию для реализации задумок учителя, но почти всегда их можно отредактировать. С этой целью полезно посещать сайты «Интернет – сообщество учителей», «Сеть творческих учителей», «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», «Информационно методический сайт» и другие. Очень многому я научилась у Савченко Елены Михайловны, учителя математики МОУ гимназии №1, г. Полярные Зори. В работе я часто использую ее презентации . Как сделала это она, я думаю, лучше никому не сделать. И тогда почему бы не использовать в работе этот образовательный продукт?! Время на подготовку учителя к уроку с использованием ИКТ несомненно увеличивается на первом этапе. Но постепенно накапливается опыт и методическая база, созданная учителем, что значительно облегчает подготовку уроков в дальнейшем (те же презентации, созданные в Power Point, это своего рода мини-конспекты урока). Компьютер – хранитель информации, накопленной учителем за годы работы. Использование компьютерных презентаций на уроках математики и при подготовке к итоговой аттестации открывает огромные возможности:
Но не факт, что использование компьютерных технологий на уроках даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. ГИА-2012 Полезные ссылкиСеть творческих учителей Педсовет Org Завуч. ИНФО Интернет-государство учителей. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" Издательский дом "Первое сентября" http://ziimag.narod.ru/ сайт Мордковича А. Г. Учительский портал Ваш психолог Школа Мышления Открытый банк заданий ГИА 2012 |