Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики»





Скачать 105.35 Kb.
НазваниеСекция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики»
Дата публикации28.06.2013
Размер105.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
РАЙОННАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ

КОНФЕРЕНЦИЯ «СТАРТ В НАУКУ»

Секция «Математика»
«Применение математических методов

при решении задач

из различных областей науки и практики»

Автор: Медведева Анастасия,

учащаяся 10 класса,

МОУ СОШ №3.

Руководитель: Алексашина

Галина Михайловна,

учитель

г. Ртищево, 2011 г.

Оглавление:

I. Введение…………………………………………………………………………………1

II. Математика-царица всех наук.

1.Математика и физика…………………………………………………………………...2-3

2.Математика и химия…………………………………………………………………….4-5

3.Математика и биология…………………………………………………………………5-7

4.Математика и экономика……………………………………………………………….7-8

III. Математика в практических задачах…………………………………….…………..8-9

IV. Заключение………………………………………………………………….................10

V. Список используемой литературы…………………………………………………….11



  1. Введение.

Наука только тогда

достигает совершенства,

когда ей удается

пользоваться математикой.

К.Маркс

Математика – царица всех наук. Как часто мы слышим эти слова, сказанные немецким математиком Карлом Гауссом (1777-1855) много лет назад. Эти слова можно подтвердить и высказываниями других ученых. Александров А.Д. говорил: «Значение математики сейчас непрерывно возрастает. В математике рождаются новые идеи и методы. Всё это расширяет сферу её приложения. Сейчас уже нельзя назвать такой области деятельности людей, где математика не играла бы существенной роли. Она стала незаменимым орудием во всех науках о природе, в технике, в обществоведении. Даже юристы и историки берут на своё вооружение математические методы» Слова Гнеденко Б.В, советского математика, подтверждают это высказывание: «В нашу современную жизнь вторгается математика с ее особым стилем мышления, становящимся сейчас обязательным и для инженера, и для биолога»

Каким же образом математика применяется в изучении физических, химических, биологических, экономических и других явлений? Чтобы ответить на этот вопрос, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

1.Показать связь математики с другими науками.

2.Узнать, какие реальные процессы в окружающем нас мире задают математическую модель.

3.Познакомиться с формулами, описывающими реальные процессы в жизни, и научится решать задачи по этим формулам.

II. Математика – царица всех наук.

Современный мир неожиданно обнаружил, что математика уверенно расположилась в самых разных его частях и уголках. Сейчас никого не удивишь словосочетаниями "математическая лингвистика", "математическая биология", "математическая экономика" и т.п. — какую дисциплину ни взять, вряд ли кому-нибудь покажется невозможным присоединение к ее наименованию эпитета "математический". Распространение математики вширь сопровождается се проникновением вглубь. Математика занимает сегодня видное место в жизни общества.

Сферу приложения математики мы можем увидеть из схемы:


1.Математика и физика.

В физике широко распространена показательная функция:

- Барометрическая формула:

p=p0eh/H

- Движение тела в сопротивляющейся среде:

V=v0e-kt/m

- Радиоактивный распад:

m(t)=C e–kt=m02-t/T

- Охлаждение тел:

T=T1 - C e-kt

Задача:

Два тела имеют одинаковую температуру 100о. Они вынесены на воздух (его температура 0о). Через 10 минут температура одного тела стала 80о, а второго 64о. Через сколько минут после начала остывания разность их температур будет равна 25о?

Решение:

Температуры первого и второго тел в момент времени R1=100е-k1t, R2=100e-k2t,

e-1Qk1 =8/10, e-1Q2=64/100, е-k1= (4/5)1/10, е-k2=(64/100)1/10.

Требуется найти момент времени t, когда R1(t)-R2(t)=25. Получаем уравнение:

100(е-k1t- е-k2t)=25, т.е. е-k1t- е-k2t=1/4.

(4/5)t/10 – (64/100)t/10=1/4;

(4/5)t/10 – (16/25)t/10=1/4;

(4/5)t/10 – (4/5)2t/10=1/4.

Пусть у =(4/5)t/10, тогда получаем уравнение:

2+ у – 1/4=0.

Решая это уравнение, получаем у=½, т.е (4/5)t/10=½. Логарифмируя по основанию 10, получим t/10 * lg 0,8 = lg ½, откуда t=10(-lg2)/3*lg2-1=31,06, т.е t=31,06.

Ответ: Через 31,06 минут.

2) Масса радиоактивного вещества уменьшается по закону m(t) = m02-t/T .В лаборатории получили вещество, содержащее в начальный момент времени m0 = 12 мг изотопа натрия-24, период полураспада которого равен Т = 15 ч. В течении скольких часов содержание натрия-24 в веществе будет превосходить 3 мг?

Решение:

Подставим в данную формулу известные данные, получим:

12*2-t/15>3

2-t/15>1/4

2-t/15>2-2

-t/15>-2

t<30

Ответ: В течение 30 часов.

2.Математика и химия.

И естествоиспытателем

нельзя быть, не получивши

начальных знаний в

математике.

Менделеев Д.И.

Из задач по химии школьного курса изучения можно выделить задачи, при решении которых используются логарифмы:

- равновесные процессы;

- гидролиз растворов солей;

- скорость химической реакции изучает раздел кинетика;

- расчет рН.

Приведем примеры решения данных типов задач.

1) На сколько градусов надо повысить температуру для ускорения химической реакции в 59000 раз, если скорость реакции растет в геометрической прогрессии со знаменателем, равным 3 при повышении температуры на каждые 10о?

Решение:

3x=59000; lg 3x = lg 59000; x lg3 =lg 59000;



10° · x =10°·10° = 100°

Ответ: Надо повысить температуру на 100° для ускорения химической реакции.

2) Реакция при температуре 50°С протекает за 2 мин. 15 сек. За сколько времени закончится эта реакция при температуре 70°С, если в данном температурном интервале температурный коэффициент скорости реакции равен 3?

Решение. При увеличении t с 50° до 70° С скорость реакции в соответствии с правилом Ван-Гоффа возрастает:

= γ(t2 - t1)/10

Где t2 = 70° С, t1=50°C, а υt2 и υt1– скорости реакции при данных температура.

Получаем:

= 3(70-50)/10 = 32 = 9

т.е. скорость реакции увеличится в 9 раз.

В соответствии с определением, реакция обратно пропорциональна t реакции, следовательно

,

где τ – время реакции при температуре t1 и t2, следовательно τ t2 = τ t1 * υt1/ υt2

Учитывая, что τ t1= 135 сек., определяем t при 70°С: τ t2= 135 * 1/9 = 15 сек

Ответ: τ t2=15 сек.

3.Математика и биология.

В биологии так же широко используется показательная функция. Рост различных видов микроорганизмов и бактерий, дрожжей и ферментов подчиняются одному закону: N=N0ekt. По этому закону возрастает количество клеток гемоглобина в организме человека, который потерял много крови.

Рассмотрим такие задачи:

1) Численность популяции составляет 5 тыс. особей. За последнее время в силу разных причин (браконьерство, сокращение ареалов обитания) она ежегодно сокращалась на 8%. Через сколько лет (если не будут предприняты меры по спасению данного вида и сохранятся темпы его сокращения) численность животных достигнет предела – 2 тыс. особей, за которым начнётся вымирание этого вида?

Решение: Применим для вычисления времени формулу сложных процентов: где

2 тыс. – численность животных по истечению искомого времени;

5 тыс. – численность животных в начальный момент времени;

p = 8 - % сокращения численности животных.

Предварительно разделив обе части уравнения на 1000, получим:





лет.

Ответ: Приблизительно через 11 лет.

2) Рассмотрим задачу об органическом росте в общем виде.

Пусть в начальный момент времени имелось q единиц некоторого компонента. В некоторый другой момент времени t имеющийся компонент изменился в p раз. Установите, через какой промежуток времени (начиная с начального момента) этот компонент достигнет заданного количества B единиц.

Решение: Для того чтобы это сделать, сначала напомним, что процессы, у которых происходит быстрый рост или быстрое затухание, описываются показательной функцией вида .

В нашем случае будем считать, что начальный момент времени соответствует нулю, тогда , и значит, , т.е. функция, описывающая этот процесс, имеет вид . В следующий момент времени t у нас произошли изменения, описываемые уравнением , т.е. , откуда

Таким образом, по данным условия мы получаем функцию . И теперь ясно, что мы ищем x, при котором , т.е. надо решить уравнение Выполняя логарифмирование уравнения по основанию 10, получим





Ответ:

4) Математика и экономика.

1)Заглянем в кабинет экономиста одного из торговых предприятий. Перед которым возникла проблема – в каком соотношении закупить товары А и В. Можно закупить 8 единиц товара А и 5 единиц товара В. Торговое предприятие остановилось на первом варианте, т.к. при этом экономится сумма, достаточная для закупки 2-х единиц товара А. Какова цена товара А и товара В? Математика, выручай!

Пусть стоимость единиц товара А – х рублей, единиц товара В – у рублей. Тогда мы получим систему уравнений:

5х+8у=92;

8х+5у=92+2х;

Решив которую, получим, что стоимость одной единицы товара А-12 тысяч рублей, а цена одной единицы товара В-4 тысячи рублей.

2)Фирма состоит из двух отделений, суммарная величина прибыли, которых в минувшем году составила 13 млн. рублей. На этот год запланировано увеличение прибыли первого отделения на 75%, а второго - на 140%. В результате, суммарная прибыль фирмы должна вырасти в 2 раза. Какова величина прибыли каждого из отделений:

1)в минувшем году?

2)в текущем году?

Решение: Обозначим через х млн.рублей прибыль первого отдела и через у млн.рублей прибыль второго отдела в минувшем году. Тогда по условию задачи составим и решим систему уравнений с двумя переменными:

х+у=13;

1,75х+2,4у=26.

Решив которую, получим, что:

1)прибыль в минувшем году у первого отделения 8 млн.рублей, у второго-5 млн.рублей.

2)Прибыль в этом году у первого отделения 14 млн.рублей, у второго-12 млн.рублей.

3)А теперь заглянем в кабинет экономиста некоторой фирмы, которая производит детские велосипеды. Экономисты рассчитывают, сколько велосипедов в день надо производить по цене х рублей, чтобы прибыль была максимальной. И в этот раз нам не обойтись без математики…

Решение: Изначально надо установить зависимость между ценой х руб. одного велосипеда и количеством у единиц товара, приобретаемого за один день. Математическими методами было определено, что данная зависимость задана формулой у=570-3х. (1) Выясним, какую цену на товар установит фирма для того, чтобы прибыль от его реализации была наибольшей. Прибыль р находится по формуле р=ху. Согласно (1), р=х(570-3х), или р=-3х2+570х. Таким образом получается, что функция р=-3х2+570х является квадратичной. Функция будет достигать своего наибольшего значения при х=-570/(-3)*2=95.

Это наибольшее значение равно р=27075. Получается, что наибольшая выручка в 27075 рублей будет достигаться в том случае, если фирма реализует по цене 95 р. у=570-3*95=285 единиц товара.

III. Математика в практических задачах.

Решено комнату (включая потолок) оклеить обоями. Обои покупаются с запасом 20 % от оклеиваемой площади. Стоимость обоев указана в таблице. Потолок решено оклеить белыми обоями, стены – зелеными. Ширина двери комнаты равна 0,8 м, высота – 2 м. Ширина окна – 1,5 м, высота – 1 м. Сколько рублей надо заплатить за обои, если эскиз комнаты представлен на рисунке?

Цена обоев за 1м3 (в руб.) в зависимости от покупки:





до 30м2

от 30 до 100 м2

Свыше 100 м2

Белые

14

13

12

Зеленые

12

11

10














2,5 м







Решение задачи:







Площадь с учетом 20% запаса

Стоимость обоев

Площадь передней и задней стен

2,5*6=15

0,8*2=1,6-дверь

30-1,6=28,4








Площадь боковых стен

4,5*2,5=11,25

1,5*1=1,5-окно

22,5-1,5=21







Площадь всех стен

28,4+21=49,4

20%-4,94*2=9,88

49,4+9,88=59,28

59,28*11=652,08

Площадь потолка

4,5*6=27

20%-2,7*2=5,4

27+5,4=32,4

32,4*13=421,2

Ответ: Стоимость всей покупки 1073,28 рублей.


IV. Заключение.

Итак, математика – это не только самостоятельная наука о “математических структурах”, но и язык других наук, язык единый, универсальный, точный, простой и красивый. Хорошо сказал об этих качествах математики советский математик С.Л.Соболев: “Есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это математика. Ее понятия, представления и символы служат языком, на котором говорят, пишут и думают другие науки. Она объясняет закономерности сложных явлений, сводя их к простым, элементарным явлениям природы. Она предсказывает и предвычисляет далеко вперед с огромной точностью ход веще

V. Список используемой литературы:

-Ресурсы Интернет

-Симонов А.С. «Экономика на уроках математики»;

Москва, Школа-Пресс, 1999

-Журнал «Математика в школе», №8 2002 год.

-Математика. Приложение к газете «Первое сентября»,1997 год, № 4,5,6.

-Сборник для подготовки к ЕГЭ по математике 2011 г.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconПрименение математических методов для решения содержательных задач...
«Технология» в которых принимают участие учащиеся города Волгодонска и близлежащих территорий
Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconПрограмма учебной практики по эпизоотологии
Целями учебной практики по эпизоотологии являются закрепление и углубление теоретических знаний, применение их при решении производственных...
Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconУрок по математике в 6 классе "Координатная плоскость"
Этот урок можно проводить в конце года, четверти, триместра в зависимости от тематического планирования. После изучения темы можно...
Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconПрименение производной при решении задач предмет математика Класс 11 Учитель Давыдова Е. В
Систематизировать знания учащихся по теме «Производная функции» и выяснить степень освоения её учащимися
Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconИсследовательская работа математика в различных сферах жизнедеятельности
Было дано понятие прикладной математики и ее основных составляющих. С помощью математических методов и моделей было охарактеризовано...
Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconНовосибирский государственный технический университет кафедра вычислительной техники
Целью работы является: изучение методов решения задач нлп, особенностей, возникающих при использовании тех или иных методов решения;...
Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconПрограмма дисциплины «Архитектура вычислительных средств»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230401. 65 «Прикладная...
Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconПрограмма дисциплины «Теория информационных систем»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230401. 65 «Прикладная...
Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconТема: Сортировка массива
Цель: на примере решения задач познакомить учащихся со способами сортировки массивов, показать их применение при решении прикладных...
Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconПрограмма дисциплины «Теория графов»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231300....
Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconУрок по теме «Электронные таблицы Excel»
Использование электронных таблиц при решении задач из других предметных областей
Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconРешение олимпиадных задач на процентное содержание или концентрацию
Цель урока: показать учащимся применение «правила креста» при решении химических задач на смеси, растворы, сплавы
Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» icon«Применение векторно-координатного способа при нахождении угла между плоскостями»
Разработка системы уроков повторения, направленных на подготовку к егэ по математике по теме: «Применение различных методов нахождения...
Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconПрименение средств и методов информатики и икт при изучении различных школьных дисциплин

Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconПрименение математических методов при формировании ценовой политики компании
Работа выполнена в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения ран
Секция «Математика» «Применение математических методов при решении задач из различных областей науки и практики» iconРейтинговая оценка знаний обучающихся для студентов 1 курса направления...
В современной науке и технике математические методы играют всё большую роль. Это обусловлено быстрым ростом вычислительной техники,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск