ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Иррациональные уравнения»
| ФИО (полностью)
| Критенко Ольга Владимировна
|
| Место работы
| МБОУ Центр образования №9
|
| Должность
| учитель
|
| Предмет
| Математика
|
| Класс
| 11
|
| Тема и номер урока в теме
|
Иррациональные уравнения Урок № 25
|
| Базовый учебник
| Алгебра и начала математического анализа 10-11классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/ [А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын и др.]; под ред. А.Н. Колмогорова. – 20-е изд.-М.: Просвещение, 2011
|
8. Цель урока: Контроль знания корня n-ой степени, введение понятия иррациональных уравнений и способов их решения. Проверка степени усвоения учащимися материала
9. Задачи:
- обучающие сформировать навыки решения иррациональных уравнений разными способами;
-развивающие научить анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать.
-воспитательные развивать у учащихся продуктивное мышление, осознанное отношение к учебному материалу
Тип урока: урок- введения нового материала с использованием ЭОР
Формы работы учащихся наглядная; практическая; словесная
Необходимое техническое оборудование учебник (ЦОР), электронный проверочный тест, компьютеры, видеоролики ЭУМ, мультимедийный проектор.
Структура и ход урока
Структура урока
Организационный момент
Устная работа
Самостоятельная работа-тест
Объяснение нового материала
Домашнее задание. Подведение итогов урока
Закрепление
Выполнение контрольного задания.
Подведение итогов урока
Ход урока
I. Организационный момент
( Учитель сообщает название темы урока и план работы на урок)
II. Устная работа
Найдите значения выражения.
, , , , , , , .
Вынесите множитель из-под знака корня
, ; ; , ; , , .
Логическая задача
3. слайд 3-7 (ЭУМ №1 Таблица 2) III. Самостоятельная работа
Математика, как и другие науки, дала миру огромное количество ученых от древности до наших дней, смысл жизни которых состоял в продвижении науки вперёд, в открытии новых закономерностей, формул, доказательств теорем.
Выполнив задание теста, вы назовете имя видного немецкого учёного, который внёс огромный вклад в развитие геометрических пространств.
IV. Объяснение нового материала
Определение. Уравнения, в которых под знаком корня содержится переменная, называют иррациональными.
Из предложенных уравнений назовите номера тех, которые являются иррациональными.
1) =10;
2)
3);
4) ;
5) ;
6) ;
7) ;
8) ;
Верные ответы дают год рождения Георга Римана-1826.
Разберем решение уравнения 1).
Возведем обе части уравнения в квадрат:
или
Проверим, являются ли полученные значения переменной корнями исходного уравнения:
верно. Значит, 3- корень исходного уравнения.
верно. Значит, - 3 - корень исходного уравнения.
Ответ. -3 и 3. Рассмотрим способы решения иррациональных уравнений (слайд.3-7 (ЭУМ №1 Таблица 2))
Вывод:
1) Решение иррациональных уравнений сводится к переходу от иррационального к рациональному уравнению путём возведения в степень обеих частей уравнения.
2) При возведении обеих частей уравнения в чётную степень возможно появление посторонних корней. Поэтому при использовании указанного метода следует проверить все найденные корни подстановкой в исходное уравнение. Как вы думаете, на практике могут встречаться иррациональные уравнения других типов?
(-ДА)
Рассмотрим решение уравнения типа . (слайд.8-9 (ЭУМ №1 Таблица 2)) V. Домашнее задание: п. 33, №№ 417, 418(в, г), 419(в, г). VI. Закрепление. Решение заданий с использованием компьютера
(ЭУМ №2 Таблица 2)
VII. Выполнение учащимися контрольного задания с использованием компьютера
(ЭУМ №3 Таблица 2) VIII. Подведение итога урока и выставление оценок.
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Организационный момент
|
| Введение темы урока и плана работы
| Слушают учителя
| 2 мин.
| 2
| Устная работа
| «Иррациональные уравнения. Использование нескольких приемов для решения иррациональных уравнений И1»)
(№1Таблица 2)
| демонстрация ЭОР; объяснение правил работы с электронным ресурсом
| Выполняют задания
| 5 мин.
| 3
| Самостоятельная работа-тест
|
| Демонстрация теста с помощью проектора
| Выполняют задания теста
| 5 мин.
| 4
| Объяснение нового материала
| 1.«Иррациональные уравнения. Использование нескольких приемов для решения иррациональных уравнений И1»)
(№1Таблица 2)
2.ЦОР «Алгебра и начала анализа», 11 класс, Колмогоров А.Н. и др. (№4Таблица 2)
| Введение понятия иррационального уравнения;
демонстрация ЭОР
| Слушают объяснение учителя
| 7мин.
| 5
| Домашнее задание.
| ЦОР «Алгебра и начала анализа», 11 класс, Колмогоров А.Н. и др. (№4Таблица 2)
| Диктует задание на дом; записывает на доске
| Записывают задание в дневниках
| 2 мин.
| 6
| Закрепление
| «Иррациональные уравнения. Использование нескольких приемов для решения иррациональных уравнений П1»)
(№2 Таблица 2)
| демонстрация ЭОР; анализ результатов выполнения заданий учащимися
| Решают задания, записывают решения в тетрадях, проверяют правильность выполнения на ПК; размещают результаты выполнения на форуме
| 7 мин
| 7
| Выполнение учащимися контрольного задания
| «Иррациональные уравнения. Использование нескольких приемов для решения иррациональных уравнений К1»)
(№3Таблица 2)
| анализ результатов выполнения заданий учащимися; оценка деятельности учащихся
| Решают задания, записывают решения в тетрадях, проверяют правильность выполнения на ПК; размещают результаты выполнения на форуме
| 10 мин
| 8
| Подведение итогов урока
| | Формулирует выводы
| Фиксируют выводы
| 2 мин
|
Приложение к плану-конспекту урока
«Иррациональные уравнения»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1.
| «Иррациональные уравнения. Использование нескольких приемов для решения иррациональных уравнений И1»)
| ЭУМ И- типа
| видеофрагменты
| http://fcior.edu.ru/catalog/meta
/3/mc/discipline%20OO/mi/4.05/hps/
10/hp/32/p/page.html
| 2.
| «Иррациональные уравнения. Использование нескольких приемов для решения иррациональных уравнений П1»)
| ЭУМ П- типа
| видеофрагменты
| http://fcior.edu.ru/catalog/meta
/3/mc/discipline%20OO/mi/4.05/hps/10/
hp/33/p/page.html
| 3.
| «Иррациональные уравнения. Использование нескольких приемов для решения иррациональных уравнений К1»)
| ЭУМ К- типа
| видеофрагменты
| http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3
/mc/discipline%20OO/mi/4.05/hps/10
/hp/32/p/page.html
| 4.
| «Алгебра и начала анализа», 11 класс, Колмогоров А.Н. и др.
| ЦОР
| видеофрагменты
| http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil
/?subject=17
| |