Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 158.06 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.10.2013
Размер158.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Методические рекомендации к уроку

Тема «Решение иррациональных уравнений»
Автор(ы): 

 Донская Светлана Владимировна

Место работы, должность: 

 МОУ Гимназия №45 г.Комсомольска-на-Амуре, учитель математики

Регион: 

 Хабаровский край

Уровень образования: 

 основное общее образование

Целевая аудитория: 

 Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 

 10класс

Предмет(ы): 

Математика ( алгебра)
Цель урока:  познакомить учащихся с основными приёмами и методами решения иррациональных уравнений

Задачи урока: 

Образовательная: раскрыть содержание понятия «иррациональное уравнение»; ознакомить с основными приёмами и методами решения уравнений этого вида и вопросами, возникающими при решении; обеспечить понимание учащимися проверки найденных корней; способствовать быстрой актуализации знаний учащихся при решении «иррациональных уравнений»;

Воспитательная: воспитание активности, аккуратности и внимательности,

формирование мотивационной компетентности; 

 

Развивающая: развитие у школьников умений самостоятельно применять знания с учётом своего индивидуального познавательного стиля.

Тип урока: комбинированный
Учащихся в классе (аудитории):  25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Алгебра и начала анализа 10-11 класс. Алимов Ш. А., Колягина Ю. Н. Издательство «Просвещение»2009г.

                                                                    

Используемое оборудование: 

мультимедийное приложение к уроку содержит интерактивное приложение для сопровождения урока на этапе объяснения нового материала, компьютер

Формы проведения урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы проведения: репродуктивный, аналитический ,частично поисковый, практическая работа,

Время проведения: 2 академических часа (90минут)

Используемые ЭОР: 

1)http://fcior.edu.ru/card/2440/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-i1.html

2) http://fcior.edu.ru/card/2209/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-p1.html

3) http://fcior.edu.ru/card/10216/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-k1.html

4) http://fcior.edu.ru/card/3415/nestandartnoe-irracionalnoe-uravnenie-k2.html

Ход урока.

1.Теоретическая часть

Иррациональными называют уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня или под знаком операции возведения в дробную степень.

При решении иррациональных уравнений используются два основных метода:

1) возведение обеих частей уравнения в одинаковую степень;

2) введение новых переменных.

Рассмотрим уравнение вида .

Основной метод решения – возведение обеих частей уравнения в степень n. При этом, если n – четное, то могут возникнуть посторонние корни. Поэтому в уравнениях необходимо делать проверку.

Замечание. Проверки найденных решений можно избежать, если найти область определения первоначального уравнения и в процессе решения строго следить, если это возможно, за равносильностью переходов от одного уравнения к другому.

Если уравнение содержит два и больше корней, то есть уравнение приводится к виду .

Далее учащимся предлагается самостоятельно закрепить понятие «иррациональное уравнение», используя ЭОР

http://fcior.edu.ru/card/2440/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-i1.html

2.Рассмотрим основные методы решения иррациональных уравнений на примерах.

Решить уравнения:

а) ;

б) ;

в) ;

г) .

Решение:

а) Û ;







Проверка.

Þ х=-4 – посторонний корень,

– верно Þ х=2 – корень.

Ответ: х=2.

Затем можно предложить учащимся решить то же самое уравнение, используя нахождение области определения первоначального уравнения. Или оставить это задание для самостоятельного решения.

б)















Проверка.

– это выражение не существует, т.е.

– посторонний корень,

– верно Þ – корень.

Ответ: .

в)

Введем вспомогательную переменную Þ x2=t2–13

t2-13-2t=22; t2-2t-35=0,

t1=7; t2=-5.

Сделаем обратную замену:

Û х2+13=49 Û х2=36 Þ х=±6,

– не имеет решений.

Ответ: х=±6.

г)

Сделаем замену переменной. Положим . Тогда уравнение примет вид:

Û Û



Þ Û Û Û .

Проверка показывает, что – корень.

Ответ: .

Учащиеся вновь обращаются к ЭОР для отработки и проверки полученных знаний самостоятельно.

http://fcior.edu.ru/card/2209/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-p1.html

3.Следует отметить, что:

  1. Все корни четной степени, входящие в уравнения, являются арифметическими. Другими словами, если подкоренное выражение отрицательно, то корень лишен смысла; если подкоренное выражение равно нулю, то корень также равен нулю; если подкоренное выражение положительно, то и значение корня положительно.

  2. Все корни нечетной степени, входящие в уравнение, определены при любом действительном значении подкоренного выражения. При этом корень отрицателен, если подкоренной выражение отрицательно; равен нулю, если подкоренное выражение равно нулю; положителен, если подкоренное выражение положительно.

  3. Функции y = и y = являются возрастающими на своей области определения.


Используя эти свойства в некоторых случаях можно установить, что уравнение не имеет решения, не прибегая к преобразованиям.

Класс дифференцированно разбивается на 4 группы, каждая группа решает определенное уравнение, представляет способ решения и защиту этого способа.

Учитель обсуждает с учащимися решение уравнений.

а) Уравнение =, в соответствии со свойством 1, решений не имеет;

б) Уравнение + = 0, в соответствии со свойством 3, решений не имеет, т.к. оба слагаемых в левой части уравнения могут быть только одновременно равны нулю, но 2х+3 = 0 при х = -32, а х+ 3 = 0 при х = -3;

в) Уравнение - = 2, в соответствии со свойством 1, решений не имеет. Действительно, первый слагаемое в левой части уравнения имеет смысл только при 4 – х  0 или при х  4, второе слагаемое левой части имеет смысл только при х - 6  0 или при х  6, следовательно, не существует такого х, при котором оба эти выражения имеют смысл;

г) Уравнение += 2, в соответствии со свойством 3, не имеет решений. Действительно, первое слагаемое левой части определено при х  0, второе слагаемое определено при х  -9, поэтому левая часть определена при х  0, но при таких значениях переменной второе слагаемое левой части принимает значения больше либо равные 3, следовательно, и вся левая часть уравнения принимает значения не меньшие 3, в, то время как правая часть рана 2.

После рассмотрения основных способов решения уравнений, учащимся предлагаются задачи (ЭОР) различного уровня сложности для проверки усвоения учащимися основных приемов решения иррациональных уравнений.

http://fcior.edu.ru/card/10216/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-k1.html

4.Подведение итогов урока

1.Какие уравнения называются иррациональными?

2.Основные методы решения иррациональных уравнений?

3.Способы проверки найденных решений?

4. Как используя свойства функции y = и y = можно установить, что корней нет?

5.Оценки за урок.

5.Разноуровневое домашнее задание

(* - средний уровень, ** - более высокий уровень)

1) Доказать, что уравнения не имеют действительных корней (не решая уравнений):

* + + 2 = 0; ** + = 3;

** = 0; * = 4.

2)Решить иррациональные уравнения.

*;

*

**;

** ;

** ;

**

Также в качестве домашнего задания предлагается

ЭОР, содержащий задание с повышенной сложностью, для решения которого необходима актуализация ранее полученных знаний.

http://fcior.edu.ru/card/3415/nestandartnoe-irracionalnoe-uravnenie-k2.html

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Решение иррациональных уравнений»


Автор:   Донская Светлана Владимировна

Место работы, должность:

 МОУ Гимназия №45 г.Комсомольска-на-Амуре, учитель математики

Предмет:  Математика (алгебра)

Класс:  10класс

Тема и номер урока в теме Урок 85 (10) «Решение иррациональных уравнений»

Базовый учебник Алгебра и начала анализа 10-11 класс. Алимов Ш. А., Колягина Ю. Н. Издательство «Просвещение»

Цель урока: познакомить учащихся с основными приёмами и методами решения иррациональных уравнений

Задачи урока: 

Образовательная: раскрыть содержание понятия «иррациональное уравнение»; ознакомить с основными приёмами и методами решения уравнений этого вида и вопросами, возникающими при решении; обеспечить понимание учащимися проверки, понимание, когда надо делать проверку найденных корней и как её делать; способствовать быстрой актуализации знаний учащихся при решении «иррациональных уравнений»;

Воспитательная: воспитание активности, аккуратности и внимательности,

формирование мотивационной компетентности; 

Развивающая: развитие у школьников умений самостоятельно применять знания с учётом своего индивидуального познавательного стиля.

Тип урока: комбинированный

Формы проведения урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Используемое оборудование:  компьютер, мультимедиапроектор.

Используемые ЭОР: 

1)http://fcior.edu.ru/card/2440/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-i1.html

2) http://fcior.edu.ru/card/2209/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-p1.html

3) http://fcior.edu.ru/card/10216/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-k1.html

4) http://fcior.edu.ru/card/3415/nestandartnoe-irracionalnoe-uravnenie-k2.html


Краткое описание:

 Содержание урока: раскрыть содержание понятия «иррациональное уравнение»; познакомить учащихся с основными приёмами и методами решения иррациональных уравнений и вопросами, возникающими при решении; обеспечить понимание учащимися проверки, понимание, когда надо делать проверку найденных корней и как её делать.

Требования к математической подготовке обучающихся: знать приёмы и методы решения иррациональных уравнений; уметь делать проверку найденных корней.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



№ п/п

Этап урока

содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1

Постановка целей урока


Цель: познакомить учащихся с основными приёмами и методами решения иррациональных уравнений

Осознают цель, поставленную учителем

Формулирует цель для учащихся по данной теме (1мин)

2

Освоение учащимися новой информации

Лекция «Решение иррациональных уравнений»





Воспринимают новую информацию по теме «Решение иррациональных уравнений»

Изложение нового лекционного материала (14мин)

3

Формулирование учителем задания для учащихся

Предлагается интерактивное изложение нового материала, интерактивные задания

http://fcior.edu.ru/card/2440/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-i1.html


Знакомятся с текстом ресурса, задают уточняющие вопросы

Демонстрация, комментирование, запуск программной среды, оказывает помощь, выступает в роли координатора(10мин)

4

Формулирование учителем задания для выполнения учащимися

Рассматриваются основные методы решения иррациональных уравнений на примерах.


Отвечают на поставленные вопросы, решают задания у доски

Задает вопросы учащимся, проверяет правильность решения уравнений(10мин)

5

Формулирование учителем задания для выполнения учащимися

Предлагаются интерактивные задания с проверкой ответа, на ввод данных

http://fcior.edu.ru/card/2209/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-p1.html


Знакомятся с заданием, задают уточняющие вопросы

Дает задание, предусмотрев вариативность в зависимости от уровня подготовленности учащихся, оказывает помощь, выступает в роли координатора(10мин)

6

Освоение учащимися новой информации

В некоторых случаях можно установить, что уравнение не имеет решения, не прибегая к преобразованиям.


Работа над заданием в группах

Анализ работ учащихся (15мин)

7

Формулирование контрольного вопроса или задания

Предлагаются контрольное интерактивные задания с проверкой ответа, на ввод данных

http://fcior.edu.ru/card/10216/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-k1.html


Знакомятся с заданием

Дает задание, предусмотрев вариативность в зависимости от уровня подготовленности учащихся(20мин)

8

Выполнение учащимися контрольного задания

Учащиеся выполняют самостоятельно.

Самостоятельно выполняют задания

Оценивает деятельность учащихся (5мин)

9

Формулирование выводов урока

Итоги урока. Домашнее задание.


http://fcior.edu.ru/card/3415/nestandartnoe-irracionalnoe-uravnenie-k2.html


Фиксируют выводы

Формулируют выводы (5мин)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЭОР

НА ДАННОМ УРОКЕ





Название

модуля

Класс

предмет

Тип ресурса

Мультиме-дийные

средства

Интерактивные средста

Назначение

Рекомендации

«тип урока»

Гиперссылка на

ресурс

1

Иррациональныее уравнения

Алгебра

10класс

И-информацион.

Текст


Интерактивное изложение нового материала, интерактивные задания

вводится новое для учащихся понятие «иррациональное уравнение»; представлены основные виды иррациональных уравнений и способы их решения.

http://fcior.edu.ru/card/2440/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-i1.html


2

Иррациональныее уравнения

Алгебра

10класс

П-практика

Текст


Интерактивные задания с проверкой ответа, на ввод данных

задачи различного уровня сложности для отработки учащимися основных приемов решения иррациональных уравнений. При решении заданий Пользователю предоставляется возможность использовать подсказки. Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.

http://fcior.edu.ru/card/2209/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-p1.html


3

Иррациональныее уравнения

Алгебра

10класс

К-контроль

Текст


Интерактивные задания с проверкой ответа, на ввод данных

представлены задачи различного уровня сложности для проверки усвоения учащимися основных приемов решения иррациональных уравнений. Все задания данного учебного модуля параметризированы. Это позволяет формировать индивидуальные задания для каждого учащегося.


http://fcior.edu.ru/card/10216/irracionalnye-uravneniya-ispolzovanie-neskolkih-priemov-pri-reshenii-irracionalnyh-uravneniy-k1.html


4

Иррациональныее уравнения

Алгебра

10класс

К-контроль




Интерактивные задания с проверкой ответа, на ввод данных




http://fcior.edu.ru/card/3415/nestandartnoe-irracionalnoe-uravnenie-k2.html


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск