Учебные элементы
| Дидактические цели
| Руководство по усвоению учебного содержания
|
УЭ0
| Комплексная дидактическая цель (цель урока)
Сформировать у учащихся представления о составе, строении и свойствах карбоновых кислот. Продолжить формирование умения составлять уравнения реакций на примере карбоновых кислот (цель от учителя).
Изучить карбоновые кислоты, их состав, строение, химические свойства (цель для учащихся).
| Знать: определение карбоновых кислот, называть кислоты по систематической номенклатуре, гомологический ряд карбоновых кислот, строение карбоновых кислот, химические свойства.
Уметь: давать определения кислот, записывать формулы изомеров и гомологов, характеризовать химические свойства.
Владеть: терминологией по теме, навыками эксперимента по химическим свойствам карбоновых кислот.
|
УЭ1
| Дидактическая цель (связана с восприятием)
Изучите состав, строение, свойства карбоновых кислот в сопоставлении с неорганическими кислотами (минеральными).
Задание 1. Прочитайте материал учебника, касающийся состава и классификации карбоновых кислот
Задание 2. Ознакомьтесь с гомологическим рядом одноосновных карбоновых кислот.
Задание 3. Ознакомьтесь с физическими свойствами карбоновых кислот.
|
Текст учебника и краткий конспект с указанием определения, гомологического ряда карбоновых кислот и указанием функциональной группы. Схема классификации по всем признакам. Текст учебника, таблица строения карбоновых кислот. Текст учебника, схема водородной связи, таблица в учебнике.
|
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):
Сравните записи по заданию 1 с эталонами на слайде: если вы назвали и записали примеры не менее 4-х кислот, поставьте себе «5»; если вы назвали и записали примеры не менее 3-х кислот, поставьте себе «4»; если вы назвали и записали не менее 2-х кислот, поставьте себе «3».
Если вы назвали и записали формулы не менее 2-х изомеров и 1 гомолога, поставьте себе «5»; если вы назвали и записали формулы не менее 1-го изомера и 1 гомолога, поставьте себе «4»; если вы назвали и записали формулы только 2-х гомологов, поставьте себе «3».
Если вы объясняете физические свойства на основе водородной связи и записываете схему димеров уксусной кислоты, поставьте себе «5»; если объясняете физические свойства на основе водородной связи, поставьте себе «4»; если вы даете только определение водородной связи, поставьте себе «3».
Поставьте себе отметку путем среднего арифметического.
|
УЭ2
| Дидактическая цель (связана с осмыслением)
Изучить химические свойства карбоновых кислот в сопоставлении с неорганическими (минеральными) кислотами
Задание 1. Познакомьтесь с общими химическими свойствами карбоновых кислот, обусловленными диссоциацией.
Задание 2. На примере реакции этерификации показать взаимосвязь между карбоновыми и неорганическими кислотами.
Задание 3. Познакомьтесь с химическими свойствами, обусловленными наличием углеводородного радикала, приведите не менее 2-х примеров.
Задание 4. Познакомьтесь с особенными свойствами муравьиной кислоты.
|
Просмотр текста учебника с последующей записью молекулярных и ионных форм химических реакций. Записать уравнение реакции карбоновых кислот со спиртами, этанола с серной кислотой. Текст учебника, запись уравнения реакции.
Текст учебника, запись уравнения реакции. Таблица «Химические свойства карбоновых кислот».
|
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль).
1. Если верно записаны молекулярная и сокращенная ионная формы 3-х уравнений реакций, то поставьте себе «5»; выставьте себе «4», если допущены 1-2 ошибки; выставьте себе «3», если допущены больше 2-х ошибок.
2. Если верно записаны молекулярная форма уравнений этерификации органических и неорганических кислот, поставьте себе «5»; если допущены 1-2 ошибки, поставьте себе «4»; если допущено более 2-х ошибок, поставьте себе «3». (Сравнить с эталонами на слайде).
3. Если верно записаны молекулярная форма 2-х уравнений реакций взаимодействия кислот с хлором, поставьте себе «5»; если допущены 1-2 ошибки, поставьте себе «4»; если допущено более 2-х ошибок, поставьте себе «3».
4. Если верно записаны 2 уравнения реакции в молекулярном виде, то поставьте себе «5»; Выставьте себе «4», если допущены 1-2 ошибки, и выставьте себе «3», если допущено более 2-х ошибок.
5. Поставьте себе отметку путем среднего арифметического.
|
УЭ3
| Дидактическая цель (связана с запоминанием)
Охарактеризовать химические свойства карбоновых кислот в их сопоставлении с неорганическими кислотами.
Задание 1. Приведите пример взаимодействия уксусной кислоты с металлами (магний). Задание 2. Приведите пример реакции кислоты со щелочью.
Задание 3. Приведите пример реакции уксусной кислоты с карбонатом натрия.
Задание 4. Приведите пример взаимодействия муравьиной кислоты с этиловым спиртом.
|
Проведение демонстрационного опыта взаимодействия уксусной кислоты с металлами с последующей записью уравнений реакции.
Проведение лабораторного опыта взаимодействия уксусной кислоты со щелочью с последующей записью уравнений реакции.
Проведение лабораторного опыта взаимодействия уксусной кислоты с карбонатом натрия с последующей записью молекулярного и ионного уравнений. Запись молекулярного уравнения реакции.
|
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль).
1. Если верно записаны молекулярная и сокращенная ионная формы уравнений реакций, то поставьте себе «5»; выставьте себе «4», если допущены 1-2 ошибки; выставьте себе «3», если допущены больше 2-х ошибок.
2. Если верно записаны ионная и молекулярная форма уравнения реакций с выполнением эксперимента соответственно правил техники безопасности, поставьте себе «5»; если допущены 1-2 ошибки, поставьте себе «4»; если допущено более 2-х ошибок, поставьте себе «3».
3. Если верно записаны ионная и молекулярная форма уравненияреакции с выполнением эксперимента соответственно правил техники безопасности, поставьте себе «5»; если допущены 1-2 ошибки, поставьте себе «4»; если допущено более 2-х ошибок, поставьте себе «3».
4. Если верная запись молекулярного уравнения реакции с указанием условия реакции, то поставьте себе «5»; Выставьте себе «4», если допущены 1-2 ошибки, и выставьте себе «3», если допущено более 2-х ошибок.
5. Поставьте себе отметку путем среднего арифметического.
|
УЭ4
| Дидактическая цель
(связана с применением). Применять знания и умения для характеристики химических свойств карбоновых кислот.
Задание 1. Объясните приготовление шипучего напитка в домашних условиях. Процесс гашения соды в кулинарии.
Задание 2. Проведите лабораторный опыт гидролиза стеарата натрия и объясните, почему эта соль используется для приготовления мыла.
|
Проведение лабораторного опыта с последующей записью гашения пищевой соды раствором уксусной кислоты. Проведение лабораторного опыта с последующей записью процесса и его использование для производства мыла.
|
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):
1. Если верно записаны ионная и молекулярная форма уравнения реакций с выполнением эксперимента соответственно правил техники безопасности, то поставьте себе «5»; выставьте себе «4», если допущены 1-2 ошибки; выставьте себе «3», если допущено более 2-х ошибок.
2. Если верно записаны ионная и молекулярная форма уравнения реакций с выполнением эксперимента соответственно правил техники безопасности, поставьте себе «5»; если допущены 1-2 ошибки, поставьте себе «4»; если допущено более 2-х ошибок, поставьте себе «3».
3. Поставьте себе отметку путем среднего арифметического.
|
УЭ5
| Дидактическая цель
(связана с обобщением, систематизацией). Приведение ранее полученных знаний в систему.
Задание 1. Назовите общие и особенные свойства карбоновых кислот. Задание 2. Осуществите превращения: карбид кальция – ацетилен – уксусный альдегид – уксусная кислота – хлоруксусная кислота.
| Составление выводов по вопросу с записью соответствующих уравнений реакций в молекулярной и ионной формах. Запишите уравнения реакций, укажите условия их протекания.
|
Промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль):
1. Если указаны все свойства карбоновых кислот, обусловленные диссоциацией, то поставьте себе «5»; выставьте себе «4», если не указано одно из свойств; выставьте себе «3», если не указано более 2-х свойств.
2. Если записаны все 4 уравнения реакции с указанием условий их протекания, поставьте себе «5»; если не записано 1 уравнение, поставьте себе «4»; если допущены2 ошибки, поставьте себе «3».
3. Поставьте себе отметку путем среднего арифметического.
|
УЭ6
| Дидактическая цель
(связана с контролем). Оценка степени овладения учебным материалом.
Задание 1. Выполнение тестового материала, состоящего из 20 заданий.
|
Выполнение тестового задания.
|
Итоговый контроль по результатам промежуточного контроля каждого учебного элемента:
Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому.
Я понял (а) материал, могу объяснить, но при помощи учителя.
Я понял (а) материал частично.
Я ничего не понял (а).
Выставление итоговой оценки производится путем суммирования средних отметок за каждый учебный элемент и деление суммы на количество учебных элементов минус 1. (Нулевой не учитывается).
|