Скачать 38.35 Kb.
|
Решение текстовых задач (5 класс). Цели урока:
Оборудование: компьютер, проектор, экран. Дополнительные материалы: презентация, буклет (каждому ученику), карточки с домашним заданием. Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Сюжетные задачи». Сегодня мы узнаем, какие задачи называются текстовыми, какие – сюжетными. Мы познакомимся с методами решения тестовых задач и попытаемся создать алгоритм для решения задач.
Объяснение материала проводится с помощью презентации. Урок проходит в форме беседы учителя с учениками. Учитель: Так что же такое задача? В качестве ответа на этот вопрос я приведу высказывание Л.М. Фридмана: «Задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь на те условия, которые указаны в задаче, и учитывая их». Нам нужно запомнить, что задача содержит условие и требование (т.е. задание). Учитель: А что такое текстовая задача? (Учащиеся высказывают свои предположения). Учитель: Задача, в которой зависимость между условием и требованием сформулирована словами, называется текстовой. Учитель: А какую задачу можно назвать сюжетной? (Скорее всего, один из учеников абсолютно точно сформулирует определение сюжетной задачи). Учитель: Сюжетная задача – текстовая задача, в которой речь идет о реальных объектах, процессах, связях и отношениях. Учитель: А какие типы сюжетных задач вы знаете? Ученики: Задачи на движение, на работу, на смеси. Учитель: Вы правы, типов задач очень много. Например, позже вы научитесь решать задачи на концентрацию и сплавы. Учитель: Давайте мы с вами вспомним, какими методами можно решить задачу. В начальной школе вы решали задачи по действиям, потом вы научились составлять уравнения, а в что нового вы узнали в этом году? Ученики: Мы научились решать задачи с помощью уравнения. Учитель: Вы правы. Так вот выделяют несколько методов решения задач: арифметический, алгебраический и геометрический. Арифметический метод – это решение задач с помощью выражений или по действиям. Алгебраический – с помощью уравнений, а геометрический – это метод, при котором для решения задач используются графики и чертежи. Геометрический метод мы будем использовать позже. А пока мы решаем задачи арифметическим и алгебраическим методами. Далее, в ходе беседы, дети составляют алгоритм решения текстовых задач.
После того, как алгоритм составлен, учитель зачитывает вредные советы «Как нужно решать задачу». Потом несколько минут отводится на обсуждение этих «советов». 3. Закрепление материала. Учитель: Итак, теперь мы с вами знаем, что такое задача, какими способами ее можно решить и что для этого нужно сделать. Давайте попробуем решить все вместе одну несложную задачу. Задача 1. Три пятых класса собрали 700 кг макулатуры: 5-а – 130 кг, 5-б - в 2раза больше, чем 5-а. Сколько килограммов макулатуры собрал 5-в класс? Мы знаем, что условие задачи можно записать несколькими способами. Мне кажется, что в данном случае наиболее удобна словесная форма записи: 5-а – 130 кг 5-6 – в 2 раза больше 5-в – ? Всего - 700 кг Давайте составим план решения этой задачи:
Молодцы! Теперь нам нужно реализовать наш план и решить задачу. Каким методом мы будем ее решать? Арифметическим? Вы абсолютно правы! Решение:
Ответ: ученики 5в класса собрали 310 кг макулатуры. Вы все правильно решили. Давайте теперь проанализируем, можно ли было решить задачу другим методом? Да, можно. Мы с вами можем составить уравнение, приняв за х вес макулатуры, которую собрали ученики 5в класса. Алгебраический способ решения: Пусть 5 в собрал х кг макулатуры. Составим уравнение: 130 + 130*2 + х = 700; 130+260+х = 700; 390+х = 700; Х=700-390; Х=310. Ответ: ученики 5в класса собрали 310 кг макулатуры.
Для подведения итогов урока, учитель предлагает ученикам еще раз ответить на вопросы(в конце урока учитель обращает внимание детей на то, что на их столах лежат буклеты со всей необходимой информацией по теме урока.):
P.s. Если позволяет время, то можно сформулировать план решения для каждой задачи. |