Скачать 77.47 Kb.
|
Тема: « Компоненты действия сложения». Цель: Ознакомление учащихся с терминами «слагаемое», и «сумма»; закрепление навыков сложения и вычитания. Задачи:
Оборудование: для учителя: кукла, медведь, заяц, белка, еж, цифры на магнитах, магниты, торт, свечи, вазы, цветы, яблоки, конфеты ; для детей: приглашения 3-ех цветов, цветной веер, оценочные листы, цветные карандаши Подготовила: Герасимович Е.В. учитель начальных классов ГУО «Гимназии №1 г. Солигорска», высшая категория Ход урока I. Организационный момент Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок, сегодня мы отправимся на День рождения моей любимой куклы Оли. Она пригласила к себе друзей. Но и про вас она тоже не забыла, она и вам разослала приглашения, но они не простые, а математические, т.к. она очень любит математику. Но, чтобы попасть на День рождение нужно выполнить задание на пригласительных билетах. А ваши правильные ответы и хорошая работа на уроке станут подарком для нашей именинницы. Приглашения 3-ех цветов. На пригласительных билетах написаны неравенства. Дети их решают. (Приложение 1) Проверка – встаньте те дети,
Оценочный лист (Приложение2) Дети разукрашивают на оценочном листе конфетку нужного цвета (игра « Светофор») (Приложение 3) II. Устный счет А вот и первые гости. (Медведь, Заяц, Белочка) (Приложение 4)
Б З М (Отрезок нарисован на пригласительном билете). Проверка – на доске расставить игрушки в нужной последовательности Оценочный лист Дети разукрашивают на оценочном листе конфетку нужного цвета (игра « Светофор») (Приложение 3) Пока ждем остальных гостей, предлагаю поиграть с нашей именинницей. Но т.к. наша именинница любит математику, то и игры у нас будут математические.
Оценочный лист Дети разукрашивают на оценочном листе конфетку нужного цвета (игра « Светофор») (Приложение 3)
На чашках и блюдцах примеры. Нужно найти пары примеров с одинаковыми ответами и раздать их гостям. У гостей цифры с ответами. Цифры: 15, 17, 14 Примеры: 12+2 15-1 17-2 13+2 16+1 15+2 13+3 16-3
У нее на шапочке цифра 9. Поможем ей одеть сапожки. В паре сапожки дают ответ 9. (Цифры держатся за счет бархатной бумаги)
Еще одна игра от именинницы. (Показываю картинку спортсмена, а дети должны повторить действие спортсмена). III. Работа над материалом урока
Цифры: 7,4 Примеры: 5-2 3+4 10-6 В вазе стоял 1 цветок, к нему поставили еще 2 цветка. Сколько цветов стало в вазе? Какая схема подходит к этой задаче? (покажите на веере) (Приложение 11) Схемы на доске (Приложение 8)
1+2=3 3-1=2 3-2=1
Или по другому «слагали». Отсюда и название чисел – «слагаемые», результат – «сумма».
- Как называются компоненты при сложении? В математике для чисел при сложении есть специальные «имена» 1+2=3 Число 1 – первое слагаемое. Число 2 – второе слагаемое. Число 3 – сумма. Запись «1+2» - читается сумма чисел 1 и 2. Таким образом, числа, которые складываются, называются слагаемыми, а результат сложения их суммой.
Давайте проверим, как вы запомнили. Найдите сумму и заполните пустые клеточки. Проверка: назовите первое слагаемое, второе слагаемое, сумму. Оценочный лист Дети разукрашивают на оценочном листе конфетку нужного цвета (игра « Светофор») (Приложение 3)
Прочитайте выражения по-разному. 1+3=4; сумма чисел 1 и 3 равна 4; первое слагаемое 1, второе 3, сумма 4; 1 увеличить на 3; и т.д.
Среди мешков только один с конфетами, причем с одной стороны от него нет мешка в клеточку; а с другой - мешка в полосочку. Найдите, какой мешок с конфетами? Веером цветным показать цвет мешка, в котором спрятаны конфеты. С мешка достаем конфеты и решаем задачу № 2, стр. 24, тетрадь
По рисунку и краткой записи составляем задачу. На одну тарелку кукла Оля положила 3 конфеты, а на вторую на 2 конфеты больше. Сколько конфет на второй тарелке? - Что нужно найти в задаче? - Сколько у нас тарелок? - Что мы знаем про первую тарелку? А про вторую? - А что значит на два больше? (Это столько же и еще 2.) - А в данной задаче, каким числом заменим слово столько же? (Числом 3) Запишите решение этой задачи. Проверка: показать цветным веером решение (оно записано на доске, нужно выбрать правильное) (Приложение 13) Оценочный лист Дети разукрашивают на оценочном листе конфетку нужного цвета (игра «Светофор») (Приложение 3)
Именинница приготовила угощения и спрятала их у нас в кабинете. Найдите виноград, сливу, яблоко, малину.
№3, стр.46, учебник (устно) Впереди едут 2 зайца, а 7 зайцев догоняют. Сколько всего зайцев торопятся на день рождения? Прочитайте выражение, которое подходит к этой задаче (2+7) Измените условие так, чтобы она решалась вторым выражением. (9-2) (На день рождения торопилось 9 зайцев, 2 зайца вырвались вперед. Сколько зайцев их догоняют?) -Какое выражение является суммой? - Назовите первое слагаемое. Второе слагаемое. Сумму.
№3, стр. 24, тетрадь Составляем задачу. У зайцев было 13 редисок для подарка. 10 редисок они связали в пучок. Сколько редисок осталось без пучка? (13-10=3) -Составьте обратную задачу на сложение. На подарок зайцы вяли 10 редисок и связали в пучок и еще 3 редиски осталось. Сколько редисок подарили зайцы кукле? Оценочный лист Дети разукрашивают на оценочном листе конфетку нужного цвета (игра « Светофор») (Приложение 3)
№4, стр. 47, учебник (задание вынести на доску, работаем с цветным веером). Дети показывают ответы на цветном веере, цифры на магните, берем нужную цифру и вставляем в окошко Приложение 14 Оценочный лист Дети разукрашивают на оценочном листе конфетку нужного цвета (игра « Светофор») (Приложение 3)
Вставьте нужные числа в окошки. - Какое число вверху? (10). А внизу? (13). Что нужно сделать, чтобы из меньшего числа получить большее? (прибавить) - Какое число вверху? (14). А внизу? (10). Что нужно сделать, чтобы из большего числа получить меньшее? (вычесть) Проверка: на доске записаны ответы, осуществляется взаимопроверка Оценочный лист Дети разукрашивают на оценочном листе конфетку нужного цвета (игра « Светофор») (Приложение 3)
№5, стр.24, тетрадь. а) Математический диктант - Первое слагаемое 10, второе 2. Чему равна сумма? - Найдите сумму чисел 11 и 4. - Увеличьте 15 на 3. - Первое слагаемое 14, второе 1. Чему равна сумма? - Найдите сумму чисел 17 и 2. - Я задумала число, прибавила к нему 5 и получила 15. Какое число я задумала? б) - Составьте пример, чтобы число 5 было первым слагаемым. - Составьте пример, чтобы число 5 было вторым слагаемым. - Составьте пример так, чтобы число 5 было суммой. Оценочный лист Дети разукрашивают на оценочном листе конфетку нужного цвета (игра « Светофор») (Приложение 3) IV. Подведение итогов. Рефлексия. (Приложение15) - Без какого угощения не обходится ни одно День рождения? (Без именинного торта.) НА торт ставим свечи. Было интересно и все получилось – ЖЕЛТАЯ свеча. Было интересно, но некоторые задания вызвали затруднения – ЗЕЛЕНАЯ свеча. Было скучно – КРАСНАЯ свеча. |