Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 181.63 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.11.2013
Размер181.63 Kb.
ТипЛабораторная работа
100-bal.ru > Математика > Лабораторная работа



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.12
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАДИУСА КРИВИЗНЫ ЛИНЗЫ С ПОМОЩЬЮ КОЛЕЦ НЬЮТОНА

Ознакомьтесь с теорией в конспекте и в учебниках: 1. Трофимова Т.И. Курс физики. Гл. 22, §174; 2. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. Гл. 31,§ 31.3. Запустите программу «Открытая физика 1.1». Выберите «Оптика» и «Кольца Ньютона». Нажмите вверху внутреннего окна кнопку с изображением страницы. Прочитайте краткие теоретические сведения. Необходимое запишите в свой конспект. (Если вы забыли, как работать с системой компьютерного моделирования, прочитайте ВВЕДЕНИЕ стр.5 еще раз).
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

  • Знакомство с моделированием явления интерференции света в тонких плёнках.

  • Изучение интерференции полос равной толщины в схеме колец Ньютона.

  • Определение радиуса кривизны линзы.

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ:

Классическим примером полос равной толщины являются кольца Ньютона. Они наблюдаются при отражении света от воздушного зазора, образованного плоскопараллельной пластинкой и соприкасающейся с ней плосковыпуклой линзой с большим радиусом кривизны (рис.1).



Рис.1
Если на линзу падает пучок монохроматического света, то световые волны, отражённые от верхней и нижней поверхностей воздушной прослойки, будут интерферировать между собой. При этом образуются интерференционные полосы, имеющие форму концентрических светлых и тёмных колец, убывающей ширины.

В отражённом свете оптическая разность хода с учётом потери полуволны будет равна

, (1)

где d- толщина воздушного зазора. Из рис.1 следует, что

. (2)

Учитывая, что d2 является величиной второго порядка малости, то из (2) получим . (3)

Следовательно,

. (4)

В точках, для которых оптическая разность хода равна

, (5)

возникают тёмные кольца. Из формул (4) и (5) радиус k-ого тёмного кольца будет равен

(6)

Формула (6) позволяет определить радиус кривизны линзы

.

Вследствие деформации стекла, а также наличия на стекле пылинок невозможно добиться плотного примыкания линзы и пластины в одной точке. Поэтому при определении радиуса кривизны линзы пользуются другой формулой, в которую входит комбинация из двух значений радиусов интерференционных колец rm и rn, что позволяет исключить возможный зазор в точке контакта линзы и стеклянной пластины:

. (7)

МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ИЗМЕРЕНИЙ

1. Внимательно рассмотрите окно опыта, показанное на рисунке 2, и зарисуйте необходимое в свой конспект лабораторной работы.

2. Зацепите мышью движок регулятора длины волны монохроматического света и установите первое значение длины волны из таблицы 1 для вашей бригады. Аналогичным образом установите первое значение радиуса кривизны линзы R.

ВНИМАНИЕ! Цель работы - проверить соответствие установочного значения радиуса кривизны линзы и рассчитанного по формуле (7).



Рис.2
3. По формуле и указанному значению r1 в правом нижнем прямоугольнике окна опыта рассчитайте значения радиусов 3, 4, 5 и 6-ого тёмных колец Ньютона и запишите эти значения в таблицу 2.

4. По формуле (7) для m1 = 3 и n1 = 5 и m2 = 4 и n2 = 6 рассчитайте радиусы кривизны линзы R1 и R2 и запишите эти значения в табл.2 .

5. Установите мышью вторые значения радиуса кривизны линзы и длины волны из таблицы 1 и выполните измерения п.п. 3 и 4.

6. Проанализируйте полученные результаты и оцените погрешность проведённых измерений.

Таблица 1. Значения длины волны и радиуса кривизны линзы.


Бригады

1, нм

2, нм

R1, см

R2, см

1,5

400

640

50

180

2,6

460

680

70

160

3,7

520

730

90

140

4,8

560

760

110

120


Таблица 2. Результаты измерений и расчетов.


1= _____ R1 = _____

2 = ____ R2 = _____

r3

r5

r4

r6

r3

r5

r4

r6

























=

=

=

=



ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.17
ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЦЕПЯХ ПОСТОЯННОГО ТОКА С КОНДЕНСАТОРОМ
Ознакомьтесь с теорией в конспекте и в учебниках 1. Трофимова Т.И. Курс физики. Гл.11, §94. 2. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. Гл.16, §16.3. Выберите: «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ» и «Конденсаторы в цепях постоянного тока». Нажмите кнопку с изображением страницы во внутреннем окне. Прочитайте теорию и запишите основные сведения в свой конспект лабораторной работы. Закройте окно теории, нажав кнопку с крестом в правом верхнем углу внутреннего окна.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

  • Знакомство с компьютерным моделированием переходных процессов в цепях постоянного тока.

  • Экспериментальное определение ёмкости конденсатора.

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ:

ПЕРЕХОДНЫМ ПРОЦЕССОМ называется процесс перехода от одного установившегося в цепи режима к другому. Примером такого процесса является зарядка и разрядка конденсатора. В ряде случаях законы постоянного тока можно применять и к изменяющимся токам, когда изменение тока происходит не слишком быстро. В этих случаях мгновенное значение силы тока будет практически одно и то же во всех поперечных сечениях цепи. Такие токи называют квазистационарными

РАЗРЯДКА КОНДЕНСАТОРА. Если обкладки заряженного конденсатора ёмкости С замкнуть через сопротивление R, то через это сопротивление потечёт ток. Согласно закону Ома для однородного участка цепи

IR=U,

где I и U – мгновенные значения силы тока в цепи и напряжения на обкладках конденсатора. Учитывая, что и , преобразуем закон Ома к виду

(1)

В этом дифференциальном уравнении переменные разделяются, и после интегрирования получим закон изменения заряда конденсатора со временем

, (2)

где q0 - начальный заряд конденсатора, е - основание натурального логарифма. Произведение RC, имеющее размерность времени, называется время релаксации . Продифференцировав выражение (2) по времени, найдём закон изменения тока:

, (3)

где I0 - сила тока в цепи в момент времени t = 0. Из уравнения (3) видно, что  есть время, за которое сила тока в цепи уменьшается в е раз.

МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ИЗМЕРЕНИЙ:

1.Соберите на рабочей части экрана замкнутую электрическую цепь, показанную на рис. 1

Рис.1

Для этого сначала щёлкните мышью на кнопке э.д.с., расположенной в правой части окна эксперимента. Переместите маркер мыши на рабочую часть экрана, где расположены точки, и щёлкните маркером мыши в виде вытянутого указательного пальца в том месте, где должен быть расположен источник тока. Подведите маркер мыши к движку появившегося регулятора э.д.с., нажмите на левую кнопку мыши, удерживая её в нажатом состоянии, меняйте величину э.д.с. и установите 10 В. Аналогичным образом включите в цепь 4 других источника тока. Суммарная величина э.д.с. батареи должна соответствовать значению, указанному в таблице 1 для вашей бригады. Таким же образом разместите далее на рабочей части экрана 7 ламп Л1-Л7 ( кнопка ), ключ К (кнопка ), вольтметр (кнопка ), амперметр (кнопка ), конденсатор (кнопка ). Все элементы электрической цепи соедините по схеме рис.1 с помощью монтажных проводов (кнопка ).

2. Щёлкните мышью на кнопке «Старт». Должна засветиться лампа Л7, а надпись на кнопке измениться на «Стоп». Курсором мыши замкните ключ К.

3. После установления в цепи стационарного тока ( должны погаснуть лампы Л5 и Л6 и светиться лампы Л1-Л4) запишите показания электроизмерительных приборов. в таблицу 2

4. Нажмите на кнопку «Стоп» и курсором мыши разомкните ключ К.

5. Двумя короткими щелчками мыши на кнопке «Старт» запустите и остановите процесс разрядки конденсатора. Показания амперметра будут соответствовать начальному току разрядки конденсатора I0. Запишите это значение в таблицу 3.

6. Вновь замкните ключ, зарядите конденсатор и повторите п.п. 5,6 ещё 4 раза.

7. Для каждого опыта рассчитайте I= I0/2,7- силу тока, которая должна быть в цепи разрядки конденсатора через время релаксации  и запишите эти значения в таблицу 3.

8. При разомкнутом ключе нажатием кнопки «Старт» запустите процесс разрядки конденсатора и одновременно включите секундомер.

9. Внимательно наблюдайте за изменением показаний амперметра в процессе разрядки конденсатора. Остановите секундомер и синхронно нажмите кнопку «Стоп» при показании амперметра, равном или близким к I. Запишите это значение времени 1 в таблицу 3.

10. Проделайте опыты п.п.8, 9 ещё 4 раза.
Таблица 1. Суммарное значение э.д.с. батареи 5 источников тока.


Бригада

1

2

3

4

5

6

7

8

Э.д.с.,В

50

49

48

47

46

45

44

43



Таблица 2. Определение сопротивления лампы.


I, А

U, В

R, Ом











Таблица 3. Результаты измерений и расчётов.


Номер

опыта

1

2

3

4

5

Среднее

значение

I0, А



















I, А



















, с



















C, Ф





















ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

1.По закону Ома для участка цепи Л1-Л4: и результатам измерений, приведённым в таблице 2, определите сопротивление одной лампы.

2. По формуле (при разрядке конденсатора квазистационарный ток протекает по 6 последовательно соединённым лампам) определите ёмкость конденсатора и запишите эти значения в таблицу 3.

3. Рассчитайте погрешности измерений и сформулируйте выводы по результатам проделанной работы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.7
ПОЛИТРОПИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Ознакомьтесь с теорией в конспекте и в учебниках 1. Трофимова Т.И. Курс физики. Гл.9, §55. 2. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. Гл.9, §9.6. Выберите «Термодинамика и молекулярная физика» и «Работа газа». Нажмите кнопку с изображением страницы во внутреннем окне. Прочитайте теорию и запишите основные сведения в свой конспект лабораторной работы. Закройте окно теории, нажав кнопку с крестом в правом верхнем углу внутреннего окна.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

  • Ознакомление с основами анализа и моделирования термодинамических процессов в идеальных газах.

  • Определение молярной теплоёмкости в политропических процессах идеального газа.

  • Определение показателя адиабаты и работы газа в политропическом процессе.



КРАТКАЯ ТЕОРИЯ:

ПОЛИТРОПНЫМ называется процесс, в котором молярная теплоёмкость С остаётся постоянной. Уравнение политропического процесса имеет вид:

рV n = const , (1)

где n = . (2)

МОЛЯРНОЙ ТЕПЛОЁМКОСТЬЮ называется физическая величина С, численно равная теплоте , которую нужно сообщить одному молю вещества для изменения его температуры на 1К в рассматриваемом термодинамическом процессе:

С = , (3) (M- молярная масса, m- масса газа).

Выражение (3) теперь можно записать в форме

. (4)

или в интегральной форме .

Таким образом, если количество тепла, полученное в некотором термодинамическом процессе 12 при m = const, прямо пропорционально разности температур , то теплоёмкость газа постоянна и процесс является политропическим.

.

ПЕРВЫЙ ЗАКОН ТЕРМОДИНАМИКИ для любого равновесного процесса изменения состояния идеального газа имеет вид

. (5)

Тогда из уравнения (5) имеем: C = Cv + . (6)

Связь между объёмом газа и его температурой в политропном процессе можно найти из выражения (1) и уравнения Клапейрона – Менделеева

:

.

Дифференцируя последнее выражение, получим:
,
.
Тогда уравнение (6) примет вид:

.

Учитывая, что , где показатель адиабаты, получим:

.

или . (7)

Таким образом, если термодинамический процесс идеального газа действительно является политропным, т.е. молярная теплоёмкость в ходе процесса не изменяется, то её величина рассчитывается по формуле (7).

В настоящей работе используется модель одноатомного газа (i =3), поэтому в политропных процессах при n = 1 согласно выражению (7) молярная теплоёмкость С должна быть равна 16,6 Дж/мольК, а при n = 2, C = 15,2 Дж/мольК.

Частными случаями политропного процесса являются:

изотермический: n = 1, C =  ;

изобарический: n = 0, C = Cp;

изохорический: n = , С = Сv;

4) адиабатический: n = , где  = , С = 0.

МЕТОДИКА И ПОРЯДОК ИЗМЕРЕНИЙ:


В прямоугольном окошке «Функция» нажмите маркером мыши кнопку «Прямая».

Подведите маркер мыши к выделенной левой точке графика р = f(V) на экране монитора, нажмите левую кнопку мыши, и, удерживая её в нажатом состоянии, переместите начало графика в точку с координатами (Р1,V11), взятыми из таблицы 1 для вашей бригады.

Аналогичным образом переместите выделенную крайнюю правую точку графика в точку с координатами (Р20, V20).

На мониторе щёлкните мышью кнопкув верхнем ряду кнопок, а в

нижней части экрана кнопку «СТАРТ».

Нажмите два раза кнопку  в верхнем ряду кнопок и запишите в первый столбец таблицы 2 значения Q и Т.

Последовательно повторяя действия п.5 20 раз, заполните таблицу 2.

В прямоугольном окошке «Функция» нажмите маркером мыши кнопку «Парабола», проделайте измерения п.п. 2-6 и запишите результаты опытов в табл.3.

В прямоугольном окошке «Функция» нажмите маркером мыши кнопку «Экспонента», проделайте измерения п.п. 2-6 и запишите результаты опытов в табл.4.

ТАБЛИЦА 1. Начальные и конечные параметры для трёх термодинамических процессов


Бригада

1

2

3

4

5

6

7

8

Р1, кПа

100

90

80

70

60

50

40

30

Р20, кПа

300

290

280

270

260

250

240

230

V1, дм3

10

10

10

10

10

10

10

10

V20, дм3

50

50

50

50

50

50

50

50

Т1, К

124

111

99

86

74

62

49

37

ТАБЛИЦЫ 2,3,4. Результаты измерений температуры и количества выделения тепла в ходе термодинамического процесса расширения газа

Табл.2, функция «прямая»

Табл.3, функция «парабола»

Табл.4, функция «экспонента»


№ опыта (i)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ti































Ti-T1































Q































№ опыта (i)

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ti































Ti-T1



































































ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЁТА

1.Вычислите и запишите во вторую строку таблиц 2, 3, 4 разности температур TiT1.

3. На миллиметровой бумаге или на листе в клетку формата А4 постройте по экспериментальным точкам графики в виде линейной зависимости от разности температур TiT1 для трёх исследуемых процессов. (Каждый график на отдельном листе!).

4. По тангенсу угла наклона прямой линии графика к оси разности температур, используя формулу , определите молярную теплоёмкость политропического процесса и сравните её с теоретическим значением, рассчитанным по формуле (7).

5. Рссчитайте работу газа в этих процессах по формуле



и сравните эти значения со значениями, указанными в нижнем окне монитора при p20 и V20 .

Проанализируйте полученные результаты , сделайте оценку погрешности измерений.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск