Скачать 52.28 Kb.
|
Молекулярная физика 10 класс ГАОУ СПО «БМК» Ростовская Т.А. ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА: "ИЗОПРОЦЕССЫ: ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ, ИЗОБАРНЫЙ И ИЗОХОРНЫЙ" Цель урока: выяснение условий выполнения изопроцессов; выяснение теоретической зависимости трех макроскопических параметров; практическое доказательство этих параметров. Тип урока: изучение нового материала Задачи урока:
2. Воспитательная:
3. Развивающая:
Занятие проходит в компьютерном классе.Оборудование к уроку:ТСО: ПК, проектор, экран; тесты и виртуальная лабораторная работа на компьютерах, видеофильмы и презентация. Ход урока: 1. Организация урока – 1 мин. 2. Постановка цели и задач урока - 2 мин. 3. Мотивация мысленной деятельности учащихся - 10 мин. 4. Объяснение нового материала -15 мин.
5. Опытная проверка газового закона. Виртуальная лабораторная работа – 10 мин. 6. Обобщение полученных знаний – 6 мин. 7. Задание на дом -1 мин. Этапы урока
Вопросы:
Изопроцессы - процессы изменения состояния газов так, что один из трех макроскопических параметров (объем, давление, температура) остается постоянным, а два других параметра при этом изменяются. а) Изотермический процесс- процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянной температуре (m=const, T=const). Из уравнения Менделеева-Клайперона следует закон Бойля-Мариотта PV=CONST=m/V*RT. Это означает, что произведение начального давления Р1 на его первоначальный объем равно произведению этих параметров P2*V2 в произвольной момент времени P1*V1=P2*V2или P1/P2=V2/V1 следовательно Р ~ 1/V график- гипербола, название - изотерма. (Слайды из презентации, видеофрагмент). б)Изобарный процесс - процесс изменения состояния определенной массы газа при постоянном давлении (m=const, P=const).Из уравнения Менделеева - Клайперона следует закон Гей-Люссака. V/T=const=mR/MP-это означает, что отношение первоначального объема газа к его температуре Т1 равно отношению этих параметров V2/T2 в произвольный момент времени. V1/T1=V2/T2 или V1*T2=V2*T1 следует V~T. График - прямая, название - изобара. (Слайды из презентации, видеофрагмент). в) Изохорный процесс - процесс изменения состояния определенной массы при постоянном объеме(m=CONST, V= CONST). Из уравнения Менделеева - Клайперона следует закон Шарля Р/Т=const=mR/MV - это означает, что отношение первоначального давления газа Р1 к его температуре равно отношению этих параметров Р2, Т2- в произвольный момент времени Р1/Т1=Р2/Т2 или Р1*Т2=Р2*Т1 следует Р~Т. График - прямая, название- изохора. (Слайды из презентации, видеофрагмент).
Форма организации - парная. На рабочем столе ПК находятся оборудование и средства измерения: стеклянная трубка, запаянная с одного конца, цилиндрический сосуд (слева), стакан с водой комнатной температуры (справа), пластилин, термометр, линейка, спиртовка. Термометр в исходном состоянии показывает температуру окружающего воздуха. Записывают его показания и заносят в таблицу, имеющуюся в данной работе. Эксперимент проводится следующим образом. Помещают термометр в цилиндрический сосуд для измерения температуры воды t1. Затем подогревают цилиндрический сосуд с помощью спиртовки, поместив спиртовку под цилиндрический сосуд. После нагревания воды до нужной температуры спиртовку возвращают на место. Результаты измерения температуры воды t1 заносят в таблицу, а термометр возвращают на место. Измеряют с помощью линейки длину l1 стеклянной трубки и после помещения результата измерения в таблицу помещают ее, открытым концом вверх, в цилиндрический сосуд с горячей водой и закрывают пластилином верхний открытый конец трубки. Затем вынимают трубку из сосуда с горячей водой и замазанным пластилином концом, помещают ее в стакан с водой комнатной температуры. После этого снимают под водой пластилин и ждут, пока воздух в трубке охладится до комнатной температуры. Когда уровни воды в трубке и стакане выровняются, измеряют длину l2 воздушного столба в трубке и результаты измерения заносят в таблицу. Проведя несколько экспериментов, учащиеся приходят к выводу, что V1/Т1=V2/Т2= … =Vn/Тn и убеждаются в справедливости закона Гей-Люссака.
Рефлексия:
Учитель благодарит всех за урок. |