Часто уроки математики не дают убедительного ответа на вопрос: «Зачем всё это нужно?» Здесь, видимо, должна решаться важная методическая проблема сближения школьных методов решения учебных задач с методами, применяемыми на практике; необходимо раскрытие особенностей прикладной математики, её воспитательных функций. На уроках математики необходимо на доступном для учащихся языке обеспечивать действительные взаимосвязи содержания математики с окружающим миром, рекомендовать применение отдельных тем в смежных науках, в профессиональной деятельности, в производстве и в быту. Показателем глубины усвоения материала является умение самими учениками составить задачу по данной теме. Важным моментом здесь является апелляция к жизненному опыту учащихся. Такой приём действует безотказно почти на всех учеников для создания мотивации к самостоятельным действиям по составлению задач. Важно то, что учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности. Представленный конспект урока показывает, как можно организовать работу над описанными проблемами на практике.
Урок математики в 6 классе по теме: «Проценты»
Цель урока: формировать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Проценты», умений решать задачи на проценты двух типов , умений самостоятельно составлять задачи.
Оборудование: интерактивная доска с программой Smart Notebook.
Ход урока
Содержание урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
|
| Перед определением темы и цели урока предлагает послушать сказку про хитрого короля (приложение 1).
После прочтения сказки задает вопрос.
-Как вы думаете, ребята, кто кого перехитрил?
- -почему королю удалось перехитрить гвардейцев? (Слайд 1)
Чтобы вы не оказались в подобной ситуации, вы должны уметь разбираться в процентах
Итак, вы уже, наверно, догадались, что тема наш урока - проценты. -а что вы уже знаете о процентах?
-как вы думаете, вы всё знаете о процентах?
-зачем нужны проценты? Проценты нужны только на уроке математики?
-где в жизни можно встретиться с процентами?
-давайте попробуем сказать, так что мы сегодня на уроке должны сделать(Слайд 2)
| Король гвардейцев
Гвардейцы плохо разбираются в процентах
Уметь хорошо разбираться в процентах, решать задачи на проценты
О процентах
Что такое процент. Решать задачи на проценты.
Чтобы решать задачи
Нет
Банковские вклады, налоги, скидки на товары… Учащиеся формулируют цели урока
| Устная работа
|
|
1)Вспомните, что такое процент(Слайд 3)
2) назовите 1% метра, 1% рубля, (слайд 4)
3)Представьте процент в виде дроби
10%, 25%, 12,7%, 50%, 150%(слайд 5)
4) найдите дробь от числа
5) найдите число по дроби(слайд 6)
| Работают с интерактивными средствами.
|
| На днях в районной газете «Колос» я встретила заметку (слайд 7)
Предлагаю вам обратить внимание на последнее предложение в этой статье
Какой вопрос возникает (может возникнуть ) после его прочтения ?
Можно сейчас ответить на эти вопросы без дополнительных данных?
Если я вам скажу, что 1кг сахара стоил в прошлом году 40 руб, на какой вопрос мы сможем ответить?
Итак, давайте попробуем сформулировать задачу и решить её. Сформулируем задание на математическом языке. Что нужно найти?
Решим эту задачу .(слайд 8)
Решите эту задачу другим способом?
|
Сколько стоит …сейчас или сколько стоило в прошлом году? Нет
Сколько стоит 1 кг сахара сейчас.
В прошлом году кг сахара стоил 40р.Сколько стоит кг сахара в настоящее время? Процент от числа.
100%+12.7%=112,7%=1,127
40*1,127=45,08
|
| Вчера зашла в магазин и увидела, что литр молока стоит30 руб. Н а какой вопрос сможем ответить?
Сформулируем задачу.
Сформулируем задачу на математическом языке. Что нужно найти?
Решим эту задачу.(слайд 9) Решите эту задачу другим способом?
| Сколько стоил литр молока в прошлом году?
С прошлого года литр молока подорожал на 50% и стоит сейчас 30 руб.Сколько стоил литр молока в прошлом году? Число по его проценту.
100%+50%=150%=1,5
30:1,5=20
| Двум своим постоянным клиентам Иванову и Петрову сотовая компания предложила одну из скидок :
25 % на звонки в другие регионы или
10% на мобильный Интернет.
Клиент Иванов выбрал первый вид скидки и заплатил 150 руб.
Клиент Петров выбрал второй вид скидки, а до скидки платил 480 руб.
Для кого выбранная скидка оказалась более выгодной?
| Итак ребята, наша задача, -не просто научиться решать задачи , а разобраться в процентах так, чтобы любую задачу, которая вам встретится в жизни, связанную с процентами, вы могли решить.
Рассмотрим такую ситуацию. Сейчас мы не представляем себе жизни без телефона. Но за разговоры надо платить, но платить так, чтобы было выгодно. Вот и разрешим сейчас следующую проблему.
К какому типу относится эта задача?
Каким способом её можно решить? легче решить?
|
|
|
|
|
| Молодцы ребята. Итак , вы постарались уже по заданной теме составить обратную задачу.
Ребята, а как вы думаете, авторы учебника умеют решать задачи? Хорошо умеют? А почему?
Самое сложное в математике и самое интересное- это самим составлять задачи.
Я хочу предложить вы побывать в роли авторов.
Предлагаю вам самим составить задачи.
Чтобы вам было легче работать, предлагаю объединиться в пары.
Задание по типам по рядам.
Но пусть эти задачи будут связаны с нашей повседневной жизнью.
Если кому-то трудно сразу придумать тему, я предлагаю обратиться к картинкам. Может быть какая –то из них натолкнет вас на мысль.
После того, как вы придумаете задачу , вы можете представить её классу.
И чтобы ваш труд не пропал даром, я предлагаю составить сборник задач 6 класса.
Постарайтесь составить такую задачу, чтобы данные задачи были близки к реальности.
|
Да
Они их составляют
Дети составляют задачи, учитель консультирует
|
| Наш урок подходит к концу. Какая цель у нас была на уроке? Достигли мы её? Какая из задач вам особенно понравилась? Я попрошу вас дома посмотреть данные ваших задач и оформить задачи на слайдах. Каждая задача-1 слайд. И после того, как соберем слайды,создадим презентацию задач по теме «Проценты в нашей жизни».
|
|
|
|
| Приложение 1.
Один хитрый и жадный король созвал свою гвардию и торжественно заявил: «Гвардейцы! Вы славно служите мне ! Я решил вас наградить и повысить каждому месячное жалованье на 20%!»
«Ура» -закричали гвардейцы.
«Но,-сказал король,-только на один месяц. А потом я его уменьшу на те же самые 20%. Согласны?»
« А чего же не согласиться ?-удивились гвардейцы.-Пусть хоть на 1 месяц!»
Так и был решено.Прошел месяц. Все были довольны.
«Вот здорово.-говорил старый гвардеец.-Раньше я получал жалованье 200$, а в этом месяце получил 240$! Да здравствует наш король!»
Прошел ещё месяц и получил наш гвардеец жалованье 192$
«Как же так? –заволновался он.-Ведь если сначала на 20 % увеличить жалованье, а потом его уменьшить на те же самые 20%, то оно же должно остаться прежним!»
«Вовсе нет,-объяснил мудрый звездочет. Повышение твоего жалованья составляло 20 % от 200 $, а понижение составляло 20% от 240$»
Погрустили гвардейцы, но делать нечего, -ведь сами согласились. И вот решили они обхитрить короля. Пошли они к королю и сказали: «Ваше величество! Давайте сделаем наоборот: Вы сначала понизите нам жалованье на 20%, а потом увеличите его на те же 20%»
«Ну что,-ответил король.-Ваша просьба логична. Пусть будет по вашему!» |