Скачать 155.62 Kb.
|
Комитет образования администрации Балаковского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» (МОУ «СОШ №5») План-конспект урока в 5 «А» классе на тему: «Уравнение» Выполнила учитель математики МОУ «СОШ №5» Куртушан Ольга Валерьевна 2011г. Тема: Уравнение Тип урока: комбинированный Вид урока: смешанный Методы обучения: диалогический, эвристический. Методы преподавания: объяснительный, стимулирующий, побуждающий. Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый. Оборудование: презентация к уроку (компьютер, проектор), карточки. Цели: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Структура урока
Ход урока
1.Мотивационный момент урока Слайд 1, 2 Разгадайте анаграмму и определите, какое слово лишнее. Что связывает оставшиеся слова между собой? зачада гукр варунение извененоест Ответ: задача, круг, уравнение, неизвестная. Лишнее слово – круг – геометрическая фигура, остальные слова не являются названиями геометрических фигур. Связь между оставшимися словами следующая: условие задачи содержит неизвестную величину, значение которой нужно определить, уравнение тоже содержит неизвестную величину; многие задачи решают, составляя по условию уравнение. На уроках математики вы действительно учитесь решать задачи, в том числе и при помощи составления уравнения. Уравнения у вас могут получиться самые разные, поэтому так важно умение решать любые уравнения. 2. Постановка цели и задач урока. - Кто может сформулировать тему нашего урока? - Какие учебные задачи мы можем поставить на урок? (записать варианты ответов учащихся на откидной доске) Слайд 3. Девиз урока: «Дорогу осилит идущий, а математику – мыслящий”. 2. Актуализация знаний учащихся. Устный счет 2.1. Два ученика вызываются к доске и решают простые уравнения по карточкам, записывая на доске только ответ:
2.2. Остальные учащиеся в это время по цепочке выполняют задание, Слайд 4. Вычисли удобным способом 1 ) 28+ (72+51) А 2) 65 + (4+35) Е 3) 5112-(300+4112) Р 4) (949+345) -849 Н 5) 123 - (30+ 23) О 6) (145+28)-45 В 7) 25 +(43+75) С 8) 57 - (10+27) Т Слайд 5. Проверь себя
Какое равенство называется уравнением? Какие свойства вы использовали? Запишите номера выражений в соответствии с выбранными свойствами в три столбика Слайд 6. Свойства сложения и вычитания натуральных чисел
Слайд 7 Проверь себя
Сформулируйте свойства 2.3. Проверка работы по карточкам Слайд 8, 9. Взаимопроверка
Проверьте решение ребят на доске (1 вариант проверяет 1 столбик, 2 вариант – 2). Затем учитель задает вопросы: - Назовите номера уравнений, в которых надо найти слагаемое? - в каких уравнениях неизвестно уменьшаемое? - в каких уравнениях надо найти вычитаемое? Слайд 10. Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое?
Повторяются правила нахождения этих компонентов Слайд 11. Соотнесите части определений в левой части с частями определений в правой части
3. Изучение нового материала Что ещё может быть нового в решении уравнений? Предлагаю вам следующую задачу 1) Я задумала число, к этому числу прибавила 13 и получила 21. Какое число я задумала? Учащиеся дают ответ. Решение этой задачи можно оформить уравнением. Уравнение записывается на доске x + 13 = 21 x = 8 2) Давайте усложним задачу: Я задумала число, к этому числу прибавила 13 и вычла 5. Получилось 21. Какое число я задумала? Как вы предлагаете решить задачу? Я предлагаю, как и в предыдущей задаче обозначить неизвестное число за Х и составить уравнение, последовательно выполняя указанные действия. Вместе с учителем записывается на доске уравнение, предложенное учащимися (x +13) – 5 = 21 Решим уравнение: 1 способ назовите уменьшаемое в этом уравнении. назовите вычитаемое, что неизвестно? Подчеркните уменьшаемое (x +13) – 5 = 21 Как найти неизвестное уменьшаемое? x +13 = 21 + 5 x +13 = 26 что теперь неизвестно? Как найти неизвестное слагаемое? x = 26 – 13 x = 13 сделаем проверку 13+13 – 5 = 21 21 = 21 (Ответ: x = 13.) Как мы решали данное уравнение. Слайд 12. Составим алгоритм:
2 способ - Это же уравнение можно решить другим способом, применяя свойства сложения и вычитания. В данном случае – вычитания числа из суммы. (x +13) – 5 = 21 Применим свойство вычитание числа из суммы. x + (13 – 5) = 21 x + 8 = 21 что теперь неизвестно? Как найти неизвестное слагаемое? x = 21 – 8 x = 13 сделаем проверку 13+13 – 5 = 21 21 = 21 (Ответ: x = 13.) Как мы решали данное уравнение. Слайд 13. Составим алгоритм решения уравнения другим способом:
ФИЗМИНУТКА 4. Тренировочные упражнения 4.1. Решение уравнений 4.1.1 Коллективная работа стр.61, № 375 - Прочитайте внимательно объяснение. Решим двумя способами данные уравнения.
Прибавление числа к сумме.
Вычитание числа из суммы.
4.1.2 Самостоятельная работа Выбрав удобный для вас способ, решите данные уравнения (на выбор учащийся выбирает одно задание) (стр.61, № 376 (а, б, в)).
Слайд 14, 15, 16 Самопроверка 4.2. Работа над задачей 4.2.1 Коллективная работа.Стр.61. № 377 (в) в) В бензобак, где был бензин, перед поездкой долили еще 39 л. Во время поездки было израсходовано 43 л бензина, после чего в бензобаке осталось 27 л. Сколько литров бензина было в бензобаке первоначально? Прочитайте задачу. - О чем говорится в задаче? - Сколько бензина долили? - Сколько бензина израсходовали? - Сколько бензина осталось в бензобаке? - Что нужно узнать в задаче? Каким способом можно решить задачу? (алгебраическим способом), Какой способ решения задач называется алгебраическим? (с помощью уравнения) Что следует обозначить буквой? Пусть в бензобаке первоначально было x л бензина. После того как долили 39 л, его стало x + 39. После того как 43 л израсходовали, осталось (x + 39) – 43. А по условию осталось 27 л. Значит, можем составить уравнение: (x + 39) – 43 = 27 x + 39 = 27 + 43 x + 39 = 70 x = 70 – 39 x = 31 (л) (В бензобаке первоначально был 31 литр бензина.) 4.2.2. Самостоятельная работа после коллективного разбора Стр.61. № 377 (г) г) В ателье было 60 м ткани. Из нее сшили платья, еще 16 м израсходовали на детские костюмы, после чего осталось 20 м этой ткани. Сколько метров ткани пошло на платья прочитайте следующую задачу - о чем в ней говорится? - что обозначим через x. Слайд 17 Проверьте себя: получилось уравнение x + 16 +20 = 60 Слайд 18 Решение уравнения
5. Решение комбинаторной задачи 5.1.Мотивация деятельности учащихся: Слайд 19. Эпизод из жизни М.Ю.Лермонтова: – Задумайте какое угодно число, и я с помощью простых арифметических действий определю его, – предложил М.Ю.Лермонтов. – Хорошо, я задумал, – сказал один из стоявших вокруг него офицеров… – Благоволите прибавить к нему еще 25. Теперь не угодно ли прибавить еще 125? Засим вычтите 38. Еще вычтите число, которое вы задумали сначала. Теперь остаток умножьте на 5. Засим полученное число разделите на 2. Теперь посмотрим, что у вас должно получиться. Если не ошибаюсь, число 280?. Офицер даже привскочил, так поразила его точность вычисления: – Да, совершенно верно. На чем основан фокус? 5.2.Решение комбинаторной задачи (стр.57 № 356) - Прочитайте задачу. - Что вы можете о ней сказать? Из какого раздела математики эта задача? - Сколько существует вариантов выбора первой цифры? (5) - Поясните, почему? После того как первая цифра выбрана, сколько вариантов выбора второй цифры имеет каждая первая? (4) - Сколько же различных двузначных чисел можно составить? (5 4 = 20). - Прочитайте второй вопрос в задаче. - Предложите решение этой задачи (учащиеся: начало объяснения задачи будет таким же) - Сколько же трехзначных чисел можно составить? (5 4 3 = 60). 6. Подведение итогов урока Какие цели вы поставили на урок? (обратиться к записям на откидной доске) Достигли вы цели, поставленной для себя на уроке? 7. Выставление оценок за урок 8. Домашнее задание. Инструктаж по выполнению домашнего задания Стр.64 № 396, стр. 65 № 377 б Поставьте цель выполнения домашнего задания Цель: - закрепить знания учащихся при решении усложненных уравнений (№ 396) - уметь решать задачи с помощью составления уравнения, алгебраическим способом (377б) |